Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Нормативно-правовое регулирования системы социальной защиты населения





 

Социальное обеспечение в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно: отношения по поводу денежных выплат; отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения; отношения процедурного и процессуального характера.

Множество и разнообразие источников социальной защиты предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Первую группу источников социальной защиты составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ). В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.1 Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г[1].



К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 « Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.)[2], где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).

Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 « О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств — членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением государства — члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств — участников Соглашения.

На сегодняшний день государства СНГ подписали конкретные соглашения, в том числе и в области социального обеспечения. Так, например, двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное Правительством РФ и Республикой Молдова от 10 февраля 1995 г., вступило в силу с 4 декабря 1995 г. Можно также назвать Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях гражданам РФ и гражданам Республики Казахстан, проживающим и(или) работающим на комплексе «Байконур», утвержденное постановлением Правительства от 5 сентября 1998 г.

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53[3].

Важное место отводится Основам законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», утвержденным 22 июля 1993 г., которые введены в действие с 1 сентября 1993 г[4]. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутству единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, регулирующих пенсионное обеспечение «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. с последующими изменениями и дополнениями; «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от 12 февраля 1993 г. с изменениями и дополнениями. Например, « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. или «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июня 1998 г., обеспечение граждан пособиями, предоставление гражданам различного вида социальных услуг, гарантирующих социальную защиту инвалидам, престарелым и т.д.

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов (например, Указ Президента РФ от 06.05.2008 N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов"; Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"[5]) или Указ Президента РФ от 13.04.2011 N 444 (ред. от 29.06.2013) "О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации"[6].

Четвертую группу среди подзаконных актов занимают постановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ: например,

- Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"[7];

- Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.09.2015) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"[8];

- Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 949 (ред. от 07.03.2016) "О денежном, материальном и социальном обеспечении отдельных категорий военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и гражданского персонала, направляемых Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей"[9] и др.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд), так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства. Сюда можно отнести Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 156н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2014 N 34139)[10], а также Постановление Минтруда России от 06.08.2002 N 53 (ред. от 17.02.2015) "Об утверждении Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации"[11].

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации.

Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными. В качестве примера можно привести следующий нормативно-правовой акт: Закон Республики Дагестан от от 17 ноября 2015 года N 99 «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера Республике Дагестан на 2016 год для определения социальной доплаты пенсии»[12].

Следует иметь в виду, что источники социального обеспечения можно также классифицировать в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. В соответствии с такой классификацией следует выделить три группы нормативных актов, регулирующих общественные отношения:

1) по пенсионному обеспечению граждан;

2) по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами;

3) по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Кроме того, можно классифицировать источники права социального обеспечения в зависимости от организационно-правовых способов осуществления социального обеспечения.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.