Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эволюция представлений о сущности социальной помощи в странах Западной Европы.





 

Архаический период Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках — дхармашастрах. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману.

Самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли являются Законы Хаммурапи, увековеченные на чёрном базальтовом столбе. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли.

Чтобы не уменьшилось число воинов и налогоплательщиков, Хаммурапи стремился облегчить участь тех слоёв свободного населения, которые находились в тяжёлом экономическом положении. В частности, одна из статей законов ограничивала долговое рабство тремя годами работы на кредитора.

Филантропический период в истории СР.

В Древней Греции выделяют три периода:

1) Героический (13-10 вв. до н.э.) – время образования первых государств на Балтийском полуострове;

2) Темные века (12-9 вв. до н.э.) – государство исчезает, нашествие племен дорейцев.

3) Полисный период (8-3 вв. до н.э.) – на Балканах появляется множество городов, государств, так называемых полисов (от лат. политика). Полис – замкнутое государство, изолированное от других. Полисное гражданство имело ограничения: полноправный гражданин – только уроженец. Выдвигаются два полиса Афина и Спарта (между ними противоречия). В Афинах развивается система разветвленной социальной помощи.

Сформированы три основных слоя общества:

1. граждане;

2. метеки (свободные, но неполноправные);



3. рабы (1/3 населения, нелюди).

Объектом социальной помощи являются только граждане.

Развивается система обязанностей граждан, отправление литургий. Литургия – покрытие издержек на общественные нужды за личный счет граждан (размер заранее не определяется, зависит от желания гражданина).

Виды литургий:

1. Содержание хоровых коллективов (кормление, обучение);

2. Организация гимнастических состязаний (подготовка атлетов, угощение зрителей);

3. Организация лампадрхий (ночные забавы с факелом);

4. Устройство банкетов для жителей своего района (выборы в народное собрание Агора).

Отправление литургий обязанность гражданина, в случае отказа действовало правило обмена имущества.

В Риме особое развитие получает политика/практика устройств праздненств за казенный счет – основное содержание социальной политики лозунг «Хлеба и зрелищ».

Появляются специальные чиновники для реализации этого лозунга – эдилы. Они отвечали за устройство праздника, организацию общественных работ, выдачу хлеба и денег, за коммунальные услуги (бани, регистрация проституток). Основное средство популярности, блестящие праздники. Количество праздничных дней доходило 175 в год. Политика «Хлеба и зрелищ» не достигла своей главной цели, поддержания мира и равновесия. Произошел кризис.

Началом средних веков считается 476 год, год падения Западной Римской Империи. Вторгаются другие племена, наблюдается упадок цивилизации, утрата многих умений и навыков. Утрачена связь м/у частями Европы, но растет роль церкви. Церкви отводиться особая роль, сглаживать противоречия в обществе. На основе этого складывается социальная программа. Идеализация бедности – бедняки божьи избранники, их ждет рай. Требования милостыни в пользу бедняков. Появляется профессиональное нищенство, живут около монастырей, место их работы ворота.

Проблема нищеты всегда волновала общество и, как уже отмечалось ранее, одним из первых способов борьбы с ней, который существует, и по сей день, была религиозная благотворительность. Но по мере того, как общество начало осознавать значение труда в жизни народа, взгляд на нищенство стал изменяться; в нем стали видеть общественное зло, которое требует не потворства, а искоренения. С XIV в. государство ведет политику преследования и карания нищенства, первоначально эти попытки носят местный и временный характер, он они постепенно усиливаются и приобретают системность. В 1350 году французским королем Иоанном был издан указ против нищих и тунеядцев. Через десять лет подобный закон издается в Англии. Последующие три века для западных стран характерны еще большим ужесточением, существующих законов. В Англии в начале XVI в. издаются указы Генрихом VIII. В этих указах запрещалась частная милостыня под угрозой штрафа; здоровых людей, ведущих нищенский образ жизни, заставляли работать, немощных же должны были содержать церковные приходы за счет «добровольных» пожертвований, а отказывающихся от уплаты пожертвований прихожан налагали пеней.

Наступление нового, третьего, периода в истории борьбы с нищенством, отмечено участием общества и преобладанием организованной систематической помощи над мерами преследования и случайной щедростью. Этот переворот связан с распространением гуманных идей в XVIII в., которые по преимуществу носили филантропический характер.

Бурное развитие капиталистического способа производства в Европе в XIX веке, сопровождавшегося серией научных открытий, технических и технологических изобретений, находивших немедленное практическое применение в промышленности, выражалось в феноменальном росте производительности во многих отраслях. Германия в 1889 году канцлером Бисмарком впервые в мире была разработана и введена пенсионная система, основной целью которой являлось повышение уровня благосостояния пожилых людей, утрачивающих работоспособность.

В 1891 году в Дании была разработана иная модель, учитывающая слабость экономического развития государства, целью которой было сокращение уровня бедности и поддержка пенсионеров.

Создание пенсионной системы в этих странах, с различным уровнем экономического развития, стало примером для других государств

3. Роль церкви в развитии социального призрения и социальной работы

У древних египтян существовало представление о милосердии как бескорыстии и вспомоществовании нуждающимся. У древних египтян уже имеется представление о милосердии - "вспомоществование" и "бескорыстие". В древнекитайской цивилизациилюбовь к ближнему, взаимоуважение и поддержка были одними из важнейших нравственных заповедей. Это входило у древних китайцев в понятия "гуманность", "справедливости и долга". Они входили в китайскую этическую систему "пяти постоянств", разработанную Конфуцием. Традиции милосердия, гуманного отношения к ближнему, сострадания были присущи духовной культуре древней Индии. В религиозных книгах древних индийцев можно встретить высказывания: “Будь благосклонен ко всем живым существам, радуйся при виде добродетели, сострадай и сочувствуй страдающим, будь терпим к праздным и ведущим себя дурно”. Идеи милосердия, взаимоподдержки, благотворительной деятельности получили свое развитие в духовной культуре античного мира. В древней Грециисчиталось долгом поддерживать бедных, потому что эти нуждающиеся состояли в родстве или были так называемыми клиентами тех семейств, предки которых были основателями города-государства. Именно в древнегреческих полисных государствах были заложены основы государственного регулирования благотворительности и призрения. Проблема организации социальной помощи стояла и перед правителями древнего Рима.

Пытаясь обеспечить порядок в государстве филантропическим путем Август учредил специальные должности чиновников, отвечавших за организацию общественных работ, за распределение хлеба среди народа; при Клавдии появляются чиновники, отвечавшие за опеку сирот. Тем самым государственная филантропия впервые приобретала социально организованный характер с системой управления, подчинения и контроля.

Тема благотворительности, поднимающаяся из глубины веков и воспринимаемая как стремление помочь нуждающимся, как целенаправленное выражение человеколюбия, неоднозначно толкуется в различных философских традициях и школах. В большинстве современных работ посвященных исследованию благотворительности исследователи констуируют связь возникновения благотворительности с христианства. Сочувствие к низшим слоям и осуждение их притеснителей в значительной степени проистекали из социального учения церкви, которая формально превозносила бедность, считая ее идеальным состоянием. Программа церкви в этом отношении фактически сводилась к требованию милостыни в пользу бедняков. О способах прекращения бедности и не помышляли. В условиях повторяющихся эпидемий именно монастыри как места относительной стабильности превращаются в центры раздачи милостыни. Роль монастырей в этот период трудно переоценить: помимо раздач милостыни они организовывали постоянную помощь нуждающимся через устройство монастырских госпиталей.

Духовные основы благотворительности как повседневной формы выражения православного благочестия сформировались еще в древнерусский период.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.