Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность и виды управленческих полномочий.





 

Каждая организация, подразделение или отдельная должность входящие в состав структуры управления, обладают опре­деленными видами работ. Люди, выполняющие их, становятся носителями необходимых для этого управленческих полномочий.

Полномочия представляют собой организационно закреп­ленное за должностным лицом, или коллективом ограничен­ное право и ответственность использовать ресурсы организа­ции, самостоятельно принимать решения, отдавать распоря­жения и осуществлять те или иные управленческие действия в организации.

Передача полномочий яв­ляется основным процессом, посредством которых управленцы устанавливают формальные взаимоотношения работников в коллективе.

В практике хозяйствования распределение полномочий в орга­низации основывается на единоначалии,при котором сох­раняется за руководством вся полнота власти, и делегированием полномочий,т. е. передачу задач и прав лицу, которое прини­мает на себя ответственность за их выполнение. При этом важно осознать, что делегированиереализуется только в случае при­нятия полномочий, но ответственность,как обязательство вы­полнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное Разрешение, не может быть делегирована.

Основные факторы, определяющие масштабы распре­деления полномочий по уровням управления:

1. Сложность, важность и разнообразие решаемых задач.

2. Уровень специализации труда и ритмичность произ­водственных процессов.

Во многом пределы полномочий опреде­ляются развитой системой коммутации, личными особенностя­ми руководителей, морально-психологическим климатом в кол­лективе, сочетанием стратегии и тактики управления.



Внутри организации пределы полномочий определяются пра­вилами, должностными инструкциями, изложенными в письмен­ном виде, но отдельные полномочия могут передаваться и в устной форме.

Хотя полномочия и власть взаимосвязаны, однако они имеют и принципиальные различия. Полномочия определяются как делегирование, ограниченное, присущее данной должности пра­во использовать ресурсы организации. В отличие от этого, власть представляет реальную способность действовать или возможность влиять на возникшую ситуацию. Можно иметь власть, не имея полномочий. Полномочия,определяют, что лицо, занимающее какую-то должность,имеет праводелать. Власть определяет, что оно действительно может делать.

Делегирование полномочий в организации требует коорди­нациидеятельности отдельных звеньев управления, как направ­ляющих действий в одно русло и обеспечивающих достижения и единства целей. При делегировании полномочий в управленче­ском процессе должна соблюдаться координациявышестоящего звена управления и субординациянизших звеньев, в основу которых положен принцип служебного подчинения низшего звена высшему.

При этом используются линейные и аппаратные (штабные) полномочия, причем оба типа могут применяться в различных формах, на базе которых формируются схемы управления.

1. Линейные полномочияпередаются руководителем вышес­тоящего звена к нижележащему и далее по цепочке к другим подчиненным.

2. Аппаратные (штабные)полномочия помогают руководителям использовать специалистов без нарушения принципа еди­ноначалия, согласно которому работник получает задание от одно­го начальника и отвечает перед ним, для консультационного или обслуживающего характера.

Основными видами штабных полномочий выступают рекомендательные, контрольно-отчетные, координационные, согла­сительные.

2.1. Координационные полномочиясводится к выдаче при необходимости советов нуждающимся в них руководителям или исполнителям для принятия оптимальных решений при выходе из возникшей ситуации.

2.2. Контрольно-отчетные полномочияпредставляют возможность проводить проверку деятельности руководителей и исполни­телей, осуществлять анализ результатов и направлять его соот­ветствующим инстанциям.

2.3. Координационные полномочияпредставляют возможность лицам или звеньям, которые наделяются ими, от имени высшего руководства согласовывать направления деятельности субъектов организации для достижения конечных целей.

2.4. Согласительные полномочиясводятся к представлению возможности высказывать в пределах представленной ему ком­петенции отношение к принимаемых решений.

 

Принципы управления.

 

Принципы менеджмента – это важнейшие правила управленческой деятельности, обязательные для исполнения. Нарушение принципов управления грозит серьезными экономическими последствиями. Принципы менеджмента условно можно разделить на три группы:

Ÿ общие (административные) и структурно-функциональные принципы управления хозяйственными субъектами;

Ÿ принципы, определяющие взаимоотношения работников организации в процессе трудовой деятельности (принципы управления людьми);

Ÿ принципы, способствующие формированию личности управленческого персонала.

Первая группа принципов определяет общие правила управления, включая формирование структуры организации и регулирование хозяйственной деятельности. К этой же группе можно отнести и принципы, определяющие эффективность развития предприятия не только в настоящем, но и в будущем. Примерами таких принципов могут служить:

Ÿ принцип прибыльности – подразумевает подчинение всей хозяйственной деятельности предприятия единой цели – получению как можно большей прибыли;

Ÿ принцип научности – заключается в построении всей системы управления на новейших достижениях науки;

Ÿ принцип плановости – предусматривает осуществление хозяйственной деятельности только на плановой основе;

Ÿ принцип экономичности – предполагает рациональное, бережное, разумное использование людских, финансовых и материальных ресурсов;

Ÿ принцип единства руководства – означает единство и согласованность действий всех управленческих работников (руководителей может быть много, но действовать они должны заодно) и т.д.

Вторая группа принципов связана с отношениями между работниками организации, как по вертикали, так и по горизонтали системы управления. Сюда входят как взаимоотношения внутри трудового коллектива, так и отношения между руководящим персоналом и рядовыми членами производственного коллектива организации. К принципам этой группы можно отнести:

Ÿ принцип правильного отбора и расстановки кадров – заключается в том, что работа с кадрами должна осуществляться только на основе деловых качеств с использованием научных методик профессионального отбора;

Ÿ принцип подчинения личных интересов общим – предполагает, что интерес одного работника или группы работников не должен преобладать над интересами предприятия и коллектива в целом;

Ÿ принцип дисциплинированности – подразумевает безусловное выполнение взятых на себя обязательств всеми членами трудового коллектива;

Ÿ принцип устойчивости персонала – означает необходимость наличия долгосрочных производственных связей; опыт доказал, что высокая текучка кадров снижает эффективность организации и т.д.

Третья группа принципов связана с формированием самих управленческих работников. Эти принципы имеют большое социально-педагогическое значение. Примерами таких принципов могут быть:

Ÿ высокое качество личной работы и ее постоянное совершенствование;

Ÿ постоянное стремление к новым знаниям;

Ÿ периодический обмен опытом;

Ÿ внимание к подчиненным и т.д.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.