|
Невербальные средства коммуникации
Невербальное (как бы неречевое) поведение человека является, как и вербальное (предыдущий вопрос), осмысленным, интерактивным, социальным и культурным. При этом важна проблема соотношения невербальных языковых кодов с естественным языком. Словесное описание невербальных знаков осуществляется с помощью соматизмов (греч. soma — тело организма) и соматических речений, например, всплескивать руками, хмурить брови, топнуть ногой и др. Наука, предметом которой является невербальная коммуникация и невербальное поведение, а также взаимодействие людей, определяется Г. Е. Крейдлиньш как невербальная семиотика. Основные каноны невербальной коммуникации — акустический, оптический, тактильно-кинестезический, ольфакторный. Невербальная коммуникация опирается на пять основных наук: 1) Паралингвистика — наука о звуковых кодах невербальной коммуникации. Паралингвистические компоненты — интенсивность, ритм, темп и высота звука. Экстралингвистические компоненты представляют собой индивидуальные особенности произношения — речевые паузы, смех, вздохи, плач, покашливание и т. п. По Г. Е. Крейдлину, параметры звучания могут быть обусловлены разными причинами: · биологическими (ср.: детский, старческий, женский, мужской голос); · психологическими (например, под влиянием эмоций голос дрожит, рвется); · физиологическими (например, ломка голоса у юношей, сиплость, хрипота); · социальными (например, размеренная и спокойная речь священника); · национально-этническими и культурными; · жанровО'Стилистическими (например, тональность саркастической или иронической речи, подтрунивания); 2) Кинесика — наука о жестах, жестовых движениях и мимике. Жесты играют в человеческом общении разнообразную роль: · они могут повторять речевую информацию, например, жест «показывать пальцем» часто, а иногда обязательно сопровождает дейктические местоимения и наречия «это, вот, туда, сюда» и др.; · жесты могут противоречить речевому высказыванию, вводя тем самым адресата в заблуждение, например, улыбка может сопровождать недружелюбное высказывание; · жесты могут замещать речевое высказывание, например, жест «кивок» используется как эквивалент положительного ответа на вопрос (в России, но не в Болгарии); · жесты могут дополнять речь в смысловом отношении, например, слова угрозы «Смотри у меня!» часто дополняются жестом «погрозить пальцем / кулаком». С точки зрения обращенности жеста на себя или другого различают: индивидуальные жесты (бить себя в грудь); индивидуально-взаимные жесты (целовать руку даме); взаимные жесты (пожать друг другу руки). Кинесика носит ярко выраженный национальный характер. Так, английский психолог Майкл Арчил при изучении жестов в разных странах выявил, что в среднем при одночасовом разговоре финн делает только один жест рукой, итальянец за это же время использует жестикуляцию 80 раз, француз — 120, а мексиканец — 180. 3) Окулесика — наука о языке глаз и визуальном поведении людей во время общения. На контакт глаз влияют такие факторы, как пол, возраст, личные особенности, степень знакомства, ситуация общения, национальная культура. В качестве критериев анализа контакта глаз при взаимодействии рассматриваются: · пространственные характеристики — прямой взгляд, взгляд исподлобья, жесткий взгляд; · степень интенсивности как свидетельство выраженности интереса к партнеру; · временные параметры смотрения друг на друга (уставиться, отвести взгляд). 4) Такесика, или гаптика, — наука о языке касаний и тактильной коммуникации. Трогающими являются целые возрастные группы (например, маленькие дети), социальные группы (врачи,косметологи, портные, массажисты) и даже народы. В ряде культур (итальянская, арабская, турецкая, латиноамериканская) доминирует тактильная практика. В русской культуре касания — это всегда вторжение в личную сферу другого, поэтому они должны быть ненавязчивыми. Выделяют важнейшие функции касания в акте коммуникации: · выражение участия, заботы или дружбы по отношению к адресату жеста; · выражение интимного отношения к адресату; · установление контакта или привлечение внимания; · отражение доминантного положения говорящего на социальной лестнице. В речи среди тактильных глаголов (глаголов осязания) употребляют такие, как гладить рукой, ощупывать, обнимать, дать подзатыльник, потрепать по щеке и др. 5) Проксемика — наука о пространстве коммуникации, его структуре и функциях. Исследуется пространственное положение коммуникантов, их размещение относительно друг друга, при этом учитывается национальная специфика зон общения. Американский специалист по проксемике Э. Холл выделил следующие зоны в коммуникации: интимную (до полуметра), персональную (личную - это до 1,2 метров), социальную (общественную – это до 3,6 м.), публичную (открытую), формальную (более 3,6 м.). Еще не стоит забывать про имидж (как одет, опрятность и так далее…) – имиджем можно показать и передать соответствующую информацию.
Функции коммуникаций Большинство зарубежных и отечественных ученых сходятся во мнении, что процессу коммуникации присущи определенные функции: 1) Информационная функция Представляет собой обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями, который совершается между коммуникантами. Информационный обмен может совершаться как ради достижения какой-то практической цели, решения какой-либо проблемы, так и ради самого процесса коммуникации, поддержания отношений между людьми. 2) Социальная функция Она заключается в формировании и развитии культурных навыков взаимоотношения людей. Эта функция формирует наши мнения, мировоззрение, реакции на те или иные события. Ведь культура не может существовать вне общения, так как только в этих процессах человек, будучи общественным существом, может согласовать свои действия с действиями других людей, добиться выполнения социально значимых целей, да и просто стать человеком. 3) Экспрессивная функция Она означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга. Так, межличностная коммуникация всегда начинается с установления контакта между партнерами. При этом важно не только сообщить необходимую для общения информацию (представиться), выбрав для этого стереотипные вербальные высказывания, но и дополнить их невербальными средствами (улыбка, рукопожатие), которые должны показать нашу расположенность (нерасположенность) к контакту. Плохое первое впечатление может разрушить далеко идущие планы партнеров. Выражение эмоций очень важно и в дальнейшем общении, когда укрепляются намеченные связи между людьми, осуществляется какой-то совместный проект. Экспрессивная функция проявляется в выражении чувств, эмоций в процессе коммуникации через вербальные и невербальные средства (смотри 3 и 4 вопросы). 4) Прагматическая функция Эта функция позволяет регламентировать поведение и деятельность участников коммуникации, координировать их совместные действия. Она может быть направлена как на себя, так и на партнера, в ходе осуществления этой функции возникает необходимость прибегать как к побуждению партнера к выполнению какого-то действия, так и к запрещению каких-то поступков. 5) Интерпретативная функция Она служит прежде всего для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний. Дело в том, что различные средства коммуникации не только отражают события окружающей действительности, но и интерпретируют их в соответствии с определенной системой ценностей и политических ориентиров. Эта функция зачастую используется для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и т.д. При изучении функционального аспекта коммуникации необходимо помнить, что все указанные функции тесно связаны между собой и присутствуют в том или ином сочетании фактически в любом виде коммуникации. На практике все эти функции в соответствующей степени проявляются на разных уровнях межличностной коммуникации: социально-ролевом, деловом и интимно-личностном. · Социально-ролевой уровень коммуникации связан с выполнением ожидаемой от человека роли, невозможен без знания норм окружающей человека среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер и не зависит от того, происходит ли оно между близкими, знакомыми или незнакомыми людьми. · На уровне делового общения идет совместное сотрудничество, поэтому целью общения на этом уровне является повышение эффективности совместной деятельности. Партнеры оцениваются с точки зрения того, насколько хорошо они выполняют свои функциональные обязанности и решают поставленные перед ними задачи. · На интимно-личностном уровне общения человек удовлетворяет свою потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Обычно для этого уровня характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность. Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
![]() ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|