Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Государственные реформы Солона





Когда внедрялись долговая, юридическая и финансовая реформы Солона, они то и дело оказывались под огнем критики. Вероятно, в 592/91 аттическом году Солон был назначен реформатором государства с неограниченной законодательной властью. Первым его шагом было на­мерение изменить требования к кандидатам на выборные должности .— если раньше от них требовались «знатность и богатство», то теперь толь­ко «богатство». В прошлом зажиточные граждане на основании имуще­ственного ценза разделялись на всадников (hippeis) и рядовых (zeugitai); К этим классам Солон прибавил еще два: самые богатые стали пятисот медимниками1 (pentakosiomedimnoi), а беднейшие — трудящимися (thetes). Ценз основывался не на размерах капитала, а на ежегодном доходе, выраженном в объеме сельскохозяйственной продукции — зер­на, масла и вина, — к которому были приравнены другие формы дохо­да. Границы между классами были установлены на отметках в 500, 300 и 200 мер. Вероятно, чтобы компенсировать государственные расхо­ды, вызванные реформой, Солон установил для трех высших классов спе­циальный налог (eisphora), видимо в пропорции 6:3:1, с максимальным пределом в один талант, полталанта и 10 мин Для каждого класса соот­ветственно. Четвертый класс не платил налогов, так как ежегодный до­ход бедного фета был приблизительно в 60 раз меньше дохода пятисот медимника.

Представители первого класса могли избираться на должность госу­дарственного казначея (tamias); члены первого и второго классов — в архонты и на другие высшие должности; члены первого, второго и тре­тьего классов — на низшие должности. Члены четвертого класса были лишены права занимать должности. Это изменение требований к кан­дидатам носило принципиальный характер, поскольку члены кланов и члены гильдий получали равные права. Но во времена Солона эффект от этого новшества был невелик, так как богатейшими людьми Аттики 6ылИ( как правило, аристократы-землевладельцы.



Процедура избрания осталась прежней: прямые выборы большин­ством голосов народного собрания. Девять архонтов, включая тесмотетов, отныне собирались коллегиально с целью координации своих действий. Их полномочия изменились лишь в сфере правосудия, так как Солон наделил правом апелляции на указы архонтов народный суд, который мы опишем ниже. Более низшие чиновники, известные нам лишь с этого времени, вероятно, существовали и раньше: naukraroi, заведовавшие финансами 48 подразделений, в целом составлявшие 12 триттий; poletai, заключавшие сделки от имени государства и продававшие конфискован­ное имущество; «одиннадцать» — чиновники, ответственные за государ­ственную политику; kolakretai, занимавшиеся в первую очередь государственными жертвоприношениями.

Совет Ареопага состоял, как и раньше, из бывших архонтов и яв­лялся центральным органом государства. Он выступал гарантом зако­нов государства, руководил работой исполнительных органов и осуще­ствлял общий контроль за состоянием государственных дел. Он имел полномочия выносить административные наказания, по которым отсут­ствовало право апелляции. Как юридический суд, отныне он разбирал случаи преднамеренного убийства, а процедура разбора дел об измене была модифицирована.

Параллельно Ареопагу Солон учредил Совет четырехсот, в который выбиралось по 100 представителей от каждой филы, вероятно пожиз­ненно. Главной обязанностью этого совета было готовить вопросы для рассмотрения в народном собрании. Все вопросы, ставившиеся на повестку дня народного собрания, совет не только подвергал предвари­тельному рассмотрению, но и выносил по ним рекомендации. По­скольку эти рекомендации носили обязательный характер, совет теоретически мог отозвать рекомендацию и таким образом отменить рассмотрение вопроса в народном собрании. Взаимоотношения обо­
их, советов и народного собрания описываются фразой, взятой, види­мо, из, стихотворений Солона: «Государственный корабль, снабженный двумя якорями, не так сильно качает на волнах, отчего и люди на нем ведут себя не столь беспокойно».

Солон уже укрепил положение низшего класса, защитив его право на личную свободу, подчеркнув его место в экономике государства и даровав гражданство приезжим ремесленникам и изгнанникам. Но он
не собирался позволять народному собранию, в котором низший класс, вероятно, имел абсолютное большинство, раскачивать корабль государ­ства. Компетенция собрания в качестве совещательного органа, была ограничена. Совет Ареопага толковал законы. Совет четырехсот выби­рал вопросы для обсуждения и выносил предварительное решение по каждому из них. Народное собрание голосовало за или против предложенного решения, но само не имело права предложить новое решение;
это была прерогатива Совета четырехсот. Но даже если по воле народ­ного собрания законом становилось революционное решение, Совет Ареопага мог его аннулировать, если оно противоречило основным, за­
конам государства. Таким образом, народное собрание имело крайне ограниченную сферу деятельности, но в ее рамках оно обладало суве­ренной властью, и в его работе на равных участвовали все граждане не
зависимости от их знатности или богатства. Как избирательный орган, народное собрание избирало высших должностных лиц из списка кан­дидатов, подвергавшихся имущественному цензу и проходивших про­цедуру проверки, которую, вероятно, осуществлял Ареопаг.

Солон превратил народное собрание в судебный орган под назва­нием Гелиея. Это было важное новшество, так как впервые народ, точнее, представители народа, избранные по жребию, играли роль
присяжных и судей. Сперва Гелиея, вероятно, рассматривала лишь апелляции и выносила дополнительные приговоры. Но она также за­нималась апелляциями на решения, архонтов, а позже стала проверять
деятельность архонтов по окончании срока их должности, отняв эту функцию у.Ареопага, который, вероятно, еще осуществлял ее во вре­мена Солона. Однако был установлен принцип ответственности архон­тов перед народом. Ареопаг, тем не менее, по-прежнему был огражден от вмешательства со стороны Гелиеи. Его члены не отчитывались в своих поступках, и на судебные приговоры Ареопага нельзя было
подать апелляцию.

Олигархи впоследствии называли законы олигархическими, демокт раты — демократическими, а Аристотель определил их как «смешанные»: Ареопаг он считал олигархическим органом, выборных архон­тов — аристократическим, а Гелиею — демократическим. Солон внес в афинское государственное устройство лишь несколько новшеств, но они были очень важными. Учреждением Совета четырехсот и Гелием был разорван аристократический круг Ареопага и архонтов, в кото­ром осуществлялся окончательный контроль за работой всех полити­ческих, исполнительных и судебных органов. В случае эффективной работы новых учреждений аристократия должна была лишиться воз­можности отнять у народного собрания всякую власть и обрекать бедных на экономическое и личное рабство. Именно этой цели до­бивался Солон. Он не был ни революционером, ни доктринером, а всего'лишь бесстрастным арбитром в эпоху жестокой политической борьбы. Итог своим достижениям он подвел следующими словами: «Я дал народу достаточные привилегии, не уменьшая его прав, но и не требуя для него лишнего, и при этом оставил на подобающих местах тех, кто находился у власти и заслужил уважение своим богатством. Свой крепкий щит я простер над обеими партиями, не позволив ни одной из них взять верх, нарушив справедливость». Баланс власти, который Солон установил своими законами, соответствовал, по его мнению, способностям и опыту различных классов государства. Не следует забывать и средний класс, которому Солон отвел соответству­ющее место в исполнительных органах, во втором совете, в народном собрании и в Гелиее. С этим классом связывались главные надежды на будущую стабильность.

Солон впервые закрепил за каждым гражданином право лично вы­ступать перед судом в защиту себя или потерпевшей стороны. Тем са­мым он освободил всех без исключения граждан от соответствующего контроля со стороны рода или гильдии. Право апелляции к народному суду включало и апелляции, внесенные судами фил, фратрий и родов; народный суд мог вынести и дополнительный приговор. Например, за­кон Солона гласит: «Если Гелиея вынесет новый приговор, осужденного следует на пять дней заключить в колодки». Солон также пересмот­рел юридическое законодательство Афин. Он отменил все законы Драконта, кроме тех, которые определяли порядок рассмотрения дел о кровопролитии. Из нового кодекса нам известно лишь несколько за­конов, которые цитировались юристами и другими авторами в после­дующие времена. Солон в интересах родов издал закон, защищающий наследниц и сирот, хоть он уже гарантировал неотчуждаемость земель­ных владений, освободив шестичастников. Другой закон Солона опре­делял процедуру выдачи приданого и похорон и ограничивал соответ­ствующие расходы; завещать наследство человеку из другого рода разрешалось лишь при особых обстоятельствах и при условии, что он будет принят в род. В интересах гильдий Солон объявил их контракты юридически обязательными, если они не противоречили законам государства; процентную ставку по долгам он оставил нефиксированной, а штрафы установил и в деньгах, и, натурой, Нам известен и ряд законов Солона, касающихся общественных отношений, например, запрещаю­щий продажу женщин, за исключением уличенных в нецеломудрии, и клевету на мертвых. Законы Солона были высечены на каменных ко­лоннах в Царском портике.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.