Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общественное богатство как ядро социальной действительности.





В истории социально-философской мысли категория «общественное богатство» чаще всего становилась отправной точкой исследования, наиболее тесно связанной с практической сферой рассуждений. Более того, часть социальных наук специально исследовали общественное богатство, т. е. делали его объектом исследования. Категория «общественного богатства» вошла в лексикон обществознания как определение предмета экономической теории, благодаря известности труда А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), и стала общеупотребительной в анализе общественного производства. Возможно, поэтому данная категория рассматривается в современном экономическом анализе чаще, чем в рамках социальной философии.

В социально-философском исследовании категория «общественное богатство» обозначает такую сферу социальной действительности, которая определяет характер всей системы деятельности и связана с формированием ее внешних границ. В определенном смысле можно утверждать, как понимается общественное богатство, — так и понимается социальное в целом. Более того, вся система деятельности определяется целями и ценностями, опосредованно связанными с содержанием общественного богатства. «Концепция богатства и труда, доминирующая в обществе, является неотъемлемой составной частью «модели мира», – она задает императивы поведения, формирует идеалы, которыми руководствуются члены этого общества». (А. Я. Гуревич Средневековые представления о богатстве и труде. / Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. С. 192)

Следовательно, данная сфера определяется как ядро социальной действительности, и можно выделить следующие характеристики такой определенности. Они дают основания для приписывания хотя бы части действительности качества, обозначаемого исходной категорией «социальность», и представляют действительность как сферу, описываемую начальной категорией «деятельность».



Во-первых, ядро социальной действительности непосредственно связано с представлениями об исходной категории социально-философского анализа в ее наиболее концентрированном, предельном выражении. Следовательно, на данном уровне социальность представлена наиболее абстрактно, неразвернуто, а также в чем-то заведомо несоциальном. Социальность на данном уровне присутствует, прежде всего, как актуальная возможность ее дальнейшего развертывания и конкретизации, а также как предельный способ ее существования, т. е. за пределами данного уровня социальность как качество перестает существовать.

Во-вторых, ядро социальной действительности связано также с начальной категорией социально-философского анализа. Такая связь носит концентрированный и непосредственный характер. Исходя из позиций деятельностной парадигмы, деятельность представлена в ядре социальной действительности как актуальная возможность и как результат. То есть самой деятельности как таковой еще не существует, но она уже представлена в чем-то другом. Таким образом, можно констатировать опосредованный характер выражения исходной и начальной категории в рамках представления об общественном богатстве.

В сферу социальной действительности, которая обозначается данной категорией, попадает структура, известная в социально-философской традиции как «вторая природа» или «мир вещей». Именно мир вещей, созданных человеком, является первой данностью и условием существования социальности как результата деятельности. Более того, для человека внешний мир представлен в двух ипостасях: Природа, где нет влияния человека, — «дикая природа»; и Природа, измененная человеческой деятельностью, — «вторая природа». И та и другая противостоят человеку как отдельные от него. Однако именно в этом полярном противостоянии прослеживается различие действительности и социальной действительности, в котором одна из сторон становится «реальностью» для существования другой. Внешний мир вещей, созданных человеком, выступает в качестве социокультурной реальности как действительности, отчужденной от человека и противостоящей ему.

По отношению к структурам общественного богатства социальный субъект выполняет такого рода деятельность, которая в рамках социально-философского анализа получила выражение в категории «присвоение». Мир вещей задает границы деятельности, и все, что не может быть присвоено, выпадает из сферы социальной действительности. Характерно также то, что выделенная человеческой деятельностью часть Природы в случае выпадения из деятельности самостоятельно не возвращается к природному существованию. С этим связана глобальная проблема «загрязнения окружающей среды» «отходами» человеческой жизнедеятельности. Для их возвращения в природную среду необходима особая форма деятельности по утилизации. В современном обществе популяризируются производства замкнутого цикла и безотходные производства. Городская свалка отходов превратилась в сложную структуру, включающую особый природный и социальный мир. Самым страшным символом этого рода стал район Чернобыля, который еще многие столетия будет оставаться зоной, выведенной и из человеческой деятельности, и из природных процессов.

Первое понятие, в рамках которого раскрывается содержание сферы общественного богатства, это — «материально-техническая база» (МТБ). Сам термин, также как и «богатство», чаще всего употребляется в экономических дисциплинах, однако, он имеет и социально-философский контекст, а, следовательно, претендует на роль социально-философской категории. Понятие материально-технической базы связано с такой формой деятельности, которая обозначается категорией «труд». Причем в данном случае имеется в виду такой вид труда, как накопленный или овеществленный труд. МТБ охватывает лишь вещественные компоненты, характеризующиеся конкретным способом организации накопленного труда. Отдельную часть материально-технической базы составляют формы внеприродных связей природных процессов, обозначаемые понятием техника и технология. В целом материально-техническая база характеризуется определенным пространственно-временным состоянием, адекватностью развития отдельных элементов техники и технологии. Именно к изменению структуры и состава МТБ чаще всего применяется определение технологической революции (например, «неолитическая революция» или «научно-техническая революция»).

Однако для существования вещного мира вся Природа, включенная в зону освоения трудом, становится условием конкретно-исторического уровня развития материально-технической базы. Особенности некой части Природы как условия существования материально-технической базы фиксируются в категории «природные богатства». Первая форма, в которой является содержание общественного богатства, — это возможность включения сторон или аспектов Природы в деятельность человека. Сами «природные богатства» представлены через «богатства недр», «геоклиматические условия», «естественные источники энергии». В данном аспекте общественное богатство ближе всего к условиям своего так называемого «естественного состояния», где главное богатство — планета Земля как источник всякого существования. Анализ существования природных богатств как основной части общественного богатства проводится сегодня в рамках различных экологических доктрин и концепций.

Особой ценностью в структуре «природного богатства» обладает естественный плодородный слой земли. Причем существенно различие земли как потенциального богатства и обработанной, возделанной пашни. Еще Дж. Локк подчеркивал, что труд, вложенный в землю, на порядок увеличивает ее ценность для общества (См.: Джонн Локк. Два трактата о правлении. Книга вторая. Глава 5. О собственности. / Локк Дж. Сочинения: в 3 т. Т. 3. С. 279-283). В традиционных обществах это отразилось в культе «Матери Земли» и особых ритуалах ее обработки («первая борозда пашни»). Также особую ценность на определенных исторических этапах развития приобретают драгоценные металлы и камни, причем часто это никак не связано с их стоимостью, а имеет социальное содержание. Во многих культурах золото и серебро было символом могущества, и для его сохранения драгоценные металлы забрасывали в болото (так называемые «варварские болотные клады» в Западной Европе и на Руси).

Следующая форма, в которой проявляется содержание общественного богатства, это природные биологические структуры (животные и растения), видоизмененные в социальной деятельности. Процесс одомашнивания животных и создания культурных растений — представляет собой первую из созданных человеком биотехнологий. Домашний скот определяется как мера общественного богатства при формировании многих языков индоевропейской группы. По мнению Эмиля Бенвениста, в индоевропейских языках термин «скот» в своем первичном значении является синонимом «богатства». (См.: Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. Книга первая. Раздел 1. Скот и богатство. — М.: 1995, C. 35-60). В истории человечества успехи в пищевом симбиозе с определенными живыми существами получили название биотехнологических революций (например, «дрожжевая революция»). Интересно отметить, что историческая традиция считает оседлые земледельческие общества первичными очагами культуры, а кочевые народы — «варварами». Однако, по мнению современных ученых, одомашнивание животных и кочевой тип хозяйствования технологичнее растениеводства в земледелии.

Последней и завершающей формой, в которой выступает общественное богатство, является самЧеловек. Он представляет собой естественное условие социальности как природно данный носитель способности к деятельности. Однако представление о человеке как завершающей форме общественного богатства достаточно сложно структурировано. В первую очередь выделяются естественные особенности Человека, осознанные и проявленные как физические условия и основания его деятельной активности. Они констатируют физическую и анатомическую структуру возможного субъекта деятельности, с которой соотносится и к которой приспосабливается вся структура общественного богатства. Например, здания и сооружения возводятся с учетом пропорций человеческого тела, получивших название «золотого сечения». Следует отметить, что происхождение данной структуры представляет собой проблему теории антропогенеза и остается дискуссионной даже в рамках современной науки.

Представления о биологической природе и структуре Человека лежат в основе «натуралистической» модели социальной философии. Основная идея этой модели — человек представляет собой исторически формирующийся биологический вид, и его формирование не завершено. В конечном счете, натуралистическая модель абсолютизирует физические и анатомические изменения современного человека и предрекает появление нового биологического вида — «сверхчеловека». Данной модели противоположно положение о «тварной» природе человека как сформированного деятельным актом некоего трансцендентного субъекта. Рассмотрение всех позиций по проблеме антропогенеза выделяется в особую задачу отдельной философской дисциплины — социально-философской антропологии.

Следующим уровнем структурирования Человека как завершающей формы общественного богатства является выделение его энергетического потенциала. В современной литературе этот факт фиксируется как наличие особой биоэнергетической сферы воздействия человека на окружающие предметы, усиливающей его физические усилия или даже заменяющей их. Даже в обыденном сознании термин «энергетичность» в его применении к человеку стал общепринятым, появились технические устройства, работающие от постоянного ношения на теле человека, например часы. В основу сюжета культового фильма «Матрица» положено представление о человеке как о самом совершенном и энергетичном питательном элементе, некоей «супербатарейке». Появилось даже особое направление в исследовании структуры человека, вошедшее составной частью в общую концепцию «синергетики».

Третьим уровнем структурирования выступает сфера эмоциональной структуры восприятия Человека. Многие исследователи включают в состав этой области не только эмоциональные проявления, но и так называемый «эмоциональный настрой» или «атмосферу», желания и эмоционально-волевые проявления. Именно эта сфера анализируется психологией, выделившейся из структуры философского знания. Важность учета психологических факторов в человеческой деятельности в современной литературе даже не дискутируется. В эзотерической и мистической традициях эта сфера чаще всего классифицируется как «астрал». Наличие данной структуры является основанием формирования концепции «ноосферы» как особой оболочки Земли.

Для характеристики Человека как деятельного субъекта в литературе наиболее важной представлена рациональная структура человеческого сознанияили человеческого сознания. Именно эта структура дает возможность целеполагания как важнейшей характеристики деятельности. Анализ рациональной структуры человеческого сознания проводит особая философская дисциплина — логика. В неопозитивизме эта сфера признается единственным предметом собственно философского анализа. Данная позиция объясняется тем, что философия как рациональный логико-понятийный тип мировоззрения имеет границы только в рамках рациональной структуры.

Однако помимо рационального уровня в структуре субъекта могут выделяться некие иррациональные факторы как составляющие деятельной активности Человека. В некоторых философских традициях этот уровень не только анализируется как фактор веры, но и структурируется, выделяя такие моменты, как творческий потенциал или талант и т. п. Данная структура признается определяющей в философском иррационализме или мистическом рационализме. Следует отметить, что именно эта сфера человеческих возможностей учитывается в так называемых «инновационных технологиях» и активно исследуется современной наукой.

В целом «Человек» как завершающая форма общественного богатства объединяет собой всю эту сферу социальной действительности. Однако кроме структурированности представлений о самом субъекте необходимо фиксировать еще и уровень исторического развития способности к деятельности и Человека как исторически определенного субъекта. Более того, не только наличие, но и масса носителей этой способности в демографии характеризуется как народонаселение и представляется важнейшим составным элементом общественного богатства.

Таким образом, в содержание общественного богатства как уровня социальной действительности включается не только представление о «материально-технической базе», но и структурированное представление о Человеке как о непосредственно данном субъекте деятельности. Однако в этих представлениях на первый план выходит материальная составляющая общественного богатства и в тени остается еще одна важная его сторона. В каждом предмете, созданном человеческой деятельностью, присутствует возможность соединения его с деятельным субъектом. Этот аспект выражается понятием «материальная культура».

Необходимо отметить тот факт, что слово culture изначально обозначало процесс изменения «дикой природы» человеческой деятельностью, культивирования, выращивания чего-нибудь, обычно растений и животных. В дальнейшем термин распространяется на более широкую сферу человеческой деятельности, выделяя в ней некую преобразующую сторону. В таком употреблении «культура» выступает как абстрактное обозначение продуктов деятельности вообще, т. е. «культура как артефакт или продукт, совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью». (См.: Л. Г. Ионин «Социология культуры», C. 46)

Материальная культура как таковая становится предметом исследования ряда исторических и социальных наук — например, этнографии и археологии. В этнографических исследованиях часто по материальным элементам реконструируется сама форма деятельности, в рамках которой происходит присвоение общественного богатства. Этим подчеркивается важность данной стороны богатства. В ней заключается возможность деятельности, по отношению к которой вещи выступают в качестве условия. Более того, эта сторона диктует необходимость существования следующего уровня социальной действительности, в рамках которого происходит воспроизводство МТБ. Ведь вещи могут существовать как вещи только в рамках деятельности, конкретного акта присвоения, в противном случае они включаются в природные процессы или уничтожаются.

Культура выступает также в качестве исторически конкретного уровня развития способности к деятельности у Человека, соответствующего структуре и уровню развития МТБ. Культура является фактором горизонтальной связи данного уровня социальной действительности. Эта связь проявляется в формировании особых принципов и форм общения человека с «миром вещей». Исследователи признают эти формы социальности наиболее архаичными и традиционными, что выражается в представлениях о неразрывной связи людей и вещей, составляющих часть определенного субъекта — «Хозяина» вещи. Между хозяевами вещей устанавливаются сложные взаимоотношения, к которым относятся такие формы как дар и обмен, гостеприимство, вознаграждение и долг. Хотя анализ данных форм чаще всего носит исторический характер, однако и в современном обществе существуют достаточно сложные процедуры дарения как способа поддержания или установления личных отношений. Большая часть вещей в этих отношениях носит не товарный или собственно материальный, а смысловой характер.

Вещи как средства социальной деятельности, несущие в своей структуре инструментальные возможности только определенного типа их деятельного использования, в социальной философии обозначаются понятием «артефакт». В артефакте соединяется предметное и смысловое значение вещи, все артефакты связаны между собой, и эта связь представлена категорией «техника». В современной литературе техницистские концепции служат социально-философской основой официальной идеологии индустриально развитых стран (Д. Белл, У. Ростоу и др.). Особое внимание в них уделяется коммуникативному аспекту связи артефактов, который обозначается понятием «информация». Данный тип исследований наиболее популярен в форме анализа «информационного общества» как определенной стадии развития человечества в условиях глобализации.

Рассматривая содержание сферы социальной действительности, обозначаемой категорией «общественное богатство», мы обнаружили внутреннюю связь этого уровня, выраженную категорией «материальная культура». Именно это позволяет перейти с анализа возможных факторов и условий деятельности к той сфере социальной действительности, в которой они актуализируются и появляется новый социальный субъект. Эта сфера социальной действительности формируется на основе общественного богатства как область его деятельного присвоения и воспроизводства.

 

Сфера социальной ассоциации

Деятельное присвоение общественного богатства необходимо в связи с тем, что составляющие его артефакты выведены предшествующей деятельностью из природных процессов. Существовать они могут только в живой деятельности, нереализованные в ней связи вещного мира утрачиваются, и эти части МТБ исчезают из сферы общественного богатства. Достаточным условием включения МТБ в живую деятельность является связь, выраженная категорией «материальная культура». Однако в одном полюсе эта связь актуальна и выражена понятиями «техника» и «информация». На противоположном полюсе находится структура субъекта — «деятеля». Вещественная телесность и все способности к деятельности выражены в субъекте особым образом и индивидуализированы. Если способность к деятельности индивидуализирована, то сама деятельность персонифицирована.

«Персонификация» есть внутренняя связь между деятельным лицом и деятельностью. Действующее лицо актуализирует и субстанциализирует деятельность, опредмечивая ее не только в артефактах, но и в себе самом. Деятельность в этом смысле — действующее лицо, которое раскрывается в условиях, результатах и самом процессе деятельности. Проблема персонификации состоит в том, что взаимосвязанности артефактов посредством техники противостоят отдельные индивиды как носители способности к воспроизводству общественного богатства. Более того, индивиды не имеют иной возможности существования как получение необходимого для жизни посредством такого присвоения. Следовательно, должна существовать структура взаимосвязи индивидов, адекватная технической взаимосвязи артефактов, которая делает это присвоение возможным. В западноевропейской социально-философской традиции эта проблема разрешалась введением в анализ категории «социальная ассоциация».

Родоначальником употребления термина является А. де Сен-Симон (1750-1825). В дальнейшем в качестве категории социально-философского анализа данный термин встречается и в социологии О. Конта и в материалистическом понимании истории К. Маркса. Социальная ассоциация рассматривается ими как производственный организм общества, объединяющий способности к деятельности индивидов в форму, обусловливающую воспроизводство общественного богатства.

Социальная ассоциация — это, прежде всего, взаимозависимость индивидов по поводу присвоения богатства как основы их собственной жизнедеятельности. В социальной ассоциации господствует принцип: «Кто не работает — тот не ест». Обладание средствами к жизни как условие существования индивидов опосредуется их объединением. Данная взаимозависимость облекается в форму профессионального сообщества, присвающего общественное богатство путем особого вида деятельности, получившего название «профессиональной». Профессиональное сообщество становится особым «интерсубъективным» социальным субъектом, который соединяет индивидуальных носителей способности к труду в соответствии с дифференциацией артефактов по признаку профессиональной технологии.

«Профессионализм» не только является наиболее востребованным качеством социализации современной личности. Именно принадлежность к профессиональному сообществу становится определяющей в социальном статусе индивида. «Профессионализм выступает как одна из высших ценностей личности, как важнейший критерий положительной оценки человеческой индивидуальности». (Пигров К. С. Социальная философия: Учебник. — СПб., 2005, C. 255). Таким образом, идентификация с профессиональным сообществом жизненно важна для индивида как первичный источник его независимого существования. Вхождение индивида в профессиональное сообщество не приводит к утрате персонификации. Различение индивидов сохраняется в сообществе в превращенной форме, которая получила определение в категории «собственность». Она выступает своеобразной формой идентификации профессионального сообщества и самоидентификации индивида в нем. Понятие собственности становится центральным для понимания сущности нового социального субъекта и построения типологии профессиональных сообществ.

Содержание понятия «собственность» определяется различным образом. Однако все определения могут быть представлены как различные уровни осознания содержания данного понятия. Наиболее простые определения понимают собственность в виде отношения субъекта к вещи как к объекту, обеспечивающему жизнедеятельность субъекта. Таким образом, понимание данной категории сводится к структурированию процесса деятельного присвоения, включающего несколько типов отношений:

владение — построение таких отношений субъекта и вещи, которые исключают появление в отношениях иного субъекта;

распоряжение — построение структуры возможностей присвоения вещи для получения необходимых результатов и осуществление индивидуального выбора типа и формы присвоения;

пользование — включение вещи в процесс деятельности как ее условия или средства;

использование — допустимая утрата вещи в процессе перехода ее в жизненно необходимый результат посредством деятельного присвоения.

Нетрудно заметить, что уже отношение владения подразумевает наличие иных субъектов и построение отношений между ними и собственником. Отношения собственности представляются, таким образом, как отношения между субъектами по поводу деятельного присвоения артефактов. Исторически одной из первых в литературе фиксируется появление этих отношений по поводу территории. Включение в сообщество или исключение из него предполагало нахождение на определенной территории или изгнание. Нетрудно заметить, что в этом случае мы рассматриваем отношение коллективного субъекта с такой частью структуры общественного богатства как «земля».

Переход от отношения «субъект — вещь» к отношению «субъект — субъект по поводу вещи» позволяет выделить интерсубъективные отношения в особый вид определений собственности. В этом случае собственность понимается как взаимозависимость индивидов в профессиональном сообществе по поводу ассоциированного присвоения общественного богатства в качестве основы собственной жизнедеятельности. Более того, в самой взаимозависимости выделяется принцип ее формирования, который определяет формы социальной ассоциации. Именно принцип построения взаимозависимости рассматривается в социальной философии как сущность социальной ассоциации. Поэтому понимание собственности вскрывает для нас основание образования такого социального субъекта как профессиональное сообщество.

Типологическую характеристику собственности можно дать посредством выделения крайних позиций субъекта в самом процессе присвоения. Ассоциация может сложиться как социальный субъект до начала процесса присвоения общественного богатства или в результате этого присвоения. Эти крайние характеристиками собственности обозначаются категориями «общественная собственность» и «частная собственность».

В первом случае ассоциация складывается до процесса присвоения и предшествует ему. Формирование ассоциации выступает, таким образом, в качестве важнейшего условия воспроизводства общественного богатства. В конечном счете, «общественная собственность» обусловлена таким уровнем развития материально-технической базы, который подразумевает лишь ассоциированные формы профессиональной деятельности. Общественная собственность встречается либо на первичном этапе существования вещного мира, когда он еще не членим на самостоятельные и внешне независимые части, либо на таком этапе развития МТБ, когда ее взаимосвязь технологически и информационно нерасчленима.

В философской концепции марксизма общественная собственность характеризует первобытное состояние человечества и его коммунистическое будущее. Профессиональная ассоциация такого типа получила общепринятое название «коллектива», который рассматривается как прообраз будущего ассоциированного человечества. (См.: Князев Б. В. Коллектив — ассоциация коммунистической формации — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979) Следует отметить, что принципы коллективизма характеризуют любое профессиональное сообщество в экстраординарные периоды его деятельной активности как способ аккумуляции способностей его членов. Психологически это часто характеризуется как формирование «команды» или создание ситуации «мозговой атаки». Акцент на эту сторону деятельности профессионального сообщества в дальнейшем будет рассмотрен в рамках проблемы «корпоративности».

В том случае, когда ассоциация складывается в самом процессе присвоения или как результат деятельности, а процесс присвоения может проходить в индивидуальной форме, сущность ассоциации определяется отношениями «частной собственности». Включение в ассоциацию обусловлено соответствием профессиональных характеристик индивида сложившейся структуре разделения труда, а также способностью индивида занять своей деятельностью свободное место в процессе присвоения. Таким образом, включение индивида в ассоциацию должно быть полезным для более эффективного достижения конечного результата.

Однако эта характеристика ассоциации в целом также обусловлена таким уровнем развития материально-технической базы, при котором возможно продуктивное присвоение при индивидуальном использовании части общественного богатства. Это подразумевает как законченный процесс «присвоения для себя» — натуральное производство, так и законченный процесс «присвоения для других» — товарное производство. Наиболее ярким примером такого рода является товарное производство, где связь независимых производителей опосредована рынком. Рыночные отношения представляют особую форму ассоциативной связи, посредством которой производитель получает статус профессионала и включается в профессиональное сообщество только при признании его продукта на рынке товаром. Исторической формой сочетания коллективного, натурального и рыночного аспектов присвоения внутри профессионального сообщества выступает цеховая структура средневековых европейских городов.

Наличие таких исторических форм показывает, что типология собственности шире этих двух крайних позиций. Однако, данный уровень социальной действительности в целом предполагает некую полярность, выраженную оппозицией по принципу «черное — белое» или «свой — чужой». Это распространяется не только на некие персонифицированные качества и способности, но и на отношения различных профессиональных сообществ, которые сосуществуют в историческом пространстве, на их общую структуру, а также на принципы развития каждого из них. Вне зависимости от принципов объединения, профессиональное сообщество тяготеет к полярности взглядов на мир, развивая принципы дихотомии в структуре профессионального мышления. Такая позиция проявляется и в формировании картины мира профессионального сообщества, и в представлении о социальном идеале, и в системе профессиональных ценностей. Она нашла свое отражение во многих явлениях культуры, которые переносят человека в «мир наоборот» или «антимир». Например, такая игра как шахматы не только позволяет войти в принцип полярной оппозиции, но и действовать в нем, не изменяя «черно-белой» структуры «поля игры».

Такая же дихотомия проявляется в анализе функций социальной ассоциации как профессионального сообщества. Основой существования ассоциации является воспроизводство общественного богатства. Следует отметить, что в процессе этого воспроизводства богатство присваивается, т. е. растворяется в социальной ассоциации, а затем возрождается в новом, в целом не сводимом к исходному, виде. В экономическом анализе это ярче всего иллюстрируется процессом расширенного воспроизводства. Растворение общественного богатства в структуре ассоциации делает невозможным расчленять ее по принципу «предметной и деятельностной сферы», или «живого и прошлого труда». Для анализа функций профессионального сообщества сама его деятельность рассматривается как разрешаемая внутренняя оппозиция.

Воспроизводство общественного богатства в рамках социальной ассоциации не только является основанием существования профессионального сообщества, но и обусловлено необходимостью поддержания жизнедеятельности субъектов, включенных в ассоциацию. Эту функцию обозначают как «производственную». Посредством нее собственно и решается задача воспроизводства богатства, поэтому данная функция может быть выделена в качестве основной. Производственную функцию следует рассматривать как внешнюю по отношению к профессиональному сообществу и его членам.

Технологичность и эффективность реализации этой функции развивает ассоциацию в качестве социального субъекта, способствует привлечению новых членов в профессиональное сообщество. При недостаточной эффективности реализации производственной функции ассоциации грозит распад. Более того, иные профессиональные сообщества могут претендовать на присвоение данной части общественного богатства и конкурировать в эффективности этого присвоения. Важно отметить, что для членов ассоциации небезразлично их собственное обеспечение посредством реализации производственной функции. Они могут покидать одно сообщество и переходить в состав более успешного, если это дает им лучшие возможности жизнеобеспечения.

Кроме самой эффективности, реализация данной функции требует стабильности в достигнутом уровне эффективности. Это позволяет актуализировать перспективы профессионального сообщества как целостного субъекта, а также обозначать его членам их социальные перспективы в составе сообщества. Эти перспективы как обоснованные ожидания являются важнейшей составляющей социального статуса в его профессиональном аспекте. Следует заметить, что стабильность эффективного воспроизводства общественного богатства позволяет развивать саму структуру профессионального сообщества, что дает возможность реализовываться внутренним функциям ассоциации.

Эти функции обусловлены тем, что процесс присвоения требует особой деятельности по структурированию отношений внутри социальной ассоциации. Данные отношения должны консолидировать членов ассоциации в единое профессиональное сообщество. На поддержание способности ассоциации к присвоению богатства в качестве целостного социального субъекта необходимо затрачивать существенные усилия. Вне формирования такой способности процесс присвоения приводит к распаду ассоциации, и воспроизводство богатства будет невозможно. Однако для самой ассоциации функция сохранения своей целостности является неизмеримо более важной, чем даже процесс присвоения богатства. Ведь если при выполнении производственной функции ассоциация утратит целостность, то процесс воспроизводства не будет завершен значимым для ее членов результатом. Данную функцию обычно определяют как «корпоративную».

Проблема реализации корпоративной функции находится в центре внимания социального субъекта — профессионального сообщества — на всех этапах его существования. На этапе формирования эта функция выглядит основополагающей, вне ее реализации ассоциация вообще не способна сложиться. Реализация корпоративной функции в развитом состоянии позволяет снижать внутренние издержки жизнедеятельности ассоциированного субъекта, т. е. повышает его технологичность, эффективность и привлекательность для новых членов. В состоянии упадка или стагнации реализация этой функции способствует продолжению существования ассоциированного субъекта. Можно сделать вывод о том, что корпоративная функция для самого субъекта предстает как основная, реализация которой жизненно необходима.

Таким образом, производственная и корпоративная функции в рамках жизнедеятельности профессионального сообщества вступают в зримое противоречие и конкурируют друг с другом. Внутренняя противоречивость функций конкретной производственной общностью практически всегда решается в пользу корпоративности. Ассоциация может даже принести производственные интересы в жертву интересам корпоративности. Профессиональное сообщество может создавать формы мнимой производственной деятельности, усиливающие ее значимость для иных профессиональных сообществ. В литературе такие ассоциации характеризуются как социальные «паразиты», производственная функция которых описывается «законами Паркинсона» и «принципом Питера». Следует отметить, что организация, однажды возникнув, всегда стремится расширить количество своих членов, которые «экономят» работу, перекладывая ее на других.

Проблема корпоративности находится в центре внимания современных научных и практических исследований различных специалистов. В этих разработках









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.