Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Игровая теория культуры Й. Хёйзинга.





Хейзинга- голландский философ, историк, профессор, культуролог. Получил мировую известность благодаря исследованиям по истории западноевропейского Средневековья и Возрождения. Наиболее известные произведения - «Осень Средневековья» и «Эразм». Самым знаменитым сочинением Хёйзинги стал трактат «Человек играющий».

Хейзинга создал оригинальную концепцию культуры, в основе которой - анализ значения игры в генезисе мировой культуры. Данная концепция объяснена в труде «Человек играющий».

Игра, по мнению Хейзинга, выступает основанием всей культуры («человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра»). Игра – это средство сохранения и развития культуры. Только в игре человек реализует себя как существо, творящее культуру.

Человек, по мнению Хейзинга, с начала своего рождения есть "существо играющее". Огромна роль игры в зарождении поэзии, музыки. Общественно - политические идеалы, по мнению Хейзинги, также связаны с игрой, поскольку в них всегда присутствует цель как воображаемая мечта. Таким образом, во всех культурных явлениях присутствует игровой элемент. (Анализируя культуру Возрождения, он указывает, что целые эпохи культуры "играют" в реализацию провозглашаемых целей).

Главные признаки игры:

· Свободная, "несерьезная" деятельность. Игра не может быть навязана.

· Бескорыстна, т.е. цели игры прямо не связаны с пользой, выгодой.

· Игра находится вне будничной действительности.

· Игра имеет начало и конец, т.е. в игру вступают, но ее и заканчивают.

· Протекает внутри определенного пространства, которое должно быть обозначено.

· Следует правилам, которые нельзя нарушать => Воспитание



· Всеобщность игры

· Ориентированность на удачу, победу, выигрыш.

Определение игры по Хейзинга: игра – это добровольное действие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но обязательным правилам, сопровождаемое чувством радости, а также с осознанием «иного бытия».

Культура, в понимании Хейзинги, первоначально возникает в форме игры, передается от поколения в поколение, но затем игра уходит на второй план и остается лишь в науке, поэзии, политике, праве. Ослабление игрового начала началось в XVIII в., когда преобладал рационализм. С этого времени, считает Хейзинга, стал нарастать кризис культуры, который достиг своей наивысшей отметки в XX в. Избыточное присутствие разного рода игр в индустрии развлечений является свидетельством утраты игры, как основы культуры. Исходя из его концепции культуры, выход из кризиса может быть один - усиление игрового элемента в культуре, осознание культурой себя как Игры.

Постмодернизм в культурологи Лиотар.

Постмодернизм — культурное течение, проявившееся прежде всего в развитых западных странах, а затем в той или иной мере распространившееся и в некоторых других регионах.

Постмодернизм - уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса – «постмодернистская чувствительность».

Лиотар считал, что переход общества в постиндустриальную эпоху, а культуры — в эпоху постмодерна, начался с конца 50-х гг. ХХ в., обозначивших в Европе конец ее восстановления. Тем не менее постмодерн для него не является антитезой модерну, а входит в модерн, представляет собой часть модерна. Такая трактовка дает Лиотару основание утверждать, что, поскольку эпохой Возрождения открывается наша современность, то и постсовременность также. Лиотар считал весьма неудачной периодизацию в терминах пост-, ибо таковая приносит путаницу и затемняет понимание, а предлагал рассматривать приставку пост-, не как возврат, а как память, что устраняет возможность рассматривать постмодерн как историческую антитезу модерну, а побуждает к процедуре анализа, аналогии, обращенной на некое «первозабытое». Постмодернизм, считал он, уже имплицитно присутствует в модерне, ибо модерн содержит в себе побуждение описать себя, увидеть свои различные положения. Приставка пост- обозначает новое направление, сменяющее предыдущее. Поэтому постмодернизм это не конец модернизма, не новая эпоха, а модернизм в стадии очередного обновления. Модерн продолжает основательно развиваться вместе со своим постмодерном. Следоватательно, отношение постмодерна к истории имеет особый характер: он живет не из мнимого отрицания всего предшествующего, а имеет в виду настоящую одновременность
неодновременногo. Таким образом, через осмысление всех проблем постмодернизма с необходимостью проходит идея преемственности культурного развития, трактуемая как весьма сложный процесс, прежде всего лишенный линейности.

Типология культуры.

Типология культуры решает задачи описания и объяснения множества объектов культуры. Типология культуры - метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа.

Например, Типология культуры Питирима Сорокина:

Критерий культуры: способ восприятия и освоения мира

Типы культуры:

· Идеациональный – это тип культуры, в котором господствующее положение занимает рациональный способ восприятия;

· Чувственный – господствует чувственность.

Промежуточные типы культуры:

- Смешанно-гармоничный (идеалистический), например, культура Золотого века Древней Греции.

- Смешанный, негармоничный (эклектический тип культуры), например, культура Iв. (христианство и язычество).

- ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР, классификация различных видов и форм местных и мировых религий. Т.К. строится на основании нескольких критериев:

- связь с религией (культуры религиозные и светские);

- региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);

- регионально-этническая особенность (русская, французская);

- принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);

- хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);

- сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);

- связь с территорией (сельская и городская культура);

- специализация (обыденная и специализированная культура);

- этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);

- уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

-

- Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры — это отрасли культуры, подобно тому как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промышленность и т.д.

- Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура — такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. Термин «тип» предполагает, что национальные культуры — русскую, французскую или китайскую — мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.

- Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства.

- Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. К примеру, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджерами. Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую субкультуру, антагонистически настроенную по отношению к господствующей культуре. К основным видам культуры мы будем относить: а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру; б) сельскую и городскую культуры; в) обыденную и специализированную культуры. Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной — физическая культура.










Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.