Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Научно-исследовательская деятельность в общеобразовательных учреждениях: организация, методология





В терминологическом словаре-справочнике департамента образования Архангельской области «Менеджмент и маркетинг в образовании» дано следующее определение понятию «организация деятельности». Организация деятельности – процесс объединения людей и средств для достижения поставленных целей [3; с. 124].

Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся – это составная часть обучения и воспитания школьников. Очень важно для педагогов и родителей учеников выявить одаренность и обеспечить реализацию творческих возможностей детей, предоставить им возможность самореализации в самых разных областях, в том числе и в научно-исследовательской деятельности.

Причины, по которым педагоги обращаются к организации исследовательской деятельности обучающихся, достаточно разнообразны. Кто-то усматривает в этом большие воспитательные возможности, кто-то справедливо считает эмпирический путь одним из самых эффективных способов получения знаний, кто-то надеется на вполне реальные дивиденды для обучающихся – призовые места на конкурсах, льготы при поступлении в вузы и прочее.

В любом случае исследования обучающихся, как способ организации образовательного и воспитательного процессов, действительно позволяют достичь желаемых результатов, – но только при достаточном профессионализме преподавателя. В первую очередь это означает, что педагог подходит к каждому моменту обучения ребенка исследовательской работе продуманно и в состоянии прогнозировать результаты этого обучения.

В обучении исследовательской деятельности очень важна роль самостоятельных решений ученика, а вот подвести его к ним – грамотно и осторожно – должен руководитель. Неверный подход в этом случае может закончиться плачевно – обучающийся разочаровывается в исследованиях как методе получения знаний и навсегда утрачивает интерес к научной работе [13].



Любое научное исследование состоит из этапов:

- аналитико-диагностический: определение проблемы, выбор темы исследования, постановка цели и задач;обзор состояния проблемы, степени ее изученности;

- проектный:выбор или разработка методики исследования;сбор материала;

- внедренческий: обработка материала, оформление результатов;

- обобщающий: формулировка результатов и выводов [12; с. 29].

Таким образом, предложенный алгоритм проведения научного исследования позволит вывести исследование на более качественный уровень.

Очень важно, чтобы юный исследователь выбирал тему сам, в соответствии с собственными интересами и способностями на данный момент. Но это непросто, и без помощи педагога ученику не обойтись. Руководитель должен подвести ученика к самостоятельному формулированию темы, принимая во внимание не только его интересы, но и психологические и физиологические особенности, «профессиональную» подготовленность, а также внешние условия. Это очень сложно, так как предполагает не только глубокую осведомленность об интересах и возможностях ребенка, но и адекватные представления о возможном ходе исследования, затратах сил и времени на него.

Необходимо, чтобы при выборе темы исследования была поставлена проблема или выдвинуты гипотезы [13].

Гипотезы бывают: описательные (предполагается существование какого-либо явления); объяснительные (вскрывающие причины его); описательно-объяснительные. Формулируя гипотезу, важно отдавать отчёт в том, правильно ли это делается, опираясь на формальные признаки хорошей гипотезы: адекватность ответа вопросу или соотнесённость выводов с посылками; правдоподобность, то есть соответствие уже имеющимся знаниям по данной проблеме; проверяемость [12; с. 49].

Задача состоит в том, чтобы показать читателю, что в исследовании темы уже сделано, а что не сделано, что является относительным «белым пятном».

Цель вытекает из наличия чего-то неисследованного в теме. Формулировка цели должна быть чёткой и краткой, должна логически вытекать из обрисованной ситуации по теме исследования [12; с. 63].

Достижение цели требует действий – каких именно, описывают задачи работы.Как правило, обучающийся определяет их самостоятельно. Онбезусловно понимает, зачем производит те или иные действия, что позволяет надеяться на ответственное и осознанное отношение к работе[13].

В отличие от цели, которая одна, задач несколько. В совокупности они образуют тактику реализации поставленной цели, а по отдельности представляют собой последовательные шаги продвижения к ней [12; с. 64].

Выбор (или разработка) методики (методов исследования) исследовательской работы вытекает из ее целей и задач. Как правило, используется готовая, известная и отработанная методика, которую предлагает обучающемуся руководитель. Но лучше сделать это вместе, так как можно добиться более эффективного результата исследования.

Чем сложнее в использовании работы методы исследования, тем информативнее и точнее получаемые результаты, и наоборот – простота методов исследования говорит об узости их возможностей.

Помимо знаний и умений юного исследователя руководитель должен учитывать возрастные особенности ребёнка [13].

По мнению доцента кафедры русского языка и литературы Чувашского республиканского института образования, кандидата педагогических наук Веры Николаевны Никифоровой, возрастные особенности – это наиболее характерные для каждого возрастного периода детей и обучающихся особенности их физического, психического и социального развития. В настоящее время принята следующая периодизация школьного возраста: младший школьный возраст (от 6 до 11 лет), средний школьный (подростковый) возраст (от 11 до 15), старший школьный (юношеский) возраст (от 15 до 18 лет). Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников направлена на то, чтобы развивать их наблюдательность, внимание, самостоятельность. Сочетание конкретного и абстрактного материала позволяет постепенно стимулировать и развивать их теоретическое мышление. Подростковый возраст отличается способностью к творческому воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересам к любим предметам. В этом периоде учебно-исследовательскую деятельность можно построить так, чтобы развить логичность суждений и мыслительный процесс обучающегося. Старшеклассникам импонируют чувства своей силы, привлекательности, уверенности в себе, бодрости и жизнерадостности. Юношеский возраст – это период рассвета умственных способностей, проявления стремлений понять сущность общественной позиции, определить собственную позицию в ней. Активизируется процесс самовоспитания и саморазвития. Организация научно-исследовательской деятельности старшеклассников должна быть направлена на самосовершенствование, на приобщение их к тем или иным областям науки, чтобы они в дальнейшем могли проявить себя в той или иной сфере деятельности [14; с. 12-16].

К организации учебно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении разработаны следующие требования:

1) Общие требования к исследовательской деятельности:

- необходимо, чтобы у обучающегося возникло чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями. Он должен прийти к ощущению их ограниченности;

- новые представления должны быть такими, чтобы обучающиеся ясно представляли их содержание и допускали сосуществование с имеющимися представлениями о мире;

- новые идеи должны быть явно полезнее старых.

2) Требования к процессу исследования:

- побуждать обучающихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде;

- сталкивать обучающихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями;

- побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений;

- давать обучающимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах;

- предоставлять возможность ученикам применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.

3) Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению.

- учитель должен тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются обучающиеся, и уметь ставить перед учениками реальные задачи в понятной для них форме;

- выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера, избегать директивных приемов;

- стараться увлечь обучающихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов;

- проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации;

- организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематики;

- предоставлять возможность для регулярных отчетов обучающихся; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление обучающихся;

- заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления потери интереса ребят к проблеме;

- способствовать продолжению обучающимися научно-исследовательской деятельности.

Учебные проблемы имеют критерии выбора:

- проблема соответствует познавательным потребностям ученика или группы обучающихся;

- ученики принимают участие в отборе учебных проблем и в разработке плана действий и способов их решения;

- наличие необходимых ресурсов для решения проблемы;

- выбранная проблема допускает выбор способов решения, активизируя тем самым механизмы принятия решения;

- учет предшествующей подготовки и опыта школьников;

- выбранная проблема является достаточно обычной и повторяющейся, чтобы оправдать усилия группы учащихся;

- учебная проблема должна быть достаточно серьезной и значимой, чтобы гарантировать заинтересованность всего класса;

- проблема отвечает возрастным особенностям учащихся и может быть ими решена (этот критерий особенно важен при формулировке проблемы и отборе материалов для ее решения).

Как правило, проблемы, которые школьники считают настоящими, обычно выходят за рамки одного предмета. К решению реальной проблемной задачи часто привлекаются умения, понятия и знание явлений, относящихся к целому ряду учебных дисциплин. Поэтому, при организации исследовательской деятельности может потребоваться пересмотр расписания (в большей степени это относится к использованию исследовательского подхода в обучении на третьей ступени школы)[17].

В методической работе учителя ведут исследовательскую работу по актуальным проблемам. Учителю-исследователю необходимо непрерывно повышать уровень своего педагогического мастерства, качество научно-исследовательской деятельности и учебно-воспитательного процесса, важно овладеть экспериментально-исследовательской культурой, целой системой исследовательских умений и методологией научно-исследовательской деятельности.

Методология, по мнению доцента, кандидата педагогических наук, заведующей кафедрой методики электронного обучения и дистанционных образовательных технологий МГГУ им. М.А. Шолохова Марины Ефимовны Вайндорф-Сысоевой,представляет собой систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности[16; с. 18].

Принципы – правила поведения, которыми люди руководствуются на практике [3;147].

Организация научно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении строится по принципам:

- интегральности - объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при исследовательской деятельности, используются на уроках (занятиях) и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;

- непрерывности - процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении обучающихся различных возрастов и научных руководителей, т.е. в течение длительного времени;

- межпредметного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное значение предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда[17].

Выше перечисленные принципы позволят более эффективно, организовать учебно исследовательскую деятельность в общеобразовательном учреждении. Большое значение в исследовательском процессе имеет правильно подобранный метод исследования.

Метод – (греч.) путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений в процессе исследования.

Методы исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Метод научного познания – это способ, который позволяет решить задачи и достичь цели исследования [16; с.18].

Методы научного познания принято делить на общие и специальные.

Специальные методы характерны для определённых областей научного знания и на определённом промежутке времени. Общие методы научного познания, в отличие от специальных, используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках.

Общие методы научного познанияделятся на три группы:

- методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

- методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

- методы теоретического исследования(восхождение от абстрактного к конкретному и др.)[17].

Эмпирическое познание – это познание опытным путём. К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и другие); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, консилиум); методы внедрения результатов исследования в практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и т.п.

Результаты исследования на эмпирическом уровне выражаются в обобщение опыта, формировании правил, получении фактов, их анализе и систематизации [16; с. 21-22].

Наиболее применяемыми в исследовательской деятельности из эмпирических методов являются наблюдение, беседа, сравнение, измерение, эксперимент, опрос.

Наблюдениепредставляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это наиболее простой метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов.

В повседневности и в науке наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъектов. Чтобы стать основой последующих теоретических и практических действий, эти наблюдения должны информировать нас об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.

Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряд требований, важнейшими из которых являются:

1) планомерность;

2) целенаправленность;

3) активность;

4) систематичность.

Наблюдение как средство познания дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию о мире [17].

Наблюдение позволяет классифицировать факты на основе заранее выбранных критериев, что является основой для обобщения и выводов.

Беседа как метод исследования даёт возможность выяснить мнение, отношение к тем или иным фактам и явлениям. Эффективность беседы зависит от установления доверительных отношений между собеседниками; определение цели беседы; тщательной разработки плана беседы; продуманного ограничения круга вопросов; избирательного подхода к собеседникам; корректной постановке вопросов; продуманной фиксации результатов беседы.

Беседа даёт возможность исследователю проникнуть в сущность явлений и процессов [16. с. 22].

Сравнение- один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Оно позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями.

Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям. Первое: сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Второе: для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.

С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она может выступать в качестве непосредственного результата сравнения. Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной, или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наиболее распространенным и важным способом такой обработки является умозаключение по аналогии [17].

Данный метод исследования широко применяется в экспериментальной работе, при анализе количественных показателей. Сущность сравнения выражается в установлении сходства и различия при изучении условий влияния факторов, средств, на воспитание и развитие черт личности, формирование умений и навыков, усвоение знаний [16;c. 22-23].

Измерениев отличие от сравнения является более точным познавательным средством. Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности. Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом — от имеющихся измерительных приборов[17].

Измерение выступает как способ фиксации и регистрации количественных показателей. Успешность применения метода измерения в исследовании зависит от наличия эталона, критериев измерения; разработанности методик измерения; учёта количественных и качественных показателей; точности измерения; учёта факторов и условий проведения измерения [16; с.24].

Частным случаем наблюдения является эксперимент.Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях.

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:

1) в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом виде»;

2) эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях;

3) важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость.

Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с «заместителем» этого объекта — моделью.

Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно. Поэтому моделирование является особым методом и широко распространено в науке[17].

В педагогических исследованиях применяется письменный (анкетный) и устный опрос. Вопросы анкет связаны с освоением конкретного содержания процесса и позволяют выяснить степень усвоения знаний; сформированности направленности личности, её отношений с окружающими; развитости интересов, потребностей, состояния и социального окружения личности. Характер открытых вопросов позволяет респондентам выразить свою позицию по средствам её описания. Закрытые вопросы требуют выбора из предложенного набора ответа, более всего удовлетворяющего данную личность [16; с.23].

К методам, используемым на эмпирическом и теоретическом уровнях исследований, относятся абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция.

Абстрагированиеимеет универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Различают процесс абстрагирования и абстракцию. Процесс абстрагирования — это совокупность операций, ведущих к получению результата, т. е. к абстракции. Примерами абстракции могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость и т. п. Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими методами исследования и прежде всего — с анализом и синтезом.

Анализ- метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части. Синтезпредставляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования[17].

Анализ и синтез тесно связаны между собой в любом научном исследовании, так как в научной работе необходим как анализ (разложение на отдельные элементы), так и синтез явлений (соединение элементов в новые связи) [16; с.20]

Индукция и дедукция – логические методы обобщения полученных эмпирическим путём данных. Индуктивный подход предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – от общего суждения к частному выводу. Модель в следовании отражает систему элементов, воспроизводящих стороны, связи, функции, условия функционирования процесса. Модель – это идеализированное представление реального объекта исследования.

Моделирование может быть мысленным, математическим, описательным, кибернетическим, схематическим, структурно-функциональным.

Теоретическое представление о процессе есть его моделирование. Моделирование в исследовании выполняет важные функции: познавательно-исследовательские, научно-теоретические, конструктивно-технические, нормативные [16; с.21].

К теоретическим методам исследования относятся: восхождение от абстрактного к конкретному; структурно-системный подход; анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности; анализ понятийно-терминологической системы; построение гипотезы.

Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа.

На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы «испаряется», превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.

Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности — но уже в мышлении.

Оба этапа познания теснейшим образом взаимосвязаны. Восхождение от абстрактного к конкретному невозможно без предварительного «анатомирования» объекта мыслью, без восхождения от конкретного в действительности к абстрактным его определениям. Таким образом, можно сказать, что рассматриваемый метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него — к конкретному в мышлении [17].

Изучение процесса с помощью структурно-системного подхода означает: выявление составных элементов входящих в систему; определение уровня развития элементов; установление связи между составными элементами системы и другими системами; выяснение функций как системы в целом, так и её составных элементов; определение интегративных факторов, обеспечивающих сохранение системы и её развития; установление коммуникативных связей с социальной средой как на макро-, так и на микроуровнях; определение причин движущих сил развития системы [16; с.20].

Исследовательская работа начинается с обзора литературы по исследуемой проблеме. Эта часть подготовки работы является опережающей (изучение литературы должны начинаться еще в процессе выбора темы. Во-первых, чтобы написать работу, надо разобраться в том, что уже написано, сделано другими. Только тогда становится ясным, что еще не сделано по теме исследования и надлежит творить самому обучающемуся. Во-вторых, в процессе работы над информационными материалами выясняется, что можно и нужно творчески заимствовать из работ других авторов и перенести в собственную работу в качестве своеобразной базы, используемой для сравнения и противопоставления. В-третьих, в литературных источниках находят числовые данные, которые необходимы для иллюстрации своей работы, осуществления различных оценок и расчетов. В-четвёртых, анализ работ других авторов по теме работы неизбежно должен присутствовать в качестве составной части исследовательской работы. Анализ литературных источников является основным методом исследования. По мнению В.Н. Никифоровой, изучение научных публикаций желательно проводить по этапам. Лучше начинать с таких работ, из которых можно получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск узкоспециального материала [14; с. 23-25]

Изучение архивных документов происходит в архивных фондах. Архивные фонды в государственных архивах в основном делятся на три основные категории: фонды местных государственных учреждений, фонды общественных организаций и личные фонды. Последняя категория фондов – это семейные или персональные архивы частных лиц, принятые на государственное хранение. Работая в архиве, сначала необходимо изучить путеводитель по архиву и выписать номера заинтересовавших архивных фондов. При работе с архивными делами или единицами хранения необходимо делать записи, указывая тему и номер листа, из которых взята информация. Могут пригодиться карты изучаемой местности, словари или справочная литература, знания старославянского языка [18; c. 25-27].

При анализе понятийно-терминологической системы необходимо выписать и проанализировать все понятия и термины по теме исследования.

В исследовательских работах можно выдвинуть гипотезу. Гипотеза – система предложений и допущений, истинность которых нуждается в проверке и подтверждении как недоказанная теория. Гипотеза в начале работы, на стадии подготовки, может быть сформулирована лишь в самых общих чертах (общая гипотеза) и в дальнейшем требует детальной проработки в ходе теоретического изучения проблемы и анализа литературных источников [16; с. 76].

Следовательно, от выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему. В науке оснований деления методов на группы может быть несколько. Общепринятой является классификация методов на эмпирические (практические) и теоретические. Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений. Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения.

Методология - сложная, динамичная, целостная система способов, приемов, принципов[3; с.106].

Методология научно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении не может быть сведена к какому-то одному, даже «очень важному методу». Педагог и обучающийся никогда не должны полагаться на какой-то один метод и не ограничивать методы своего исследования.

Исходя из актуальности и значимости научно-исследовательской деятельности обучающихся современной образовательной среды возможна организация системы работы по созданию условий этой деятельности в рамках общеобразовательных организаций на территории муниципального образования. Эта система должна обеспечить качественную подготовку выпускников, ориентированных на продолжение исследовательской деятельности в вузе, владеющих методами научного познания, компетентных в вопросах формулировки и применения научного аппарата исследования. Кроме того, важным итогом такого рода деятельности общеобразовательных учреждений является формирование исследовательского стиля мышления и научного мировоззрения в целом.

Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов-единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией и методологией научно-исследовательской деятельности.

 

1. 3 Оценка учебно-исследовательских работ обучающихся:структурные компонентыи критерии оценки исследований

 

По мнению Данильцева Глеба Леонардовича, заведующего Эколого-натуралистическим отделом Детско-Юношеского Центра ЮОУ МКО, эксперта Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, обучающийся, направляя свой труд на какие-либо чтения (конкурсы, конференции и т.д.), должен представлять себе требования, которые будут предъявляться к его работе, теми экспертами, которые будут проводить оценку его труда [19].

Исследовательская работа состоит из титульного листа; содержания; введения; основной части; заключения; библиографического списка; приложений.

Титульный лист содержит реквизиты учебного заведения; наименование темы исследовательской работы; фамилию, имя, отчество автора работы; фамилию, имя, отчество, должность научного руководителя; место и год создания.

В содержании исследовательской работы последовательно излагаются названия структур­ных элементов работы. При этом их формулировки должны четко соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику. Обя­зательно указываются страницы, с которых начинается каждый пункт.

Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. Она содержит обос­нование актуальности темы исследования, основные характеристики работы (проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования и др.).

Введение начинается с обоснования актуальности темы, но оно не должно быть чересчур пространным и многословным.

Следует показать степень разработанности темы в научной литерату­ре. Здесь приводятся названия основных источников, характеризуются сложившиеся подходы и методы, отмечается и оценивается индивидуальный вклад в разработку проблемы различных ученых.

Задача этого раздела состоит в том, чтобы показать читателю, что в исследовании темы уже сделано, а что не сделано, что является относительным «белым пятном». Цель вытекает из наличия чего-то неисследованного в теме.

Затем формулируютсяцели и задачи работы. Эта формулировка должна быть четкой и краткой. Её назначение определить стратегию и тактику написания работы. Формулировка цели должна логически вытекать из обрисованной выше сложившейся в науке ситуации по теме.

Сформулированная общая цель исследования требует постановки конкретных задач. В отли­чие от цели, которая одна, задач должно быть несколько. В совокупности они образуют общую тактику реализации поставленной цели, а по отдельности представляют собой последовательные шаги продвижения к ней. Фактически основная часть текста - это постепенное решение постав­ленных во введении задач.

Далее следует выделить основные характеристики работы.

Объект исследования - это явление или процесс, на который направлен научный поиск ав­тора работы. Предмет исследования представляет собой фрагмент объекта, подвергающийся не­посредственному изучению.

Обязательным требованием к тексту введения является указание методов, которыми пользу­ется автор. В работах практического характера возможно формулирование гипотезы исследова­ния.

В конце введения обычно характеризуется общая структура работы и ее практическая зна­чимость. Таким образом, введение состоит из четырех частей:

- обоснование актуальности темы исследования;

- освещение степени разработанности темы в научной литературе и .характеристика используемых источников;

- формулировка цели и задач работы, описание основных' характеристик;

- описание структуры работы и ее практической значимости.

Все формулировки должны быть краткими, четкими,логически последовательными[20].

Структура учебно-исследовательской работы состоит из семи разделов, где введение и заключение составляют 10% от объёма работы. Основная часть состоит из глав: объём первой главы - 25-30%, объём второй главы - 25-30% и рекомендуемый объём третьей главы - не более 40-50% от общего объёма. Каждая глава завершается выводами, которые носят обобщающий характер по конкретному вопросу, рассмотренному в соответствующей части работы.

Основная часть работы состоит из двух разделов: теоретического, где рассматриваются тео­ретические основы разрабатываемой темы; практического, с проектированием деятельности, описанием ее реализации, оценкой ее результативности.

Общее содержание основной части должно соответствовать теме исследования и служить ее исчерпывающим раскрытием. Изложение необходимо строить так, чтобы оно выглядело аргумен­тированным, логическим.

В заключении содержатся итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор: ука­зывается их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Текст заключения должен быть написан так, чтобы выводы со­относились с поставленными во введении целью и задачами исследования.

Важно оценить не только главные итоги работы, но и второстепенные результаты, которые могут также обладать самостоятельным научным значением

Важнейшее требование к заключению - его краткость и обстоятельность. В целом заключе­ние должно давать ответы на следующие вопросы. Зачем предпринято данное исследование? Что сделано? К каким выводам пришел автор?

Библиографический список составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или на­званий произведений (при отсутствии фамилии автора). В список включаются все использованные автором литературные источники. В исходных данных указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц.

В приложении помещаются различные схемы, планы исследований, анкеты, с помощью ко­торых осуществляется сбор материала, конспекты уроков, внеклассных мероприятий, сценарии праздников, ученические работы, фотографии и т.п./

Приложения к работе оформляются на отдельных листах, каждое из них должно иметь тема­тический заголовок и номер.









ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.