Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предмет и метод истории экономической мысли





Предмет и метод истории экономической мысли

Изучение любой науки начинается с определения ее предмета, т.е. выделение границ, в рамках которых ведется познание социальных процессов.

 

Из название видно, что пространство курса – это синтез трех составляющих:

-история

-экономика

-общественная мысль

 

История: изучает прошлое, факты развития от прошлого к будущему. Знание прошлого позволит спрогнозировать, выявить динамику экономической действительности, которая зафиксирована и отражена в общественной мысли.

 

Экономика: история хозяйственной деятельности людей, ведущая сфера жизни в мире. Экономическая жизнедеятельность характеризует людей, которые обеспечивают себя средствами существования, и возникающие материальные и нематериальные отношения между ними.

 

Общество является единством трех составляющих человеческой жизнедеятельности:

-хозяйственная (жизненная)

-политика (властное управление жизнедеятельности общества)

-идеология (мировоззренческое восприятие жизни людей в обществе)

 

Мысль (учение): показывает, как изучалось прошлое, теории об экономике, которые выдвигались на разных стадиях развития человечества.

 

История экономической мысли – наука об экономической науке.

 

 

Курс истэма способствует лучшему познанию современной экономической действительности на основе усвоения экономических знаний, выработанных предшествующими поколениями.

 

Предмет истэм – исторический процесс формирования истории экономических идей, учений в обществе об экономике и познание их содержания и эволюции.

 

В истэме нужно оценивать идеи не только с современной позиции, но и в сравнении с идеями своего времени. При изучении истэма важно исходить из следующих постулатов:



1) сохранившиеся на разных языках первоисточники превышают возможность восприятия любого индивида, соответственно, комплексное истэм предполагает зависимость от потребности оптимизировать данное изучение этих источников (оригиналы, учебники, хрестоматии)

2) экономическая наука в широком смысле – совокупность норм общетеоретических и конкретных наук: функциональные (б/у, статистика), отраслевые (экономика с/х), страноведческие.

 

Истэм охватывает историю формирования всех экономических наук. На практике рассматривают историю теории фундаментальной экономики (политэкономия, ОЭТ).

Экономическая мысль древнего Китая

Китай (бассейн реки Куанха)

В 10 веке до н.э. складывается общество, для которого характерно сочетание государственной эксплуатации населения с неразвитыми формами частного землевладения, идет процесс разрушения общины.

 

Экономические направления (конкурирующие между собой):

-конфуцианство (сейчас оба эти направления – Хенское конфуцианство)

-легизм

 

Конфуций (551-479 до н.э.). Знатная, но обедневшая семья. Учения изначально в форме бесед. Он стремился к консервации законных отношений внутри больших семейных общин (старшие – младшие). Стремился использовать эти архаические институты для экономической устойчивости общества.

 

Учение об идеальном человеке, учение о благородном муже:

-уважение к старшим

-чувство долга

-скромность

-справедливость

-сдержанность

-скромное жилище

Но он не порицает стремление к богатству, но заслужить его надо честно.

Мораль – основа управления государством. Он считает: государство – это большая семья, а правитель – отец народа.

Идеальный правитель должен соблюдать экономию расходов, следить за воспитанием общества.

Конфуций – социально-экономическая программа:

-власти должны быть озабочены тем, что богатство распределено неравномерно

-власти должны быть озабочены не бедностью, а отсутствием мира между верхами и низами

-недовольство низов можно предотвратить государственной регламентацией сельского хозяйства

-не нарушать сезонности сельскохозяйственных работ

 

Этические нормы Конфуция способствовали культу большой семьи, отвечали интересам аристократии, т.к.:

-патриархальные отношения

-главенство традиций

 

Правитель подчиняется установленному порядку, который ограничивает его действия.

 

Легизм – наоборот за реформы, опирается не на традиции, а на законы, которые разрабатываются мудрецами, издаются государями и осуществляются министрами с помощью чиновников.

 

Залог стабильности страны – просвещенное чиновничество, необразованные и законопослушные жители.

Идеи равных возможностей: «мобильный» человек (не только аристократ) может стать государственным чиновников – практика продажи государственных постов за деньги, которые могут покупать разбогатевшие чины земельных общин.

 

Источник экономической мысли легистов – древнекитайский трактат «Книга правителя области Чиан»: основные положения реформ, программы, которые провел Гунь Сун Ян 390-338 гг до н.э. в истории Чиан Ян.

 

В его концепции главная роль в сельском хозяйстве именно хлебопашество. Задача – накопление больших запасов продовольствия и ведение завоевательных войн. Государство добивается процветания земледелием и войной. Он сетовал, что многие земли заброшены (т.к. крестьян сгоняли на общественные работы, которые не успевали обрабатывать свои наделы). Перепись, единый налог с количества собранного зерна.

-возвращение крестьян к земле

-прекращение бродяжничества

-предлог повысить пошлины

-вести учет и привлекать к выполнению государственных повинностей купечества

-высокий налог на вино и мясо

Он считал, что станет < торговцев, земледельцы вернутся к полям, а чиновники вернутся к службе. Был противником возникновения аренды земли и рабства.

-система взаимной ответственности за преступления

-сторонник государственной монополии на добычу и производство соли и железа

 

Представитель легистов: Канн Фэй (умер в 233 г до н.э.). Трактат Хай Фэй-Дзи, который обобщал идеи школы легистов:

-идеи прогрессивного развития общества

-главная причина развития общества – рост населения

 

Трактат (Уань-Цзы 4 в до н.э.) – правитель царства Цзы основал академию Дворец науки, где собрал ученых.

-главная роль – земледелие, покупки зерна

-идея, что все действие правители должны находиться в согласии с природой: для установления налога достал истории о качестве почв (кадастр земли)

-описывание 4х категорий населения (земледельцы, торговцы, ремесленники, чиновники)

-налоги на любые виды деятельности приводят к замиранию этой деятельности

-предлагается заменить налоги доходами от эксплуатации природных ресурсов

-а также получить монополию на торговлю ресурсами

-рыночная торговля – индикатор состояния экономики

-регулятор экономики – изменение количества денег в обращении

Институционализм

Институционализм сформировался как специфическое течение политической экономии сначала в США, а затем в западноевропей­ских странах. В отличие от «ортодоксов» – неоклассиков институционалисты стремятся разработать теорию, объясняющую процессы раз­вития человеческого общества в виде единого целого. Анализ эконо­мических процессов тесно связывают с анализом социальных, право­вых, политических, организационных, психологических и других общественных отношений.

Джон Гэлбрейт, Ян Тинберген и другие представители институционализма рассматривают общество не как отлаженную и фиксирован­ную систему, а как постоянно обновляющуюся и развивающуюся. Они стремятся уяснить процесс общественной эволюции и предста­вить некоторые черты грядущего постиндустриального общества.

Гэлбрейт Джон Кеннет (род. в 1908 г.) – один из наиболее извест­ных представителей нетрадиционной ветви в экономической науке. Довольно критически относится к конструированию формальных мо­делей, постоянно стремится уяснить суть изменений, происходящих в экономике и обществе. По его мнению, в современной экономике не­обходимо различать рыночную и планирующую системы. В современ­ной «техноструктуре» (термин Гэлбрейта) капиталом фактически рас­поряжаются не собственники, а менеджеры, технические специалис­ты. Задача науки – изучить, как меняются цели, стимулы деятельнос­ти, структура потребления, характер власти, оценить условия, в которых эволюционирует экономика.

Д. Гэлбрейт – автор более двадцати книг, в том числе по истории экономической мысли. У нас переведены «Новое индустриальное об­щество», «Экономические теории и цели общества», «Жизнь в наше время».

Д. Гэлбрейт предупреждал, что социальные преобразования надо совершать с величайшей осторожностью, что современная сложная экономика не может успешно развиваться без умной стратегической программы, гибкого централизованного управления.

Перру Франсуа (1903–1987) – представитель и фактический лидер институционально-социологической школы во Франции. Автор теории экономического доминирования: отношения между участника­ми хозяйственной деятельности строятся не как отношения равно­правных партнеров, а как отношения господства и подчинения. «Со­временный экономический мир есть мир фирм господствующих и фирм подчиненных», – утверждает Перру. Подобным же образом строятся отношения между различными отраслями экономики, между отдельными государствами.

Ф. Перру обосновал идеи индикативного планирования, разрабо­тал рекомендации по совершенствованию хозяйственно-регулирую­щей деятельности государства

Институционализм — это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Институционалисты движущей силой экономики, наряду с материальными факторами, считают также духовные, моральные, правовые и другие факторы, рассматриваемые в историческом контексте. Другими словами, институционализм в качестве предмета своего анализа выдвигает как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития. При этом объекты исследования, институты не подразделяются на первичные или вторичные и не противопоставляются друг другу.

В области методологии институционализм, по мнению многих исследователей, имеет много общего с исторической школой Германии. Например, В.Леонтьев пишет, что выдающиеся представители американской экономической мысли, имея в виду Т. Веблена и У.К. Митчелла, «в своей критике количественных аналитических методов в экономической науке продолжили общую линию немецкой исторической школы. Частично это можно объяснить тем обстоятельством, что на рубеже веков влияние немецкой школы в США было столь же велико, а возможно, и более значительно, чем влияние английской».

Институционализм, таким образом, являет собой качественно новое направление экономической мысли. Он вобрал в себя лучшие теоретико-методологические достижения предшествовавших школ экономической теории — и прежде всего основанные на математике и математическом аппарате маржинальные принципы экономического анализа неоклассиков (в части выявления тенденций в развитии экономики и изменений конъюнктуры рынка), а также методологический инструментарий исторической школы Германии (для исследования проблем «социальной психологии» общества).

Российский маржинализм

Маржинализм (англ. marginal – предельный) – направление в экономической науке, представители которого анализируют экономические процессы с позиций индивидуальных предпочтений участников. На основе индивидуальных оценок выгод и издержек строится система ценностей и обосновывается существо основных категорий (цены, спроса, издержек и т.п.). Начало развитию данного направления положили основатели австрийской школы.
Отличительная черта маржинализма – сочетание теоретического анализа с разработками прикладного характера. Маржинализм широко использует математический аппарат, методологию и выводы прикладных разделов науки.
Представители направления: Кнут Викселль, Джон Нейман, Оскар Моргенштерн.

Первые маржиналистские работы появились в России в 90-е гг. XIX в. Здесь можно отметить статью М.И. Туган-Барановского, бывшего в это время в основном на марксистских позициях, «Учение о предельной полезности хозяйственных благ как причине их ценности» (1890), в которой он предлагал синтез теории предельной полезности и теории трудовой стоимости. (Позднее идеи Туган-Барановского математически оформил Н. Столяров в работе «Аналитическое доказательство предложенной г. М.И. Туган-Барановским политико-экономической формулы: предельные полезности свободно произведенных продуктов пропорциональны их трудовым стоимостям», Киев, 1902.) Затем были две монографии: доцента Казанского университета В.Ф. Залесского «Учение о происхождении прибыли на капитал», Вып. I (1893), и доцента Новороссийского университета (Одесса) P.M. Орженцкого «Полезность и цена» (1895). По содержанию они были близки к теориям первого этапа «маржиналистской революции». Однако эти публикации не привлекли к себе широкого внимания, так как российская общественность в это время была поглощена дискуссиями марксистов и народников.

Более массовое распространение маржинализма в России началось уже в XX в. Следует сказать, что на рубеже XIX—XX вв. российская наука перестала быть «догоняющей» и вышла на мировой уровень. Это означало, что российские экономисты, наряду с экономистами ряда других стран, стали выдвигать оригинальные теории, пополнявшие мировую экономическую науку. Примером может служить монография Владимира Дмитриева (1868—1913) «Экономические очерки. Опыт органического синтеза трудовой теории ценности и теории предельной полезности». Она выходила отдельными выпусками с 1898 г. и затем вся полностью вышла в 1904 г. В этой работе было два оригинальных положения, которые не были замечены современниками, но затем мировая наука признала за ними приоритет Дмитриева. Первым положением были межотраслевые коэффициенты, являющиеся одним из ключевых положений современной теории межотраслевого баланса. Второе положение входит в современную теорию монопольных цен. Его краткое содержание в том, что монополизация рынка ведет к росту не только цен, но и издержек.

В начале XX в. маржиналисты были уже почти во всех российских университетах. По своим теоретическим позициям одни из них были ближе к первому, а другие — ко второму этапу «маржиналистской революции». Помимо продолжавшихся исследований Залесского и Орженцкого в Казанском и Одесском университетах следует назвать фундаментальную работу студента Петербургского университета Владимира Войтинского (1885—1960) «Рынок и цены» (1906) (потом Войтинский «ушел в революцию» и к научной работе вернулся только после 1917 г.), работу доцента Московского университета Николая Шапошникова (1878—1939) «Теория ценности и распределения» (1912). Упоминавшаяся выше «киевская школа» в XX в. тцкже переключилась на маржиналист-скую теорию. Лидером ее стал Александр Билимович (1876—1963), основной работой которого была монография «К вопросу о расценке хозяйственных благ» (1914). Войтинский и Билимович уделяли основное внимание теории спроса, Шапошников был ближе к проблематике Д.Б. Кларка.

Уровень российских маржиналистов был высоким. Немецкий историк экономической мысли Х.-Ю. Серафим писал: «Теоретическую концепцию Билимовича по ее внутренней законченности и логической отточенности можно сравнить с лучшими образцами западно-европейских теоретических исследований». Но мировую известность приобрел со временем другой представитель «киевской школы» Евгений Слуцкий (1880—1948), который в 1915 г. в одном итальянском экономико-статистическом журнале опубликовал статью «К теории сбалансированного бюджета потребителя». В ней он впервые сформулировал условие равновесия полезности и бюджета потребителя как равенство предельных норм замещения соотношению цен соответствующих благ, известное теперь в мировой экономической науке как «уравнение Слуцкого». Статья прошла незамеченной, но в 1934 г. ее обнаружили английские экономисты Р. Аллен и Дж. Хикс и показали, что Слуцкий сделал первый крупный шаг вперед после «маржиналистской революции». В предисловии к своей классической работе «Стоимость и капитал» (1939) Хикс писал: «Работа Слуцкого сильно математизирована, в ней мало рассуждений о важности его теории. Все это, а также время, когда была опубликована работа, возможно, и объясняет, что столь долгое время она не оказывала влияния на развитие экономической мысли и пришлось открыть ее заново. Настоящий труд представляет собой первое систематическое исследование «территории», впервые открытой Слуцким».

 

Российская социальная школа

Струве отмечает важность разделения таких понятий, как "хозяйственный" и "социальный" строй. Социальный строй в отличие от хозяйственного "характеризуется отношениями господства и подчинения между человеческими индивидуальностями". Разделение "истинного хозяйства" и "псевдохозяйства", хозяйственного строя и социального строя, с точки зрения Струве, является важнейшим методологическим моментом, так как "принципы и категории, которые выражают основные явления хозяйства в смысле телеологического единства <...> должны быть исследованы в чистом виде". Струве разделяет эти принципы и категории на следующие.

1. Категории чистого хозяйствования (выражают "экономическое отношение всякого хозяйствующего субъекта ко внешнему миру"). Основными категориями здесь выступают субъективная ценность, потребность, издержки, труд и т. д.

2. Категории межхозяйственные (образуются на основе взаимодействия автономных хозяйств). Основная межхозяйственная категория - цена.

3. Категории социальные. Тем самым подчеркиваются хозяйственная деятельность индивида в "...отношении <...> ко внешнему миру и его отношение к самому себе". Первое его отношение обусловливает его зависимость от "объективных" сил и законов природы. Второе, наоборот, определяет собой явления субъективно-индивидуальные.

Таким образом, Струве приходит к невозможности практического осуществления полной рационализации общественно-экономического процесса. Этой формулировкой "естественного закона" Струве заканчивает построение основных категорий экономической науки и приступает к исследованию проблемы "цена - ценность".

Теория цены-ценности.

Теория "цены-ценности" является для Струве "ключом" к переосмыслению основных проблем экономической науки. С точки зрения Струве, существуют два диаметрально противоположных подхода к отношению цены и ценности благ: так называемые метафизическая и эмпирическая идеи.

Суть метафизической идеи, возводящей цену к ценности, в формулировке Струве заключается в следующем: "...блага обмениваются и могут обмениваться потому, что в них есть нечто общее. Эта общая субстанция и есть ценность". Этот подход ведет свое начало от Аристотеля и находит высшее выражение у Маркса (субстанцию ценности образует застывший в товаре труд).

Критикуя метафизическую идею, Струве приводит в качестве контраргумента единственно верный эмпирический, или статистический, способ решения этой проблемы: "...равенство между товарами, или благами, создается в самом процессе обмена, и только в нем. Никакой общей субстанции и никакого равенства, предшествующего обмену, нет и быть не может".

"Совершенно ясно, - продолжает Струве, - что с этой точки зрения ценность вовсе не управляет ценами. Образованию цен, в конечном счете, предшествуют только психические процессы оценки. Ценность же образуется из цены".

Ценность - это норма, "понятие идеального, или должного, соотношения между благами в процессе обмена". В зависимости от происхождения этой нормы Струве различает два вида ценности.

Фома Аквинский

-организовал школу учения теологии

-в своих политических и экономических воззрениях он опирался на Аристотеля и Библию, но развивал собственные взгляды

-ратовал за централизацию власти

-хорошим следует подчиняться папе

 

Ставил и приводим аргументы «за» и «против». Широко использовал тексты других авторов; делал заключения.

-осуждает стремление к социальному равенству

-общество иерархическое и сословное, подняться выше своего сословия грешно, деление на сословия – от Бога

-накопление богатства порицалось

-вещи по природе общие и принадлежат Богу, а человек может ими только пользоваться

-частная собственность необходима ради общественной пользы самого дела

 

Собственность позволяет и обязует раздавать милостыню, учит заботиться о своих делах, каждый должен охранять свое. Приветствуя милостыню, Аквинат выступал против щедрости ее раздачи.

Государство должно быть самостоятельным и все необходимое получать со своей территории. Делил богатство на естественное и искусственное (золото, серебро). Приобретение золота, серебра не может быть целью человека, а цель человека – в нравственном усовершенствовании, но он признавал товарный обмен и считал город самой совершенной формой организации общества.

Горожане под справедливой ценой понимали эквивалентность обмена. Аквинат считал: справедливая цена не определена до точности, но состоит в некоторой оценке, выделяет 2 вида справедливости в обмене:

определяет отношение сторон, гарантируя цену сообразно вещи

отношение части к целому, обеспечивая больше благ тому, кто больше значит для общественной жизни

 

Ислам

С самых ранних сур (глав) в Коране уже сформировалось очень четкое и простое учение о хозяйстве(2). Более поздние по времени суры лишь разъясняют отдельные понятия. Причем основные экономические принципы Корана можно найти почти в каждой из 114 сур. Часто они даже описываются одними и теми же словами. К тому же все принципы настолько связаны друг с другом, что из любого можно вывести все остальные:
1. Помощь бедным. 2. Обязательность мусульманских налогов. 3. Честная торговля. 4. Трудолюбие. 5. Всякая собственность - Аллаха. 6. Общность пользования экономическими благами. 7. Экономика - это служение. 8. Богатство - испытание и награда. 9. Отрицание ростовщичества. 10. Отказ от роскоши.

Сугубо экономические категории типа "цена", "выгода", "убыток" разбросаны по всему тексту Корана. Пророк Мухаммед был торговцем, и даже приходящие к нему откровения он излагал экономическим языком. Отказываясь от туманных богословских терминов, используя понятные каждому слова, он делал возвышенное религиозное учение доступным и близким любому человеку.

Помощь бедным. Милостыня является главным делом мусульманина по отношению к людям и важнейшей частью экономического механизма мусульманского общества. Она - прообраз современной налоговой системы ислама.

Расходуя на милостыню, ты ничего не теряешь, лишь избавляясь от излишков, не нужных тебе, приобретаешь же вдвойне: успех в делах в этой жизни и в иной: "Воздаст Он вам вдвойне" (сура 64, ст. 17).
Коран очень точно и подробно перечисляет статьи расходов, на которые должна идти милостыня. Прежде всего она предназначается для тех, кто "находится в постоянной нищете", кто оказался во "временном состоянии недостатка" или разорился и не может выплатить долги (сура 9, ст. 60). Кроме того, милостыню надо тратить на выкуп из неволи, на новообращенных, на путешествующих. Из нее выделяются деньги и на распорядителей, занимающихся выдачей ее. Таким образом, забота мусульманской общины с момента ее создания направлена на помощь тем, кто реально нуждается в ней, - нищим, бедным, должникам. В наше время это безработные, бедные и нищие, бомжи, инвалиды.

Лучшая милостыня - тайная: "Когда ж вдали от всяких глаз /Вы бедным по нужде ее даете, / Сие есть лучшее для вас" (сура 2, ст. 271).

Фома Аквинский

1. организовал школу учения теологии 2. в своих политических и экономических воззрениях он опирался на Аристотеля и Библию, но развивал собственные взгляды

Российское евразийство

Евразийство есть идейное движение, возникшее около 1921 года в среде тогдашнего младшего поколения русской интеллигенции. Оно стремится подвергнуть пересмотру основные представления относительно хода русского исторического развития. Евразийство породило значительную историческую литературу, но и встретило многочисленные возражения со стороны старшего поколения русских историков. В исторической области оно сосредоточивает свое внимание на объяснении возникновения Российской империи XVIII-XX веков и сменившего ее Союза советских республик.

Какие стороны исторического прошлого подготовили возникновение каждого из этих явлений? Каковы исторические традиции, которые в них воплощены? С целью ответить на эти вопросы евразийцы высказываются за решительное расширение тех рамок, в которых трактуются проблемы русской истории. Они считают необходимым русскую историю расширить до рамок истории Евразии как особого исторического и географического мира, простирающегося от границ Польши до Великой китайской стены. Евразийцы уделили исключительно большое внимание определению географических особенностей этого мира - срединного мира старого материка - в их отличие от географической природы его западных (Европа) и южных (Азия) окраин" Наиболее бросающейся в глаза чертой в характеристике этого мира является флагоподобное, т. е. на манер полос в горизонтально подразделенном флаге, расположение в нем основных почвенно-ботанических и климатологических зон...

В пределах этого мира испокон веков существовала тенденция к культурной и политической унификации. История Евразии в значительной мере есть история этих тенденций. Наличие их весьма характерно отличает историю Евразии от истории Европы и Азии, гораздо более раздробленных в политическом и культурном смысле. Названные тенденции сказываются уже в пределах медного и бронзового века, в течение которых вся евразийская степная зона, от причерноморских степей до восточно-сибирских, была занята культурами "скорченных и окрашенных костяков" (названных так по типу погребений). Уже тогда резко обозначилась специфическая связь между культурами евразийской степной и лежащей к северу от нее евразийской лесной зоны, тесная связь, весьма отличительная для названных выше тенденций к унификации. В более позднюю эпоху, уже в пределах железного века, основными фактами истории Евразии было существование скифской и гуннской держав - с теми эпизодами, которые их окружают и отделяют друг от друга...

Дальнейшим большим фактом общеевразийской истории было образование и расширение Монгольской империи. В промежутках между "гуннской" и "монгольской" эпохами евразийской истории упомянутые выше унификационные тенденции запечатлены в истории авар, турок и т. д. На основе детального рассмотрения названных выше фактов евразийцы приходят к заключению, что в течение первых тысячелетий известной нам истории Евразии русское (восточнославянское) племя стояло в стороне от большого русла евразийской истории, хотя основные события ее и отзывались на нем непосредственно.

Так называемая Киевская Русь возникла на западной окраине Евразии в эпоху временного ослабления общеевразийских объединительных тенденций. Однако почва, на которой она развивалась, была в значительной степени той же почвой, на которой в свое время росли и действовали скифская и гуннская державы. На это, ранее евразийцев, указал М. И. Ростовцев. Монгольским завоеванием Русь была втянута в общий ход евразийских событий, в дальнейшем выяснилось, что северо-восточная ее часть, в лице Руси Московской, способна к выявлению такой силы и духовного напряжения, которые делают ее наследницей монголов и позволяют этому оседлому народу принять на себя общеевразийскую объединительную роль, которую до сих пор выполняли, в пределах нашего видения, исключительно степные, кочевые народы. Вместе с ослаблением Золотой Орды произошло, по выражению Н. С. Трубецкого, "перенесение ханской ставки в Москву". Скифский, гуннский и монгольский периоды общеевразийской истории были продолжены периодом русским. Сказанное позволяет наметить те исторические преемства, наличие которых способствовало возникновению русского государства в его очертаниях XVI-XX веков. По мнению евразийцев, прослеживание этого преемства в его скифском, гуннском, монгольском этапах и промежуточных звеньях имеет для русского историка не меньшее значение, чем изучение собственно русской истории, Эта последняя до XV века была историей одного из провинциальных углов евразийского мира (и только после XV века стала играть общеевразийскую роль). Указанная концепция евразийской истории с наибольшей полнотой выражена в "Начертаниях русской истории" Г. В. Вернадским.

Вебер

Целерациональные.

Аффективные.

Традиционные.

Вводит свое основное понятие: идеальный тип. Такой тип реален, т.к. создается путем выделения наиболее типичных черт действительного явления. Идеальный тип имеет исторический характер, т.к. отражает явления, возникающие в определенном месте в определенное время.

Одна из проблем, волнующих Вебера, - проблема капитализма, его сущность и развитие. Не вообще капитализм, а, прежде всего, капитализм буржуазного типа, который Вебер наблюдал в Германии, прежде всего. Считал, что капитализм может быть авантюристическим, торговым, ориентированным на войну, на наживу. Его интересовал именно буржуазно-промышленный капитализм с его организацией труда. Попытался описать идеальный тип западно-европейского вида.

-Появление в З.Европе в 16-17 веках протестантизма.

-Рациональная бюрократия.

-Гражданские свободы.

-Наука и ее продолжение, техника и технология.

 

Появление протестантского типа. Причины:

Отвергал католическую церковную иерархию; между человеком и Богом не нужны посредники;

Протестантизм требовал активности, а не созерцания ухода от мира;

Выступал против роскоши чего-то там;

Протестантизм поддерживал торговлю и другие виды предпринимательства, что церковь часто осуждала.

 

1 фактор – протекционизм. 2 фактор – целенаправленный тип управления, который он назвал «рациональная бюрократия», которая связана с потребностями частного предпринимательства. Свобода превратится в хаос, если не будут введены правовые нормы. Задача рациональной бюрократии – свести к минимуму господство человека над человеком путем закрепления законов в системе рационального наблюдения. 3 фактор – свобода. 4 фактор – развитие целерациональной науки, что позволяет создать промышленный, а не торговый тип капитализма.

 

Бергер Зомбарт (1863-1941 гг). Его всегда интересовали идеи социализма. Первая книга – «Социализм и социальное движение в 19 веке». Одна из последних – «Немецкий социализм». Последняя – «О человеке».

Пытался строить общую экономическую теорию. В книге «3 национальные экономии» выделял следующие подходы для экономических наук:

Указующий (нормативный).

Систематизирующий.

Понимающий (философия жизни).

Экономическая наука тоже относится к числу наук «о духе». Писал, что неизвестно, является ли наука, представленная его науками, все еще политической экономией или хозяйственной социологией.

 

Политическая экономия – наука о системах хозяйства. Основное понятие политической экономии – система хозяйства. Это определенная организация хозяйственной жизни, в пределах которой господствует определенным образом сложившееся хозяйственное мышление и применяется определенная техника.

 

1725 г. – книга «порядок хозяйственной жизни», где выделяет 3 части экономической системы: дух, форма, способ. Каждую из частей он характеризует дополнительной парой признаков. Экономическая жизнь как система.

А. дух (экономическое сознание).

1. принцип удовлетворения и противоположный ему принцип обогащения

2. традиционализм и противоположный – рационализм

3. солидаризм – индивидуализм

 

Б. форма (регулирование и рационализация экономической жизни).

1. объединение – свобода

2. общественное хозяйство – частное хозяйство

3. аристократия – демократия

4. замкнутость – открытость

5. самообеспечивающееся (натуральное) хозяйство – взаимодействующее (товарное) хозяйство

6. общественное – индивидуальное предприятие

 

В. способ (техника).

1. эмпирическое – научное

2. эволюционное – революционное

3. органическое – неорганическое

 

Объясняя эту схему экономической системой, он писал, что экономика, рассмотренная в единстве и взаимосвязи основных компонентов, выступает не в абстрактной (искусственной) форме, а в конкретной исторической определенности, достаточной, чтобы охарактеризовать состояние любой экономики и даже описать будущие экономические формы.

Он выделял определенные этапы развития экономики. В своей работе «Современный капитализм» он поставил подзаголовок «Историко-систематическое исследование общеевропейской экономической жизни от начала до современности». Выделил 2 стадии этой жизни: докапиталистическую, в которой рассматривал переход от натурального к ремесленному хозяйству, и стадию капитализма и его подстадии: раннего, развитого и посткапитализма. Посткапитализм начался с I мировой войны. Каждая стадия капитализма, по его мнению, характеризуется своим духом, меняющимся от индивидуализма к сотрудничеству. Также наметил будущую стадию и посвятил ей работу «Будущее капитализма». Эта стадия будет характеризоваться смешанной экономикой, т.е. сочетать в себе частную, коллективную и государственную собственности. Будущий строй – «организованный капитализм».

Особая организация

Технические предпосылки

Европейцы склоны работать, уровень производства больший, чем в восточноевропейских сторонах, склонность к торговле и ростовщичеству.

В начале 20 века в Германии сформировалась национальная школа: Штамлер, Штолпцман и другие.

Старая историческая школа

Старая историческая школа. 1843 год– появление этой школы, когда Вильгельм Рушер издал программу универских лекций по политэкономии с позиций исторического метода. В этих лекциях утверждалось, что народ – это не масса индивидов, живущая в настоящем времени, поэтому история хоз-ва не терпит ограничения во времени. Необходимо сравнивать хоз жизнь всех наций и народностей. Экономические учреждения нельзя ни порицать, ни восхвалять, а нужно их просто анализировать. Исторических метод, должен информировать, что чего хотели народы, к чему стремились и чего добились.

Вильгельм Рушер. 1817 – 1894 год.Преподавал в университетах. Круг его интересов был шире, чем экономика. Занимался историко-философскими вопросами, а также историей государств. Его основной труд – «Система народного хозяйства». Писал ее очень долго с 1854 до 1894 год. Имела подзаголовок «Книга для предпринимателей и учащихся». Согласно Рушеру, идея – не только продукт общественной среды но и фактор ее исторического развития. Рошер критиковал Смита:

1. За объяснение экономических отношений за стремление человека только к материальной выгоде.

2. За идеи универсальных эк законов, не учитывающих особенности отдельных стран.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.