Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эволюция экономической мысли





 

1.Предмет и функции экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика.

2.Методы исследования экономических явлений.

3.Становление экономической теории как науки. Меркантилизм, классическая политэкономия, мелкобуржуазная политэкономия, германская экономическая наука, марксизм, маржинализм.

4.Основные направления современной экономической науки.

 

1. Многогранная общественная жизнь включает в себя политику, социальную и духовную сферы, но доминирующее место среди них занимает экономика, составляющая основу существования всего общества и отдельно каждого человека.

На протяжении длительного периода времени представления ученых о предмете экономики неоднократно менялись и уточнялись. Лауреат Нобелевской премии П.Самуэльсон, считает, что единственной и точной формулировки предмета экономики не существует. Им дается несколько определений предмета экономики.

1. Экономика – это наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2. Экономика – это наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов для производства различных товаров и распределения между членами общества в целях потребления.

3. Экономика – это наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, получении ими средств к существованию и их использовании.

4. Экономика – это наука о том как человечество определяется со своими задачами в области потребления и производства.

Наиболее часто в качестве предмета экономики как научной дисциплины называется поиск вариантов эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения безграничных потребностей человека.



В рамках экономической системы различают два уровня экономики в зависимости от объекта изучения: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика связана с деятельностью конкретных экономических единиц (домашних хозяйств, конкретных фирм) или даже с экономическими показателями деятельности отдельной фирмы, отдельной отрасли. Макроэкономика выражается в функционирования национальной экономики в целом, либо ее основных составляющих, которые называются агрегированными показателями.

 

2. Экономика (экономическая теория) как общественная наука активно взаимодействует с естественными и техническими дисциплинами, выступая по отношению к ним: во-первых, как потребитель достижений этих дисциплин; во-вторых, как связующее звено между естественно-техническими и общественными дисциплинами (философией, психологией, правом и историей).

Экономическая теория является фундаментом для ряда экономических наук, которые подразделяются на конкретные (углубленно изучают особенности функционирования отдельных секторов экономики), функциональные (используются для детального анализа важнейших хозяйственных процессов), информационно-аналитические (направлены на совершенствование методов сбора и обработки экономической информации) и историко-экономические.

Методы экономики могут быть разделены на две основные группы: общенаучные и частные.

Общенаучные методы — это диалектико-материалистические принципы, основанные древнегреческими философами и развитые последующими поколениями ученых. Согласно этим принципам все экономические процессы противоречивы и находятся в постоянном развитии. К общенаучным методам может быть причислен исторический подход, логический подход, метод научной абстракции. К частным методам научного познания относятся: наблюдение, обработка полученного материала посредством синтеза и анализа, индукция и дедукция, конструирование системы законов и категорий, проведение экспериментов, математическое моделирование.

 

3. Первой школой в истории становления экономической науки стал меркантилизм, цель исследования которого - поиск источника богатства буржуазного общества. Всеобщей формой богатства страны меркантилисты считают деньги, т.е. золото и серебро. Объектом изучения становится сфера обращения, а именно внешняя торговля.

Меркантилизм в своем развитии прошел два этапа: ранний и поздний. Ранние меркантилисты были сторонниками теории денежного баланса, суть которой состояла в превышении притока денег в страну над оттоком, запрещении вывоза золота и серебра за границу. Сторонники позднего меркантилизма придерживались теории торгового баланса, в соответствии с которой основной целью было достижение положительного сальдо во внешней торговле.

В экономической системе меркантилизма особое место отводилось государственному вмешательству в хозяйственные процессы с целью рационального использования ресурсов для приумножения богатства посредством внешней торговли.

Классическая школа возникла в конце XVII века и просуществовала до 60-70-х годов XIX столетия. Целью исследований представителей классической школы стал поиск источника общественного богатства. Подлинным богатством общества они считали материальные блага, а источником его увеличения - сферу производства. Поэтому объектом исследования классиков были производство и факторы его развития. На начальном этапе формирования классической школы У.Петти и П.Буагильбер независимо друг от друга выдвинули трудовую теорию стоимости, где источником и мерилом богатства выступает количество труда, затраченного на производство того или иного блага.

К начальному этапу развития школы относятся и исследования целого течения, получившего распространение в 60-70-е годы XVIII века во Франции под названием физиократизма. Глава этого течения Ф.Кенэ единственной сферой, созидающей богатство общества, считал сельское хозяйство. По его мнению, земля и труд - источник богатства. Ф.Кенэ заложил основы учения об основном и оборотном капитале, чистом продукте (прибавочном продукте), предложил первую макроэкономическую модель.

Вершиной развития классической школы является экономическое наследие английского ученого А.Смита (последняя треть XVIII века). Именно в его произведении экономическая теория впервые излагается системно и обретает завершенный характер. А.Смит показал, что богатство создается не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности, торговле. Он сформулировал основные принципы организации рыночного хозяйства, где "невидимая рука" механизма свободного рынка обеспечивает наилучшую реализацию интересов каждого субъекта экономики. Поэтому рынок А.Смит объявил самой рациональной и вечной формой организации экономики, которая не нуждается в государственном вмешательстве. А.Смит стал основоположником идей либерализма, рыночного саморегулирования хозяйственных процессов.

Следующий этап развития классической школы связан с именами таких экономистов, как Д.Рикардо, Ж.Б.Сэй, Т.Р.Мальтус, Дж.С.Милль и др. Называя себя последователями А.Смита и продолжая его традиции, многие из них переосмыслили отдельные положения учения своего кумира и обогатили экономическую науку новыми идеями. Д.Рикардо впервые выявил закономерность тенденции нормы прибыли к понижению, разработал теорию земельной ренты, обосновал принцип сравнительных преимуществ в качестве условия развития мировой торговли. Ж.Б.Сэй обобщил идею равновесия спроса и предложения для экономики в целом.

Усилиями сторонников классической школы экономическая теория превратилась в особую отрасль науки. Последующее развитие экономической теории происходило под влиянием классической школы. Другие школы и направления либо опирались на ее положения, либо превращались в оппонентов этой школы.

В период существования классической школы появились такие конкурирующие с ней направления экономической мысли, как мелкобуржуазная политическая экономия, историческая школа и марксистская политическая экономия.

Мелкобуржуазная политическая экономия возникла в первой половине XIX века во Франции. Она рассматривала экономическое развитие с точки зрения интересов мелкобуржуазных производителей, критиковала рыночный механизм, идеализируемый классиками. Мелкобуржуазная теория предлагала усовершенствовать рыночный механизм таким образом, чтобы преодолеть стихийную игру цен, разорение мелких производителей. Наряду с такими ошибочными и утопическими идеями в трудах основных представителей данной школы С.Сисмонди и П.Ж.Прудона содержатся положения, сохранившие свое значение в процессе эволюций науки, в частности, определение важного места средних слоев в обществе и экономике, рассмотрение экономических кризисов в качестве закономерности движения капиталистического производства.

Историческая школа (В.Рошер, Б.Гильдебранд, К.Книс), сформировавшаяся в Германии, обвиняла классическую политическую экономию в отрыве от конкретно-исторических особенностей развития различных стран, отрицании значения духовных и социально-политических факторов в общественном прогрессе. В свою очередь историческая школа абсолютизировала значение духовного фактора, психологических качеств и этических норм нации в хозяйственном развитии, отвергая при этом возможность существования общих экономических законов и принципов.

Марксистская политическая экономия, созданная в 40-60-е годы XIX века К.Марксом и Ф.Энгельсом рассматривала социально-экономический прогресс сквозь призму интересов рабочего класса. Марксистская теория, считая труд единственным источником стоимости, выдвинула на первый план проблему эксплуатации пролетариата буржуазией. Она абсолютизировала значение социально-экономических противоречий между буржуазией и пролетариатом, поставила задачу революционного низвержения капитализма, слома рыночного механизма, постоянно воспроизводящего богатство буржуазии и бедность рабочего класса. В трудах К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина, дополнившего ряд положений марксизма, охарактеризованы основные черты социалистического общества, приходящего на смену капитализму.

В 70-е годы XIX века в эволюции экономической теории наступает момент кардинальных изменений, обусловленных утверждением господства капиталистической экономики в наиболее развитых странах мира. Новое поколение экономистов для описания различных явлений и процессов рыночного хозяйства начинает использовать маржинальный анализ. Использование предельных величин приводит к пересмотру общих принципов экономической науки, сформулированных классиками. Основные черты методологии маржинализма:

1) рассмотрение экономики как системы взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся ресурсами для максимизации собственной выгоды;

2) исследование функциональных зависимостей в экономике, где снимается вопрос о ранжировании экономических явлений, характерный для классиков;

3) использование предельных величин для анализа различных ситуаций в хозяйственной жизни;

4) широкое применение математических методов, необходимых не только для анализа предельных величин, но и для принятия оптимальных решений по использованию ресурсов, максимизации экономического эффекта (потребления, дохода).

Cторонники маржинализма вносят изменения в предмет экономической теории, объясняя им поведение человека с целью максимального удовлетворения потребностей в мире ограниченных ресурсов, используемых альтернативным образом. Поэтому термин "политическая экономия" постепенно вытесняется социально нейтральным термином "экономикс".

В своем развитии маржинализм проходит два этапа. На первом этапе он развивается представителями австрийской школы (К.Менгер, Ф.Визер, Э.Бем-Баверк), которые резко выступали против некоторых основополагающих принципов классической политической экономии. Приверженцы австрийской школы полностью отказались от определения стоимости товара на основе затратного принципа, определяя ценность благ только на основе полезности с точки зрения покупателя.

Второй этап "маржинальной революции" приходится на 90-е годы XIX века и отличается появлением английской, американской и математической школ, заложивших основы неоклассического направления экономической науки. Достижением маржиналистов второй волны стал отказ от субъективного подхода их предшественников, а также синтез идей классической и австрийской школ в анализе экономических процессов. В результате такого сочетания возникла неоклассическая теория. Наибольший вклад в становление нового направления внесли А.Маршалл, Дж.Б.Кларк и В.Парето.

4.Важнейшая проблема современных исследований состоит в поиске оптимального соотношения рыночного механизма и государственного регулирования для обеспечения экономического роста, эффективной занятости, снижения инфляции, придания социальной ориентации хозяйственному развитию.

После второй мировой войны и вплоть до середины 70-х годов доминирующим направлением экономической науки было кейнсианство. Его основоположник, Дж.М.Кейнс основал макроэкономическую теорию и разработал концепцию государственного регулирования рыночного хозяйства. Он исходил из того, что недостатки рыночного механизма столь серьезны, что могут вывести экономику из состояния равновесия и ввергнуть в пучину глубокого и затяжного кризиса. Единственным препятствием такому ходу дел, на взгляд Дж.М.Кейнса, было масштабное государственное регулирование с помощью налогово-бюджетных и денежно-кредитных инструментов. При этом он полагал, что основным объектом государственного воздействия является совокупный спрос.

В современном кейнсианстве выделяются два течения: неокейнсианство и посткейнсианство. Неокейнсианцы (Р.Харрод, Е.Домар, Э.Хансен) уделяли основное внимание проблемам экономической динамики. Они разработали модели экономического роста, где обосновали необходимость поддержания устойчивых темпов развития за счет инвестиций. Посткейнсианцы (Дж.Робинсон, П.Сраффа, Н.Калдор и др.), как и Дж.М.Кейнс, считали причиной нестабильности недостаточность эффективного спроса. Однако они объясняли ее неравномерным и несправедливым распределением национального дохода. С целью стимулирования совокупного спроса предлагалось перераспределить доход в пользу малообеспеченных слоев общества, ограничить господство монополий.

В 70-е годы в связи с разочарованием в кейнсианстве (его рецепты оказываются недостаточными для преодоления спада производства, роста безработицы и инфляции) начинается возрождение неоклассического направления, внутри которого формируются новые течения. Последние, выдвинули целый ряд новых идей и отказались от категорического неприятия идеи государственного вмешательства. Основными течениями современного неоклассицизма являются монетаризм, теория "экономики предложения" и теория "рациональных ожиданий".

По мнению монетаристов (М.Фридмен) рынок является саморегулирующейся системой, а все его недостатки проистекают из чрезмерного вмешательства государства в экономику. Такой характер государственное регулирование приобретает, когда правительство увеличивает бюджетные расходы на преодоление безработицы, а также проявляет излишнюю активность в подавлении инфляции, вызванной конъюнктурой рынка. Монетаристы считают, что деньги играют ключевую роль в экономическом развитии, определяя объем производства, занятости и уровень цен. В связи с этим они рекомендуют государству для достижения экономической стабильности регулировать только денежную массу.

Сторонники теории "экономики предложения" (А.Лаффер, М.Эванс, Д.Гилдер) считают неверной кейнсианскую идею о недостаточности спроса. По их мнению, именно спрос превышает предложение в масштабе экономики и вызывает инфляцию. Для преодоления этой ситуации они полагают необходимым стимулирование совокупного предложения. По их мнению, государственное вмешательство в экономику должно состоять в резком сокращении налогов на бизнес, предоставлении льгот корпорациям, стимулировании сбережений для вложений в производство, уменьшении государственных расходов на социальные нужды населения.

Представители теории "рациональных ожиданий" (Р.Лукас, Т.Сарджент, Н.Уоллес и др.) исходят из того, что люди, рационально используя экономическую информацию, быстро адаптируются к хозяйственной ситуации, принимают выгодные им решения. В связи с этим действия государства, не соответствующие рациональным ожиданиям людей, оказываются неэффективными и ведут к усугублению экономических проблем. Теоретики этого течения предлагают государству при вмешательстве в хозяйственную жизнь придерживаться четких правил и форм, учитывать рациональные ожидания людей.

Идейно близким к неоклассическому учению является неолиберальное направление современной экономической науки, которое (Л.Мизес, Ф.Хайек, В.Ойкен, Л.Эрхард). Сторонники этого учения исходят из взглядов о приоритете свободы экономической деятельности индивида. По мнению неолибералов, наилучшей формой организации экономики выступает рынок, а государству отводится роль арбитра, который призван поддерживать условия рыночной конкуренции, свободу предпринимательской деятельности.

Представители институционально-социологического направления современной экономической мысли (Дж.Гэлбрейт, П.Сорокин, А.Тоффлер, Р.Арон, Я.Тинберген) развивают идею о том, что экономическая наука не должна замыкаться лишь на изучении экономических факторов. Они полагают, что на ход экономических процессов огромное влияние оказывают любые институты общества (корпорации, профсоюзы, государство, семья и широкий круг правовых, этических, психологических и технических явлений). Под влиянием НТР в 70-80-е годы выдвигается идея конвергенции различных социально-экономических систем - капитализма и социализма. Предполагается, что НТР ведет к эволюции современных экономических систем от индустриального общества к постиндустриальному. В более поздних исследованиях институционалисты отходят от абсолютизации технического фактора в развитии общества и больше внимания уделяют социальным проблемам. По их мнению, экономическая эволюция должна быть направлена на всестороннее развитие личности, а инструментарий и достижения всех экономических направлений нужно оценивать только на основе этого критерия.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.