Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Излишек потребителя и взаимовыгодность обмена





В предыдущей главе было введено понятие излишка потребителя. Излишек производителя представляет собой аналогичный показатель для производителя. Излишек производителя- это раз­ница между рыночной ценой и предельными издержками выпускаемой продукции. Предельные издержки указывают на минимальную цену, при которой фирма согласилась бы вообще производить каждую до­полнительную единицу продукции (сравните с определением излишка потребителя в гл. 5, § 9). Графически этот излишек может быть пока­зан в виде площади над кривой предложения, вплоть до линии ры­ночной цены (на рис. 6.10 заштрихованная область).

Понятия излишка потребителя и излишка производителя могут быть использованы для оценки последствий государственной поли­тики в области ценообразования. Предположим, что государство фик­сирует цену на какой-либо товар на уровне Р1 ниже цены равновесия Р0 (см. рис. 6.11). Из предыдущего изложения мы знаем, что это при­водит к возникновению дефицита (Q2- Q,), поскольку при снижении



Р> Ро

Механизм рынка совершенной конкуренции


,i'J'.';».:■ '.' fc'f i- Ч\- '-Г-.к,....


О Qo Q

Рис. 6.10. Излишек производителя 1

цены величина спроса возрастает, но производители сокращают про­изводство.

А что от такой государственной политики выигрывают или проиг­рывают потребители и производители? Потребители платят за товар меньшую цену, поэтому их потребительский излишек возрастает на ве­личину, равную площади прямоугольника а. Но в связи с возникшим дефицитом ряд потребителей не может приобрести необходимый им товар. Потеря их потребительского излишка показана треугольником Ь. Таким образом, если спрос достаточно эластичен и площадь прямо­угольника а больше площади треугольника Ь, то потребители в резуль­тате государственного контроля над ценами оказываются в выигрыше, равном - Ь).



Что касается производителей, то они терпят чистые убытки: остав­шиеся в отрасли производители получают более низкую цену и теря-

•■ '■'.: л1 у\:.<<' .■' ■■■■ ■ / : .■;>«;;■

Ро

Pi

Р

О Qi Qo Q2 q

Рис. 6.11. Последствия государственного контроля над ценой

145 10 Курс экономической теории


Глава 6

ют избыток, равный площади прямоугольника а. Кроме того, в резуль­тате общего сокращения объемов производства производители дополнительно теряют часть избытка, равную треугольнику с. Таким образом, общие потери производителей составляют (-а - с).

Нетрудно заметить, что общее изменение совокупных излишков потребителей и производителей составляет - Ь - а - с) - (- b - с). Другими словами, потери производителей превышают выигрыш потре­бителей, и следовательно, государственный контроль над ценами при­водит к чистым потерям благосостояния.

В целом можно сделать вывод, что купля-продажа товаров по сло­жившейся на рынке цене является взаимовыгодной для продавцов и покупателей. И те, и другие получают в результате обмена определен­ный выигрыш (излишек). Важно, однако, подчеркнуть, что совокупный размер этого выигрыша максимизируется именно в условиях совер­шенной конкуренции. Любое отклонение от конкурентного равновесия (в результате вмешательства государства или каких-либо других при­чин) приводит к потерям общественного благосостояния.

Выводы:

1. Издержки, которые следует учитывать при принятии экономичес­ких решений, это всегда альтернативные издержки, т.е. альтернатив­ная стоимость (ценность) ресурсов при наилучшем альтернативном варианте их применения. Основная часть затрат фирмы представляет собой явные издержки - денежные выплаты поставщикам факторов производства. Альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, называются неявными издержками.

2. Бухгалтерская прибыль - это разница между общей выручкой фирмы и явными (денежными) издержками. Экономическая прибыль - это разница между общей выручкой фирмы и всеми издержками (явными и неявными, включая нормальную прибыль предпринима­теля).

3. В краткосрочном периоде валовые издержки производства (ТС) подразделяются на постоянные и переменные. Постоянные издержки (FC) - это расходы, которые остаются неизменными, каково бы ни было количество производимой продукции. К ним относятся плата за аренду помещения, затраты на оборудование, оплата управленческо­го и административного персонала и т.п. Переменные издержки (VC) меняются в прямой зависимости от объема производства. Они связа­ны с затратами на покупку сырья и рабочей силы. Средние издержки (АС) равны валовым издержкам, деленным на произведенное количе­ство товара.


Механизм рынка несовершенной конкуренции

4. Предельные издержки (МС) представляют собой дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы про­дукта наиболее дешевым способом. Производство дополнительной единицы продукции, порождая предельные издержки, с другой сторо­ны, приносит и предельный (дополнительный) доход (выручку) от ее продажи (MR). В условиях свободной конкуренции производитель не может повлиять на уровень рыночной цены, и, следовательно, пре­дельный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет при любом объеме производства равен цене.

5. Условие равновесия фирмы (максимизации прибыли) как в крат­косрочном, так и в долгосрочном периоде можно сформулировать следующим образом: МС = MR. На рынке совершенной конкуренции предельный доход всегда равен цене, поэтому условие равновесия фирмы приобретает вид МС = Р.

6. В долгосрочном периоде, если цена выше средних издержек, то фирмы получают квазиренту, что привлекает в отрасль новых произ­водителей. Предложение продукции начинает расти, и в результате конкуренция между фирмами приводит к снижению цены и исчезнове­нию квазиренты. Если цена оказывается ниже средних издержек, то фирма, оказавшаяся в таком положении, уходит с рынка, и предложе­ние продукции сокращается. При прочих равных условиях, цена на­чинает возрастать, пока предельная фирма не будет получать нор­мальную прибыль. Условие долгосрочного равновесия для конкурент­ной отрасли можно записать следующим образом: МС = Р = АС = LAC.

7. Купля-продажа товаров по сложившейся на рынке цене являет­ся взаимовыгодной для продавцов и покупателей. И те, и другие по­лучают в результате обмена определенный выигрыш (излишек). Сово­купный размер этого выигрыша максимизируется в условиях совер­шенной конкуренции. Любое отклонение от конкурентного равновесия (в результате вмешательства государства или каких-либо других при­чин) приводит к потерям общественного благосостояния.

Основные понятия:


Явные издержки Неявные издержки Невозвратные издержки Альтернативные издержки Бухгалтерская прибыль


explicit cost implicit cost sunk cost opportunity cost accounting profit



Глава 7


Экономическая прибыль Нормальная прибыль Постоянные издержки Переменные издержки Валовые (общие) издержки Краткосрочный период Долгосрочный период Средние издержки Квазирента

Предельные издержки Валовой доход Предельный доход Равновесие фирмы Излишек производителя


economic profit normal profit fixed cost variable cost total cost short run long run average cost quasi-rent marginal cost total revenue marginal revenue firm equilibrium producer's surplus


Глава 7. МЕХАНИЗМ РЫНКА

НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

«Как природа не провела резких линий на шкале време­ни, также точно «природа» не создала резкого разграничения между монополией и конкурен­цией».

Эдвард Чемберлин

§ 1.Основные типы рыночных структур

несовершенной конкуренции

Представленная в гл. 6 модель рынка совершенной конкуренции исходит из многих предпосылок, которые далеко не все­гда реализуются на практике. Более адекватной реальности является


Механизм рынка несовершенной конкуренции

модель рынка несовершенной конкуренции, которую нам и предстоит описать в настоящей главе. Выдающийся вклад в анализ рынка несо­вершенной конкуренции внесли такие экономисты, как Антуан Курно, Эдвард Чемберлин, Джоан Робинсон, Джон Хикс и другие знаменитые ученые.

Для лучшего понимания механизма рынка несовершенной конку­ренции важно рассмотреть классификацию рыночных структур, уже упомянутых в гл. 5, § 6. При этом яснее будут видны различия между совершенной и несовершенной конкуренцией (табл. 7.1). В качестве признаков, определяющих форму рыночной структуры, мы рассмот­рим несколько важнейших, а именно: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции, входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля, или власти над ценой.

Как уже отмечалось в гл. 6, в реальной действительности не су­ществует только совершенной конкуренции или только чистой (абсо­лютной) монополии. Мы наблюдаем смешение различных элементов рассмотренных в таблице 7.1. рыночных структур.

Остановимся подробнее на существовании препятствий, затруд­няющих доступ новым фирмам на рынок. Речь идет о проблеме вход­ных барьеров, впервые рассмотренной в работах американского эко­номиста Джо Бейна. Входной барьер при вступлении на рынок -

Таблица 7.1 Рыночные структуры несовершенной конкуренции

 

Модели рынка несовершенной конкуренции Количество фирм в отрасли Характер продукции Входные барьеры Контроль над ценой
Чистая монополия Одна фирма (отрасль представлена одной фирмой) Однородная продукция, не имеющая субститутов Высокие Полный
Дуополия Две фирмы Однородная Высокие Частичный
Олигополия Малое количество фирм Однородная или с незначительной дифференциацией Высокие Частичный
Монополистическая конкуренция с диф­ференциацией продукта Множество фирм Разнородная Низкие Слабый

Глава 7


это условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы» данной отрасли. К основным видам входных барьеров относятся следующие:

1. Правительство наделяет фирму исключительными правами (вы­дача правительственной лицензии на определенный вид деятельнос­ти, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги). Многие из такого рода барьеров тесно связаны с деятельно­стью естественных монополий (см. § 4 настоящей главы).

2. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. На­пример, профессиональный спортивный клуб препятствует образова­нию конкурирующих с ним клубов путем заключения долгосрочных контрактов с выдающимися спортсменами.

3. Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защище­на патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества. Нередко такой тип монопо­лии называется закрытой монополией,в отличие от открытой мо­нополии,не имеющей защиты от конкуренции в виде патентов, ав­торских прав или преимуществ естественной монополии.

4. Эффект масштаба, т. е. преимущества крупного производства, позволяющие снижать издержки, наращивая объем выпуска продук­ции.' Так, на рынок автомобилестроения нелегко войти новым фирмам, не обладающим значительными капиталами для создания крупномас­штабного производства.

5. Вступлению в отрасль могут препятствовать и нелегальные ме­тоды борьбы с новыми потенциальными конкурентами, вплоть до уг­розы физического уничтожения (мафиозные структуры).

Входные барьеры помогают лучше понять, почему так различна концентрация рынка в различных сферах хозяйственной деятельнос­ти, а также причины отклонения от идеальной модели совершенной конкуренции, где действует множество атомизированных фирм.

Особенности рынков чистой монополии, олигополии, а также моно­полистической конкуренции с дифференциацией продукта будут рас­смотрены в следующих параграфах данной главы.

§ 2. Чистая монополия

1 Эффект масштаба подроб­но рассматривается в гл. 10.

При анализе монополии важно учитывать неоднозначность са­мого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явле­ния из этимологии слова «моно» - один,


Механизм рынка несовершенной конкуренции

«полис» - продаю. В реальной действительности практически невоз­можно найти ситуацию, когда на рынке действовал бы один-единствен­ный производитель товаров, не имеющих субститутов. А раз так, то невозможно найти фирму, кривая спроса на продукцию которой была бы абсолютно неэластичной (рис. 7.1).

На рис. 7.1 линия D показывает, что спрос абсолютно неэластичен: при любых ценах, и даже очень высоких, покупатель все равно будет приобретать товар в количестве Qv Но что это за товар? Лекарство от рака? Вакцина против СПИДа? В конце концов, платежеспособный спрос ограничен (например, уровнем Р3), и фирма не может двигаться до бесконечности вверх (повышая цены) по оси ординат.

Следовательно, в использовании термина «монополия»,а тем бо­лее «чистая монополия» всегда присутствует известная доля услов­ности. Не случайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент», «ценоискатель»(price seeker). В отличие от него, совершенный конкурент - это «ценополу-чатель»(price taker).

Совершенная конкуренция и чистая монополия - это теоретичес­кие абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. Эти модели позволяют сформулировать ус­ловия рационального поведения индивидуальной фирмы, стремящей­ся к максимизации своей прибыли в каждой из этих ситуаций.

В условиях чистой монополиимы встречаемся с единственным продавцом товара, не имеющего близких субститутов (т. е. товаров -заменителей). Об условности этой ситуации сказано выше. Монопо­лист-продавец вступает в рыночные отношения только с покупателя­ми его продукции. Характер этих взаимоотношений таков: если моно­полист снижает цену, у него будут покупать товаров больше. На пер-


Глава 7

вый взгляд, утверждение о снижении монополистом цены на свою продукцию может показаться странным. Ведь в обыденном представ­лении понятие монополиста связывается с непомерно высокими цена­ми. Для того, чтобы понять рыночное поведение фирмы-монополиста, нужно еще раз сравнить некоторые важнейшие признаки совершенной и несовершенной конкуренции.

При совершенной конкуренции фирма не в состоянии повлиять на рыночную цену. Цена на продаваемый товар диктуется рынком, сфор­мирована «за спиной» производителя товаров, предстает как объектив­ный, независимый от воли и сознания рыночный феномен. Вот откуда слово «ценополучатель»! В этих условиях фирма может увеличивать свои прибыли не путем манипулирования ценами, а поиском такого объема производства, при котором разница между валовым доходом и валовыми издержками была бы максимальной.

В случае же несовершенной конкуренции монополист обладает оп­ределенной властью над ценой. Масштабы контроля над уровнем цены различаются, как показано в табл. 7.1, в зависимости от формы несовершенной конкуренции. Но главное - монополист сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной. При этом функция спроса является заданной, т. е. предполагается, что монополист не в силах ее изменить. Ведь, если вспомнить закон спроса, суть его такова: при росте цены величина спроса (при прочих равных условиях) падает, и, наоборот, при сниже­нии цены величина спроса растет. Следовательно, если монополист в состоянии сознательно повышать цену, то он не в состоянии еще при этом и устанавливать объем спроса. И если монополист захватил весь рынок, то кривая спроса на его продукцию - это отраслевая кривая спроса. Следовательно, для того, чтобы продать дополнительное ко­личество продукции, необходимо снизить цену.

Рассматривая модель чистой монополии, сравним, прежде всего, кривые спроса на товар двух фирм - представителей совершенной и несовершенной конкуренции.

Из этих графиков видно, что совершенно конкурентная фирма (рис. 7.2а) может продать, сколько она хочет, не оказывая при этом влия­ния на рыночную цену. Следовательно, линия спроса D на ее продук­цию горизонтальна. Невозможность влиять на рыночную цену связана с относительно небольшим объемом производства у фирм, входящих в отрасль. Поэтому, сколько бы фирма-«ценополучатель» ни постави­ла товара на рынок, все равно это количество слишком мало, чтобы оказывать воздействие на сложившуюся на рынке цену.

В случае фирмы-несовершенного конкурента (рис. 7.26) кривая спроса D имеет отрицательный наклон, поскольку, чем больше коли­чество товаров, которое намерена продать фирма, тем ниже должна



 

быть цена, которую она установит. Следовательно, когда фирма-моно­полист выбрасывает на рынок большее количество товара, его цена падает.

Важнейший вывод, который можно сделать из рассмотрения при­веденных графиков, следующий: горизонтальность линии спроса на товар, производимый фирмой, характеризует ее как совершенного кон­курента. Если же линия спроса имеет отрицательный наклон, то мы имеем дело с фирмой - «ценоискателем».

Теперь после анализа кривой спроса обратимся к проблеме мак­симизации прибыли чистой монополией. При ее решении можно вос­пользоваться двумя способами:

1. Методом сравнения валового дохода (TR) и валовых издержек (ГС);

2. Методом сравнения предельного дохода (MR) и предельных из­держек (МС).

Как известно из гл. 6, валовой доход представляет собой произве­дение Р и Q, т. е. цену единицы товара, умноженную на количество единиц продаваемой продукции (PQ). Помня о том, что для продажи каждой дополнительной единицы продукции монополист должен пони­жать ее цену, представим в виде таблицы динамику цены, валового дохода и предельного дохода (табл. 7.2).

Значения колонки 3 получаются умножением соответствующих значений колонки 1 на значение колонки 2. Колонку 4 получаем из ко­лонки 3, вычитая из каждого следующего значения валового дохода величину, предшествующую ей. Например, 78-41 =37; 111 - 78 = 33; 140 - 111 = 29 и т. д.

Колонка 3 показывает, что валовой доход растет, несмотря на по­нижение цены, вплоть до продажи 11 единиц товара и достигает при


Глава 7

Таблица 7.2 Количество товаров, цена и виды доходов монополиста

 

Количество Цена, Р Валовой Предельный
единиц товара, О   доход, 77? доход, MR
27
1 ';
-3

этом максимума, т. е. 231 долл. Монополист снижает цену, но зато расширяет объем продаж. Но, начиная с 12-й единицы продукта, при снижении цены до 19 долл. и далее, валовой доход начинает умень­шаться. Теперь проигрыш от снижения цен уже не компенсируется выигрышем от расширения продаж: валовой доход последовательно сокращается. Графически динамика валового дохода отражена на рис. 7.3.

Кривая валового дохода фирмы при несовершенной конкуренции имеет «холмообразный» вид.

На этом же графике изображена и кривая валовых издержек (ТС), которая уже известна из гл. 6. Максимум общей прибыли будет при таком объеме выпуска, когда разница между 77? и ТС максимальна. Это видно из графика на рис. 7.3: максимальное расстояние между TR и ТС будет соответствовать расстоянию между точками А и В, т. е. когда произведено 9 ед. продукции. Не нужно смешивать максимум валового дохода и максимум общей прибыли:при выпуске 11 ед. достигается наибольший объем TR, но максимум прибыли будет дос­тигнут при 9 ед. продукции.

Альтернативный способ определения максимума прибыли требует сопоставления предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС).


Механизм рынка несовершенной конкуренции



ТС/ГНА


 


Рис. 7.3. %:


Валовой doxod и валовыеиздержки монополиста


Еще раз напомним, что в условиях совершенной конкуренции цена для отдельной фирмы является величиной постоянной и заданной рынком. Но каков при этом предельный доход?

Предельный доход - это дополнительный доход от продажи дополнительной единицы товара.Он определяется как разница между TRn и 77?/)_1 (см. табл. 7.2, колонка 4), т. е. MR - TR- TRn r

Если фирма - совершенный конкурент, или «ценополучатель», то она будет продавать каждую дополнительную единицу товара по од­ной и той же неизменной цене. Например, 1 ед. продается по цене 41 долл., 2 ед. по той же цене принесут валовой доход 82 долл. (41 х 2). Предельный доход (MR) при продаже 2 единиц составит 82 долл. - 41 долл. = 41 долл. При продаже 3-х единиц по цене 41 долл. валовой доход составит 123 долл. (41 х 3), следовательно, MR составит вновь 41 долл., так как 123 долл. - 82 долл. = 41 долл. Таким образом, мож­но сделать вывод: в условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара, т. е. MR = Р.

Каков же будет MR при несовершенной конкуренции?

Изобразим графически (см. рис. 7.4) динамику предельного дохо­да и спроса в условиях несовершенной конкуренции (на оси ординат - предельный доход и цена, на оси абсцисс - количество продукции).

Из графика на рис. 7.4 видно, что MR снижается быстрее, чем спрос D. В условиях несовершенной конкуренции предельный доход меньше цены(MR < Р). Ведь для того, чтобы продать допол­нительную единицу продукции, несовершенный конкурент снижает цену. Это понижение дает ему некий выигрыш (из табл. 7.2 видно, что валовой доход увеличивается), но одновременно приносит и опреде­ленные потери. Что это за потери? Дело в том, что, продав, например, 3-ю единицу за 37 долл., производитель снизил тем самым и цену каждой из предыдущих единиц продукции (а каждая из них продава­лась по 39 долл.). Следовательно, теперь все покупатели платят бо-


Глава 7

Рис. 7.4. Спрос и предельный доход монополиста

лее низкую цену. Убыток на предшествующих единицах будет равен 4 долл. (2 долл. х 2). Этот убыток и вычитается из цены в 37 долл. и получается предельный доход - 33 долл.

Взаимосвязь рис. 7.3 и 7.4 заключается в следующем: после того, как валовой доход достигает своего максимума, предельный доход становится отрицательной величиной. Эта закономерность поможет нам впоследствии понять, на каком участке кривой спроса монополист устанавливает цену, максимизирующую прибыль. Обратите внимание и на то, что в случае линейной кривой спроса D график MR пересека­ет ось абсцисс ровно посередине расстояния между нулем и величи­ной спроса при нулевой цене.

Обратимся вновь к издержкам фирмы. Известно, что средние из­держки (АС) имеют вначале, когда количество единиц продукции уве­личивается, тенденцию к уменьшению. Однако впоследствии, когда достигается и превосходится некоторый объем производства, средние издержки начинают расти. Динамика средних издержек, как нам изве­стно, имеет вид U-образной кривой (см. гл. 6, § 1). Изобразим на абст­рактном цифровом примере динамику средних, общих (валовых) и предельных издержек фирмы-несовершенного конкурента. Но внача­ле еще раз напомним следующие обозначения:

ГС = Q х АС, (1)

т. е. валовые издержки равны произведению количества товара и средних издержек;

МС=ТСп-ТСп_„ (2)

т. е. предельные издержки равны разности между валовыми из­держками п единиц товара и валовыми издержками п -1 единиц това­ра;

77? = Q x P, t (3)


Механизм рынка несовершенной конкуренции

т. е. валовой доход равен произведению количества товара на его цену;

MR=TRn-TRn_v (4)

т. е. предельный доход равен разности между валовым доходом от продажи п единиц товара и валовым доходом от продажи л -1 еди­ниц товара.

Колонки 2, 3, 4 (табл. 7.3) характеризуют условия производства фирмы-монополиста, а колонки 5, 6, 7 - условия продажи.

Еще раз вернемся к понятию совершенной конкуренции и равно­весию фирмы в этих условиях. Как известно, равновесие наступает тогда, когда МС = Р, а цена в условиях совершенной конкуренции со­впадает с предельным доходом, следовательно, можно записать: МС = MR = Р. Достижение фирмой полного равновесия требует выпол­нения двух условий:

1. Предельный доход должен равняться предельным издержкам;

2. Цена должна равняться средним издержкам.1 А это значит:

МС = MR = Р = АС (5)

Поведение на рынке фирмы-монополиста будет точно так же опре­деляться динамикой предельного дохода (MR) и предельных издер­жек (МС). Почему? Потому, что каждая дополнительная единица про­дукции добавляет некую величину к валовому доходу и одновременно - к валовым издержкам. Эти некие величины - предельный доходи предельные издержки.Фирма должна все время сопоставлять эти две величины. Пока разность между MR и МС положительна, фирма расширяет свое производство. Можно провести такую аналогию: как разность потенциалов обеспечивает движение электрического тока, так и положительная разность MR и МС обеспечивает расширение фирмой объема производства. Когда же MR = МС, наступает «покой», равно­весие фирмы. Но какая при этом установится цена в условиях несо­вершенной конкуренции? Каковы при этом будут средние издержки (АС)? Будет ли соблюдаться формула МС = MR = Р = АС?

Обратимся к табл. 7.3. Монополист, конечно, стремится установить
высокие цены на единицу продукции. Однако, если он установит цену
41 долл., то продаст лишь единицу то­
вара, и его валовой доход составит

лишь 41 долл., а прибыль (41 - 24) = 17 1 Еще раз необходимо отме-

Долл. Прибыль- это разница междутить, что в понятие средних из-
валовым доходом И валовыми из-деРжек включается и нормаль-
_ ныи уровень прибыли (Робинсон

Держками.Предположим, что монопо- Дж Экономическая теория не­лист постепенно снижает цену и уста- совершенной конкуренции, м., навливает ее на уровне в 35 долл. Тог- 1986. с. 142-143).


Глава 7

Таблица 7.3 Количество товаров, виды издержек, цена и виды доходов

 

О АС ТС МС Р 77? MR
Кол-во Средние Валовые Предельные Цена Валовой Предельный
произве- издержки издержки издержки   доход доход
денных            
единиц            
товара            
21,75 43,5 19,5
19,75 59,25 15,75
12,75
16,5 82,5 10,5
15,25 91,5
14,25 99,75 8,25
13,5 8,25
12,75 127,5 10,5
12,75 140,25 12,75
16,25 -3
13,5 175,5 19,5 -7
14,25 199,5 -11
15,25 228,25 29,25 -15
16,5 36,75 -19
-23

да он может сбыть, конечно, более 1 единицы товара, например, 4 единицы, но это тоже незначительный объем продаж. При этом его валовой доход будет равен 140 долл. (35 х 4), а прибыль (140 - 72) = 68 долл. Следуя кривой спроса, монополист, снижая цену, может уве­личить объем продаж. Например, при цене 33 долл. он продаст уже 5 единиц. И хотя при этом будет уменьшаться прибыль на единицу то­вара, общая величина прибыли будет возрастать. До какого же пре­дела монополист будет понижать цену, стремясь увеличить свою при­быль? Очевидно, до того момента, когда предельный доход (MR) бу-


Механизм рынка несовершенной конкуренции

пет равен предельным издержкам (МС), в данном случае при прода­же 9 единиц товара.

Именно в этом случае объем прибыли будет максимальным, т. е. (225 - 117) = 108 долл. Если продавец понизит цену далее, например, до 23 долл., то результат будет таков: продав 10 единиц товара, мо­нополист получил бы предельный доход 5 долл., а предельные издер­жки при этом составили бы 10,5 долл. Следовательно, продажа 10 единиц товара по цене 23 долл. привела бы к уменьшению прибыли монополиста (230 - 127,5) = 102,5.

Вернемся к рис. 7.3. Максимальный размер прибыли мы опреде­ляем не «на глазок», прикидывая, при каком объеме продаж разница между валовым доходом и валовыми издержками максимальна. Пре­дельный доход и предельные издержки определяют наклон кривых ва­лового дохода и валовых издержек в любой их точке. Проведем ка­сательные к точкам Л и Б. Их одинаковый наклон означает, что MR -МС. Именно в этом случае прибыль монополии будет максимальна.

В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы (т. е. равенство предельных издержек и предельного дохода, или МС = MR) достигается при таком объеме производства, когда средние издержки не достигают своего минимума. Цена при этом выше средних из­держек. При совершенной конкуренции соблюдается равенство МС = MR = Р = АС. При несовершенной конкуренции

(МС = MR) < АС < Р (6)

Монополист, стремящийся максимизировать прибыль, всегда дей­ствует на эластичном участке кривой спроса, поскольку только при ко­эффициенте эластичности, большем единицы (EDP> 1), предельный до­ход положителен. На эластичном участке кривой спроса снижение цены обеспечивает монополисту увеличение валового дохода. Вновь обратимся к взаимосвязи рис. 7.3 и 7.4. При EDP = 1, предельный до­ход нулевой, а при EDP < 1, предельный доход приобретает отрица­тельное значение (см. гл. 5, § 8).

Итак, максимум прибыли можно определить, сравнивая TR и ТС при различных объемах выпуска продукции; тот же результат получит­ся, если сравнивать MR и МС. Другими словами, максимум различия между TR и ТС (максимум прибыли) будет наблюдаться при равенстве MR и МС. Оба метода определения максимума прибыли равноценны и дают одинаковый результат.

На рис. 7.5 видно, что положение равновесия фирмы определя­ется точкой £ (точкой пересечения МС и MR), от которой проводим вертикаль до кривой спроса D. Таким образом, мы узнаем цену, обеспечивающую наибольшую прибыль. Эта цена установится на


Глава 7

о Qi Q2 rQ

Рис. 7.5. Равновесие монополии в краткосрочном периоде

уровне Ег Затененный прямоугольник показывает величину моно­польной прибыли.

В условиях совершенной конкуренции фирма расширяет свое про­изводство без снижения продажной цены. Производство увеличивает­ся вплоть до момента равенства МС и MR. Монополист руководству­ется тем же правилом - он сопоставляет дополнительные затраты и дополнительный доход, принимая решение о расширении, приостанов­ке или сокращении производства, т. е. сравнивает свои МС и MR. И он расширяет производство вплоть до момента равенства МС и MR. Но объем производства при этом будет меньшим, чем он был бы при совершенной конкуренции, т. е. Q, < Q2. При совершенной конкурен­ции именно в точке Е2 происходит совпадение предельных издержек (МС), минимального значения средних издержек (АС) и уровня про­дажной цены (Р). Если бы цена 2) установилась на уровне точки £2, то не было бы и монопольной прибыли.

Установление фирмой цены на уровне точки Е2 было бы, очевид­но, альтруизмом. В этой точке МС = АС = Р. Но при этом МС > MR. Рационально действующая фирма отнюдь не сочтет нормальным та­кое положение, когда расширение производства во имя «обществен­ных интересов» будет сопровождаться для нее большими дополни­тельными затратами, чем дополнительным доходом.

Общество заинтересовано в большем объеме производства и меньших издержках на единицу продукции. При увеличении выпуска с Q, до 02 средние издержки уменьшились бы, но тогда для сбыта до­полнительной продукции пришлось бы либо снизить цену, либо увели­чить издержки по стимулированию продаж (а это связано с ростом из­держек сбыта). Этот путь не подходит несовершенному конкуренту: он не желает «испортить» свой рынок понижением цен. Для максимиза-


Механизм рынка несовершенной конкуренции

ции прибыли фирма создает определенный дефицит, который и обус­ловливает цену, превышающую предельные издержки. Дефицит озна­чает ограничение (меньший объем предложения) в условиях несовер­шенной конкуренции по сравнению с тем его объемом, который был бы в условиях совершенной конкуренции. Это ясно и из графика: на рис. 7.5 видно, что Q, < Q2.

Монопольная прибыль в модели несовершенной конкуренции трак­туется как излишек над нормальной прибылью. Монопольная прибыль проявляется как результат нарушения условий совершенной конкурен­ции, как проявление монопольного фактора на рынке.

Но насколько устойчиво это превышение над нормальной прибы­лью? Очевидно, многое будет зависеть от возможностей притока в от­расль новых фирм. При совершенной конкуренции прибыль выше нор­мальной сравнительно быстро исчезает под влиянием наплыва новых фирм. Если же барьеры для вхождения в отрасль достаточно высоки, то монопольная прибыль приобретает устойчивый ха­рактер.В долгосрочном периоде любая монополия является откры­той, поэтому в длительном временном периоде действует тенденция к исчезновению монопольной прибыли по мере внедрения в отрасль новых производителей. Графически это означает, что кривая средних издержек АС будет лишь касаться кривой спроса. Нечто похожее про­исходит при рыночной структуре, называемой монополистической кон­куренцией (см. далее рис. 7.14).

Для измерения степени монопольной власти в экономической тео­рии используется индекс Лернера(по имени Аббы Лернера, англий­ского экономиста, предложившего этот показатель в 30-е годы XX в.):









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.