Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мировоззренческие особенности





Античная литература сохраняла тесную связь с мировоззренческими особенностями родового, полисного, государственной жизни и отражала их. Греческая и частично римская литература демонстрируют тесную связь с религией, философией, политикой, моралью, ораторским искусством, судопроизводством, без которых их существование в классическую эпоху теряло весь свой ​​смысл. В пору своего классического расцвета они были далеки от развлекательностии и лишь в конце античности стали частью досуга. Современная служба в христианской церкви унаследовала некоторые особенности древнегреческого театрального представления и религиозных мистерий - вполне серьезный характер, присутствие всех членов общины и их символическое участие в действе, высокая тематика, музыкальное сопровождение и зрелищные эффекты, высоконравственная цель духовного очищения ( катарсиса за Аристотелю) человека.

Идейное наполнение и ценности

Античный гуманизм

Античная литература сформировала духовные ценности, которые стали базовыми для всей европейской культуры. Распространенные во времена самой античности, они на полтора тысячелетия были гоненимы в Европе, но потом вернулись. К таким ценностям относятся, прежде всего идеал активной, деятельной, влюбленной в жизнь, одержимого жаждой знания и творчества человека, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Античность считала высшим смыслом жизни счастье на земле.

Подъем земной красоты

Греки облагораживали роль красоты, которую они понимали как отражение вечного, живого и совершенного Космоса. Согласно материальной природе Вселенной они красоту понимали телесно и находили ее в природе, в человеческом теле - внешности, пластических движениях, физических упражнениях, создавали ее в искусстве слове и музыке, в скульптуре, в величественных архитектурных формах, декоративно-прикладном искусстве. Они открыли красоту нравственного человека, которую рассматривали как гармонию физического и духовного совершенства.



Философия

Греки создали основные понятия европейской философии, в частности начали философию идеализма, а саму философию понимали как путь к персональному духовному и физическому совершенствованию. Римляне разработали идеал государства, приближенный к современному, основные постулаты права, которые сохраняют свою силу и поныне. Греки и римляне открыли и апробировали в политической жизни принципы демократии, республики, сформировали идеал свободного и самоотверженного гражданина.

После упадка античности установленая в ​​ней ценность земной жизни, человека и телесной красоты утратила свое значение на многие века. В период Возрождения они, в синтезе с христианской духовностью, стали основой новой европейской культуры.

С тех пор античная тема никогда не оставляла европейское искусство, приобретя, безусловно, новое понимание и значение.

Этапы античной литературы

Гомер ( 2 века до н.э.)

Античная литература пережила пять этапов.

4.1. Древнегреческий литература

Архаика

Период архаики, или дописьменный период, охватывает длинный ряд веков устного народного творчества и заканчивается в течение первой трети I тысячелетия до н.э. и увенчивается появлением "Илиады" и "Одиссеи" Гомера ( 8 - 7 век до н.э.). Развитие литературы в это время сосредоточен на Ионийском побережье Малой Азии.

Классика

Второй период античной литературы совпадает со становлением и расцветом греческого классического рабовладения (VII-IV вв. До н.э.). Этот период обычно называется классическим. В связи с развитием внутреннего мира личности, появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов, историков и ораторов.

Начальный этап периода классики - ранняя классика характеризуется расцветом лирической поэзии ( Феогнид, Архилох, Солон, Семонид, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Алкман, Пиндар, Вакхилид), центром которой становятся острова Ионийской Греции ( 7 - 6 века до н.э.).

Высокая классика представлена ​​жанрами трагедии ( Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедии ( Аристофан), а также нелитературные прозой ( историография - Геродот, Фукидид, Ксенофонт; философия - Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель; красноречие - Демосфен, Лисий, Исократ). Ее центром становятся Афины, что связано с подъемом города после славных побед в греко-персидских войнах. Классические произведения греческой литературы созданные на антическом диалекте ( 5 века до н.э.).

Поздняя классикапредставлена ​​произведениями философии, истори философии, театр же теряет свое значение после поражения Афин в Пелопоннесской войне со Спартой ( 4 век до н.э.).

 

Эллинизм

Третий период античной литературы, обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо небольших городов-государств классического периода, так называемых полисов, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резкое отличие от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Вследствие этого эллинистический период часто трактовался как деградация классической литературы. Необходимо, однако, помнить, что этот период продолжался довольно долго, вплоть до конца античного мира, и обладал спецификой, неизвестной классике. Следовательно, этот псевдокласичный период занимает огромный промежуток времени - с III в. до н.э. до V в. н.э., в связи с чем его можно разделить на ранней эллинизм (III в. до н.э. - I в. н.э.) и поздний эллинизм (I в. н.э. - V в. н. н.э.).

Начало этого культурно-исторического периода связано с деятельностью Александра Македонского. В греческой литературе происходит процесс кардинального обновления жанров, тематики и стилистики, в частности возникает жанр прозаического романа. Афины в настоящее время теряют культурную гармонию, возникают новые многочисленные центры эллинистической культуры, в том числе на территории Северной Африки ( 3 века до н.э. - 1 века н. н.э.). Этот период отмечен школой александрийской лирики ( Каллимах, Феокрит, Аполлоний) и творчеством Менандра.

К этому третьему периодауантичной литературы относится и римская литература, поэтому ее часть и называют эллинистически-римским периодом.

4.2. Древнеримская литература

Время Рима

В этот период на арену литературного развития выходит молодой Рим. В его литературе выделяют:

· этап республики, завершает годы гражданских войн ( 3 - 1 век до н.э.), когда творили Плутарх, Лукиан и Лонг в Греции, Плавт, Цецилий Стаций, Теренций, Лампадион, Луций Афраний, Децим Лаберий, Волкаций Седигит, Луций Акций, Луций Стилон, Порций Лициний, Сантра, Варрон Атацинський, Публий Нигидий Фигул, Катулл и Цицерон в Риме;

· "Золотой век" или период императора Августа, обозначен именами Вергилия, Горация, Овидия, Тибулл, Проперция ( 1 век до н.э. - 1 век н.э.), Манилия, Луция Вары Руфа, Домиция Марса, Корнелия Севера, Веррия Флакка, Гая Юлия Гигин, Латрон, Корнелий Галл.

· литературу поздней античности ( 1 - 3 века), представленную Сенекой, Валерием Катоном, Цезием Бассом, Петронием, Федром, Луканом, Марциал, Ювеналом, Апулея, Квинтилианом, Публием постой, Гигин Младшим.

· 4.2.2. Переход к средневековью

В эти века происходит постепенный переход к средневековья. Евангелия, созданные в 1 веке, знаменуют полный мировоззренческий перелом, предвестник качественно нового мироощущения и культуры. Появляются описания деятельности святых и других деятелей церкви. Среди таких авторов были Евнапий, Коммодиан. Одновременно в это время творят Элиан, Оппиан, Авсоний, Клавдиан, Требеллий Поллион. В это время творит последний писатель-энциклопедист античности Марциал Капелла.

В последующие века латинский язык остается языком церкви. На варварских землях, принадлежавших Западной Римской империи, латинский язык существенно влияет на формирование молодых национальных языков: так называемых романских - итальянской, французской, испанской, румынской и др.. и значительно меньше германских - английского, немецкой и др.., которые наследуют от латинского написания букв ( латиницу). На этих землях распространяется влияние римско-католической церкви. Последний поэтом этой эпохи был Корипп.

 

Античность и Украина

На древних землях Украина, которые были колонизированы греками и римлянами начиная с 7 века до н.э. ( Ольвия, Херсонес, Пантикапей и другие города Северного Средиземноморья), зафиксированы отдельные памятники античной письменности и науки.

Славянские земли оказались преимущественно под культурным влиянием Византии (унаследовавшая земли Восточной Римской империи), в частности переняли у нее православное христианство и написание букв согласно греческому алфавита. Антагонизм между Византией и молодыми варварскими государствами латинского происхождения перешел в средние века, обусловив неповторимость дальнейшего культурно-исторического развития двух ареалов: западного и восточного.

 

 

№ 2 Возникновение древнерусской литературы

Русской литературе уже около тысячи лет. Большая часть этого времени приходится на период древнерусской литературы. Большинство историков относят начало зарождения письменности на Руси ко второй половине Х века. С крещением Руси в 988 году, осуществленным киевским князем Владимиром, великая и могучая Киевская Русь распахивает свои двери для культурного влияния более развитой Византии. На Русь попадают первые письменные источники, переведенные благодаря созданию братьями Кириллом и Мефодием славянского алфавита — кириллицы.

Но исследователи древних рукописей констатировали тот факт, что при написании древнейших летописных сводов использовались два алфавита: и кириллица, и глаголица.При этом глаголица считается более старой. Она была сложена Кириллом на основе древнего славянского рунического письма, используемого в сакральных языческих целях еще до принятия христианства. Что это за «руны»? И если существовал более древний алфавит, то, вероятно, письменность на наших землях существовала задолго до прихода солунских братьев.

Подтверждением этой гипотезе может быть факт опубликования в 70-х годах ХХ века в Канаде фотокопий «Велесовой книги». Этот волховник, как ее еще называют, представлял из себя березовые дощечки толщиной до 1 см и размером 38 см х 22 см. На обеих сторонах дощечек были вырезаны линии, а на них как бы подвешивались буквы. К сожалению, время не пощадило оригинал. Он утрачен, что делает невозможной его экспертизу. Но сохранились фотографии, сделанные Ю.П. Миролюбовым. По ним и судят, фальсификация это или уникальный памятник древнерусской литературы дохристианского периода. Мнения ученых на этот счет расходятся. Сведения, которые раскрывает нам «Велесова книга», ее стиль, схожесть графики с письменами, найденными на стенах Софийского собора и на берестяной грамоте в Новгороде, схожесть стиля с легендарным «Словом о полку игореве» свидетельствуют о ее древности. А также и о том, что письменность на Руси могла быть задолго до введения христианства.

«Велесова книга» фрагментарно описывает события, начиная со ІІ тысячелетия до н.э. до 860 года. У русичей-язычников была своя солнечная вера, добрые боги, глубокие предковские традиции и идеалы, четкое разграничение добра и зла, стремление быть лучше. Обо всем этом рассказывает «Велесова книга». Если брать ее во внимание, то периодизацию древнерусской литературы нужно начинать с дохристианского периода.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.