|
Научно-исследовательская деятельностьСтр 1 из 2Следующая ⇒
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….……3 1 Теоретические основы научно-исследовательской деятельности……………….5 1.1 Научно-исследовательская деятельность: понятие, цели, задачи………5 1.2 Научно-исследовательская деятельность в общеобразовательных учреждениях: организация, методология……………………………………………11 1. 3 Оценка учебно-исследовательских работ обучающихся: структурные компоненты и критерии оценки исследования ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ Главная задача образования - развитие личности, формирование у обучающихся таких качеств и умений, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Она определена постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 года. Наша новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе должны изучаться не только достижения прошлого, но и технологии, которые пригодятся в будущем. Обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осваивать возможности. Главной проблемой современной школы является повышение качества образования, что возможно путём раскрытия способностей каждого обучающегося, развития одарённости, построения системы поддержки и сопровождения талантливых детей. С этой целью разработана президентская инициатива «Наша новая школа», утверждена статья 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», работают авторы, кандидаты педагогических наук: Шашенкова Е.А., Гурвич Е.М., Логинова Н.А., Меренкова О.Ю., Пахомова Н.Ю., районные методические советы, администрация МОУ. Одним из направлений работы содарёнными обучающимися является организация научно-исследовательской деятельности, этим и обуславливается актуальность данного исследования. Цель: проанализировать научно-исследовательскую деятельность в общеобразовательном учреждении МОУ «Шипицынская СОШ» и её взаимодействие с муниципальным образованием «Котласский муниципальный район». Исходя из обозначенной цели, необходимо решить ряд задач: - рассмотреть теоретические аспекты научно-исследовательской деятельности; - провести анализ документационного обеспечения управления научно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении; - исследовать процесс взаимодействия муниципального образования «Котласский муниципальный район» с общеобразовательным учреждением МОУ «Шипицынская СОШ» по направлению «научно-исследовательская деятельность». Объект: МОУ «Шипицынская СОШ». Предмет: процесс взаимодействия муниципального образования «Котласский муниципальный район» с МОУ «Шипицынская СОШ» по направлению «научно-исследовательская деятельность». Методы: изучение нормативных документов, анализ и синтез документов и материалов, интервьюирование, опрос-беседа. Структура работы состоит из введения, где указаны проблема исследования, её актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы работы; первой главы, в которой проведён анализ теоретических источников; второй главы, где рассмотрен процесс взаимодействия по направлению «научно-исследовательская деятельность» муниципального образования «Котласский муниципальный район» с общеобразовательным учреждением МОУ «Шипицынская СОШ»; заключения и списка литературы.
1 Теоретические основы научно-исследовательской деятельности 1.1 Научно-исследовательская деятельность: понятия, цель, задачи
Деятельность в целом, по мнению выдающегося отечественного психолога А.Н. Леонтьева [1; с. 35], представляет собой процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придаёт некоторый смысл. Деятельность – специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержанием которой являются целесообразное его изменение и преобразование: в воспитательном значении – один из каналов взаимодействия педагога и воспитанников [3; с. 55]. В настоящее время в ряде методологических и теоретических разработок показывается, что основными являются (на современном этапе) следующие четыре вида деятельности (и мыследеятельности): исследование, проектирование, конструирование, управление, которые тесно связаны друг с другом, но в то же время имеют свою внутреннюю специфику и отличия. В педагогическом аспекте важно при отработке различных ценностей, способностей, умений, знаний, навыков, понимать и видеть, на материале которой из перечисленных деятельностей их удобнее и адекватнее отрабатывать. Исследование – один из четырех универсальных типов мыследеятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования. В общественном сознании существуют представления об исследовании как установлении, обнаружении, понимании действительности. Касаясь этимологического анализа слова «исследования», под этим типом деятельности подразумевается: извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков. Исследование, в отличие от проектирования, конструирования и организации, есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель – установление истины, «того, что есть», «наблюдение» за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь. Развитие способности занимать исследовательскую позицию является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей действительности, ее возможных последствий. Источник исследования как вида деятельности – в свойственном человеческой природе стремлении к познанию. Спонтанное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно всегда сопровождает его независимо от способностей и социального статуса, являясь мощным средством освоения действительности. Но оно остается неосознаваемым. Только с появлением науки и через науку исследование становится явлением культуры, обретает свою историю, методологию, социальные институты. С появлением науки выделяется отдельная профессиональная группа людей – ученые, главным видом деятельности которых выступает исследование. Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине. Существуют две особенности ценностной установки на истину в исследовательской деятельности. Первая из них — ее конструктивно-деятельностный, а не декларативный характер, ее нельзя вменить поучениями в общем виде, поскольку сама эта ценность «проявляет себя» по результату в деятельностном контексте: установлено нечто или нет, обнаружено искомое или нет и т.д., т.е. в опыте каждого обучающегося ребенка; соответственно и педагогическая задача: не пространные пояснения и поучения, а фиксации по ходу реализации дел. Вторая особенность – легкость «технической» развертки этой установки соответственно индивидуальному педагогическому стилю. Педагог, взявший на собственное вооружение такую цель, именно для себя делает это лучше всего сам[2]. Научное исследование – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, деятельностью и точностью [4; с. 13]. Научное исследование – процесс выработки новых научных знаний. Основными компонентами являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, условий и методов решения задач; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или научных предсказаний; внедрение полученных результатов в производство[5;с. 12]. Понятие научно-исследовательской деятельности трактуется по-разному. Под этим термином понимают особую организацию учебного процесса или относят исследовательскую деятельность к одной из новых современных образовательных технологий. Одной из наиболее устоявшихся концепций является понимание исследовательской деятельности как новой педагогической технологии. Исследовательская деятельность обучающихся можетпротекать как на уроках, так и во внеурочное время. Во втором случае речь идет, прежде всего, о написании обучающимися учебно-исследовательских работ и участии их в научно- практических конференциях школьников[11]. Исследовательская деятельность — это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью, объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверка полученного знания определяют специфику и сущность этой деятельности. [4; с. 14]. Исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы)[7]. Научная (научно-исследовательская) деятельность – по определению Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политики» от 12 июля 1996 года[6] деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования. Научно-исследовательская деятельность – деятельность научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментов, в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов [5; с. 12]. Под понятием научно-исследовательской деятельности трактуется деятельность, направленная на обучение обучающихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Цельюисследовательской деятельности являетсяприобретениеобучающимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося)[2]. Следовательно, главной целью является образовательный результат. Основными задачами научно-исследовательской деятельности являются: - развитие интересов, склонностей обучающихся, умений и навыков исследовательской деятельности; - развитие интереса к познанию реальной действительности, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества); - развитие умения самостоятельно и творчески мыслить; - освоение основной образовательной программы школы; - содействие мотивированному выбору профессии, социальной адаптации обучающегося[8]. Следовательно, научно-исследовательская деятельность решает одну из важных в современном образовании задачу – развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и экспериментов, навыков ориентации в информационных потоках, умений ставить и решать проблемы. В процессе исследовательской деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы[9]. Именно такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой её поведения. Формы исследовательской деятельности разнообразны. Коллективные формы деятельности: уроки, семинары, консилиумы, лекции, практикумы, конференции, экскурсии, экспедиции, предметные недели, школьные олимпиады, кружки, секции, курсы по выбору, научные общества обучающихся.Индивидуальные формы научно-исследовательской деятельности: работа с литературными источниками, анкетирование, работа в архивах, библиотека, музеях, наблюдение, проектирование, эксперимент[10]. В настоящее время инновационными формами можно назвать коммуникативные экспедиции, практикумы, консилиумы и проектирование. Результатом научно-исследовательской деятельности является научно-исследовательская работа обучающихся. Научно-исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, основанную на внутреннем поиске ответа на какой-либо вопрос, связанную с осмыслением и творческой переработкой информации, путём «проб» и «ошибок», работой мыслительных процессов. Этим исследовательская деятельность отличается от проблемного обучения, находясь с ним в одной группе образовательных технологий. Научно-исследовательскую деятельность обучающихся нужно понимать как процесс совместной творческой деятельности обучающихся и преподавателей. В данный процесс следует включать работу по выявлению сущности изучаемых явлений или процессов, освоению новых знаний, применению их на практике, систематизации полученного опыта, описанию, проектированию, объяснению. Поэтому, задачами научно-исследовательской деятельности являются: - расширение теоретического кругозора и навыков исследовательской деятельности; - формирование потребности самостоятельного пополнения и углубления знаний и умений; - развитие творческого, креативного мышления. Основные формы организации научно-исследовательской работы: научно-практические конференции, семинары, «Дни науки», кружки, научные общества. Предпочтение отдаётся инновационным формам. Через активное вовлечение школьников в научно-исследовательскую деятельность можно прийти к более высоким результатам освоения основной образовательной программы школы. Несомненно, что именно учебно-исследовательская работа способствует развитию аналитических и коммуникативных навыков обучающихся, расширению их интереса, формированию учебной мотивации и получению более высоких результатов в творческой, практической, учебной деятельности школьников. Таким образом, научно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности ученика к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие обучающегося собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности. Научно-исследовательская деятельность не возникает в школе сама по себе. Это возлагается на руководителя научно-исследовательской деятельности, в качестве которого выступает учитель. От того на сколько у него будет желание и готовность руководить этим процессом, во многом будет зависеть и реализация данного направления. Необходимыми условиями её осуществления являются: готовность школьников к этому виду работы; желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности. Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию - руководителя научно-исследовательской деятельности.
![]() ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|