Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Индивидуальные субъекты административного правонарушения





 

Организация отдельных сторон административной юрисдикции рассматривалась многими специалистами. Вместе с тем проблема организации административно-юрисдикционной деятельности в УИС не подвергалась комплексной разработке. Административно-юрисдикционная деятельность, в управленческом аспекте с учетом специфики УИС не рассматривалась. Отметим также, что проблемам организации учреждений и органов УИС посвящены многие научные труды ученых в области науки управления». Однако большинство отмеченных работ никогда не касались организации административно-юрисдикционной деятельности в УИС.

Физические лица как субъекты административных проступков неоднородны по своему административно-правовому статусу, роду занятий, занимаемой должности, выполняемым функциям, сферам ответственности. Это неизбежно обусловливает их дифференциацию, в связи с чем выделяют три вида таких субъектов: а) общий; б) специальный; в) особый.

Общий субъект административных проступков является самым распространенным. Он обладает тремя признаками, присущими всем физическим лицам, за исключением иностранцев и лиц без гражданства. Общий субъект является гражданином Российской Федерации, вменяемым и достигшим возраста 16 лет.

Особыми субъектами административной ответственности являются те из них, привлечение к ответственности которых характеризуется какими-либо особенностями. Особыми субъектами административной ответственности являются, в частности, несовершеннолетние, иностранные граждане и лица без гражданства, военнослужащие и иные лица, имеющие специальные звания, и т.п. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерациик категории субъекта административной ответственности «несовершеннолетние» относит физических лиц в возрасте от 16 до 18 лет, привлекаемые к административной ответственности, которые имеют статус несовершеннолетних.



К административной ответственности за нарушения привлекаются следующие категории лиц:

- граждане с 16 лет;

- должностные лица, наделенные организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями в государственных органах вооруженных силах. Список нарушений находится в ст.2.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации;

- лица, деятельность которых регулируется законодательными актами о воинской службе, о правоохранительных органах привлекаются к дисциплинарную ответственности. Перечень проступков, за которые они могут быть подвергнуты административному преследованию, дан в ч.2 ст.2.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации;

- иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица подвергаются административному преследованию на общих основаниях, ст.2.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации;

- собственники (владельцы) транспорта за нарушения ПДД и правил о благоустройстве территории субъектов России на этом транспорте при условии записи этих нарушений приборами видеоконтроля. Они не могут быть признаны виновными при условии предоставления сведений о том, что в момент нарушения транспорт был в чужом владении;

- собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости за нарушения правил содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства при условии записи аппаратурой видеоконтроля (видео, фото, киносъемки). Они освобождается от ответственности, при условии предоставления доказательств, что в момент нарушения объекты недвижимости находились в чужом пользовании, ст.2.6.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации;

- юридические лица несут административную ответственность за совершение административных проступков в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерацииили законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с действующими нормами об административной ответственности субъекты, входящие в разряд особых, можно классифицировать следующим образом.

1. Обладающие признаками, указывающими на особенности социального статуса: а) военнослужащие; военнообязанные, призванные на военные сборы; лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел; б) лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, предусматривающих применение дисциплинарных санкций за административные проступки; в) студенты вузов, учащиеся средних специальных учебных заведений; г) депутаты; д) иностранные граждане и лица без гражданства.

2. Обладающие особыми демографическими признаками: а) несовершеннолетние; б) беременные женщины; женщины, имеющие малолетних детей; в) инвалиды I и II групп.

3. Выделенные по признакам, отражающим физическое состояние: лицо, совершившее административный проступок в состоянии опьянения (если названный признак не включен в состав соответствующего проступка).

Лица, в прошлом совершившие правонарушения (например, повторность, если этот признак не включен в состав проступка)[[14]].

Признаки специальных субъектов разнообразны и характеризуют различные их стороны: служебные обязанности, вид деятельности, прошлое противоправное поведение, физическое состояние и т.д. Тем не менее понятие и определение специального субъекта формулируются на базе его общих черт.

Анализ законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних показывает, что термин «законные представители несовершеннолетних» встречается в различных нормативных правовых актах, таких как Гражданский кодекс Российской Федерации. Например, ст. 20 ГК РФ устанавливает, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Семейный кодекс Российской Федерации, закрепляя главой 12 права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей, устанавливает, что родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Родители или иные законные представители несовершеннолетних имеют обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних. Исчерпывающий перечень законных представителей физического лица закреплен в ч. 2 ст. 25.3 КоАП РФ, где под законными представителями физического лица понимаются его родители, усыновители, опекуны или попечители. Однако прослеживается явное противоречие в части неполноты перечня законных представителей, выполняющих обязанности по содержанию и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Российской Федерации существуют следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

1) усыновление (удочерение);

2) опека или попечительство;

3) приемная семья;

4) в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, патронатная семья;

5) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (ст. 155.1 СК РФ). Таким образом, обязанности законных представителей несовершеннолетних могут осуществлять не только граждане, но и юридические лица: образовательные и лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, некоторые другие аналогичные учреждения, а также сами органы опеки и попечительства. Отсюда следует, что обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних возлагаются в таких случаях на администрацию указанных учреждений. Перечисленные организации имеют тот же объем прав и обязанностей, что и граждане-опекуны (попечители). В частности, они также несут ответственность за действия своих подопечных.

Таким образом, кроме физических лиц, таких как родители, усыновители, опекуны, попечители, патронатные воспитатели, имеются и иные категории законных представителей несовершеннолетних, такие как органы опеки и попечительства, образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые должны рассматриваться как субъекты административной ответственности, в случае неисполнения ими возложенных на них обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

С.И.Долгова считает целесообразным закрепить термин «законные представители несовершеннолетних» в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», под которым следует понимать родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, патронатных воспитателей, образовательные организации, медицинские организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иных лиц, постоянно, временно или по специальному назначению осуществляющих функции по содержанию, воспитанию, защите прав и законных интересов несовершеннолетних[[15]].

Так же по мнению указанного автора представляется целесообразным конкретизировать ч. 1 ст. 35 ГК РФ, в части возложения обязанности опекуна или попечителя не на орган опеки и попечительства, а на должностное лицо, ответственное за осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении конкретных лиц. В связи с этим мы предлагаем дополнить ст. 2.4 КоАП РФ «Административная ответственность должностных лиц»: «Лица, осуществляющие деятельность по опеке и попечительству в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35, 5.36, 5.37, 20.22 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица». Также предлагаем скорректировать ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ и предложить следующую редакцию: «неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями, законными представителями несовершеннолетних и иными лицами, постоянно, временно или по специальному назначению осуществляющими функции по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на родителей и иных законных представителей несовершеннолетних в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от двух до трех тысяч рублей».

Таким образом, четкое представление правоприменителей о субъекте административной ответственности за неисполнение обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних позволит, на наш взгляд, избежать неоднозначного толкования правовой нормы, предусмотренной ст. 5.35 КоАП РФ, и будет способствовать решению важнейшей задачи, стоящей перед всем обществом и государством в целом - реализации основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.

По видам специфических признаков можно выделить следующие группы специальных субъектов.

1. Обладающие признаками, характеризующими служебные (трудовые) обязанности лица: а) должностные лица; б) юридические лица.

2. Имеющие признаки, характеризующие специальные обязанности гражданина: а) водители; б) лица, имеющие разрешение на добычу охотой ценных видов пушных зверей; в) землепользователи; г) военнообязанные; д) иностранные граждане и лица без гражданства; е) родители и лица, их заменяющие.

3. Характеризующиеся признаками, указывающими на физическое состояние: а) больные венерическими заболеваниями; б) совершившие проступок в состоянии опьянения.

4. Лица, в прошлом совершившие правонарушения: а) поднадзорные; б) совершившие административный проступок повторно[[16]].

Признаки общего и специального субъектов включены в состав правонарушения как конструктивные. Вместе с тем в нормативных актах указано значительное число признаков, имеющих определенное юридическое значение, но не входящих в состав административного проступка. Например, если военнослужащий совершит такие проступки, как нарушение Правил дорожного движения, правил охоты, контрабанда, факт состояния на действительной военной службе на квалификацию не повлияет. Однако административные меры наказания (штраф, административный арест) к нему не применяются; материалы о проступке передаются командованию для привлечения виновного к дисциплинарной ответственности.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.