Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предпосылки возникновения сознания и его социальная сущность





 

Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая ввиду отсутствия строгой теории антропогенеза до конца не разгадана. В истории познания высказывались разные представления на сей счет. Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин — теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т. д, Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса — то ли случайно, то ли после посещения Земли инопланетянами. Продолжает существовать и даже успешно развиваться и теистическая концепция происхождения человека в акте божественного творения.

По сей день важным объектом спора остается вопрос о «механизме» перехода от животного к человеку. В частности, одна из точек зрения на сей счет заключается в том, что человек — результат «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы, обусловленного процессами космического масштаба.

Основа трудовой теории антропогенеза была заложена в диалектико-материалистической философии и базировалась на материалистической теории эволюции (исторического развития) органического мира Земли.

Трудовую теорию антропогенеза можно свести к четырем основным положениям:

1. Ключ к разгадке происхождения человека и его сознания заключается в одном слове труд. Вначале было дело! Как говорится, оббивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал и лезвие своих умственных способностей. Вместе с возникновением труда формировались человек и общество. Труд создал самого человека и его сознание — это первое условие человеческой жизни (об особенностях труда см. далее).



2. Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им до сих пор, пока вообще существуют люди — и в этом его сущность. Поэтому переход (скачок) от биологической формы отражения к социальной (сознание) есть одновременно переход от высших животных (человекообразных обезьян) к человеку, от природы к обществу.

3. Вместе с тем, как подчеркивал Ф. Энгельс, сначала труд, а вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны неизбежно превратился в человеческий мозг. Способность к изготовлению орудий и его коллективный характер привели к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков), а потом к социальной системе знаков — к языку.

4. Осуществление трудовой деятельности и упрочение ее коллективного (общественного) характера стали возможны благодаря переходу некоторых видов обезьян к прямохождению и, следовательно, к развитию руки. Это позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами окружающего мира и систематическому созданию орудий труда.

 

Труд, сознание, мозг

 

Итак, труд — ключевой элемент в понимании возникновения и сущности сознания. Что же такое труд в интересующем нас аспекте?

· Труд — процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором он опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Изменяя внешнюю природу, человек изменяется сам и в этом процессе формируется его сознание.

· Животное пользуется готовыми продуктами природы, человек же, благодаря труду, заставляет природу служить своим целям, подчиняет ее своим нуждам и потребностям. Тем самым труд есть коренное условие существования людей, вечная естественная необходимость.

· Процесс труда включает в себя три момента: а) целесообразную деятельность (сам труд); б) предмет труда; в) средства труда (орудия производства) — именно они играют главную роль в процессе труда и формировании сознания человека, который есть животное, систематически изготовляющее орудия труда и регулярно пользующееся ими.

· Труд изначально носит коллективный, общественный характер. Он невозможен вне общества, так же как в основе жизни общества лежит труд.

· Труд представляет собой активную целесообразную деятельность: человек не только изменяет форму того, что дано природой, но вместе с тем он осуществляет и свою созидательную цель. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т. е. идеально.

· В ходе чувственно-предметной трудовой деятельности сознание не только отражает объективный мир. В процессе труда человек создает новые предметы, которых нет в природе, — «вторую природу». Но прежде чем приступить к их изготовлению, человек должен иметь в своем сознании мысленный план, образ того, что он должен создать. Без такой активной творческой деятельности сознания, без идеального воспроизведения действительности невозможен труд, а тем самым и само существование человеческого общества.

· Труд — не только источник, причина возникновения сознания (мышления), но и основа его дальнейшего развития. Разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу.

· Мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующая трудовая деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: диалектика понятий все глубже и всесторонне выражала логику вещей и предметного мира.

Итак, вне труда, вне общества, вне языка нет и не может быть ни человека, ни его сознания. Это значит, что мозг сам по себе, каким он выходит из «рук природы», не может мыслить по-человечески. Он становится органом человеческого сознания тогда, когда человек вовлекается в общественную жизнь, усваивает исторически выработанные формы культуры.

Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда, общества и речи (языка). Однако мозг — не источник сознания, а его орган, ибо сознание — объективный образ субъективного мира, а его «стержень» — целеполагание. В этом образе отражены не нейродинамические процессы мозга, а внешний мир, практика, хотя это отражение происходит не без участия указанных процессов.

Таким образом, обладает сознанием, мыслит не мозг сам по себе, а человек с помощью мозга. Способность мыслить не наследуется вместе с мозгом (хотя «безмозглого мышления» быть не может), а она передается от поколения к поколению через формы предметного мира, созданного трудом, через «тело» цивилизации, через формы культуры.

Чтобы отдельный мозг обрел способность мыслить, его обладатель должен быть с детства включен в систему общечеловеческих отношений и развит в соответствии с ее требованиями и нормами. Приучаясь активно действовать с вещами окружающего мира сообразно нормам культуры, человек только тогда и становится человеком — обретает способность говорить и мыслить, иметь сознание в человеческом смысле.

Степень и мера развития способности мыслить в отдельном индивиде определяются не его индивидуально-морфологическими особенностями, а прежде всего объемом той сферы (области) культуры, которую этот индивид лично усвоил, превратил в собственное достояние. Нельзя стать человеком, не овладев тем многообразным опытом, который накопился в обществе.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.