Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методы исследования в теории и методике физической культуры





Некоторые студенты и специалисты в области физической культуры считают, что научно-исследовательская работа им не по силам. Такие сомнения безоснователь­ны. Каждый человек, обучающийся в вузе, а тем более - имеющий высшее образо­вание, может и способен вести научную работу. Конечно, ее уровень и результаты у различных людей будут неодинаковы. "Вполне вероятно, - писал Н. Винер, - что 95 % оригинальных работ принадлежит менее пяти процентам профессиональных уче­ных, но большая часть из них вообще не была бы написана, если бы остальные 95 % ученых не содействовали созданию общего достаточного высокого уровня науки." (Н. Винер. Я - математик, - М.: Прогресс, 1964. - С.344). Слов нет - научная работа требует ума, организованности, воли, целеустремленности. Однако при правиль­ной организации и настойчивости научно-исследовательская работа (НИР) - непре­менно принесет результаты.

Исследование, как правило, начинается с поиска и обнаружения проблемной ситуации - объективно существующего противоречия между потребностями (зап­росами, нуждой) общества или личности и существующими в данное конкретное время способами их удовлетворения. Проблемная ситуация может быть использо­вана как затруднение, возникающее от необходимости объяснить или предсказать то или иное явление при остром дефиците информации, или возможность достичь цели при помощи известных, традиционных средств и методов. Другими словами -проблемная ситуация это противоречие между потребностями и способами их удов­летворения (например, современное состояние физического воспитания в школе), противоречие между знанием о потребностях людей и незнанием путей, средств, методов, способов их удовлетворения.



Проблема - (буквально - задача) - сложная познавательная задача, решение ко­торой представляет существенный теоретический или практический интерес, си­туация, требующая решения. Она представляет собой необходимость поиска но­вой информации, наиболее полно и объективно отражающей конкретное явление и способы его совершенствования. Проблема характеризуется недостаточностью наличной информации для решения конкретных задач. Например, определение та­ких категорий, как "физическая культура", "физическая рекреация", "неспециаль­ное физкультурное образование", "спорт" было невозможно до появления совре­менных концепций теории культуры.

В процессе предварительного осмысления и анализа проблемы определяется тема исследования, которая отражает конкретную его направленность (например, компоненты исполнительского мастерства спортсмена и методы их оценок). Она должна отвечать требованиям актуальности, новизны, иметь теоретическое и прак­тическое значение. Работа над темой в конечном счете ведет к приращению науч­ных знаний. В этом заключается теоретическое значение исследования. Актуаль­ность означает важность, необходимость решения проблемы для настоящего вре­мени; новизна - это отсутствие в настоящее время в литературе полностью анало­гичных работ, оригинальность обобщений, выводов исследования.

В процессе разработки темы необходимо определить объект и предмет иссле­дования и выработать рабочую гипотезу. Под объектом исследования понимается то, на что направлена познавательная деятельность ученого. Это могут быть люди (группы людей), явления, события, процессы. Например, физическая культура как вид культуры; студенты вузов; тренировочный процесс; силовые качества спорт­смена и т.п. Другими словами - это все то, что явно или неявно содержит противо­речие, порождает проблемную ситуацию и создает проблему.

Предмет исследования - это отношения объекта, одно из его свойств, сторона, которые подлежат непосредственному изучению. Например, физическая рекреа­ция как компонент физической культуры; специфика развития силовой выносливо­сти у юных спортсменов и т.п.

Объект и предмет - сквозные категории. Они могут меняться местами в зависи­мости от уровня подходов к ним и их рассмотрения. После выбора темы, определе­ния объекта и предмета, последователь вырабатывает рабочую гипотезу.

Рабочая гипотеза (обоснованное предположение) - это "знание о незнании", на­учное предположение о возможных причинных связях явлений, которые пока еще не доказаны и их следует доказать, опираясь на добытую в процессе исследования объективную информацию, аргументы и факты. Гипотеза - научно обоснованные высказывания вероятностного характера относительно сущности, взаимосвязей и причин явлений объективной реальности" (Процесс социального исследования. - М.: Мысль, 1975, - С. 41.). Другими словами - это научно обоснованная догадка. Переход от проблемы к гипотезе - это переход от вопросов к объяснению и после­дующей рекомендации к практике. К основным видам рабочих (исследовательских) гипотез можно отнести следующие: описательная, в основе которой лежит предпо­ложительное описание причин, которые являются основой того или другого явле­ния, процесса (объекта исследования); объяснительная, которая предполагает объяснение причин и следствий, характеризующая объект исследования, его свя­зи, отношения.

Одним из важнейших этапов начала исследования является анализ литературы. Прежде, чем исследовать то или иное явление, процесс, деятельность необходимо узнать, что же об этом уже известно, кто и в каких аспектах проблему исследовал и какие выводы сделал. Для этого необходимо изучить литературу. При этом иссле­дователь исходит из той предварительной информации, которую он имеет на осно­ве знаний, полученных из учебников, учебно-методической литературы и собствен­ного практического опыта. Как правило, почти по любому вопросу, который интере­сует исследователя, существует большое количество литературных источников. В поиске и отборе необходимых в первую очередь источников помогают каталоги в библиотеках, книжные летописи и летописи журнальных статей, реферативные жур­налы и бюллетени, книжные и журнальные обозрения, в которых даются обширные сведения о научной литературе по различным проблемам.

В процессе изучения литературы необходимо ее сгруппировать по степени важности и по направлениям. Например, при исследовании физической культуры как вида культуры личности и общества необходимо познакомиться с работами по тео­рии культуры, выявить группы авторов, придерживающихся одной и той же концеп­ции, следует уяснить и то общее, что объединяет все эти группы авторов. После выявления существующих в настоящее время основных концепций теории культу­ры следует ознакомиться с современными концепциями теории физической куль­туры как вида культуры. И здесь также необходимо определить группы авторов - единомышленников и группы авторов, у которых подходы к определению данного феномена не совпадают. Наконец, необходимо выяснить, обнаружить "белое пят­но", т.е. проблемную ситуацию и приступить к ее решению. Итогом всей этой рабо­ты будет та часть исследования, которая носит одно из таких названий: "Историог­рафия проблемы", "Литературный обзор"; "Состояние проблемы по литературным источникам и на практике". В этой части своего исследования автор демонстриру­ет знание литературы по проблеме, умение сгруппировать источники по совпадаю­щим концепциям их авторов (или по другим признакам), способность обнаружить проблему и готовность ее решить.

Изучение литературы представляется целесообразным вести ретроспективно -т.е. от последних, современных изданий источников назад, в историю, потому что в последних источниках уже сконцентрированы, даны в готовом виде идеи, которые имеют более или менее длительную историю развития. На фоне последних данных виден более ярко процесс и особенности развития, возникающие и исчезающие противоречия.

В процессе работы над источниками весьма целесообразно вести картотеку. Каждый источник аккуратно, грамотно, на основе современных требований библио­графии заносится на каталожную карточку с тем, чтобы при составлении списка литературы можно было просто переписать эти карточки по алфавиту. Целесооб­разно также на каждой карточке писать краткую аннотацию источника и свое соб­ственное отношение к нему или свою оценку, характер его использования (выпис­ки, цитирование, обзор и т.п.). Если исследование предстоит длительное (напри­мер, работа над диссертацией или книгой), тогда можно составлять две собствен­ные картотеки - одну алфавитную, другую предметную. Это облегчит поиск материала и маневрирование с ним. Если исследователь уже имеет план, (структу­ру) своей работы, тогда целесообразно приготовить папки по числу глав или разде­лов работы ("папка - мать порядка"). Внутри каждой папки можно сделать дополни­тельные деления папки по числу параграфов в каждой главе. По мере накопления материала (выписок, заготовок, мнений и т.п.), он складывается в соответствую­щие папки. Это позволяет сократить время на систематизацию и обработку мате­риала.

Анализ - это расчленение предмета исследования на части, свойства, признаки. Исследователь, как правило, ставит перед собой задачу проникнуть в сущность про­цесса или явления. Для этого он мысленно (или практически) расчленяет предмет на составные части, выделяет свойства, признаки, связи, отношения.

Синтез (соединение) - обобщение, интеграция полученной информации, пред­посылки, первый этап обобщения и выводов. Обобщение - такой прием мыслитель­ной деятельности, который позволяет устанавливать общие качества, стороны, свой­ства предметов.

Обобщение полученной в процессе изучения литературы по проблеме дает воз­можность уточнить цель и задачи исследования.

Цель - предполагаемый конечный результат, осознанный образ предстоящего результата. В ней должна найти отражение проблема, объект и предмет исследования и рабочая гипотеза. Цель распадается на конкретные задачи, организованная последовательность которых составляет программу исследования.

Для решения задач необходимы методы (пути, способы) исследования. Они должны быть полностью адекватными, вполне соответствующими задачам; это оз­начает, что они дают возможность получить объективную информацию именно о данном предмете. Иначе может получиться так, что методы, пригодные для изуче­ния одних объектов исследования, могут давать ложную информацию при изучении других объектов. Например, попытки развивать силу легкоатлетов-спринтеров та­кими же методами, как и гонщиков-шоссейников не дают положительных результа­тов. Структура силы названных выше спортсменов разная и методы ее развития должны быть различны.

В научно-исследовательской работе по теории физической культуры использу­ется большое количество различных методов и методик (групп методов). Среди них можно выделить такие группы, как общенаучные, собственно педагогические, пси­хологические, биологические, социологические. Все они тесно связаны между со­бой, порой между ними нет четкой грани, но есть все-таки своя специфика. Наибо­лее общим методом, который используется как в теоретических, так и в экспери­ментальных работах, является теоретический анализ и обобщение. Он касается литературных данных, документов, материалов, эмпирических данных и другой ин­формации, о чем говорилось ранее. К собственно педагогическим можно отнести педагогическое наблюдение (включенное и не включенное), педагогический эк­сперимент, составной частью которого являются контрольные испытания (тес­ты). В процессе исследования используются также методы непосредственного сбо­ра и регистрации информации и методы ее обработки. Методом сбора ретроспек­тивной (прошлой) информации является изучение источников - литературных, ста­тистических, программно-методических, инструктивных и обобщение этих материалов. Может также использоваться опрос в различных его формах (анкеты, беседы, интервью). Текущая информация может собираться методом наблюдения, который представляет собой анализ и оценку предмета исследования без вмеша­тельства в его функционирование наблюдателя.

Педагогическое целенаправленное наблюдение предполагает четкую постанов­ку его цели и задач, определение конкретного объекта, использование способов регистрации наблюдаемых процессов и явлений, планомерность. Оно позволяет видеть процесс (явление) "сиюминутно" и в динамике, фиксировать его фазы, эта­пы непосредственно "с натуры"; оно дает возможность получить довольно объек­тивную информацию об объекте наблюдения. Этот метод, как и другие, целесооб­разно использовать в комплексе с другими, поскольку он не обеспечивает всесто­ронней характеристики объекта. Объектами наблюдения могут быть содержание учебно-тренировочного процесса, методы обучения, тренировки, соотношение объема и интенсивности нагрузки в процессе занятий, техника выполнения упраж­нений и тактические действия и другие процессы и явления. Наблюдение может быть открытым, когда объект знает, что за ним наблюдают, и скрытым, когда наблю­даемые не подозревают, что они находятся в зоне внимания исследователя. Мате­риалы наблюдения должны быть зафиксированы в записи (протоколы наблюдений, в фото-, кино- и звукозаписях).

Одним из основных методов научного исследования является эксперимент - научно поставленный опыт. Это наблюдение исследуемого процесса, явления в точно организованных и учитываемых условиях, позволяющих следить за процессом и воссоздавать его каждый раз в аналогичных условиях. Он отличается от педагоги­ческого наблюдения активным вмешательством исследователя в процесс или явление. В экспериментах, в которых исследуются учебно-воспитательный или тре­нировочный процессы, как правило, создаются экспериментальные и контрольные группы. В первых из них обеспечиваются специальные, созданные исследовате­лем условия, вторые занимаются в обычных, общепринятых, традиционных услови­ях. Разница в результатах, полученных в конце эксперимента, свидетельствует о степени решения проблемы. Эксперимент может быть естественным, когда в ходе его допускаются незначительные отступления от традиционных, общепринятых ус­ловий и способов деятельности (например, тренировочный); модельным, в кото­ром эти условия и способы резко меняются, исходя из интересов исследователя, и лабораторным, проводимым в специально созданных условиях.

Оценка полученного эмпирического и теоретического материала может быть проведена по качественным (т.е. не имеющим определенных единиц измерения) и количественным показателям в процессе контрольных испытаний (тестов). В пос­леднем случае используются методы, основанные на идеях квалиметрии - части метрологии, которая изучает и разрабатывает количественные методы оценки ка­чественных показателей. Степень совпадения результатов тестирования при повтор­ном его проведении на одних и тех же объектах и в одинаковых условиях называет­ся надежностью теста. Возможность полностью воспроизвести результаты теста при его повторении через какое-то время и в одинаковых условиях называется стабиль­ностью (или воспроизводимостью) теста. Степень точности, с которой измеряется объект (или сторона, свойства, качество его) будет характеризовать информатив­ность теста.

В процессе контрольных испытаний имеется возможность соотнести предвари­тельные предположения, гипотезы с реальным положением вещей или получить совершенно новую, непредвиденную информацию. В частности, в зависимости от цели и задач эксперимента можно определить достоинства или недостатки мето­дов, содержания обучения, форм организации занятий, проверить критерии про­гнозирования и отбора молодежи для занятий данным видом спорта. Контрольные испытания и тесты позволяют определить объективные результаты эксперимента. Результаты тестирования могут быть получены в процессе заведомо стандартных тестов, таких, например, как Гарвардский степ-тест и его варианты. Суть его зак­лючается в том. что испытуемый встает одной ногой на ступеньку высотой 50 см, затем приставляет другую ногу и выпрямляется, потом ставит ногу на пол и при­ставляет к ней другую ногу. Под метроном, на четыре счета за 60 сек. надо выпол­нить 30 циклов и продолжать упражнение в течение 5 минут. Если испытуемый не в состоянии выполнить упражнение в течение 5 минут, то фиксируется точное время выполнения упражнения (по секундомеру). После выполнения упражнения иссле­дуемый садится на стул и в течение 30 сек. происходит подсчет пульса: первый раз после 1 минуты отдыха, второй - между 120 и 150 сек., третий - между 180 и 210 секундами. После этого подсчитывается индекс физической подготовленности (ИФП) по формуле:

Результаты экспериментальных работ могут проверяться антропометрическими замерами роста, окружности и экскурсии грудной клетки, регистрацией частоты сердечных сокращений (ЧСС), максимального потребления кислорода (МПК), ди­намометрией, замерами свободы движений в суставах посредством гониометра и другими методиками. С учетом своих целей, задач, рабочей гипотезы исследова­тель может разрабатывать специальные контрольные упражнения, тесты и их комплексы.

Незаменимым методом получения информации в теоретических исследованиях является опрос, который проводится в виде анкетирования, интервью и бесед. Он позволяет судить об опыте человека, мотивах его деятельности и поведения, цен­ностных ориентациях, отношении к физическим упражнениям, эффективности их использования и о многих других проблемах. Для анкетирования необходимо раз­работать содержание анкеты, в которую следует включить весь комплекс вопро­сов, позволяющий получить исчерпывающую информацию по интересующей ис­следователя проблеме. Во вводной ее части содержится обращение к респонден­там, название учреждения, от имени которого ведет работу исследователь, задачи исследования и его назначение, указание об анонимности анкеты и рекомендации к ее заполнению. В основной части даются вопросы или группы вопросов, ответы на которые позволят исследователю получить объективное представление по ис­следуемой проблеме. В демографической части анкеты содержатся вопросы, ка­сающиеся паспортных характеристик респондента (пол, возраст, специальность, спортивная квалификация, педагогический стаж и т.п.).

Интервью - заранее спланированная по информативному направлению беседа, предполагающая прямой контакт исследователя с респондентами - опрашиваемы­ми. Оно может проводиться по жесткому плану, в определенной последовательнос­ти и границах информации.

Беседа - вопросно-ответная форма общения исследователя с респондентом или их группой, которая хотя и проводится по плану, но допускает различные вариации по ее направлениям и времени проведения. Материала опроса протоколируются исследователем.

Обработка результатов очень ответственный этап исследования. Оценка мо­жет производиться как в качественном (на основе теоретических, логических выво­дов и обобщений), так и количественном аспектах. Количественная обработка ма­териалов может осуществляться методами математической статистики, - науки, изучающей количественные показатели тех или иных явлений.

1.4. Значение теории и методики физической культуры для студентов и выпускников физкультурных учебных заведений

У любого человека занятого трудовой деятельностью, есть три пути для овладе­ния мастерством. Первый - идти путем проб и ошибок, учиться профессии на осно­ве сугубо личного опыта, самому "изобретать велосипед". Другой путь - использо­вать не только свой, но и опыт других людей - коллег по профессии, родителей, соседей. Наконец, третий путь - использовать исторический опыт человечества, закрепленный и представленный в научной, учебной, популярной литературе. Пер­вые два пути не требуют большого времени на подготовку к профессиональной де­ятельности, но они чреваты грубыми промахами, ошибками, просчетами и низкими результатами. Третий путь - единственный, который ведет к профессиональной гра­мотности, компетентности, образованности. Подлинным хранилищем непреходя­щих ценностей в любой профессии является ее теория. Она впитала в себя весь исторический опыт человечества в данной области, она непрерывно развивается и обогащается современной информацией, она раскрывает закономерные связи и обусловленности процессов и явлений данной сферы и представляет возможность предвидеть будущее. Масштабы этого предвидения зависят от уровня и степени подготовленности специалистов.

Теория физической культуры позволяет студенту или специалисту понять сущ­ность физической культуры как социального, педагогического явления, уяснить вза­имные связи и взаимные влияния общей культуры и культуры физической, предста­вить себе ее структуру (строение) и функции (способы деятельности).

Теоретические знания - высшая форма научных и профессиональных знаний и они представлены в научной, научно-методической, учебной литературе адекватно составу и уровню подготовки "потребителей" (студенты, аспиранты, преподавате­ли, ученые).

Владение теорией физической культуры определяет уровень и степень образо­ванности студентов и специалистов, а также уровень их профессиональной компетентности. Строго говоря, специалист не может решать задачи на высоком профессиональном уровне, если он не владеет достаточным объемом научно-теоретических знаний. Специалисту необходимо не только научиться свободно и уверенно пользоваться, оперировать формулировками, понятиями и категориями, но уметь: уточнить, дополнить или углубить их за счет обобщения результатов своей практи­ческой деятельности, осмысления ее с позиции теории познания и теории физи­ческой культуры.

Важнейшее значение для специалистов и студентов имеет методика физичес­кой культуры вообще и, в частности, методики ее видов (компонентов) - неспеци­ального физкультурного образования (физического воспитания), физической рек­реации, спорта, двигательной реабилитации. Известны случаи, когда великие спорт­смены в ранге чемпионов и рекордсменов мира, Олимпийских игр, перейдя на тре­нерскую или преподавательскую работу, не смогли добиться заметных результатов. Это прежде всего, объясняется тем, что они не владели теорией и методикой физи­ческого воспитания, спортивной тренировки. Как говорится, они строили учебно-тренировочный процесс "под себя", не учитывая того, что каждый из них был уника­лен, индивидуален и неповторим по своим физическим, интеллектуальным и воле­вым способностям, а их ученики не были похожи на них.

С другой стороны - выдающимися тренерами современности зачастую станови­лись люди, не имевшие в прошлом громких спортивных титулов (Б. Кулагин, А. Го­мельский, В. Растороцкий и др.). И это объясняется тем, что они постоянно изучали теорию и методику, искали и находили пути их углубления и совершенствования, постоянно обращались к учебникам, монографиям не только по тематике своего вида, но и по общим вопросам теории и методики физической культуры, педагоги­ки, психологии, биомеханики и другим наукам.

Большая компетентность, широкая эрудиция в вопросах совершенствования человека позволяли великому тренеру В. И. Алексееву добиваться выдающихся ус­пехов в области тренировки в спринте, метании копья, толкании ядра, метании дис­ка, в барьерном беге, прыжках. Больше того, он готовил чемпионов и рекордсменов мира не только среди мужчин, но и среди женщин. В. И. Алексеев хорошо разби­рался в вопросах педагогики, психологии, биомеханики, биологии, философии. Он имел солидную личную библиотеку, постоянно изучал опыт тренеров в различных видах спорта, всю жизнь совершенствовал средства и методы обучения и трени­ровки. Он оставил после себя богатейшее творческое наследие, которое войдет в золотой фонд теории и методики спортивной тренировки и будет изучаться его пос­ледователями.

Теория и методика раскрывает как общие, так и конкретные цели, задачи, прин­ципы, методы обучения движениям и физической тренировки, раскрывает взаимо­связи нагрузки и отдыха, учит методам планирования и контроля за педагогическим процессом. Она раскрывает практически все стороны и способы совершен­ствования человека. Она создает все необходимые предпосылки для профессио­нального роста и совершенствования специалиста, формирования и утверждения его престижа, успехов и материального благополучия.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.