Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Пути повышения эффективности применения финансовых санкций в России





 

Реальный механизм финансового воздействия на экономику проявляется не как единая, строго заданная система рычагов, а как динамичная, постоянно развивающаяся их совокупность, складывающаяся из отдельных компонентов.

Эффективность финансовых рычагов и стимулов – способность их обеспечить экономику надежными и устойчивыми источниками роста, финансовую устойчивость народного хозяйства, повысить экономическую отдачу в производстве товаров и услуг.

Наибольшее значение имеют:

1. Финансовое регулирование и стимулирование производства.

2. Финансирование научно-технического прогресса.

3. Страховая защита общественного производства.

Направления повышения эффективности:

1.Налоги. Налоговый механизм оказывает на предприятие двойственное влияние. Система налоговых льгот способствует ускоренному обновлению производственной базы, росту расходов на научно-технические и опытно-конструкторские работы, стимулируя повышение эффективности производства. Однако высокий общий уровень налогообложения предприятия резко ограничивает его финансовые возможности по наращиванию производства, а частый пересмотр видов налогов и условий их взимания ослабляет действенность налоговых льгот.

Необходима устойчивая налоговая система с отлаженным контролем за полнотой и своевременностью уплаты налогов, с таким порядком исчисления размера платежа, который заинтересует плательщика в лучших результатах деятельности, во включении режима экономии ресурсов.

2.Финансовые санкции и льготы используются очень мало. Перечень льгот по налоговому законодательству был резко уменьшен с введением 25 гл. Налогового кодекса, особенно в части реинвестирования прибыли, отсутствует их дифференциация по территории страны. Нет системы льгот, ориентирующей предприятие на приоритетные отрасли. Бюджетное финансирование в качестве финансовой льготы не рассматривается, что послужило причиной распространения иждивенчества при формировании финансовых ресурсов предприятия. Система финансовых санкций также нуждается в коренной перестройке. Чтобы они стали реально действующими и эффективными, необходимо изменить содержание заключаемых между партнерами договоров, предусмотрев значительное усиление материальной ответственности за невыполнение принятых обязательств. Действенность финансовых санкций во многом зависит от эффективной работы органов финансового контроля, экономических, судебных и арбитражных органов. Повысить эффективность действующих финансовых санкций можно путем оздоровления экономики, арбитражных служб, пересмотрев сами санкции в сторону ужесточения.



3.Прибыль – обобщающий измеритель работы предприятия, в котором находят отражение качественные и количественные результаты хозяйственной деятельности. Среди них снижение себестоимости, рост объема производства. Задача финансового регулирования – обеспечить оптимальные размеры и соотношения между фондами возмещения, потребления и накопления и рациональные пропорции между денежными фондами, входящими в их состав.

В условиях рыночной экономики система финансовых рычагов воздействует на развитие производства и через прямое регулирование пропорции между денежными фондами, участвующими в производственном процессе. Чтобы не допустить сбоев в работе, предприятие широко использует финансовые нормы и нормативы, резервные фонды и т. д. Через изменение соотношения между фондами накопления и потребления финансовые рычаги непосредственно влияют на экономический рост.

Финансовый стимул - организационная форма финансовых отношений, с помощью которой можно влиять на материальные интересы хозяйствующих субъектов.

Выделяют:

1) эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов, благодаря чему расширяются возможности выпуска продукции с высокой отдачей, создаются условия для развития новых технологий;

2) поощрительные фонды. Используются на предприятии с целью повысить заинтересованность работников в более интенсивном и эффективном труде;

3) бюджетные стимулы. Субъектом стимулирования выступает государство, Это система платежей в бюджет и система бюджетного финансирования;

4) система финансовых льгот и санкций. Льготы расширяют возможности наиболее эффективного инвестирования денежных средств в производство и создают благоприятные условия для его роста. К ним относятся разрешение на ускоренную амортизацию, освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на научно-технические разработки или природоохранные мероприятия. Санкции усиливают материальную ответственность субъектов за конечный результат деятельности, нарушения требований договорной, расчетной и финансовой дисциплины.

В России первой крупной социальной реформой была отмена крепостного права в 1861 г. Главная проблема – определение условий выкупа крестьян и их земельных наделов, которые удовлетворили бы помещиков и крепостных. Выкуп был определен равным капиталу, дающему при 6 % годовых сумму, равную прежнему среднему оброку. Правительство сразу

дать такую сумму не могло, поэтому были выпущены облигации. Был создан Госбанк. Госзаймы были удачным найденным способом, который помог мирным способом преобразовать общество.

Реформы в Германии: была проведена денежная реформа, что восстановило устойчивое денежное обращение.

Китай осуществлял реформы в 2 этапа:

1) с конца 1970 до 1985 г. главным рычагом была аграрная реформа;

2) льготные условия по налогообложению для привлечения иностранных инвестиций - для прибрежных районов.

На начальном этапе реформ в Японии применяли политику протекционизма, но эта часть вызывает адекватные меры со стороны других стран. Протекционизм создает тепличные условия для национальных фирм, что препятствует нормальной конкуренции. Отмена льгот при дешевой рабочей силе.

Необходимо создать условия для привлечения иностранного частного капитала, создать нормальные условия в аграрном секторе, ограничить военные расходы, что дает больше средств для инвестиций государства в производство, возможность снижать налоговое бремя и тем самым заинтересовывать производителей. Важно обеспечить достаточный уровень социальной защиты в ходе экономических преобразований.

Основная цель совершенствования санкций – обеспечить их эффективное функционирование, позволяющее избежать негативных последствий для экономики и жизнеобеспечения общества. Если же в законодательстве присутствуют так называемые «черные пятна», которые проявляются в изобилие декларативных, отсылочных и «пустых» норм, то это дает возможность различного толкования при применении мер ответственности субъектам хозяйственной деятельности.

Так же, на наш взгляд, важной проблемой является окончательное выделение финансовой ответственности, как самостоятельного вида ответственности юридической. Один из основных вопросов, которые нужно решить, о соотношении мер финансовой и административной ответственности например за правонарушения в сфере мобилизации и использования государственных финансовых ресурсов. До сих пор действующим законодательством меры финансово-правовой и административно-правовой ответственности не разделены, впрочем, как и меры ответственности с иными мерами государственного принуждения. Не продумано четкое разделение правонарушений административных и финансовых.

Еще одной проблемой действующего законодательства в рассматриваемой области являются присущие ему некоторые неопределенности и противоречия, которые в некоторые случаях не позволяют надлежащим образом реализовать основные принципы юридической ответственности. Назрела необходимость его реформирования, начиная от общих своих положений, определяющих основные понятия, до конкретных пунктов отдельных статей, устанавливающих различные меры финансово-правовой ответственности.

В первую очередь, нужно четко определить природу финансово-правовой ответственности, ее признаков, видов и предусматриваемых ее мер. Представляется возможным также предпринять следующие шаги:

- использовать в БК РФ [1] термин «бюджетная ответственность», а не «ответственность за нарушение бюджетного законодательства», т.к. понятие «ответственность за нарушение бюджетного законодательства» включает не только бюджетную ответственность, но и административную, и уголовную ответственности за нарушение бюджетного законодательства, предусмотренные соответственно КоАП РФ и Уголовным кодексом РФ[5, 7];

- так как в содержание ст. 281 БК РФ не упомянуты некоторые объекты бюджетного законодательства РФ, список которых представлен во 2ой ст. БК РФ, можно скорректировать текст статьи и изложить ее в следующем виде: «Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом и иными актами бюджетного законодательства порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ признается нарушением бюджетного законодательства РФ, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения»;

- если просматривать статью 283 БК РФ[1], содержащую основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, можно заметить, что не все они раскрыты в последующих статьях, с указанием соответствующего наказания, для повышения системности, все основания, предусмотренные статьей 283 БК РФ, можно отразить при установлении ответственности за отдельные виды правонарушений и наоборот все основания применения мер принуждения, которые описываются в отдельных составах бюджетных правонарушений, включить в перечень оснований, предусмотренных ст. 283 БК РФ (например, статьи 290, 291 и т.д.);

- необходимо уточнить формулировки некоторых статей 28ой главы БК РФ, так как название статей и их содержание относительно основания применения мер ответственности не совпадают (например, статья 296 БК РФ);

Одним из самых важных вопросов является вопрос о соотношении нарушений бюджетного законодательства, предусмотренных БК РФ и ответственности за них, содержащейся в статьях КоАП РФ [3], нормы БК РФ должны быть приведены в соответствие с нормами КоАП, т.к. Бюджетный кодекс РФ устанавливает применение мер ответственности в соответствии с КоАП РФ, однако КоАП РФ устанавливает ответственность только за три вида бюджетных правонарушений, в частности, предусмотренных статьями 289, 290, 291 БК РФ.

Что касается налогового законодательства, многие экономисты видят выход из создавшейся в России ситуации с уклонением в ужесточении мер наказания и предоставлении широких прав соответствующим органам для их применения. Можно предположить, что суровость мер сама по себе не решит проблемы роста правонарушений. Поэтому для развития разумной экономической политики, для стимулирования добросовестного хозяйствующего субъекта, для исключения желания нарушать установленные правовые предписания необходимо гармоничное, четкое, взаимосвязанное, внутренне непротиворечивое финансовое законодательство. Для этого можно предпринять такие шаги, как:

- отменить нормы НК РФ, которые предоставляют право на бесспорное взыскание штрафных санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей как несоответствующие Конституции РФ;

- представляется возможным в статье 110 НК РФ предусмотреть две формы неосторожности: небрежность и самонадеянность, т.к. на практике возможны случаи совершения правонарушений не только по небрежности, но и по самонадеянности, в соответствии с этим можно применять различные меры к нарушителям;

При этом нельзя забывать, что наряду с мерами по улучшению законодательства в области применения финансовых санкций, необходимо большие силы направить так же на борьбу с коррупцией в данной сфере, так как налоговая коррупция – один из самых разрушающих видов коррупции. Например, возможно стоит ужесточить ответственность для лиц, ответственных за исчисление, сбор налогов и занесение их в соответствующий бюджет.

Для совершенствования санкций в области банковских нарушений, могут быть предприняты следующие частные меры.

- включить в КоАП РФ корреспондирующей со ст. 304 БК РФ нормы, устанавливающей ответственность руководителей кредитных организаций за несвоевременное перечисление в бюджет неналоговых доходов и безвозмездных перечислений;

- с целью унификации терминологии, устранения несоответствий и конкретизации в Законе о ЦБ РФ вместо термина «санкции» и в Инструкции ЦБ РФ № 59 вместо «мер воздействия к кредитным организациям» использовать термин «меры принуждения, применяемые ЦБ РФ к кредитным организациям», т.к. не все эти меры являются санкциями;

- из ст. 15.26 КоАП РФ исключить ответственность юридического лица – кредитной организации и ввести ответственность должностного лица – кредитной организации с целью приведения в соответствие норм КоАП РФ и Указания ЦБ РФ от 2 июля 2002 г. № 84-Т «О Кодексе РФ об административных правонарушениях» и др.

Вывод.

Таким образом, на современном этапе развития финансовые санкции требуют значительной доработки, прежде всего законодательно. Современное финансовое законодательство, безусловно, не может развиваться без соответствующего развития своих средств защиты, каковыми и являются финансовые санкции. Один из основных вопросов, которые нужно решить, о соотношении мер финансовой и административной ответственности например за правонарушения в сфере мобилизации и использования государственных финансовых ресурсов. При этом нельзя забывать, что наряду с мерами по улучшению законодательства в области применения финансовых санкций, необходимо большие силы направить так же на борьбу с коррупцией в данной сфере, так как налоговая коррупция – один из самых разрушающих видов коррупции.


 

Заключение

Таким образом, наиболее полное определение финансовых санкций мы находим у А.Г. Грязновой, «финансовые санкции - это меры принуждения, выраженные в денежной форме, применяемые к участникам процесса контроля в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих прав и обязанностей» [15].

Основные функции санкций:

-штрафная;

-превентивная;

-правовостановительная (компенсационная);

-сигнализационная.

Санкции, в зависимости от того, как они служат охране финансовых правоотношений, подразделяются на два вида:

1. Правовосстановительные.

2. Карательные (штрафные).

Классифицировать финансовые санкции в России можно по формам, по основаниям применения и по отраслям права.

По формам финансовые санкции подразделяются на:

- неустойки;

- штрафы;

- пени;

- блокировка счетов;

- блокировка расходов;

- приостановление операций по счетам в кредитных организациях.

Одной из самых полных классификаций является разделение финансовых санкций на группы в зависимости от видов финансовых правонарушений.

5. Налоговые санкции.

6. Бюджетные санкции.

7. Валютные санкции.

8. Банковские санкции.

Санкции применяются в различных видах право; налоговое право, бюджетное право, банковское право, таможенное право и др. В Налоговом Кодексе РФ посвящен целый VI раздел налоговым правонарушениям, в Бюджетном кодексе РФ предусмотрено 18 составов бюджетных правонарушений (ст. 289 - 306). В ст. 15.25 КоАП РФ, которая содержит несколько составов, прописана ответственность за правонарушения в сфере валютного регулирования. Санкции банковского права предусмотрены в ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)",. Таможенном кодексе РФ. статья 242. Финансовые санкции имеют большую правовую базу.

В международной практике в ведение санкций носит политический характер. Санкции применялись в основном для предотвращения (наказания) военных интервенций и как часть общих усилий государства в войне. В последующие десятилетия спектр целей применения санкций расширился и стал включать в себя такие задачи как прекращение региональных конфликтов, продвижения распространения демократии и политических свобод, утверждение прав человека, предотвращение распространения ядерного оружия, освобождения заложников и освобождение захваченных территорий. Санкции оказываются наиболее эффективны лишь в случае полной или почти полной изоляции неугодной страны от мирового сообщества.

Финансово-правовая ответственность появляется в особой процессуальной форме. В БК РФ применение финансово-правовой санкции предусмотрено в рамках бюджетного процесса. Производство по делу о налоговых правонарушений устанавливается НК РФ разнообразном порядке в отношении налогоплательщиков и лиц, не являющихся таковыми; привлечение к налоговой ответственности возможно на основании решения налогового либо судебного органа.

Субъект финансового права, привлекаемый к финансовой ответственности, вправе оспаривать взыскание санкций любого вида, участвовать в производстве по исследованию обстоятельств совершения правонарушения.

В российском финансовом праве санкции имеют еще один общий аспект, наличие которого существенно отличает финансово-правовую ответственность от иных ее видов. Все виды финансово-правовых санкций не поглощаются никакими другими: штрафы изыскиваются по принципу сложения, а недоимки и пени взыскиваются до полного (как минимум) возмещения причиненного государству ущерба.

Проблемы законодательства есть в каждой отрасли, и нет предела совершенству. Первостепенной задачей на сегодняшний день следует считать урегулирование наиболее остро стоящих недостатков законодательной базы. Незавершенность в вопросах формирования правовой базы финансовых бюджетных санкций приводит к тому, что момент усилия контролирующих органов направлены на осуществление контроля в своих ведомственных интересах.

С другой стороны, финансовые санкции, равно как и задолженность по ним, носят характер бремени для экономического субъекта, и по этой причине государству необходимо это бремя уменьшать в особенно тяжелые для экономики периоды - например, во время финансового кризиса.

Таким образом, на современном этапе развития финансовые санкции требуют значительной доработки, прежде всего законодательно. Современное финансовое законодательство, безусловно, не может развиваться без соответствующего развития своих средств защиты, каковыми и являются финансовые санкции. Один из основных вопросов, которые нужно решить, о соотношении мер финансовой и административной ответственности например за правонарушения в сфере мобилизации и использования государственных финансовых ресурсов. При этом нельзя забывать, что наряду с мерами по улучшению законодательства в области применения финансовых санкций, необходимо большие силы направить так же на борьбу с коррупцией в данной сфере, так как налоговая коррупция – один из самых разрушающих видов коррупции.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.