Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экономическая мысль древнего Китая





Китай (бассейн реки Куанха)

В 10 веке до н.э. складывается общество, для которого характерно сочетание государственной эксплуатации населения с неразвитыми формами частного землевладения, идет процесс разрушения общины.

 

Экономические направления (конкурирующие между собой):

-конфуцианство (сейчас оба эти направления – Хенское конфуцианство)

-легизм

 

Конфуций (551-479 до н.э.). Знатная, но обедневшая семья. Учения изначально в форме бесед. Он стремился к консервации законных отношений внутри больших семейных общин (старшие – младшие). Стремился использовать эти архаические институты для экономической устойчивости общества.

 

Учение об идеальном человеке, учение о благородном муже:

-уважение к старшим

-чувство долга

-скромность

-справедливость

-сдержанность

-скромное жилище

Но он не порицает стремление к богатству, но заслужить его надо честно.

Мораль – основа управления государством. Он считает: государство – это большая семья, а правитель – отец народа.

Идеальный правитель должен соблюдать экономию расходов, следить за воспитанием общества.

Конфуций – социально-экономическая программа:

-власти должны быть озабочены тем, что богатство распределено неравномерно

-власти должны быть озабочены не бедностью, а отсутствием мира между верхами и низами

-недовольство низов можно предотвратить государственной регламентацией сельского хозяйства

-не нарушать сезонности сельскохозяйственных работ

 

Этические нормы Конфуция способствовали культу большой семьи, отвечали интересам аристократии, т.к.:

-патриархальные отношения

-главенство традиций

 

Правитель подчиняется установленному порядку, который ограничивает его действия.



 

Легизм – наоборот за реформы, опирается не на традиции, а на законы, которые разрабатываются мудрецами, издаются государями и осуществляются министрами с помощью чиновников.

 

Залог стабильности страны – просвещенное чиновничество, необразованные и законопослушные жители.

Идеи равных возможностей: «мобильный» человек (не только аристократ) может стать государственным чиновников – практика продажи государственных постов за деньги, которые могут покупать разбогатевшие чины земельных общин.

 

Источник экономической мысли легистов – древнекитайский трактат «Книга правителя области Чиан»: основные положения реформ, программы, которые провел Гунь Сун Ян 390-338 гг до н.э. в истории Чиан Ян.

 

В его концепции главная роль в сельском хозяйстве именно хлебопашество. Задача – накопление больших запасов продовольствия и ведение завоевательных войн. Государство добивается процветания земледелием и войной. Он сетовал, что многие земли заброшены (т.к. крестьян сгоняли на общественные работы, которые не успевали обрабатывать свои наделы). Перепись, единый налог с количества собранного зерна.

-возвращение крестьян к земле

-прекращение бродяжничества

-предлог повысить пошлины

-вести учет и привлекать к выполнению государственных повинностей купечества

-высокий налог на вино и мясо

Он считал, что станет < торговцев, земледельцы вернутся к полям, а чиновники вернутся к службе. Был противником возникновения аренды земли и рабства.

-система взаимной ответственности за преступления

-сторонник государственной монополии на добычу и производство соли и железа

 

Представитель легистов: Канн Фэй (умер в 233 г до н.э.). Трактат Хай Фэй-Дзи, который обобщал идеи школы легистов:

-идеи прогрессивного развития общества

-главная причина развития общества – рост населения

 

Трактат (Уань-Цзы 4 в до н.э.) – правитель царства Цзы основал академию Дворец науки, где собрал ученых.

-главная роль – земледелие, покупки зерна

-идея, что все действие правители должны находиться в согласии с природой: для установления налога достал истории о качестве почв (кадастр земли)

-описывание 4х категорий населения (земледельцы, торговцы, ремесленники, чиновники)

-налоги на любые виды деятельности приводят к замиранию этой деятельности

-предлагается заменить налоги доходами от эксплуатации природных ресурсов

-а также получить монополию на торговлю ресурсами

-рыночная торговля – индикатор состояния экономики

-регулятор экономики – изменение количества денег в обращении

Институционализм

Институционализм сформировался как специфическое течение политической экономии сначала в США, а затем в западноевропей­ских странах. В отличие от «ортодоксов» – неоклассиков институционалисты стремятся разработать теорию, объясняющую процессы раз­вития человеческого общества в виде единого целого. Анализ эконо­мических процессов тесно связывают с анализом социальных, право­вых, политических, организационных, психологических и других общественных отношений.

Джон Гэлбрейт, Ян Тинберген и другие представители институционализма рассматривают общество не как отлаженную и фиксирован­ную систему, а как постоянно обновляющуюся и развивающуюся. Они стремятся уяснить процесс общественной эволюции и предста­вить некоторые черты грядущего постиндустриального общества.

Гэлбрейт Джон Кеннет (род. в 1908 г.) – один из наиболее извест­ных представителей нетрадиционной ветви в экономической науке. Довольно критически относится к конструированию формальных мо­делей, постоянно стремится уяснить суть изменений, происходящих в экономике и обществе. По его мнению, в современной экономике не­обходимо различать рыночную и планирующую системы. В современ­ной «техноструктуре» (термин Гэлбрейта) капиталом фактически рас­поряжаются не собственники, а менеджеры, технические специалис­ты. Задача науки – изучить, как меняются цели, стимулы деятельнос­ти, структура потребления, характер власти, оценить условия, в которых эволюционирует экономика.

Д. Гэлбрейт – автор более двадцати книг, в том числе по истории экономической мысли. У нас переведены «Новое индустриальное об­щество», «Экономические теории и цели общества», «Жизнь в наше время».

Д. Гэлбрейт предупреждал, что социальные преобразования надо совершать с величайшей осторожностью, что современная сложная экономика не может успешно развиваться без умной стратегической программы, гибкого централизованного управления.

Перру Франсуа (1903–1987) – представитель и фактический лидер институционально-социологической школы во Франции. Автор теории экономического доминирования: отношения между участника­ми хозяйственной деятельности строятся не как отношения равно­правных партнеров, а как отношения господства и подчинения. «Со­временный экономический мир есть мир фирм господствующих и фирм подчиненных», – утверждает Перру. Подобным же образом строятся отношения между различными отраслями экономики, между отдельными государствами.

Ф. Перру обосновал идеи индикативного планирования, разрабо­тал рекомендации по совершенствованию хозяйственно-регулирую­щей деятельности государства

Институционализм — это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Институционалисты движущей силой экономики, наряду с материальными факторами, считают также духовные, моральные, правовые и другие факторы, рассматриваемые в историческом контексте. Другими словами, институционализм в качестве предмета своего анализа выдвигает как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития. При этом объекты исследования, институты не подразделяются на первичные или вторичные и не противопоставляются друг другу.

В области методологии институционализм, по мнению многих исследователей, имеет много общего с исторической школой Германии. Например, В.Леонтьев пишет, что выдающиеся представители американской экономической мысли, имея в виду Т. Веблена и У.К. Митчелла, «в своей критике количественных аналитических методов в экономической науке продолжили общую линию немецкой исторической школы. Частично это можно объяснить тем обстоятельством, что на рубеже веков влияние немецкой школы в США было столь же велико, а возможно, и более значительно, чем влияние английской».

Институционализм, таким образом, являет собой качественно новое направление экономической мысли. Он вобрал в себя лучшие теоретико-методологические достижения предшествовавших школ экономической теории — и прежде всего основанные на математике и математическом аппарате маржинальные принципы экономического анализа неоклассиков (в части выявления тенденций в развитии экономики и изменений конъюнктуры рынка), а также методологический инструментарий исторической школы Германии (для исследования проблем «социальной психологии» общества).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.