Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Коллективные субъекты административного правонарушения





 

Административное право различает индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица и иные коллективные образования) субъекты правонарушений.

Наконец, особыми субъектами административной ответственности являются юридические лица. Советское законодательство об административной ответственности долгое время не допускало ответственность организаций, возлагая ее на конкретное виновное должностное лицо. Однако развитие рыночных отношений повлекло за собой возврат к признанию юридических лиц субъектами административной ответственности, что было сделано сперва в различных федеральных законах, а затем и в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации[[17]].

Статья 2.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации указывает, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

В числе субъектов административных правонарушений, кроме физических лиц, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерациитакже называет юридических лиц (ст. 2.10). Юридическое лицо имеет свою структуру, штатное расписание, и поэтому существуют неоднородные внутренние интересы между учредителями, должностными лицами и рядовыми работниками. Более того, такие интересы могут быть диаметрально противоположными, например в случаях нарушения законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). Определенная конкуренция может появиться и тогда, когда к ответственности привлекается как юридическое, так и должностное лицо (ч. 2 ст. 2.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). В то же время юридическое лицо в возникающих внешних правоотношениях выступает как единое целое, а его отношение к производству по делу об административном правонарушении определяется единолично руководителем или коллективным органом управления.



Несмотря на то что Кодекс об административных правонарушениях РСФСР не признавал юридическое лицо в качестве субъекта административного правонарушения, данное положение не является новым для института административной ответственности. Юридические лица признавались в качестве субъектов административного правонарушения, например, Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 143-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».Законодатель не только ввел общее правило о том, что юридическое лицо может быть субъектом административного правонарушения, но и предусмотрел, какое юридическое лицо будет субъектом административного правонарушения при слиянии, присоединении, преобразовании, при разделении юридического лица или при выделении из его состава одного или нескольких юридических лиц. Признание юридического лица субъектом административного правонарушения не зависит от привлечения за данное правонарушение к административной или уголовной ответственности физического лица (ч. 3 ст. 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). Уместно отметить наличие проблемы правосубъектности филиалов и представительств юридических лиц.

В некоторых ситуациях, связанных с реорганизацией для привлечения юридических лиц к ответственности в административном законодательстве существуют определенные условия:

- при слиянии за административный проступок преследуется новое юридическое лицо;

- при разделении или при выделении из состава предприятия одного или нескольких предприятий административному наказанию привлекается правопреемник по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми имело место нарушение;

- при преобразовании организационно-правовой формы виновным за совершение административного проступка отвечает новое предприятие;

- предприятие привлекается к ответственности за административный проступок вне зависимости от информированности новой организации о имевшем месте правонарушении до завершения реорганизации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поставленная в начале работы цель, а именно провести исследование выявления круга особенностей субъектов административного правонарушения, сделать выводы о признаках и особенностях на основе изученного материала, успешно достигнута.

Теоретические выводы. Согласно КоАП РФ к субъектам административных правонарушений отнесены как физические лица (граждане, должностные лица и индивидуальные предприниматели), так и юридические лица. Классическая «триада» субъектов публичных деликтов, а именно «граждане», «должностные лица» и «юридические лица», была хорошо известна еще дореволюционному правоведению, а позже и советскому праву, которое существенно развило их теоретические основы, законодательные характеристики и расширило границы правоприменения (особенно в отношении юридических лиц). В постсоветский период в примечании к ст. 2.4 нового КоАП РФ к ним добавился еще один, «рыночный», вид субъектов административной ответственности - лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (т.е. индивидуальные предприниматели).

Принято различать два вида субъектов административного правонарушения:

1. Индивидуальный - граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом, совершившие административное правонарушение. К данному виду субъектов относятся граждане и специальные лица, т. е. лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных и социальных функций.

2. Коллективный — юридические и иные коллективные образования, совершавшие административное правонарушение. Организации признаются субъектами административного правонарушения нормами таких отраслей права, как земельное, финансовое, налоговое, природоохранительное и т. д.

Прошло уже более десяти лет после вступления в силу Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. За это время назрела объективная необходимость научного осмысления и критического анализа сложившейся за эти годы практики его применения и изменения. Опыт реализации норм действующей редакции Кодекса, основанной на концепции максимальной централизации регулирования административной ответственности, выявил целый ряд ее существенных недостатков.

В части концептуальных положений о субъектах административных правонарушений необходимо:

- разграничение и уточнение понятий «должностное лицо» и «лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица» как самостоятельных субъектов административных правонарушений с исключением путаницы по видам назначаемых наказаний применительно к должностным лицам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам;

- значительное расширение оснований для привлечения субъектов административных деликтов со специальной правосубъектностью не к дисциплинарной ответственности, а к административной ответственности на общих основаниях;

- уточнение административно-деликтного статуса юридических лиц и конкретизация признаков и формы их вины.

На практике данная информация должна применяться для того, что при установлении событий административных правонарушений, совершенных в ходе властно-публичной деятельности государственных органов или органов местного самоуправления, данные органы не должны привлекаться к административной ответственности. Административную ответственность в таких случаях следует применять к должностным лицам указанных органов, непосредственными действиями (бездействием) которых совершаются соответствующие административные правонарушения. Таким образом, компетентным органам следует быть осведомленными в данной области административного права для исключения путаницы и казусов в практической деятельности.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I. Кодексы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях :[федер. закон: от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016)] // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

2. Семейный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) ]// Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.