Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анализ результатов эмпирического исследования роли матери в формировании готовности девочки к материнству





Полный перечень результатов анкетирования может быть представлен по запросу комиссии в виде приложения №2. Далее мы рассмотрим и проанализируем ответы на вопросы анкеты, интересующие нас в отдельности, а затем, в выводах по главе 2, постараемся сопоставить их друг с другом с целью выявления определенных характерных закономерностей и наметившихся ценностных и поведенческих тенденций у современных матерей.

Рис.2
Возраст участниц, согласно результатам анкетирования, варьируется от 19 до 50 лет.

Семейное положение женщин, принявших участие в анкетировании, преимущественно «замужем» - 72,4%. 13,8% участниц не замужем, в гражданском браке состоят 8,6% и 5,2% опрошенных женщин разведены.

Рис.3

Рис.4
Участницы в основном растят одного ребёнка: 74,1% (31% - мамы девочки, 43,1% - мамы мальчика) (Рис.4), хотя большинство анкетируемых, 81% женщин, имели братьев или сестёр (Рис.5).

Рис.5

Рис.6
Надыиндивидуальный уровень семей участниц анкетирования прослеживается из результатов вопроса №6 («Вы росли в полной семье?»). 79,3% ответили утвердительно.

Рис.7
Результаты ответов на вопрос №7 отражают оценку женщинами возраста, когда они впервые задумались о желании иметь ребёнка, что может свидетельствовать о возрасте первичной психологической готовности к материнству. Большинство анкетируемых, 41,4% женщин, задумались о материнстве после 18 лет; 19% участниц считают, что это произошло в школьном возрасте; 15,5% женщин – после 25 лет и такое же количество участниц специально над данным вопросом не задумывались; у 5,2% участниц мысль о материнстве впервые возникла в возрасте раньше 7 лет. И всего 3,4% женщин подумали о материнстве уже после 30 лет.



Рис.8
Подготовка к беременности и материнству участниц показывает, насколько ответственно они относились к зачатию ребёнка. Всего 32,1% женщин проходили медицинское обследование до беременности. Во время беременности наблюдение врачей проходили уже 73,2% (интересно, что 26,8% не сочли необходимым контролировать своё здоровье в период вынашивания плода). 66,1% женщин изучали вспомогательную литературу по данному вопросу; 41,1% соблюдали принципы рационального питания (менее половины опрошенных!); 21,4% посещали специальные курсы по подготовке к родам. И 16,1% женщин не готовились совсем.

Интересна вариативность возможной интерпретации результатов по вопросу №9 («Испытывали ли вы страх перед родами в течение беременности?»). Утвердительный ответ, отмеченный у 72,7% женщин, с одной стороны, может оцениваться как адекватность оценки потенциального риска осложнений при родах, а с другой, как недостаточная психологическая готовность к материнству. Однако последнее предположение, с нашей точки зрения, мало соответствует действительности, так как уровень социальной жизни участниц, как далее будет отмечено, в среднем не очень высокий. Значит, участницы могли беспокоиться о качестве оказанных им при родах акушерских пособий, с чем и был связан их страх. Стоит также упомянуть факт изменения гормонального фона женщин во время беременности, которое можно расценить как причину подобной тревожности. Столь же двойственной может быть и оценка отрицательного ответа на данный вопрос (27,3%), так как, с одной стороны, можно говорить о достаточной психологической готовности женщины, а с другой, - о несерьезном отношении к материнству. См. Рис.9, приведенный ниже.

Рис.9

Рис.10
На вопрос об отношении семьи родственников отца и матери к появлению ребёнка 87% ответили, что позитивное, 9,3% участниц, что нейтральное, и 3,7% - что негативное.

Результаты ответов на вопрос №11 отражают показатели осведомлённости женщин о влиянии неблагоприятных факторов на течение и исход беременности, что показывает уровень медицинской грамотности участниц анкетирования. Поздний или незрелый возраст матери неблагоприятным фактором считают всего 46,6%. Употребление в пищу вредных добавок, консервантов, фастфуда, жареных, жирных и острых блюд неблагоприятным считает 41,1% опрошенных женщин. Негативное влиянине вредных привычек (курения и употребления алкогольных напитков) отмечают практически все участницы – 91,4%. Отсутствие физических упражнений как неблагоприятный фактор отметили 27,6% женщин. Стресс – 82,8%. Влияние экологии – 48,3%. Употребление лекарств – 55,2%. Отсутствие режима сна и отдыха – 41,4%. Тяжелые физические нагрузки по дому или на работе – 67,2%. 1,7% участников отрицают влияние внешних неблагоприятных факторов.

Рис.11

Рис.12
Социальные условия семей участниц в основном благополучные – 75,4% опрошенных; 21,1% женщин утверждают, что удовлетворительные. 3,5% называют условия своей жизни превосходными, и ни одна участница не отметила вариант ответа «нуждаемся в социальной поддержке».

Рис.13
Результаты ответов на вопрос №13 («Как вы считаете, важны ли социальные условия для рождения ребенка?») отражают ценностные ориентиры женщин, позволяющие судить об их жизненных приоритетах, которые они, скорее всего, передадут своим детям посредством воспитания. 60,3% женщин считают, что для рождения ребенка необходимы хотя бы минимально комфортные условия для проживания; 27,6% женщин утверждают, что сначала нужно обеспечить финансовое благополучие будущего ребёнка, а потом думать о беременности. 6,9% считают, что главное вовремя родить и 5,2% об этом не задумывались.

Большинство участниц анкетирования (53,6%) оценивают свое здоровье до беременности, как нормальное, но признают, что не отличаются крепким здоровьем в целом. 26,8% женщин, по их словам, совершенно здоровы. И 19,7% еще до беременности имели хронические заболевания (в графе «другое», отмеченной зеленым цветом на круговой диаграмме Рис.14, некоторые участницы привели конкретные заболевания, т.о. эти данные прибавляются к основной цифре 14,3%).

Рис.14

Рис.15
Благодаря результатам ответов участниц на вопрос №15 мы можем судить о том, какого отношение анкетируемых женщин к отцовству и принижают ли они его роль в контексте семейных взаимоотношений. 58,6% женщин утверждают, что отец в первую очередь обеспечивает финансовое благополучие семьи. Такое же количество женщин уверены, что он участвует в воспитании и образовании ребенка, но по-своему, поскольку существует особая специфика отцовства. 51,7% женщин считают обязанности отца и матери равными, считают, что родители должны быть взаимозаменяемы в семье. Интересно, что с утверждением об особой специфике отцовства согласны 58,6% женщин, а с тем, что обязанности отца и матери равны, - 51,7%. Получается, что кто-то из участников согласен и с тем, и с другим. И 50% женщин говорят, что отец прежде всего должен любить маму и детей.

Результаты ответов на вопрос №16, отражающий отношение женщин к роли матери, приведен ниже на Рис.16. «Она должна уметь приласкать и пожалеть» - 82,5%. «Должна быть строгой, чтобы ребенок не вырос избалованным» - 42,1%. «Должна формировать уважительное отношение к отцу» - 54,4%. Почему же остальные 45,6% думают иначе? Отец ребёнка для этих женщин – второстепенная фигура в жизни семьи? Может быть, его роль ограничивается как раз лишь обеспечением финансового благополучия ребёнка, как ответили 58,6% женщин в предыдущем вопросе. «Должна много заниматься с малышом развивающими играми, соответствующими возрасту» - 89,5%. «Должна участвовать в финансовом благополучии ребенка» - 29,8%. «Должна обучать способам гигиены, правилам поведения в общественных местах и среди сверстников» - 91,2%.

Рис.16


 

Выводы по главе 2:

 


6)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


 

Список использованной литературы:

1. Алифиренко О.В. Воспитание культуры отношения к материнству у студентов // Дис. канд. пед. наук. Москва, 2009.-212 с.

2. Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. Под ред. В.Л.Иноземцева. М.: Логос, 2002.- 390 с.

3. Брутман А. Я, Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. 2000. - №2. - с. 79 - 87.

4. Брутман, В.И., Варга, А.Я., Сидорова, В.Ю., Хамитова, И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения, //Семейная психология и семейная психотерапия, 1999.

5. Варга. А.Я. Структура и типы родительских отношений // Дисс. .канд. психол. наук. М., 1986. - 206 с.

6. Васягина Н.Н. Субъективное становление матери в современном социокультурном пространстве России : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.07. Екатеринбург, 2011. – 46 с.

7. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери / Пер. с англ. Н.М. Падалко. М.: Класс, 1998. - 120 с.

8. Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Кротова Т.В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 256 с.

9. Исенина Е.И. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери // Журнал практического психолога. 2003. - № 4-5. - с. 49-63.

10. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России // Социс. - 2000. - №10. – С. 27 – 35.

11. Коняева H.A. Формирование материнского поведения в условиях социально-культурной деятельности // Дис. канд. пед. наук. Москва, 2005.-227 с.

12. Мухина B.C. Проблема материнства и ментальности женщин в местах лишения свободы // Развитие личности. - 2003. - №1. - с. 141-154.

13. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для вузов. М.: Академия, 2000. - 456 с.

14. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. -М.: Ин-т психотерапии, 2003. 315 с.

15. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496

16. Рамих, В.А. Материнство как социокультурный феномен. дис. . д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 1997.

17. Рудова Н.а воспитания ценностного отношения к материнству // Дис. Канд. Пед. Наук. СПб, 2009. – 216 с.

18. Спиваковская A.C. Популярная психология для родителей. СПб: Союз, 1997.-304 с

19. Тронина Л. Н. Этико-психологические проблемы современного материнства // дис. Канд. Филос. Наук. Тула, 2010. – 136с.

20. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. - М: Издательство Института Психотерапии, 2002. - 240 с.

21. Фромм Эрих: «Искусство любить», 1990.

22. Хямяляйнен Ю.И. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. СПб., 2000. - 107 с.

23. Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины // Дис. канд. психол. наук.-М., 2003.-259 с.

24. Чодороу Н. Воспроизводство материнства: Психоанализ и социология гендера / Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 496 с.

25. Щепанская Т.Б. Миф материнства и техники управления (женские символы и техники власти в русской этнической традиции) // Женщина в структурах власти архаических и традиционных обществ. - СПб., 1999. - С. 126 – 158.

26. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
АНКЕТА

Дорогие мамы! Я – студентка психолого-педагогического факультета МПГУ и провожу исследование, связанное с работой по изучению материнства, как особой составляющей родительства. Большое спасибо вам за то, что согласились принять участие в анкетировании!

Анкета является анонимной, от вас не требуется указания имени и фамилии.

1. Возраст: ____________

2. Семейное положение: ________________________________

3. Сколько у вас детей? __________________________

4. Пол вашего ребенка (детей): _____________________________________

5. Есть ли у вас родные братья или сестры? __________________________________

6. Вы росли в полной семье? (подразумевается наличие обоих родителей) ________

7. В каком возрасте вы впервые задумались о желании иметь ребенка?
- Раньше 7 лет

- В школе

- После 18 лет

- После 25 лет

- После 30 лет
- Специально не задумывалась

8. Как вы готовились к беременности? Можно отметить несколько вариантов.
- Медицинское обследование до беременности

- Медицинское обследование во время беременности
- Соблюдение принципов рационального питания для беременных
- Специальные физические упражнения для беременных
- Посещение курсов по подготовке к родам
- Изучение вспомогательной информации (в интернете, из книг, консультации с врачами)
- Не готовилась

9. Испытывали ли вы страх перед родами в течение беременности? ______________

10. Отношение вашей семьи (ваших родственников и родственников отца ребенка) к появлению малыша:
- Позитивное
- Негативное
- Нейтральное

11. Как вы считаете, какие существуют неблагоприятные для течения и исхода беременности факторы? Возможно несколько вариантов ответа.
- Поздний или наоборот незрелый календарный (реальный) возраст матери
- Употребление в пищу вредных добавок, консервантов, фастфуда, жареных, жирных и острых блюд
- Вредные привычки (курение, употребление алкоголя)
- Отсутствие физических упражнений
- Стресс
- Экология
- Употребление лекарств
- Отсутствие режима сна и отдыха
- Тяжелые физические нагрузки по дому или на работе
- Отрицаю влияние внешних факторов

12. Социальные условия вашей семьи (материальное обеспечение, жилищно-коммунальные условия):
- Превосходные
- Благополучные
- Удовлетворительные
- Нуждаемся в социальной поддержке

13. Как вы считаете, важны ли социальные условия для рождения ребенка?
- Да, сначала нужно обеспечить его финансовое благополучие, а уже потом думать о беременности
- Нет, самое главное вовремя родить, а остальное приложится
- Необходимы хотя бы минимально комфортные условия для проживания, а также средства на пропитание и одежду
- Не задумывалась об этом

14. Как вы оцениваете свое здоровье до беременности?
- У меня отличное здоровье
- Нормальное, но не могу сказать, что я крепкий здоровьем человек
- Имелись хронические заболевания (например: астма/ гастрит/ пиелонефрит/ цистит/ хронические ангины и т.д.)
Если да, то какие? __________________________________

15. Какую роль, по вашему мнению, для ребенка выполняет отец? Возможно несколько вариантов ответа.
- Обеспечивает финансовое благополучие семьи
- Участвует в воспитании и образовании ребенка, но по-своему (считаю, существует особая специфика отцовства)
- Обязанности отца и матери равны, они должны быть взаимозаменяемы в семье
- Папа прежде всего должен любить маму и детей

16. Какую роль, по-вашему, выполняет мама? Возможно несколько вариантов ответа.
- Она должна уметь приласкать и пожалеть
- Должна быть строгой, чтобы ребенок не вырос избалованным

- Должна формировать уважительное отношение к отцу

- Должна много заниматься с малышом развивающими играми, соответствующими возрасту
- Должна участвовать в финансовом благополучии ребенка
- Должна обучать способам гигиены, правилам поведения в общественных местах и среди сверстников

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.