Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Конституционное право. Г.А. Василевич.







ТЕМА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО — ВЕДУЩАЯ ОТРАСЛЬ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Основные законодательные акты: Конституция Республики Беларусь (далее — Конституция, Основной Закон).

1.1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Термин «конституционное право» используется в трех значениях:

1) как отрасль права;

2) наука конституционного права;

3) учебная дисциплина.

В дальнейшем, если специально не будет оговорено, под консти­туционным правом будем понимать отрасль права.

Конституционное право — это ведущая отрасль права, представ­ляющая совокупность правовых норм, определяющих основы право­вого статуса личности, учреждающих систему государственной власти и устанавливающих основополагающие правила взаимоотношения между личностью, обществом и государством.

Конституционное право в отличие от других отраслей регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах общества: политической, экономической, социальной, духовной и др., но предметом его явля­ются фундаментальные общественные отношения в указанных сферах. Поэтому можно утверждать, что предметом конституционного права являются отношения, возникающие при установлении основ государ­ственного и общественного строя, форм и пределов власти народа, основ правового статуса личности, государственного устройства, по­рядка формирования и функционирования органов государственной власти, принятия и действия законов и иных нормативных правовых актов. Конституционное право определяет политическую систему, в том числе его нормы предусматривают возможность многообразия политических партий, наличие политических прав (политический плюрализм), экономическую основу (многообразие форм собствен­ной и, включая наличие частной формы собственности — ее отсутствие было характерно для социалистического строя), социальную основу и др. М этом заключается и значение конституционного права.



Конституционное право тесно связано со всеми отраслями права. Именно с него начинается формирование национального права, в нем находится истоки других отраслей. Например, формы собственности, охрана ее объектов (см. ст. 13, 44 Конституции) получают развитие в гражданском праве; презумпция невиновности в совершении преступления, временный характер наказания в виде смертной казни, недопустимость пыток, право подать жалобу в суд и др. (ст. 24—26, 60 Конституции) — в уголовном и уголовно-процессуальном праве; нор­мы о функционировании органов исполнительной власти, например, Правительства, исполкомов — в административном праве; о банков­ской и кредитно-денежной системе — в финансовом праве и т. д. Однако не только конституционное право влияет на иные отрасли, но и последние оказывают воздействие на конституционное право. Если нормы конституционного права сдерживают новые тенденции общественной жизни, в том числе это может проявляться в сдерживании в развитии отраслевого законодательства (например, советская Конституция не допускала наличие частной собственности), то наряду с другими причинами возникает необходимость в корректировке Конституции. Конституционное право получает «подкрепление» посредством реализации законов, относящихся к нормам других отраслей права.

Наука конституционного права изучает как действующие нормы, так и утратившие силу, разрабатывает теорию (концепцию) развития отрасли, то есть представляет собой совокупность знаний, учений о конституционном праве. В процессе изучения учебной дисциплины используются как нормы конституционного права (отрасли), так и до­стижения науки, которая помогает понимать сущность многих явлений, видеть успехи и проблемы в развитии права.

1.2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ИНСТИТУТЫ

Слово «норма» происходит от латинского погта — правило, образец, руководящее начало. Отдельная норма еще не является правом, и только будучи включенной в соответствующий источник права (нормативный правовой акт, международный договор, судебный пре­цедент), она приобретает такое свойство.

Для правовой нормы характерно то, что она:

1) исходит от государства;

2) имеет формальную определенность (внутреннее строение);

3) подкрепляется силой государства.

Обычно нормы права включают три элемента: диспозицию (основное содержание нормы), гипотезу (условие, при котором применяется пра­вило; обычно присутствует или подразумевается слово «если») и санкцию (ответственность или иные неблагоприятные последствия). Конституцион­ные нормы редко содержат санкцию. Сейчас все настоятельнее тре­буется установление санкций за неисполнение конституционных норм.

Классифицировать конституционные нормы можно по следующим признакам:

а) с точки зрения предметной направленности — материальные (закрепляют права, обязанности, ответственность) и процессуальные (закрепляют порядок, формы и способы реализации норм материаль­ного права);

б) по методу правового регулирования или степени обязатель­ности — императивные (нормы, предписывающие строго обязатель­ные правила поведения, не допускающие отступлений ),диспозитивные (предусматривают варианты поведения), стимулирующие (устанав­ливают правовые стимулы для положительного поведения);

в) значению и роли в системе правового регулирования — учре­дительные и регулятивные: учредительные устанавливают основы правового регулирования (нормы-начала, нормы-принципы, целеустановочные нормы, дефинитивные нормы (нормы-определения); регулятивными являются нормы непосредственного регулирования общественных отношений;

г) степени общности и объему действия — общие (охватывают все правовые институты отрасли) и специальные (относятся к от­дельным институтам, детализируют общие нормы);

д) характеру предписаний управомочивающие (предписывают совершение определенных действий или право воздержаться от их совершения), запрещающие, обязывающие;

е) юридической силе — Конституция, подконституционные акты (законы и иные законодательные акты, подзаконные акты с учетом их иерархии);

ж) сфере действия — нормы общего действия, нормы ограничен­ного действия;

з) техническим приемам закрепления правил поведения —опреде­лимые нормы (в них самих содержится правило поведения), бланкет­ные (отсылают в общем виде к какому-то конкретному нормативному правовому акту), отсылочные нормы (содержат ссылку на правило, содержащееся в какой-то статье данного нормативного акта);

и) структуре — нормы могут состоять только из диспозиции (например, Президент — Глава государства; Национальное собра­на» представительный и законодательный орган), из диспозиции и гипотезы (например, «если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает»);

к) правовой форме — Конституция, законы, декреты, указы, по­становления, решения, распоряжения. В конституционном праве имеются и своеобразные источники—декларации, внутри государ­ем венные договоры, директивы, регламенты и др.;

л) субъектам правотворчества — народ (решение референдума), Парламент, Глава государства, орган местного самоуправления и др.

1.3. СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Норма права — это первичный элемент всей системы права. Нормы конституционного права, которые связаны общностью предмета регулирования, образуют устойчивые группы норм — правовые институты, например институт референдума.

Правовые институты образуют подотрасли конституционного нрава относительно самостоятельные друг от друга группы правовых норм (то есть объединяют несколько институтов). К ним можно отнести:

ü основы конституционного строя;

ü конституционно-правовой статус человека и гражданина (ох­ватывает, например, институты гражданства, статуса иностранцев, основных прав и свобод в различных сферах жизни и др.);

ü государственное устройство Республики Беларусь (входят группы норм (институты), определяющие внутреннюю структуру и статус государства, правовое положение административно-территориальных единиц);

ü избирательное право;

ü органы государственной власти (Президент, Парламент, Правительство, Конституционный и иные суды, контрольно-надзорные органы);

ü местное управление и самоуправление.

 

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Основные законодательные акты: Конституция.

2.1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Конституционно-правовые отношения — это урегулированные нормами конституционного права общественные отношения, участ­ники которых наделены взаимными правами и обязанностями.

Условно говоря, когда ведем речь о норме права, то имеем дело с начальным этапом действия права (но это еще «статика»), когда же говорим о правоотношении (в том числе конституционном), то речь идет о динамике, взаимодействии, в том числе паритетном или по принципу власти-подчинения и т. п.

Общей предпосылкой возникновения конституционно-правового отношения является наличие не менее двух субъектов, цель или мо­тив вступить в то или иное правоотношение. Юридической пред­посылкой возникновения конституционно-правового отношения является помимо правовой нормы правоспособность и дееспособ­ность субъектов, юридический факт, то есть событие или действие, с которым нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений (в некоторых случаях для возникно­вения правоотношения недостаточно одного юридического факта, необходима их совокупность).

Классификация конституционных правоотношений возможна по различным признакам:

— по своей природе — политические;

— составу участников — простые (два субъекта) и сложные (не­сколько или даже неограниченное число участников);

— длительности — кратковременные или долгосрочные;

— характеру обязанности — активные (необходимо совершить определенные действия, например принять закон) и пассивные (воздержаться от нежелательного поведения);

— степени обобщенности — общие (называют «правовые со­стояния ) существуют вне зависимости от совершения конкретных действий (например, состояние гражданства возникает обычно с момента рождении человека и длится всю жизнь); конкретные возникают при совершении определенных действий (наступлении события);

— целевому назначению — направленные на реализацию права (правореализационные) или его охрану (охранительные).

В литературе осуществляется классификация и по иным признакам.

2.2. СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Субъекты конституционно-правовых отношений — это предусмотренные Конституцией и иными актами законодательства участники конституционно-правовых отношений, которые наделены соответствующими правами, обязанностями и несут установленную ответственность.

Субъекты конституционно-правовых отношений — это народ, граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, государство, государственные органы, административно-территориальные едини­цы, должностные лица, избиратели, депутаты, политические партии, общественные объединения, церковь, органы местного управления и самоуправления.

Таким образом, для конституционного права характерно наличие множества субъектов (участников) отношений, ряд из них (народ, нации, этническая общность) могут быть участниками только конституционно-правовых отношений.

ТЕМА 3. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК НАУКА

Наука конституционного права и конституционное право как от­расль различаются тем, что наука изучает конституционно-правовые отношения, а отрасль их регулирует.

В отличие от отрасли конституционного права, регулирующей посредством конституционно-правовых норм общественные отношения, наука конституционного права изучает закономерности такого регулирования. Благодаря научным исследованиям формируется учение о конституционном праве, представляющее собой систему взаимо­связанных и взаимосогласованных понятий, взглядов, суждений, идей, концепций и теорий.

В предмет конституционного права входят и акты конституционно­го законодательства. Наука выявляет их систему, иерархию и соподчиненность (юридическую силу), исследует состояние конституционного законодательства и высказывает свои рекомендации по приведению его в соответствие с потребностями общественного развития, пред­лагая пути совершенствования.

Конституционное право как учебная дисциплина обучает нормам конституционного права и практике их применения. Однако учебная дисциплина не ограничивается изучением отрасли, она опирается и на результаты науки, в ее рамках проводятся научные исследования. Таким образом, в сферу обучения входит не только отрасль, но и нау­ка конституционного права. Студенты изучают понятия, суждения и выводы, идеи, концепции и теории, существующие в конституцион­ном праве.

Наука конституционного (государственного) права прошла в своем развитии несколько этапов. Ее становление началось еще в дорево­люционный период. Среди известных ученых-государствоведов, ра­ботавших в конце XIX — начале XX вв., можно назвать И. А. Ильина, Н. М. Коркунова, Н. И. Лазаревского, Л. В. Тихомирова, Н. И. Палиенко, Б. Н. Чичерина и др. Они выработали и определили основные понятия государственного права, в том числе идеи народовластия, государственного суверенитета, формы правления (монархии, респуб­лики ) и др.

В советский послереволюционный период наука конституцион­ного права и ее представители исходили из необходимости признания марксистско-ленинской теории как основного инструмента решения всех задач и оценок происходящих в обществе явлений. Доминировал явно классовый подход.

В период основания в 1921 г. Белорусского государственного университета, а в 1922 г. — Института белорусской культуры, в нашу республику прибыла группа видных деятелей из России. Среди них были такие ученые-государствоведы, как В. Н. Дурденевский и Г. С. Гурвич, специализировавшиеся соответственно в области государствен­ною права буржуазных стран и советского государственного права. Особого внимания в этот период заслуживают труды Г. С. Гурвича 11< горня Советской Конституции» (1923); «Принцип автономизма и в советской системе» (1924).

На первых этапах развития науки конституционного (государственного) права трудности заключались не только в необходимости формирования науки с классовых позиций, но и отсутствии (или неразработанности) юридической терминологии на белорусском языке. Способствовало разработке юридической терминологии создание актов ЦИК, Правительства, Совета труда и обороны СССР с 1923 г. на белорусском языке (эти акты публиковались на языках всех союзных республик).

Развитию белорусской науки конституционного (государственного) права значительно способствовала работа над проектом второй Конституции БССР, которая была принята в 1927 г. Создание нового Основного Закона требовало переосмысления закономерностей развития государственной и общественной жизни, тенденций государственного строительства.

В 1922 г. вышла в свет книга Г. Е. Поречина «Советские республики в их взаимоотношениях», а в 1928 г. им же написана «Наша Конституция», в которой автор проанализировал новый Основной Закон. Следует отметить, что в условиях советской власти, допускавшей существование лишь коммунистической идеологии, исследование Поречина опиралось на марксистско-ленинское учение о государственном праве как возведенную в закон волю государственного класса (пролетариата), руководящую роль коммунистической партии.

Кроме того, появились научные статьи, посвященные новой Консти­туции БССР В частности, И. И. Крыльцова «Новая Конституция Бело­русской ССР» (1928). Однако, как отмечается в исследованиях белорусских ученых-историков, в связи с идеологической кампанией конца 20-х гг. XX в. против «национал-демократизма» количество научных исследований по праву в этот период сократилось вследствие различного рода преобразо­ваний научных учреждений Академии наук БССР

В течение Великой Отечественной войны, а затем и некоторого послевоенного периода, когда ощущалась острая нехватка научных кадров, исследования, воплощенные в публикациях авторов, были минимальными.

Лишь с конца 50-х гг. прошлого столетия начинается новый пери­од активного научного творчества. Появляются труды, которые по многим позициям являются классическими либо вызывают присталь­ное внимание современных исследователей в силу того, что проблемы современного общества в той или иной степени затрагивались пред­шественниками.

Среди таких авторов можно назвать С. Р Вихарева, Л. А. Рудзиц- кого, В. А. Дорогина., А. А. Головко, А. Т. Лейзерова.

Особое внимание следует обратить на труды А. А. Головко: «Мест­ные Советы — организаторы колхозного производства» (1957, в со- авт.); «Местные Советы Белоруссии в борьбе за социальное переустройство сельского хозяйства (1929— 1935 гг.)» (1962); «Дея­тельность Советов Белоруссии по осуществлению экономической политики в деревне в 1927— 1936 гг.» (1968); «Советское строитель­ство: учеб. пособие» (1979, в соавт.); «Конституция подлинного народовластия» (1979); «Человек, личность, гражданин» (1982); «Теоретические основы демократии» (2003).

Среди основных работ А. Т. Лейзерова можно выделить «Местные Советы: формирование и деятельность (опыт конкретно-социологи­ческого исследования)» (1964); «Советская избирательная система» (1977); «Демократические формы деятельности местных Советов» (1977);« Гласность работы местных Советов народных депутатов» (1981).

Советские (белорусские) ученые и в условиях монополии комму­нистической партии трудились плодотворно. Были выдвинуты и раз­виты идеи общенародного государства, принципы организации и деятельности представительных органов, органов территориально­го общественного самоуправления, правового статуса граждан.

В 80—90-е гг. XX в. многие ученые-конституционалисты радикаль­но изменили свои взгляды, встав на позиции учета объективных за­кономерностей за­кономерностей развития государства и общества. При этом, правда, были попытки отрицать все достигнутое.

В современный период (после принятия новой Конституции в 1994 г.) наука конституционного права развивается в русле обще­признанной идеи верховенства и торжества Конституции как ядра всей правовой системы. Ученые и практики спорят (и это их право, что свидетельствует о наличии свободы слова, суждений) о содержании Основного Закона, демократичности его норм. Представители науки стремятся оперативно реагировать на потребности общественного развития и высказывать свои рекомендации. Научные исследования направлены на развитие политической системы общества, конститу­ционного строя, гражданского общества, правового статуса личности, нахождение оптимального баланса интересов государства, общества и отдельного человека. Перед наукой конституционного права стоят огромные задачи, обусловленные особым, главенствующим местом конституционного права среди иных отраслей права.

Из книг, изданных в современный период, заслуживают внимание работы А. В. Матусевича «Политическая система. Состояние и раз­витие» (1992). А. Г. Тиковенко «Авторитет власти: прошлое и настоя­щее» (1994) и др.

Активно работают в сфере конституционного права такие пред­ставители белорусской науки, как Д. М. Демичев, Н. М. Кондратович, А. В. Марыскин, Т. С. Масловская, И. И. Пляхимович, А. В. Шавцо- ва и многие другие белорусские ученые и преподаватели, с трудами которых следует ознакомиться, изучая конституционное право.

Плодотворно в области науки конституционного права трудится и автор настоящего издания. Среди основных его трудов можно назвать следующие: «Парламент Республики Беларусь: конституционно- правовой аспект» (1995); «Органы государственной власти Республики Беларусь: конституционно-правовой статус» (1999); «Конституция и некоторые аспекты защиты прав и свобод граждан» (1999); «Нор­мативные правовые акты государственных органов Республики Бе­ларусь» (1999); «Правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства» (1999); «Конституция. Человек. Государство» в 7 кн. (2000—2010); «Конституция Республики Беларусь. Научно- практический комментарий» (2005); «Референдумы в Республике Беларусь и ее путь к независимости в конце XX столетия» (2001); «Комментарий к Закону "О нормативных правовых актах Республики Беларусь"» (2003, 2006); «Конституционное право Республики Бела­русь» (2005); «Свобода передвижения. Прописка. Права граждан» (2004, в соавт.); «Источники белорусского права» (2005); «Бело­русское государство на рубеже веков» (2006); «Контрольная функция Парламента и местных Советов депутатов Республики Беларусь» (2008); «В поиске правовых решений» (2010); «Конституция — ос­нова национальной правовой системы» (2009) и др.

 

ТЕМА 4. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

 

Основные законодательные акты: Конституция (ст. 7, 73, 77,85, 101, 104, 108, ч. 4 ст. 116, ст. 137-140 и др.), Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (с изм. и доп.) (далее — Закон о нормативных правовых актах).

Понятие «источник права» является многогранным. Можно ис­ходить из широкого и узкого подхода к определению сущности источ­ника права. Широкий подход предполагает понимание под источниками права силы, творящие право (божественную волю, волю народа), истори­ческие правовые памятники, материальные, духовные и иные факто­ры, оказывающие влияние на развитие правовой системы.

Узкий подход предполагает понимание источника права в формаль­ном, юридическом смысле; источник права устанавливает обязатель­ность нормы (правила поведения). В целях настоящего издания рассмотрим источники конституционного права именно в этом смысле.

Источники права и их иерархия

К источникам конституционного права Республики Беларусь автор относит:

— общепризнанные принципы международного права (некоторые из них названы в ст. 18 Конституции);

— нормативные правовые акты, в том числе и законы, которыми придается обязательная юридическая сила международным договорам;

— судебные прецеденты (в перспективе следует развивать теорию юридических прецедентов, не ограничиваясь только судебными пре­цедентами);

— правовые обычаи.

 

 

Наиболее многочисленными и в юридическом смысле формализо­ванными являются нормативные правовые акты.

Иерархия нормативных правовых актов может быть выстроена на основе анализа норм Конституции (см. ст. 7, 77, 85, 104, ч. 4 ст. 1 16, ст. 137, 140 и др.).

Правовая пирамида выглядит следующим образом:

ØКонституция, в том числе конституционные законы, включая акты о ее толковании (ст. 137, 140 Конституции);

Ø законы, придавшие международным договорам обязательную и более высокую юридическую силу, чем иные законодательные акты (это осуществляется посредством принятия законов о ра­тификации международных договоров, присоединения к ним или их утверждения). По существу такие международные договоры занимают доминирующее место в иерархии актов государства (см. ст. 8 Конституции);

Ø законы, декреты, указы, изданные на основе полномочий, преду­смотренных непосредственно в Конституции (при этом кодексы обладают большей юридической силой, чем закон). Аналогичное правило должно действовать и по отношению к программным (принимаемым в установленном Конституцией порядке и по определенным ею вопросам)законам;

Ø указы, изданные на основе закона (см. абз. 3 ч. 4 ст. 1 16 Консти­туции);

Ø постановления Правительства; акты Правления Национально­го банка Республики Беларусь;

Øнормативные правовые акты министерств и государственных комитетов (ведомственные акты);

Øрешения органов местного управления и самоуправления с уче­том их уровней и полномочий.

Следует также иметь в виду силу (значит, и место в иерархии) решений референдумов. Закон, принятый народом, обладает более высокой силой, чем иной национальный акт (исключением являются международные договоры, для которых в международном праве уста­новлена соответствующая процедура денонсации. Народ путем рефе­рендума вправе делегировать другому субъекту полномочия по изменению принятого на референдуме закона).

Заключением Конституционного Суда нормативный акт любого органа может быть признан неконституционным и в силу этого не подлежащим применению судами и иными органами. Особая роль принадлежит регламентам (например, палат Парламента), между­народным договорам, которые не требовали ратификации Парламентом и в силу этого обладают более высокой по отношению к ним юридической силой.

Выстраивая правовую пирамиду и решая вопрос о приоритете того или иного акта, следует учитывать и другие нюансы. В частности, со­отношение нового и ранее принятого акта, общего и специального, общей и особенной части закона (кодекса) и др.

Каждому продукту нормотворческой деятельности государствен­ною органа (должностного лица) соответствует своя форма акта — закон, указ, постановление, решение и т. п.

Что касается судебных прецедентов, то в романо-германской правовой семье, к которой относится и национальная правовая систе­ма Республики Беларусь, они по юридической силе следуют за зако­нами.

Общепризнанные принципы международного права предопреде­ляют смысл и содержание конституционных норм.

ТЕМА 5. КОНСТИТУЦИЯ — ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Основные законодательные акты: Конституция.

5.1. Понятие, структура, юридические свойства Конституции

Множество возникающих в государстве и обществе отношений подпадает под действие соответствующих социальных регуляторов — норм права, морали, нравственности, религиозных норм и др. Однако необходим юридический акт, который бы давал ответы на главные вопросы: какие общегосударственные органы создаются, каково по­ложение личности, как строятся взаимоотношения между человеком, обществом и государством, устройство государства. Таким актом (юридическим документом) является Конституция. Она, условно го­воря, каркас основных отношений в обществе и государстве, который наполняется нормами текущего законодательства.

Слово «конституция» происходит от латинского constitutio — установление, учреждение, строение.

Конституция — это Основной Закон государства, который выражает волю народа, закрепляет основы государственного и общественного строя, правового статуса личности, организацию государственной власти.

В мире нет идентичных Конституций. На содержание данного нормативного акта влияют исторические традиции, менталитет граж­дан, нередко религиозные убеждения, правовая культура. В то же время теория и практика конституционного права свидетельствуют о том, что текст должен содержать определенный минимум, без кото­рого трудно утверждать, что идет речь именно о конституционном тексте. В Конституциях демократических государств обязательно закрепляются гарантии прав и свобод человека, устройство государственной власти, и в том числе предусматривается разделение и взаимодействие властей, политический плюрализм, многообразие форм собственности.

Можно выделить, три основных блока, из которых состоит Конституции Республики Беларусь:

1. Преамбула;

2. Основная часть (разделы I—VIII);

3. Заключительные и переходные положения (раздел IX).

Юридические свойства Конституции заключаются в том, что она:

· Является Основным Законом государства :

· Обладает юридическим верховенством;

· Является базой для принятия актов текущего законодательства;

· Имеет особый порядок принятия и изменения.

5.2. ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ

К функциям Конституции относятся:

ü учредительная (закрепляет существующие и создает предпо­сылки для формирования новых отношений, в том числе по поводу ргали *ации власти, развития прав и обязанностей граждан и др.);

ü организаторская (направляет всех субъектов на деятельность по реализации закрепленных в ней принципов и норм);

ü идеологическая (это мировоззренческий документ, в котором воплощены взгляды и представления о развитии государства и обще­ства );

ü внешнеполитическая (это основа внешнеполитической деятель­ности, своего рода «лицо» белорусского государства на международ­ной арене).

5.3. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ ИДОПОЛНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ

В обычной ситуации, за исключением революционной, принятие новой Конституции базируется на нормах прежней, где предусматри­вается порядок ее принятия (изменения). Свидетельством тому явля­ется принятие белорусских конституций в 1927, 1937, 1978, 1994 гг.

Согласно действующей Конституции ее изменение и дополнение может осуществляться двумя субъектами власти:

I) народом путем референдума;

II) Парламентом посредством принятия соответствующего за­кона.

Согласно ст. 140 Конституции разделы I «Основы конституцион­ного строя», II «Личность, общество, государство», IV «Президент. Парламент, Правительство, суд» и VIII «Действие Конституции Рес­публики Беларусь и порядок ее изменения» могут быть изменены только путем референдума (ст. 140 Конституции) (можно предпо­ложить, что Парламент вправе внести дополнения в указанные раз­делы, не меняющие их сути). Однако это не исключает права вынести на народное голосование и иные разделы Конституции. Порядок организации и проведения референдумов предусмотрен в Конституции (ст. 74 и др., а также Избирательном кодексе Республики Беларусь (далее — Избирательный кодекс). Решение референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, вне­сенных в списки для голосования.

Иные положения Конституции вправе изменять и дополнять Пар­ламент. Предложения об изменении и дополнении Конституции рас­сматриваются палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих из­бирательным правом.

Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев.

Согласно ст. 140 Основного Закона Конституция, законы о вне­сении в нее изменений и дополнений, введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента. Как отмечалось, разделы I, II, IV и VIII могут изменяться только референдумом, поэтому если вести речь о при­нятии Парламентом всей Конституции, то в вынесенном на его голо­сование тексте указанные разделы должны оставаться в редакции, утвержденной народом.

Изменения и дополнения Конституции Парламентом не прово­дятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

5.4. ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ

Примой характер действия конституционных норм предполагает правильное уяснение ее содержания. В спорных ситуациях необходи­мо прибегать к толкованию норм. Толкование Конституции обеспе­чивает ее стабильность.

В ст. 140 Конституции указывается на «акт» толкования Конституции. Его форма — конституционный закон, который принимается не менее двумя третями голосов от полного состава палат Парламента. В отличие от изменений и дополнений Конституции для принятия закона о толковании не требуется два обсуждения и одобрения с интер­валом не менее трех месяцев.

Таким образом, Парламент обладает правом аутентичного тол­ковании Конституции. Право казуального (при разрешении конкрет­ного спора о конституционности проверяемого акта) толкования принадлежит, на наш взгляд, Конституционному Суду, что может быть выражено в его заключении. Делать это в иных актах Конституцион­ного Суда недопустимо.

5.5. Механизм защиты Конституции

Существует комплекс мер, направленных на защиту Конституции, в котором выделяют политические, экономические, идеологические, юридические.

К юридическим, в частности, можно отнести:

— обязанность органов государственной власти и граждан реализовывать нормы Конституции (см. Преамбулу, а также ст. 2, 52, 59 и др. Конституции);

— установление ответственности за нарушение Конституции (на­чиная от роспуска представительного органа и до решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности);

— прямое действие Конституции, приоритет ее норм по отношению к нормам подконституционных актов (ст. 137 Конституции);

— контроль над соблюдением Конституции (парламентский, Кон­ституционного Суда);

— усложненный порядок принятия, изменения и дополнения Кон­ституции.

ТЕМА 6. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Основные законодательные акты: Конституция, Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — Гражданский кодекс), Закон Республики Беларусь от 05.10.1994 № 3266-ХИ «О по­литических партиях» (с изм. и доп.) (далее—Закон о политических партиях), Закон Республики Беларусь от 04.10.1994 № 3254-ХИ «Об общественных объединениях» (с изм. и доп.) (далее — Закон об общественных объединениях).

 

Видный российский ученый С. А. Авакьян обосновал взгляд, в со­ответствии с которым конституционный строй — это закрепленные в Конституции и реально существующие устои жизни общества и го­сударства.

Некоторые представители юридической науки используют ранее широко употребляемые понятия «общественный строй» и «государ­ственный строй». Однако закономерно, что на смену им пришло по­нятие «конституционный строй» (именно с его характеристики начинается текст современной белорусской Конституции). Исполь­зование понятия «общественный строй» в прежний период было связано, прежде всего, с представлениями о классовом обществе (выделением социальных слоев населения). Понятие «государствен­ный строй» включает государственное устройство, систему органов, их функционирование, правовой статус граждан.

Конституционный строй в содержательном, а не формальном пла­не означает не только наличие демократической Конституции, но и ее реализацию на практике.

Основы конституционного строя представляют собой наиболее важные принципы и нормы Конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного устройства.

 

И качестве основы конституционного строя Конституция закрепляет принцип о человеке, его правах и свободах, гарантиях их реализации как высшей ценности и цели функционирования общества и государства. К другим основам конституционного строя отнесен народный суверенитет, разделение властей, верховенство права, признание приоритета общепризнанных принципов международного нрава, политический плюрализм, многообразие форм собственности, равенства всех перед законом и судом и др.

Признаки (черты) конституционного строя

Является ли существующий в стране строй конституционным, мы можем определить, если такому строю присущи следующие признаки:

государство подчинено праву (само в первую очередь исполня­ем принятые законы);

признаются и обеспечиваются права и свободы человека;

имеется разделение и взаимодействие властей;

существует многообразие форм собственности; обеспечивается политический плюрализм;

развивается гражданское общество.

 

ТЕМА 7. ПОНЯТИЕ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ СУВЕРЕНИТЕТА

Основные законодательные акты: Конституция (ст. 1,9, 18, 19 и др.), Декларация о государственном суверенитете Респуб­лики Беларусь, принятая Верховным Советом Республики Беларусь 27 июля 1990 г.

7.1. СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА, НАРОДА, НАЦИИ

Обладать суверенитетом — значит независимо от кого-либо, само­стоятельно принимать решения.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.