Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие и виды источников коммерческого права.





Источники права – это внешняя форма выражения правовых норм. Источником коммерческого права является форма выражения правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие между коммерсантами в процессе осуществления торговой и иной сопутствующей торговле деятельности.

Коммерческое право относится к частному праву, поэтому система его источников во многом совпадает с системой источников ГП, но имеет некоторые особенности, в частности, в КП используются не все источники ГП, а только те, которые напрямую связаны с организацией и осуществлением коммерческой деятельности. Наименования источников будут совпадать, но сами правовые нормы будут различаться.

Источники права представляют собой определенную систему, где в качестве критерия выступит их соотношение между собой по юридической силе. Система источников права и система источников законодательства – это не одно и то же. Система источников законодательства включает в себя только НПА, общеобязательные на всей территории РФ и принятые в особом порядке уполномоченными на то государственными органами. Соответственно торговое законодательство можно определить как совокупность НПА, регулирующих отношения в сфере товарооборота. В систему права входят и источники законодательства, и другие юридические нормы, содержащиеся как в правовых актах уровня РФ (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств), так и в актах субъектов РФ, муниципальных образований, юридических лиц.

Общепризнано, что система источников права представляет собой пирамиду. Наверху – Конституция, далее – законы, иные акты, содержащие нормы ГП и на более низкой ступени находятся источники права, которые не входят в гражданское законодательство, но содержат нормы права и регулируют гражданские отношения.



Первая группа источников – общепризнанные принципы и нормы МП и нормы международных договоров РФ. Они применяются к коммерческим отношениям непосредственно, но международные договоры – только в результате их преобразования в нормы внутригосударственного права. Три способа преобразования: издание акта о применении международного договора, издание самостоятельного внутригосударственного акта, который содержал бы нормы международного договора, ратификация (ст.2,5,6 ФЗ о международных договорах РФ). В настоящее время наиболее значимыми международными актами в сфере коммерческих отношений является Конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи» 1980г., Международная Конвенция «О гармонизированной системе описания и кодирования товаров» 1983г., Конвенция «О временном ввозе» от 26 июня 1990г., Соглашение «Об общих условиях поставки товаров между организациями государств – участников СНГ» 1992г., Конвенция «О праве, применимом к международной купле-продаже товаров» 1995г. и др.

Авторитетные международные организации издают различные акты рекомендательного характера в сфере коммерческой деятельности. Международная торговая палата периодически переиздает сборник «Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов» ИНКОТЕРМС. Это свод торговых обыкновений, отражающих обобщенные подходы международной торговой палаты к использованию отдельных торговых терминов (торговые термины). Сейчас у нас действует ИНКОТЕРМС 2010, считается, что лучшим толкователем является Велкова. В коммерческом праве учитываются еще и принципы Европейского договорного права, которые содержат в себе лучший опыт договорного права и применяется во всех правовых системах. ВТО – в нее входит 153 участника. Включено 50 многосторонних соглашений, к которым присоединена РФ. Соглашение по сельскому хозяйству, По применению санитарных и фито-санитарных мер, По текстильным изделиям и одежде, По техническим барьерам и т д.

Вторая группаКонституция РФ и ФКЗ. Конституция РФ обладает высшей юридической силой (ст.15), гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг по всей территории, равную защиту всех форм собственности и свободное использование своего имущества для занятия предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельностью (ст.34).

Третья группагражданское законодательство (ГК и принятые в соответствии с ним иные ФЗ, регулирующие гражданско-правовые отношения). ГК РФ является важнейшим ФЗ, который составляет стержень частного права. ГК, закрепив в ст.2 определение предпринимательской деятельности, исключил существование в РФ дуализм частного права. В РФ нет и не планируется создание торгового кодекса. Дискуссия по этому поводу не продуктивна, т к не выводит на создание проекта. В ГК закрепляются основные правила коммерческой деятельности, начиная с правового статуса коммерсантов, заканчивая особенностями коммерческих сделок, однако детализация коммерческих отношений осуществляется рядом других законов, который носит специальный характер. Эти НПА условно можно подразделить на следующие группы: 1) ФЗ, касающиеся правового статуса субъектов (ФЗ об АО, об ООО, о ГУП и МУП); 2) регулирует объекты коммерческого права (ФЗ о лекарственных средствах, О качестве и безопасности пищевых продуктов 2000г., О наркотических средствах и психотропных веществах); 3) содержит правила об осуществлении коммерческой деятельности (ФЗ О рекламе, О лицензировании отдельных видов деятельности, О техническом регулировании, Закон РФ О страховании и т.д.)

Четвертая группаиные правовые акты, содержащие нормы ГП (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, НА министерств и ведомств и иных ФОИВ). В коммерческих отношениях особенное значение имеет Указ Президента РФ от 22 февраля 1992г. №179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005г. №866 «О маркировке алкогольной продукции акцизными марками»

Пятая группаобычаи делового оборота. Это сложившиеся и неоднократно единообразно применяемые правила поведения, не выраженные в законах, договорах, но не противоречащие им. Обычаи действуют при отсутствии прямых предписаний в нормативном акте или договоре. Правило становится обычаем при наличии следующих условий: 1) правило поведения должно быть сложившимся, т е достаточно постоянным и определенным в содержании; 2) оно должно применяться широко, т е не иметь частный характер; 3) сфера применения ограничена предпринимательскими отношениями; 4) оно не предусмотрено законодательством. В правилах международной торговли указание количества товаров в поставке словом «около» по обычаю составляет плюс минус 10 процентов.

Шестая группа - акты органов власти и управления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей: Закон г. Москвы «О торговой деятельности в Москве», Закон Москвы «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства».

Судебная и арбитражная практика в коммерческом праве: Россия – страна писаного права и входит в систему континентального писаного права. Акты высших судебных инстанций имеют особое значение для коммерческих отношений, они обязательны для применения судами низших инстанций и обязательно учитываются последними при принятии решений. Постановление ВАС РФ от 22 октября 1997г. №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений ГК РФ о договоре поставки». Правовые позиции высших судов содержатся и в информационных письмах Президиума ВАС РФ. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2004г. №85 «Обзор практики разрешения споров по договору комиссии» и т.д.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.