Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 2. Организация использования контроллинга в управлении инновационной деятельностью





 

К основным функциям, которые призван выполнять контроллинг в области инновационной деятельности предлагается относить следующее:

· учет в рамках процесса планирования, в том числе разработка методов планирования и координации бюджетов;

· контроль реализации планов, заключающийся в оценке инновационной деятельности, выявлении отклонений и их причин;

· информационно-аналитическую поддержку лиц принимающих решения в области инновационной деятельности.

В сфере учета к важнейшим задачам контроллинга следует относить:

- создание системы сбора и обработки информации;

- разработку методов учета;

- разработку критериев оценки деятельности предприятия.

Основными задачами контроллинга являются выявление проблем и корректировка инновационной деятельности организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Решение этих задач связано с:

- определением фактического состояния организации и его структурных единиц;

- прогнозированием состояния и поведения экономики организации на заданный (будущий) момент времени;

- заблаговременным определением места и причин отклонений значений показателей, характеризующих деятельность как организации в целом, так и его структурных единиц;

- обеспечением устойчивого производственно-финансового состояния организации при наступлении (достижении) предельных значений показателей;

- поиском слабых и узких мест в деятельности предприятия.

Результативность решения выявленной проблемы во многом определяется тем, как хорошо скоординированы цели различных уровней управления, средства и методы их реализации.

Поэтому следующей задачей контроллинга является контроль и регулирование инновационной деятельности. Сущность данной задачи состоит в информационном сопровождении процесса планирования инновационной деятельности. Ее решение связано с:



- представлением информации для составления планов;

- установлением допустимых границ отклонений;

- анализом причин и разработкой предложений для уменьшения отклонений;

- учетом и контролем затрат и результатов;

- разработкой инструментария для планирования, контроля и принятия управленческих решений;

- разработкой методик планирования;

- стимулированием планирования.

Реализация указанных задач контроллинга в области управления инновационной деятельностью делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий, проясняет возникающие проблемы, подготавливает предприятие к внезапным изменениям во внешней среде, улучшает координацию действий в организации и тем самым способствует длительному и успешному функционированию предприятия и его структурных единиц. Могут быть уточнены и структурированы методы контроллинга в соответствии с областью применения его принципов при управлении инновационной деятельностью (табл. 1).

 

Таблица 1

Структурирование инструментария контроллинга по областям применения

Область применения принципов контроллинга при управлении инновационной деятельностью Методы контроллинга, предлагаемые к использованию при управлении инновационной деятельностью
Планирование миссии хозяйствующего субъекта; Стратегическое, оперативное и функциональное планирование инновационной деятельности хозяйствующего субъекта Анализ и оптимизация объема заказов; Анализ барьеров входа; Анализ жизненного цикла продукта; Анализ качества обслуживания; Анализ конкурентных сил Портера; Анализ кривой обучаемости; Анализ потенциала; Анализ структуры потребления; Анализ сценариев; Анализ точки безубыточности; Анализ узких мест; Анализ цепочки доставки ценности; Анализ чувствительности; Бенчмаркинг; Бюджетирование; Выбор между поставками со стороны и собственным производством; Маржинальный анализ; Методы анализа инвестиционных проектов; Методы анализа конкуренции; Методы линейного программирования; Методы портфельного анализа; Методы расчета комиссионных вознаграждений; Методы ценообразования; Кружки качества; Сетевое планирование; Ступенчатый расчет сумм покрытия; Определение целевых издержек; Функционально-стоимостной анализ; ABC-анализ; SWOT-анализ;
Финансовый и управленческий учет в области инновационной деятельности Анализ финансово-хозяйственной деятельности; Графическое моделирование процессов; Показатели управленческого учета; Система документооборота; Система управленческой отчетности; Учетные формы
Контроль и координация инновационной деятельности Анализ издержек по центрам доходов и расходов; Анализ срывов; Контроль соответствия фактических показателей плановым; Система раннего предупреждения

 

Важнейшими целями организации являются высокая рентабельность, обеспечение ликвидности и повышение эффективности работы. Решение этой задачи основывается на выполнении следующих функций контроллинга: контроллинг инновационный финансовый прогнозирование

- мониторинг состояния экономики организации;

- сервисная функция (обеспечение аналитической информацией для принятия управленческих решений);

- управляющая функция;

- контроль и анализ экономичности работы подразделений;

- подготовка (разработка) методологии принятия решений, их координация, а также контроль восприятия этой методологии руководством.

Мониторинг состояния экономики предприятия — контроль равновесия показателей прибыль — затраты. Равновесие достигается тем, что через определенные промежутки времени заданные величины сравнивают с фактическим состоянием и определяют, не нужно ли вмешательство (противодействующие меры) для достижения необходимого или желаемого состояния, и в случае необходимости осуществляют его.

Таким образом, можно дать еще такое определение контроллингу — это система регулирования затрат и результатов деятельности, помогающая в достижении целей предприятия и позволяющая избежать неожиданностей и своевременно принять меры, когда экономике организации угрожает опасность.

Сервисная функция заключается в своевременном представлении необходимой информации руководству для принятия решения по корректировке стратегии. Информационное обслуживание контроллинга обеспечивается при помощи систем планирования, нормирования, учета и контроля, ориентированных на достижение цели, конечного результата деятельности предприятия. Информация должна содержать заданные (нормативные, плановые) и фактические данные, в том числе об отклонениях, выявляемых средствами учета по подразделениям.

Управляющая функция заключается в переоценке стратегии, корректировке реализации целей и изменении целей. Осуществляется эта функция с использованием данных анализа отклонений, ставок покрытия, общих результатов деятельности для принятия решений по управлению. Такие решения принимаются на всех уровнях управления организацией, и весьма важной задачей контроллинга является координация целей различных уровней, средств и методов их реализации, с тем, чтобы в максимальной степени обеспечить достижение конечной цели предприятия.

Основная задача руководства заключается в создании потенциала успеха на рынке в будущем, что достигается, прежде всего, применением системы стратегического планирования. Чтобы разрабатываемая стратегия была верной, необходимо иметь систему «раннего обнаружения» будущих тенденций как в окружающем мире, так и внутри, и в самой организации. Внешние «индикаторы» должны информировать руководство об экономических, социальных, политических и технологических тенденциях, внутренние — представляющие на практике отдельные показатели и их системы — сообщать о текущем «самочувствии» организации, а также прогнозировать кризисные ситуации в отдельных сферах деятельности или в целом на предприятии. Задачей контроллера является методическая и консультационная помощь при создании системы «раннего обнаружения» тенденций и факторов, способных принести при их развитии не только выгоду, но и потери.

Назовём условия внедрения автоматизированных систем управления на предприятиях с целью совершенствования управления инновационными процессами:

- все показатели производственно-хозяйственной деятельности должны составлять единую систему с четким выделением общей и частной роли каждого процессам в механизме управления и в достижении установленных стратегических целей предприятия;

- нормативная основа показателей процессов должна быть обоснована верифицированными технико-экономическими расчетами;

- все показатели должны быть ранжированы по степени важности в процессе управления;

- экономико-организационное существо и информационная структура показателей должны соответствовать требованиям автоматизации управления;

- показатели должны быть четко структурированы по сферам деятельности, предметам, функциям, уровням и периодам управления, вместе с тем должна быть ясна форма их перехода в обобщенные (интегральные) оценки.

В результате того, что, как правило, используемые в широкой практике системы управления финансами и бизнесом, не соответствуют установленным требованиям к управлению инновационной деятельностью, а также к ним появились существенные замечания, необходимо осуществлять модернизацию данных информационных систем. Предлагается проведение комплексной автоматизации системы управления финансовыми потоками хозяйствующего субъекта (создания корпоративной информационной системы управления компанией). Результатом внедрения информационной системы должна стать система управленческого учета и поддержки принятия решений, задачей которой является оказание эффективной помощи руководству для выполнения им функции управления предприятием.

При этом следует учитывать, что ни одна компьютерная программа не может предусмотреть всех возможных ситуаций, влияющих на принятие руководителем решения, поэтому главным действующим звеном любой системы остается человек; задача же информационной системы должна сводится к обеспечению руководителя всей необходимой информацией для планирования деятельности предприятия, путем учета имеющихся ресурсов, контроля за их использованием в соответствии с правилами установленными руководством предприятия, обеспечение координации деятельности сотрудников путем ведения единых справочников объектов и журналов документов, контролю за выполнением установленной последовательности проведения операций, обеспечению коммуникации между ними путем предоставления данного информационного пространства, разграничивая при этом доступ и возможности работы с объектами системы в соответствии с выполняемыми функциями.

На практике выделяются четыре варианта модернизации системы:

1. Модернизация текущей системы средствами разработчиков.

2. Разработка программных продуктов средствами собственных программистов, работающих на основе данных текущей информационной системы.

3. Написание информационной системы средствами своих программистов.

4. Выбор новой информационной системы.

Внедряемая система должна быть устойчивой и в то же время гибкой, с тем, чтобы изменение внешних (или внутренних) условий не влияло на систему в целом.

Первые два способа исчерпали свои ресурсы, так как модернизация имеющийся информационной системы не целесообразна, потому что часто используемый на практике интегрированный программный комплекс «Парус» морально устарел, а в новый версиях этого программного продукта не возможно полностью реализовать поставленные задачи.

Третий вариант модернизации не возможен, так как в ряде случаев предприятия не имеют персонала необходимой квалификации, и требуется больших временных и финансовых затрат. При этом написание ИС своими средствами не эффективно, с той точки зрения, что фирма становиться зависимой от конкретных людей (программистов) уход которых из фирмы ставит под вопрос дальнейшую нормальную работу системы.

Поэтому более рациональным решением будет выбор на отечественном рынке ПИ информационной системы управления финансами и бизнесом, максимально удовлетворяющей потребностям фирмы.

При этом необходимо учитывать, что информационная система должна обеспечивать следующее:

1. Сбор, обработку, хранение и представление данных о деятельности организации и внешней среде в виде, удобном для анализа и использования при принятии управленческих решений.

2. Автоматизацию выполнения бизнес операций (технологических операций), составляющих целевую деятельность организации.

3. Автоматизацию процессов, обеспечивающих выполнение основной деятельности.

4. Возможность поэтапного наращивания и развития системы.

Для обеспечения реализации поставленных целей, информационная система должна охватывать все имеющиеся на предприятии объекты и виды менеджмента.

Исходя из поставленных целей, можно сформулировать задачи, которые должна решать информационная система.

Данные задачи включают:

1. Выполнение учетных функций. Система предназначена для получения сводной картины финансово-хозяйственной деятельности организации. И должна обеспечивать процесс управления финансами на всех автоматизируемых стадиях управленческого цикла:

- планирование

- учет (налоговый и управленческий)

- план-фактный контроль

- анализ текущей ликвидности и рентабельности

Основные выполняемые задачи:

· автоматизация бухгалтерии;

· автоматизация управленческого учета;

· получение данных по выполнению планов организации (планов мероприятий и бюджета).

2. Реализация задач подготовки и обработки документации.

3. Выполнение задач связанных с организацией документооборота и ведения архивов документации - программы для автоматизации документооборота.

4. Выполнение задач обеспечения правовой информацией - консультационно-правовые программы.

5. Система должна обладать максимальными возможностями по настройке (с учётом особенностей предметной области):

· методология бухгалтерского учета;

· документоориентированная обработка данных.

Внедрение каждой задачи может вестись самостоятельно. Наиболее важным и сложным звеном для обеспечения руководства предприятия необходимой для принятия решения информацией, является решение первой задачи - автоматизации учета финансово-хозяйственной деятельности организации. При этом при выборе программного продукта в качестве базовой информационной платформы следует принимать во внимание возможности программы для обеспечения выполнения остальных задач и возможности их взаимосвязанной работы.

Помимо общих решаемых большинством стандартных пакетов программ для исследуемого предприятия, при выборе программного обеспечения необходимо учесть ряд специфических требований:

1. Обеспечение возможности ведения учета и обобщения данных по нескольким предприятиям в рамках единой информационной базы.

2. Возможность организации учета движения документов по видам управленческого и бухгалтерского учета.

3. Обеспечения возможности наращивания числа пользователей при дальнейшем развитии системы.

Заключение

По итогам работы можно сделать следующие выводы

1. Мировой опыт показывает, что выход из кризиса облегчается за счет «новых» технологий управления бизнесом – долгосрочного планирования и системы контроллинга.

Технология действительно новая, несмотря на более чем 70-летний опыт в долгосрочном планировании в России. Дело в том, что долгосрочное планирование от социалистического отличается по ряду параметров. Главное – планировать необходимо не в плановой экономике, а в условиях рынка. Поэтому, планирование должно быть построено на основе многоальтернативности.

Основа планирования полностью меняется. Все что мы планируем (показатели, тенденции, мероприятия) должно поддаваться оперативному и стратегическому учету, контролю и управлению.

Долгосрочное планирование должно базироваться на стройной системе учета. Главный девиз: «планировать то, что поддается учету, контролю и управлению».

Долгосрочное планирование должно основываться на системе контроллинга. Контроллинг имеет стратегическое значение в анализе внешней и внутренней среды. Контроллинг отвечает за выработку и последующую возможную корректировку глобальных и локальных стратегий. Общеизвестна функция контроллинга в управлении жизненным циклом конкретной продукции и всего ассортимента продукции.

В настоящее время контроллинг широко используется в маркетинге, менеджменте, финансовом управлении. Контроллинг является стратегическим инструментом в инновационных процессах. Контроллинг новой продукции позволяет сократить инновационный цикл, издержки разработки и производства. Контроллинг широко используется в инвестиционном менеджменте.

И, наконец, контроллинг – важнейший стратегический инструмент антикризисного управления.

Безусловно, внедрение контроллинга потребует определенных усилий, изменений в системах учета, контроля, анализа и управления, но все это оправдывает тот эффект, который мы можем реально получить от внедрения контроллинга.

2. Использовать упомянутый в работе опыт фирм ФРГ в разработке и применении системы контроллинга на российских предприятиях следует, на наш взгляд, постепенно. Это связано с тем, что необходимо учитывать особенности хозяйствования на каждом этапе развития экономики России в условиях рынка.

На первом этапе у большинства предприятий важное место занимают проблема выживания, необходимость сохранения квалифицированных специалистов, обеспечения им приемлемой заработной платы. В этих условиях должен функционировать упрощенный вариант оперативного контроллинга, основанный на принципе максимальной загрузки производственных мощностей производством безубыточной по прямым затратам продукции при обеспечении ее сбыта и оплаты.

На следующих этапах возможно использование более сложных в методологическом отношении вариантов контроллинга, основанных на выборе одной из многих альтернатив загрузки мощностей, применения различных систем скидок для обеспечения эффективного сбыта продукции и т. п. Наиболее сложная система контроллинга связана с поиском и обоснованием выбора варианта производственных и финансовых инвестиций. Ее практическое использование в российских условиях возможно тогда, когда экономическое положение предприятий стабилизируется, а рыночные инструменты хозяйствования станут функционировать в полной мере.

Список использованной литературы

1. Архипова А.А. Контроллинг в управлении инновационным процессом в промышленном предприятии

2. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / A.M. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. - М.: Финансы и статистика, 2012.

3. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Системы отчетности. Бюджетирование. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005 – 269 с.

4. Мухамедьяров A.M. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004.

5. Райзберг Б.А. Курс управления экономикой. - СПб.: Питер, 2003.

6. Сахартов Р.М. Анализ методов финансово-экономического управления инновационной деятельностью // Региональные аспекты управления, экономики и права Северо-западного федерального округа России. Выпуск 4. Межвузовский сборник научных трудов/ Под ред. д-ра экон. наук, академика МАНЭБ А.Д. Макарова, д-ра экон. наук, проф. М.Д. Медникова, д-ра воен. наук, проф. А.А. Целыковских. – СПб.: Изд-во ВАТТ, 2006

7. Сахартов Р.М. Анализ практического опыта внедрения систем управления инновационных проектов// Региональные аспекты управления, экономики и права Северо-западного федерального округа России. Выпуск 4. Межвузовский сборник научных трудов/ Под ред. д-ра экон. наук, академика МАНЭБ А.Д. Макарова, д-ра экон. наук, проф. М.Д. Медникова, д-ра воен. наук, проф. А.А. Целыковских. – СПб.: Изд-во ВАТТ, 2006

8. Сахартов Р.М. Исследование особенностей предпринимательской деятельности в России // Экономика и управление: Сборник научных трудов. Часть IV / под редакцией д-ра экон. наук, проф. А.Е. Карлика. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006

 









ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.