Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методические рекомендации к реализации программы





Методическое и дидактическое обеспечение программы(положения, рекомендации, учебные пособия, разработки занятий, наглядный материал, карточки и др.).

Методика реализации программы на основе системно-деятельностного подхода (в том числе применение ИКТ-технологий и ТСО, взаимосвязь репродуктивной и проблемной формы обучения, коллективной и самостоятельной работы.

Организационно-педагогические ресурсы

Совокупность необходимых и достаточных условий для реализации программы (научно-методические, информационные, кадровые, финансовые, материально-технические).

Информационные ресурсы

Нормативные документы

Литература

Электронные ресурсы

Учебно-тематический план составлен в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия).

Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии целесообразно обратить внимание на Особенности содержания примерной программы. При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога.

 

В состав учебно-методического комплекта к программе могут входить: учебные и методические пособия; профильные энциклопедические словари и справочники; аннотированный указатель литературы для педагога и для детей; видео - и аудиоматериалы; компьютерная поддержка программы; подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т. д.; перечень объектов для экскурсий; календарь знаменательных дат; информация о жизни и деятельности людей, внёсших существенный вклад в искусство, науку, производство, спорт, туризм и т. д.; подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся; коллекции различных предметов по направлению творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции произведений искусства, произведения декоративно-прикладного искусства; почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты людей, достигших успехов в данном направлении творческой деятельности, натурные объекты, модели (макеты) различных устройств и т. д.); информация о мемориальных центрах, музеях, картинных галереях, выставочных залах и т. п. по направлению творческой деятельности данного объединения детей; материалы, отражающие достижения обучающихся; перечень учебных заведений, где можно продолжить образование; оборудование рабочего места.



Общие правила разработки программ внеурочной деятельности:

· формы и методы работы (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. д.);

3). Структура курса должна содержать:

· перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;

· перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы;

4). Календарно-тематическое планирование должно содержать:

· разделы программы;

· темы занятий,

· даты;

· описание примерного содержания занятий со школьниками (из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены определённые занятия)

5). Информационно-методическое обеспечение:

· дополнительная литература;

· цифровые образовательные ресурсы;

6). Предполагаемаярезультативность курса:

· характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа ( три уровня: 1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; 2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом ; 3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия));

· выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет);

· портфель достижений школьника.

При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

Алгоритм работы с играми.

1. Знакомство с содержанием игры.

2. Объяснение содержания игры.

3. Объяснение правил игры.

4. Разучивание игр.

5. Проведение игр.

Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно способствует развитию ее замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Руководство игрою ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников п

 

В младшем школьном возрасте на первый план выступает овладение новыми способами действия, развитие познавательных потребностей. Сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребёнка, т.е. появляется предпосылка к совместной деятельности не только со взрослыми, но и в коллективе детей.

Эти возрастные особенности требуют соответствующего методического обеспечения программы.

Для этого используются:

– развивающие психолого-педагогические методики П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова;

– методы профессиональной и народной педагогики, в том числе празднично-игровой культуры;

– развивающие игровые методики и компьютерные технологии.

Их использование позволяет создать в процессе обучения условия:

– для развития познавательной мотивации детей;

– для развития интеллектуальных способностей, логического мышления, внимания и памяти при совместной деятельности всех участников группы;

– для развития творческих способностей детей в различных играх;

– для создания развивающей среды;.

Главным принципом методики реализации программы является создание для детей такой развивающей среды, в которой взаимосвязь двух видов деятельности – игровой и учебной – оказывается органичной и плодотворной.

Определённое участие в образовательном процессе взрослых (родители детей) позволяет расширить диапазон воспитательных средств. Организация тематических праздников, подготовка учащимися домашних заданий, оснащение самих занятий обогащается за счёт взаимодействия с родителями, их активной помощи.

С первого года занятий начинается активное освоение детьми областей культуры, связанных с игровым искусством: заучивание стихов о природе и различных явлениях, пересказ сказок и мифов, поиск в книгах загадок и рассказов о природе, о Вселенной. Приветствуется самостоятельное сочинение стихов, рассказов, создание поделок и рисунков по изучаемой теме, как самими детьми, так и совместно с родителями.

Благотворное воздействие оказывает соединение на занятиях с 7-8-летних ребят с более старшими. Малыши стараются подражать старшим, в то время как последние, в процессе совместного решения задач, что-то объясняя и проговаривая для младших, активнее начинают развиваться сами.

На занятиях наиболее приемлемыми оказываются игровые методы, которые используются как при знакомстве с учебным материалом, при его закреплении, так и в качестве формы отдыха (подвижные, ролевые игры). Зрелищная и увлекательная форма занятий позволяет поддерживать познавательную мотивацию детей в течение длительного времени.

В первый год обучения больше внимания и времени приходится уделять неподготовленным детям, а для того, чтобы не пострадал весь педагогический процесс, выбирается такая форма передачи знаний, когда будут удовлетворены интересы обеих групп детей, но при этом каждый ребёнок приобретет необходимые ему навыки

Использование максимально богатого визуального ряда является важнейшим элементом методического обеспечения данной программы. Многочисленные настольные игры, альбомы-раскраски, проведение викторин, решение занимательных задач и кроссвордов, самостоятельные выступления, сюжетно-ролевые игры позволяют детям полноценно осваивать материал.

Учёт психологических особенностей возраста детей производится и при разработке режима занятий, основанного на смене различных видов деятельности.

Так, типичное занятие имеет следующую структуру:

– в начале занятия группа вспоминает, что проходили на предыдущем занятии (особенно важно для тех, кто его пропустил), – около 5 мин;

– затем обсуждается план текущего занятия – около 5 мин;

– 30 мин занимает знакомство с новым материалом;

– перерыв 10--15 мин с подвижными играми по пройденной теме;

– 15-20 мин – знакомство с новым материалом;

– 10-20 мин – на закрепление нового материала;

– обсуждение задания на дом – около 5 мин.

Занятия проводятся в зрительном зале или игровой комнате.

Для реализации данной программы имеются:

1) Игровой реквизит

2) Магнитофон, диски

3) тематическая библиотечка, дидактические разработки.

 

 

Продукт проекта:

1. Мультимедиа-презентация «Так играли еще в старину».

2. Сценарий театрализованной игровой программы «В гостях у тетушки Арины» с использованием русских народных игр.

3. Игровой реквизит и декорации из природного материала, текстиля.

4. Русские народные костюмы для ведущих театрализованной игровой программы.

5. Организация «школы ведущих» для наиболее активных детей - участников проекта.

6. Проведение игровой программы «В гостях у тетушки Арины» для первоклассников, где в роли ведущих - дети-участники проекта.

Контроль и оценивание:

1. Результаты психолого-педагогического наблюдения за детьми - участниками проекта.

2. Проведение театрализованной игровой программы «В гостях у тетушки Арины» для воспитанников подготовительной группы ДОУ № 15, отзывы воспитателей.

3. Анкетирование участников проекта «Чему я научился»

4. Фото-отчет о проведенной игровой программе

5. Видео-отчет

6. Представление опыта на районном конкурсе «Сердце отдаю детям» (показ игровой программы «В гостях у тетушки Арины» с участием детей - ведущих)

Ресурсы

• техника

• интернет-сервисы

Использованная литература для обучающихся и педагога

 

1.

2..

 

 

Методы и средства внеурочной деятельности - это методы и

средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой

внеурочной деятельности:

1) беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по

данному вопросу,

2) упражнение,

3) поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),

4) методы игры в различных вариантах,

5) составление плана и

Каковы важнейшие принципы построения игр?

1. В каждом мероприятии, в каждой игре должен сквозить ясный принцип: общество – стоящая вещь (даже с эгоистической точки зрения). Если к игре присоединяется еще один приятель – тем лучше для меня. В одиночку мне не добиться того, чего я добьюсь вместе с другим. Если в игру включается третий, то наши силы возрастают еще больше, а значит, и я достигну большего. И так далее.

2. Ребенок должен понимать, что с помощью товарищей он добьется того, чего никак не достичь в одиночку.

Да, – скажете вы, – но как быть с естественным желанием состязаться и быть первым?

3. Позыв к соперничеству надо направить на совместное групповое противоборство какому-то внешнему фактору – механическому, а не человеческому.

Можно, например, поставить перед детьми проблему, преодолеть которую они смогут только вместе. Можно бросить им вызов в виде командной игры наперегонки со временем. Можно выстроить целый маршрут, который потребует от каждого применить свои уникальные свойства ради успеха группы. И всё это – для того, чтобы ребенок почувствовал: вместе намного лучше, чем врозь.

Он должен знать, что поддержка и забота окружения поможет ему преодолеть все препятствия, не затушевывая, а наоборот, ярко выделяя его исключительность.

Нет, это вовсе не повредит личному развитию ребенка. Наоборот: такие игры позволят ему спокойно и уверенно самовыражаться в группе, проявлять свою уникальность и реализовывать ее для общего блага. Правильное групповое взаимодействие учит детей тому, что они не могут преследовать только свои интересы, и помогает им выстраивать взаимоотношения.

http://eljournal.ru/scenarii-i-igry/vazhnejshie-principy-postroeniya-igr.html#more-306

Игра «Знакомство»

Стоим в круге. Первый участник выходит в центр, показывает какое-то свое движение и произносит свое имя. Когда он возвращается на место, остальные повторяют его движение и имя. Выходит следующий и т.д.

Мы все были знакомы, поэтому ограничились повторением движений.

Игра «Центр круга»

Все плотно усаживаемся в кружок, закрываем глаза и протягиваем вытянутую руку в центр круга. Если направление показали правильно, пальчики встретятся в центре.

Игра «Башня»

Стоим в круге. Первый участник вытягивает правую руку в центр, следующий кладет сверху свою правую ладошку и т.д. по кругу, потом то же с левой рукой.

Игра «Радуга»

Каждый участник загадывает какой-либо цвет радуги. По команде все выкрикивают название задуманного цвета. Команда дается еще и еще раз, пока хор не приходит к какому-то одному цвету. Задача участников:прислушиваться к тому, что выкрикивают другие, и пробовать прийти к общему знаменателю.

Мы эту игру исполняли в варианте: загадать название «вкусняшки» (летом, конечно же, в топе было мороженое).

Игра «Ритм»

Обеспечение реализации программы:

Освоение содержания программы осуществляется на основе следующих методических принципов:

· Непрерывность и преемственность различных этапов (годов) обучения;

· Комплексный подход к преподаванию на основе взаимодействия различных видов искусств (музыка, театр, пластика, художественная литература и др.);

· Вариативность программы, адаптация к способностям и возможностям каждого обучающегося;

· Личностно ориентированный подход к одаренным детям.

 

1. Метод «физических действий», позволяющий учащимся с самых первых занятий окунуться в атмосферу театральной игры.

2. Создание проблемных ситуаций, побуждающих к поиску самостоятельных решений.

3. Переход из позиции исполнителя в позицию зрителя, анализ и самоанализ выполнения задания.

 

Программа предполагает разнообразные формы организации детей в учебном процессе:

Ø Обучающая игра;

Ø Тренинг;

Ø Упражнение;

Ø Работа над ролью;

Ø Репетиция;

Ø Выступление перед зрительской аудиторией;

Ø Творческое задание на дом;

Ø Игра-соревнование;

Ø Этюд;

Ø Чтение и обсуждение художественного произведения и т.д.

 

В образовательном процессе объединения используются различные виды игр:

● эмоционально-сенсорные игры, основанные на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности ребёнка (игры-знакомства, игры на внимание, эмоционально-разогревающие игры, пальчиковые игры);

● интеллектуальные игры, ориентированные на развитие нестандартного самостоятельного мышления, логики, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции (словесные, наглядно-предметные, соревновательные и интерактивные);

● креативные игры, способствующие развитию ассоциативного, нестандартного, конструктивно-моделирующего взгляда на мир, воображения и фантазии, стремления к творчеству в процессе жизнедеятельности (словесные, пластические и драматические, изобразительные);

● подвижные игры, которые носят полифункциональный характер, развивая чувство ритма, мысль, навыки общения, фантазию, волю, внимание и т.д. Одна из важнейших их особенностей – вариативность и возможность усложнения (сюжетные, соревновательные, эстафеты, аттракционы, народные хороводные игры).

Требования к проведению игр:

– точность воспитательно-образовательной задачи;

– четкость объяснения правил и методики проведения игры;

– соответствие игры возрасту, уровню развития и интересам детей;

– соответствие игры общему направлению деятельности объединения и задачам конкретного занятия;

– эмоциональность и заинтересованность самого педагога в процессе игры;

– вариативность, повторяемость и сменность игрового репертуара.

Этапы и методика проведения игры:

– подготовка и « проигрывание» игры самим педагогом;

– точное краткое объяснение правил;

– игра с ведущей ролью (примером) педагога;

– 2-3 повторения игры на одном занятии;

– закрепление игры на последующих занятиях напоминанием основных правил;

– введение новых вариантов игры на основе уже хорошо знакомой;

– предложение детям выбирать игры из известного репертуара.

Игра может использоваться как на занятиях, так и на переменах, в досуговой деятельности. Возможно придумывание игр совместно с детьми (и как средство развития их творческого потенциала, и как средство диагностики и закрепления образовательного материала).

Особое место в методическом обеспечении деятельности объединения играет тренинг – специальная систематическая тренировка, обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированное на формировании и совершенствовании определенных умений, навыков и их комбинаций.

Тренинг используется для решения преимущественно обучающих и технических задач; кроме того, в работе объединения возможно и целесообразно использование психологического тренинга как метода активного социально-психологического развития и обучения.

В последнем случае тренинг используется в целях совершенствования разных сторон личностного развития и в целях коррекции и преодоления проблем личностного развития.

Формы проведения тренингов могут быть различны (индивидуальные, парные, малыми группами и целыми группами объединения).

По ведущему способу (виду) деятельности тренинги можно подразделить на

– технические (используемые для отработки определенных движений, быстроты реакции, навыков, операций исполнительского мастерства и т.п.)

– игровые (используемые преимущественно в психотренингах – ролевые игры, психодрама, психогимнастика; либо сходные по задачам с техническими, но решающие их в игровой форме – особенно часто это необходимо в работе с детьми младшего возраста)

– контактные (связанные с отработкой умений обучающихся работать в паре или в ансамбле; в психотренингах – для решения задач коммуникативного развития и проблем в общении)

Основой любой тренинговой технологии обучающего характера является формирование устойчивого психо-динамического стереотипа на основе осмысленного многократного повторения определенной совокупности действий. При этом важен именно момент осмысленности, интереса к действию, который возникает из содержания и стиля постановки тренинговой задачи (иначе тренинг превращается в дрессуру). Поэтому и содержание тренинга, и его словесное и наглядное (при необходимости) оформление, и преподнесение детям должны быть тщательно продуманы, ярки, образны, эмоциональны и, конечно, результативны.

Тренинг обучающего характера, как правило, проводится в первой части занятия как техническая разминка (пальчиковая гимнастика, психогимнастика, упражнения на беглость руки и скорость реакции, этюды и т.д.). Вместе с тем игровые обучающие тренинги охотно воспринимаются детьми и в середине занятия как разминочное упражнение (а при хорошей организации и продуманной интересной форме – и как отдых). При этом необходимо отметить, что даже неигровой тренинг по форме должен быть привлекателен; дети должны знать и понимать, зачем проводится то или иное упражнение, знать правила его выполнения, учиться операциям самоконтроля в процессе тренинга.

Психологический тренинг может быть использован как специально (скажем, разыгрывание психодрамы при возникновении сложной ситуации внутри коллектива, или при обнаружившемся в результате диагностики низком уровне произвольного внимания большой части детей группы, или ри сильном переживании детьми творческого неуспеха на конкурсе и т.п.), так и ситуативно (утомление детей, спад интереса к занятию, переживание разочарования неуспехом во время занятия и т.п.).

Используются такие виды тренингов:

– психогимнастика (Н. Чистякова, Н. Самоукина и др.) – комплексы коротких упражнений-этюдов мимического, пластического, жестового, двигательного характера (релаксационные, адаптационные, позиционные, защитные, сенсорные);

– мозговой штурм (А. Осборн) как организация групповой формы мышления, не только позволяющей объединить творческие усилия отдельных индивидов, но и способствовать проявлению и повышению творческого потенциала каждого члена группы. Его цель – формирование алогического стиля мышления, свободного от контроля и критики рассудочного сознания; создание творческой атмосферы, обеспечивающей радость интеллектуального общения. Мозговой штурм может быть использован в начале большой работы (поиск режиссерского решения при постановке спектакля, выбор средств визуализации музыкального произведения и т.п.) и в процессе творческих занятий;

.

 

Формы подведения итогов:

· Опрос.

· Коллективное обсуждение итогов игры, занятия

· Самоанализ

· Самостоятельное проведение игрового блока занятия

· Участие в концерте, игровой программе, фестивале. конкурсе

· Выставка игрового реквизита. Изготовленного детьми

· Создание игровой картотеки

· Фотоотчет

· Решение кроссвордов, ребусов и др.

 

 

Материально- техническое обеспечение реализации образовательной программы:

Необходимым условием успешной реализации программы является наличие:

-просторного помещения, не загроможденного мебелью;

-места для хранения костюмов,

-звуковоспроизводящей аппаратуры, фонотеки,

-возможности отрабатывать практические навыки на сцене (организация концертов, игровых программ);

Желательно, чтобы была возможность записи на видеокамеру занятий и выступлений детей для последующего их анализа.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.