Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Порядок отражения поступления, основные корреспонденции, документооборот.





Бажутина И.Р.

 

 

Ижевск, 2014

 

Содержание

 

1. Понятие, задачи учета…………………………………………………..2

 

2. Правовое регулирование………………………………………………..3

 

3. Учет торговой наценки…………………………………………………4

 

4. Порядок отражения поступления, основные корреспонденции, документооборот

…………………………………………………………………………..5-7

5. Порядок отражения выбытия, основные корреспонденции, документооборот

………………………………………………………………………….8-9

6. Учет расхода на продажу, порядок их распределения на реализованную продукцию

……………………………………………………………………….10-11

7. Инвентаризация

…………………………………………………………………...….12-14

8. Раскрытие информации в учетной политике в отчетности

………………………………………………………………………15-17

9. Приложение

………………………………………………………………………18-19

10. Список литературы

…………………………………………………………………………20

 

Понятие, задачи учета.

 

Попытаемся дать определение товаров на основании нормативных документов, применяемых в Российской Федерации.

В п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" приведено следующее определение товара: "Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи".

В Налоговом кодексе РФ "товаром... признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации" (п. 3 статья 38 "Объект налогообложения" НК РФ).

Таким образом, под товаром понимается все, что можно продать (купить).

Задачи бухгалтерского учета товарных операций:



  • своевременное и правильное документальное оформление операций поступления товаров,а также оформление перемещения и реализации товаров;
  • определение круга лиц (материально-ответственных работников), ответственных за приемку, отпуск и сохранность вверенных им ценностей;
  • контроль за сохранностью товаров в местах их хранения и на всех этапах движения;
  • контроль соответствия данных складского учета и оперативного учета движения товаров в местах хранения организации данным бухгалтерского учета;
  • контроль за соблюдением установленных в организации норм товарных запасов, обеспечивающих бесперебойную реализацию;
  • контроль за соответствием синтетического учета товаров, данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);
  • проведение анализа эффективности реализации.

 

 

Правовое регулирование.

Нормативные документы, регламентирующие учет товаров:

· Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01;

· Постановление Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций";

· "Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций", утвержденный постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132;

· Постановление СМ РФ от 27.05.2003 № 501 "О государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации";

· Федеральный Закон от 8.08.2001 №134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)";

· Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации"

Учет торговой наценки.

Счет 42 «Торговая наценка» предназначен для обобщения информации о торговых наценках (скидках, накидках) на товары в организациях, осуществляющих розничную торговлю, если их учет ведется по продажным ценам.

На счете 42 «Торговая наценка» учитываются также скидки, предоставляемые поставщиками организациям, осуществляющим розничную торговлю, на возможные потери товаров, а также на возмещение дополнительных транспортных расходов.

Кредитуется счет 42 «Торговая наценка» при принятии к бухгалтерскому учету товаров на суммы торговой наценки (скидок, накидок).

Суммы торговой наценки (скидок, накидок) по товарам проданным, отпущенным или списанным вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т.п., сторнируются по кредиту счета 42 «Торговая наценка» в корреспонденции с дебетом счета 90 «Продажи» и иных соответствующих счетов. Относящиеся к непроданным товарам суммы скидок (накидок) уточняются на основании инвентаризационных описей путем определения полагающейся скидки (накидки) на товары в соответствии с установленными размерами.

Сумма скидки (накидки) на остаток непроданных товаров в организациях, осуществляющих розничную торговлю, может быть определена по проценту, исчисленному исходя из отношения суммы скидок (накидок) на остаток товаров на начало месяца и оборота по кредиту счета 42 «Торговая наценка» (без учета сторнированных сумм) к сумме проданных за месяц товаров (по продажным ценам) и остатка товаров на конец месяца (по продажным ценам).

Аналитический учет по счету 42 «Торговая наценка» должен обеспечивать раздельное отражение сумм скидок (накидок) и разниц в ценах, относящихся к товарам в организациях, осуществляющих розничную торговлю, и к товарам отгруженным.

Счет 42 «Торговая наценка» корреспондирует со счетами:

 

по дебету по кредиту
  41 Товары 44 Расходы на продажу 90 Продажи 94 Недостачи и потери от порчи ценностей

Инвентаризация.

 

Инвентаризация товаров - процедура, являющаяся обязательной частью работы каждой торговой организации.

Инвентаризация товаров - это проверка их наличия в натуральном виде. Целью инвентаризации является обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета.

Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" устанавливается, что для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Перечень таких случаев содержит п. 2 ст. 12 Закона. Он гласит, что проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного и муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Специфика инвентаризации товаров:

Основными целями инвентаризации товаров организации являются выявление фактического наличия товаров и сопоставление фактического наличия товаров с данными бухгалтерского учета.

 

При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень товаров, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев проведения обязательной инвентаризации.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.), а при необходимости также представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Если инвентаризация товаров проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии (в обеденный перерыв, ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и при их подтверждении производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей, как правило, проводится в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбируется) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии, приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации и заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма.

Для документального оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.

До начала проверки фактического наличия товаров комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей или денежных средств.

 

 

Приложение

Список литературы

Нормативные акты

1. Налоговый кодекс.

2. Гражданский кодекс.

3. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». // Консультант Плюс.

4. Федеральный закон от 15 июля 1995г. 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации.» // Консультант Плюс.

5. Федеральный закон от 22 мая 2002 г. 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». // Консультант Плюс.

6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. 34н // Консультант Плюс.

7. ПБУ 1/98: Учетная политика организации. Положение по бухгалтерскому учету. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. 60н.

8. ПБУ 5/01: Учет материально-производственных запасов. Положение по бухгалтерскому учету. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 9 июня 2001 г. 44н.

9. План счетов бухгалтерского учета. -М: 2005. - С. 152.

Основная литература

1. Анциферова И.В. Бухгалтерский финансовый учет. - М.: Перспектива, 2003.

2. Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет. - М.: ИКЦ МарТ, 2004.

Бажутина И.Р.

 

 

Ижевск, 2014

 

Содержание

 

1. Понятие, задачи учета…………………………………………………..2

 

2. Правовое регулирование………………………………………………..3

 

3. Учет торговой наценки…………………………………………………4

 

4. Порядок отражения поступления, основные корреспонденции, документооборот

…………………………………………………………………………..5-7

5. Порядок отражения выбытия, основные корреспонденции, документооборот

………………………………………………………………………….8-9

6. Учет расхода на продажу, порядок их распределения на реализованную продукцию

……………………………………………………………………….10-11

7. Инвентаризация

…………………………………………………………………...….12-14

8. Раскрытие информации в учетной политике в отчетности

………………………………………………………………………15-17

9. Приложение

………………………………………………………………………18-19

10. Список литературы

…………………………………………………………………………20

 

Понятие, задачи учета.

 

Попытаемся дать определение товаров на основании нормативных документов, применяемых в Российской Федерации.

В п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" приведено следующее определение товара: "Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи".

В Налоговом кодексе РФ "товаром... признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации" (п. 3 статья 38 "Объект налогообложения" НК РФ).

Таким образом, под товаром понимается все, что можно продать (купить).

Задачи бухгалтерского учета товарных операций:

  • своевременное и правильное документальное оформление операций поступления товаров,а также оформление перемещения и реализации товаров;
  • определение круга лиц (материально-ответственных работников), ответственных за приемку, отпуск и сохранность вверенных им ценностей;
  • контроль за сохранностью товаров в местах их хранения и на всех этапах движения;
  • контроль соответствия данных складского учета и оперативного учета движения товаров в местах хранения организации данным бухгалтерского учета;
  • контроль за соблюдением установленных в организации норм товарных запасов, обеспечивающих бесперебойную реализацию;
  • контроль за соответствием синтетического учета товаров, данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);
  • проведение анализа эффективности реализации.

 

 

Правовое регулирование.

Нормативные документы, регламентирующие учет товаров:

· Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01;

· Постановление Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций";

· "Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций", утвержденный постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132;

· Постановление СМ РФ от 27.05.2003 № 501 "О государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации";

· Федеральный Закон от 8.08.2001 №134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)";

· Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации"

Учет торговой наценки.

Счет 42 «Торговая наценка» предназначен для обобщения информации о торговых наценках (скидках, накидках) на товары в организациях, осуществляющих розничную торговлю, если их учет ведется по продажным ценам.

На счете 42 «Торговая наценка» учитываются также скидки, предоставляемые поставщиками организациям, осуществляющим розничную торговлю, на возможные потери товаров, а также на возмещение дополнительных транспортных расходов.

Кредитуется счет 42 «Торговая наценка» при принятии к бухгалтерскому учету товаров на суммы торговой наценки (скидок, накидок).

Суммы торговой наценки (скидок, накидок) по товарам проданным, отпущенным или списанным вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т.п., сторнируются по кредиту счета 42 «Торговая наценка» в корреспонденции с дебетом счета 90 «Продажи» и иных соответствующих счетов. Относящиеся к непроданным товарам суммы скидок (накидок) уточняются на основании инвентаризационных описей путем определения полагающейся скидки (накидки) на товары в соответствии с установленными размерами.

Сумма скидки (накидки) на остаток непроданных товаров в организациях, осуществляющих розничную торговлю, может быть определена по проценту, исчисленному исходя из отношения суммы скидок (накидок) на остаток товаров на начало месяца и оборота по кредиту счета 42 «Торговая наценка» (без учета сторнированных сумм) к сумме проданных за месяц товаров (по продажным ценам) и остатка товаров на конец месяца (по продажным ценам).

Аналитический учет по счету 42 «Торговая наценка» должен обеспечивать раздельное отражение сумм скидок (накидок) и разниц в ценах, относящихся к товарам в организациях, осуществляющих розничную торговлю, и к товарам отгруженным.

Счет 42 «Торговая наценка» корреспондирует со счетами:

 

по дебету по кредиту
  41 Товары 44 Расходы на продажу 90 Продажи 94 Недостачи и потери от порчи ценностей

Порядок отражения поступления, основные корреспонденции, документооборот.

 

Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются условиями поставки, договорами купли – продажи, техническими условиями и инструкциями о порядке приемки товаров по количеству, качеству и комплектности. Порядок формирования договора купли-продажи, договора поставки регулируется главой 30 "Купля-продажа" ГК РФ

Оприходование поступивших товаров оформляется путем наложения штампа на сопроводительном документе: товарно - транспортной накладной, счете - фактуре, счете и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров.

Если товары получает материально ответственное лицо вне склада покупателя, то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара. Порядок оформления доверенностей и получения по ним товаров установлен "Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно - материальных ценностей и отпуска их по доверенности", утвержденной Минфином СССР от 14.01.67 N 17 и Гражданским кодексом РФ (ст. ст. 185 - 189).

Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительным документам (наличие или отсутствие) и т.д.

Если количество и качество товара соответствует указанному в товаросопроводительных документах, то сопроводительные документы (накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение и другие документы, удостоверяющие количество или качество поступивших товаров) скрепляются подписями лиц, получивших ценности, штампами (печатями) с указанием даты приемки, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. По результатам приемки может составляться акт о приемке товаров по форме № ТОРГ-1

В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт, который

 

является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику (форма № ТОРГ-2 для отечественных товаров, форма № ТОРГ-3 для импортных товаров). В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица торговой организации, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).

При закупке товара или его приемке руководителям торговых организаций необходимо следить за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар.

При поступлении товаров от поставщиков без сопроводительных документов составляется акт о приеме товара по форме № ТОРГ-4.

Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления товарной накладной по форме № ТОРГ-12. Условия возврата товара поставщику могут быть различны и оговариваются в договоре поставки.

Оформленные документы на приемку товаров являются основанием для расчетов с поставщиками и их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров в организации (за исключением потерь товаров от естественной убыли и боя при транспортировке).

Поступающие товары приходуются в день окончания их приемки по фактическому количеству и сумме.

 

Счет 41 «Товары» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи. Этот счет используется в основном организациями, осуществляющими торговую деятельность, а также организациями, оказывающими услуги общественного питания.

В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, счет 41 «Товары» применяется в случаях, когда какие-либо изделия, материалы, продукты приобретаются специально для продажи или когда стоимость готовых изделий, приобретаемых для комплектации, не включается в себестоимость проданной продукции, а подлежит возмещению покупателями отдельно.

К счету 41 «Товары» могут быть открыты субсчета:

41-1 «Товары на складах»;

41-2 «Товары в розничной торговле»;

41-3 «Тара под товаром и порожняя»;

41-4 «Покупные изделия» и др.

Оприходование прибывших на склад товаров и тары отражается по дебету счета 41 «Товары» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по стоимости их приобретения. При учете организацией, занятой розничной торговлей, товаров по продажным ценам одновременно с этой записью делается запись по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 42 «Торговая наценка» на разницу между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки). Транспортные (по завозу) и другие расходы по заготовке и доставке товаров относятся с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в дебет счета 44 «Расходы на продажу».

Поступление товаров и тары может быть отражено с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»или без использования его.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.