Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Невербальные средства коммуникации





Невербальное (как бы неречевое) по­ведение человека является, как и вербальное (предыдущий вопрос), осмысленным, интерактивным, социальным и культурным. При этом важ­на проблема соотношения невербальных языковых кодов с естественным языком. Словесное описание невербальных знаков осуществляется с помощью соматизмов (греч. soma — тело организма) и соматических речений, например, вспле­скивать руками, хмурить брови, топнуть ногой и др. Наука, предметом которой является невербальная коммуникация и невербальное поведение, а также взаимодействие людей, определяется Г. Е. Крейдлиньш как невербальная семиотика.

Основные каноны невербальной коммуникации — акустиче­ский, оптический, тактильно-кинестезический, ольфакторный.

Невербальная коммуникация опирается на пять основ­ных наук:

1) Паралингвистика — наука о звуковых кодах невер­бальной коммуникации. Паралингвистические компонен­ты — интенсивность, ритм, темп и высота звука.

Экстралингвистические компоненты представляют со­бой индивидуальные особенности произношения — рече­вые паузы, смех, вздохи, плач, покашливание и т. п. По Г. Е. Крейдлину, параметры звучания могут быть обуслов­лены разными причинами:

· биологическими (ср.: детский, старческий, женский, мужской голос);

· психологическими (например, под влиянием эмоций голос дрожит, рвется);

· физиологическими (например, ломка голоса у юно­шей, сиплость, хрипота);

· социальными (например, размеренная и спокойная речь священника);

· национально-этническими и культурными;

· жанровО'Стилистическими (например, тональность саркастической или иронической речи, подтрунивания);

2) Кинесика — наука о жестах, жестовых движениях и мимике.



Жесты играют в человеческом общении разнообразную роль:

· они могут повторять речевую информацию, например, жест «показывать пальцем» часто, а иногда обязательно со­провождает дейктические местоимения и наречия «это, вот, туда, сюда» и др.;

· жесты могут противоречить речевому высказыванию, вводя тем самым адресата в заблуждение, например, улыбка может сопровождать недружелюбное высказывание;

· жесты могут замещать речевое высказывание, напри­мер, жест «кивок» используется как эквивалент положи­тельного ответа на вопрос (в России, но не в Болгарии);

· жесты могут дополнять речь в смысловом отношении, например, слова угрозы «Смотри у меня!» часто дополня­ются жестом «погрозить пальцем / кулаком».

С точки зрения обращенности жеста на себя или друго­го различают: индивидуальные жесты (бить себя в грудь); индивидуально-взаимные жесты (целовать руку даме); вза­имные жесты (пожать друг другу руки).

Кинесика носит ярко выраженный национальный харак­тер. Так, английский психолог Майкл Арчил при изучении жестов в разных странах выявил, что в среднем при одноча­совом разговоре финн делает только один жест рукой, итальянец за это же время использует жестикуляцию 80 раз, француз — 120, а мексиканец — 180.

3) Окулесика — наука о языке глаз и визуальном пове­дении людей во время общения. На контакт глаз влияют та­кие факторы, как пол, возраст, личные особенности, степень знакомства, ситуация общения, национальная культура. В качестве критериев анализа контакта глаз при взаимодейст­вии рассматриваются:

· пространственные характеристики — прямой взгляд, взгляд ис­подлобья, жесткий взгляд;

· степень интенсивности как свидетельство выражен­ности интереса к партнеру;

· временные параметры смотрения друг на друга (уста­виться, отвести взгляд).

4) Такесика, или гаптика, — наука о языке касаний и тактильной коммуникации. Трогающими являются целые возрастные группы (например, маленькие дети), социаль­ные группы (врачи,косметологи, портные, массажисты) и даже народы. В ряде культур (итальянская, арабская, турецкая, латиноамериканская) доминирует так­тильная практика. В русской культуре касания — это всегда вторжение в личную сферу другого, поэтому они должны быть ненавязчивыми. Выделяют важнейшие функции каса­ния в акте коммуникации:

· выражение участия, заботы или дружбы по отноше­нию к адресату жеста;

· выражение интимного отношения к адресату;

· установление контакта или привлечение внимания;

· отражение доминантного положения говорящего на социальной лестнице.

В речи среди тактильных глаголов (глаголов осязания) употребляют такие, как гладить рукой, ощупывать, обни­мать, дать подзатыльник, потрепать по щеке и др.

5) Проксемика — наука о пространстве коммуникации, его структуре и функциях. Исследуется пространственное положение коммуникантов, их размещение относительно друг друга, при этом учитывается национальная специфика зон общения. Американский специалист по проксемике Э. Холл выделил следующие зоны в коммуни­кации: интимную (до полуметра), персональную (личную - это до 1,2 метров), социальную (общественную – это до 3,6 м.), публичную (открытую), формальную (более 3,6 м.).

Еще не стоит забывать про имидж (как одет, опрятность и так далее…) – имиджем можно показать и передать соответствующую информацию.

 

Функции коммуникаций

Большинство зарубежных и отечественных ученых сходятся во мнении, что процессу коммуникации присущи определенные функции:

1) Информационная функция

Представляет собой обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями, который совершается между коммуникантами. Информационный обмен может совершаться как ради достижения какой-то практической цели, решения какой-либо проблемы, так и ради самого процесса коммуникации, поддержания отношений между людьми.

2) Социальная функция

Она заключается в формировании и развитии культурных навыков взаимоотношения людей. Эта функция формирует наши мнения, мировоззрение, реакции на те или иные события. Ведь культура не может существовать вне общения, так как только в этих процессах человек, будучи общественным существом, может согласовать свои действия с действиями других людей, добиться выполнения социально значимых целей, да и просто стать человеком.

3) Экспрессивная функция

Она означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга. Так, межличностная коммуникация всегда начинается с установления контакта между партнерами. При этом важно не только сообщить необходимую для общения информацию (представиться), выбрав для этого стереотипные вербальные высказывания, но и дополнить их невербальными средствами (улыбка, рукопожатие), которые должны показать нашу расположенность (нерасположенность) к контакту. Плохое первое впечатление может разрушить далеко идущие планы партнеров. Выражение эмоций очень важно и в дальнейшем общении, когда укрепляются намеченные связи между людьми, осуществляется какой-то совместный проект.

Экспрессивная функция проявляется в выражении чувств, эмоций в процессе коммуникации через вербальные и невербальные средства (смотри 3 и 4 вопросы).

4) Прагматическая функция

Эта функция позволяет регламентировать поведение и деятельность участников коммуникации, координировать их совместные действия. Она может быть направлена как на себя, так и на партнера, в ходе осуществления этой функции возникает необходимость прибегать как к побуждению партнера к выполнению какого-то действия, так и к запрещению каких-то поступков.

5) Интерпретативная функция

Она служит прежде всего для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний. Дело в том, что различные средства коммуникации не только отражают события окружающей действительности, но и интерпретируют их в соответствии с определенной системой ценностей и политических ориентиров. Эта функция зачастую используется для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и т.д.

При изучении функционального аспекта коммуникации необходимо помнить, что все указанные функции тесно связаны между собой и присутствуют в том или ином сочетании фактически в любом виде коммуникации. На практике все эти функции в соответствующей степени проявляются на разных уровнях межличностной коммуникации: социально-ролевом, деловом и интимно-личностном.

· Социально-ролевой уровень коммуникации связан с выполнением ожидаемой от человека роли, невозможен без знания норм окружающей человека среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер и не зависит от того, происходит ли оно между близкими, знакомыми или незнакомыми людьми.

· На уровне делового общения идет совместное сотрудничество, поэтому целью общения на этом уровне является повышение эффективности совместной деятельности. Партнеры оцениваются с точки зрения того, насколько хорошо они выполняют свои функциональные обязанности и решают поставленные перед ними задачи.

· На интимно-личностном уровне общения человек удовлетворяет свою потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Обычно для этого уровня характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность.









Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.