Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ «Я–КОНЦЕПЦИИ» КАК ЦЕНТРАЛЬНОГО РЯДА ЛИЧНОСТИ





Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ «Я–КОНЦЕПЦИИ» КАК ЦЕНТРАЛЬНОГО РЯДА ЛИЧНОСТИ

1.1. Общая характеристика «Я–концепции» в психологии……………...….6

1.2. Сущность вербальной самопрезентации как когнитивного компонента «Я−концепции» в трудах отечественных и зарубежных психологов………..12

1.3. Становление «Я−концепции» у детей дошкольного возраста …………..20

ГЛАВА 2. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1.Описание экспериментальной выработки и диагностических методик исследования…………………………………………………………………….26

2.2. Количественный и качественный анализ результатов исследования......27

2.3Рекомендации, направленные на развитие вербальной самопрезентации у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста………………………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..……..39

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Проблема «Я» становится в наши дни одной из наиболее актуальных, не случаен рост объема работ, посвященных проблемам «Я», и они все более глубоко раскрывают содержательные смыслы этого сложного феномена. Проблеме изучения «Я−концепции»было уделено не мало внимания в работах отечественных и зарубежных психологов: К.А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева, А.С. Арсентьева, Р. Бернса, А.А. Бодалева, А.В. Иващенко, И.С. Кона, К. Левина, А. Маслоу, К. Роджерса, С.А. Рубинштейна, А.Н. Славской, Д.В. Эльконина и др. В то же время, в отечественной психологии личности сложились определенные предпосылки для углубления теоретико-методологического анализа и обоснования категории «Я−концепция».



Интерес к теме самопрезентации возник не так давно. В основном он связан с изменением целостного уровня общества. Вербальная самопрезентация−сообщение о себе окружающим в принятых в данном языке речевых конструкциях. Одной из форм самопрезентации является описание, когда индивид в процессе произвольной коммуникации или по заданию формулирует в речевой форме образ своего «Я» таким, как он видит себя сам. Основными информативными параметрами вербальной самопрезентации служат языковые единицы, а также порядок представления человеком отдельных компонентов самоописания.

Если в дошкольные годы не заложить у девочек-мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков-смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т.е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями. Большинство родителей сыновей в будущем хотят видеть: ответственными, смелыми, решительными, выносливыми, сильными. Дочерей хотят видеть: ласковыми, красивыми, изящными.

Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Цель исследования: эмпирическим путем выявить особенности вербальной самопрезентации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: «Я–концепция» как центральное ядро личности.

Предмет исследования: гендерные особенности вербальной самопрезентации детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют особенности вербальной самопрезентации в речевой форме образа своего «Я» у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать «Я–концепцию» как центральное ядро личности.

2. Раскрыть особенности становления «Я–концепции » у детей дошкольного возраста.

3. Определить основные подходы к проблеме вербальной самопрезентации как когнитивному компоненту «Я–концепции» в отечественной и зарубежной психологии.

4. Эмпирическим путем выявить гендерные особенности вербальной самопрезентации детей старшего дошкольного возраста.

5. Составить рекомендации, направленные по вербальной самопрезентации у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Теоретико – методологическая основа исследования: положение Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна о том, что феномен «Я–концепции» есть центральное ядро личности; положение О.А. Тихомандрицкой о том, что когнитивный компонент «Я–концепции» включает культурные нормы и стандарты (и прежде всего гендерные), которые ребенок приписывает себе и которые становятся внутренними регуляторами его поведения, и выражаются в речи и деятельности; положение Л.С. Выготского о том, что одним из значимых новообразований дошкольного возраста является формирование представлений ребенка о себе как физическом и социальном субъекте и способность к их знаково–символическому опосредованию; положение о том, что в дошкольном возрасте процесс представления себя окружающих обусловлен уровнем речевого, психического и социального развития ребенка, и он выражается в вербальной и невербальной формах.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ психолого–педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические методы: беседа с детьми (И.Е. Валитова): беседа с детьми (Е.О. Смирнова).

3. Интерпретационные методы: количественный и качественный анализ полученных результатов.

Практическая значимость работы заключается в том, что нами будут составлены рекомендации, направленные по вербальной самопрезентации у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, которая может быть использована в практике работы дошкольных образовательных учреждений.

База исследования: МАДОУ детский сад «Малышок» г. Кызыла.

Структура выпускной квалификационной работысостоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ «Я–КОНЦЕПЦИИ» КАК ЦЕНТРАЛЬНОГО РЯДА ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА 2. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Описание экспериментальной выработки и диагностических методик исследования

Проведенное нами эмпирическое исследование было направлено на выявление особенностей вербальной самопрезентации в речевой форме образа своего «Я» мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Экспериментальной базой выступало МАДОУ «Малышок» г. Кызыла. Эмпирическое исследование проводилось с января по февраль 2016 года. В нем принимали участие 16 детей шестого года жизни, из них 8 мальчиков, 8 девочек. Выборка детей носила случайный характер, ведущими критериями выступали возраст и пол детей.

Подбор диагностических методик осуществлялся в соответствии с целью и предметом нашего исследования. Для оценки гендерных особенностей вербальной самопрезентации в речевой форме образа своего «Я» детей старшего дошкольного возраста мы использовали методики, выявляющие уровень сформированности временного аспекта «образа Я» беседа с детьми (И.Е Валитова); внеситуативно−личностная беседа с детьми (Е.О Смирнова).

Игры на развитие своего внешнего облика «Я» у детей старшего дошкольного возраста.

Игра «Кто что носит»

Цель. Находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

Игра «Наши прически»

Цель. Сформировать у детей представления о прическах; развивать фантазию и воображение.

Игры – состязания

«Кто больше скажет красивых слов о маме, папе»

«Кто больше назовет мужских и женских (маминых и папиных) вещей»

«Кто больше назовет имен мальчиков и девочек»

Цель: оценивать половую принадлежность.

Дети состязаются, кто больше назовет красивые слова, мужские и женские имена. Кто больше знает, тот выигрывает.

И методы, способствующие овладению способами мужского и женского поведения. Это игры, моделирование ситуаций. В качестве примеров игр для детей раннего возраста можно привести игры-занятия с куклами: «Накорми куклу Машу», «Оденем ее на прогулку» и так далее.

Подвижные игры

Игра «Надень и попляши»

Цель. Воспитание дружеских отношений между мальчиками и девочками, формирование у детей в танце жестов и движений, характерных для мужского и женского пола.

Игра «Утка и утята»

Цель. Создания у детей общности переживания, воспитание ответственности за других, формирование у девочек способности и желания заботиться о малышах.

Игра «Я и моя семья»

Цель: увидеть себя со стороны и понять важность членов своей семьи

Игра «Назови профессии»

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Учить определять род деятельности человека по орудиям труда, форме одежды, результатом труда, группировать профессии на женские, мужские, общие.

Игра «Одень куклу»

Цель: Учить детей находить внешние отличия девочек от мальчиков, подбирать и называть соответствующую одежду, аксессуары.

Игра «Радио»

Цель: Закреплять знания детей о внешнем виде мальчиков и девочек. Продолжать учить самоидентификации по внешним признакам и характерным особенностям. Развивать связную речь.

Игра «Назови имя»

Цель: Учить составлять имена девочек и мальчиков по опорным картинкам. Развивать внимание, наблюдательность, интерес к чтению, соотносить имя к полу ребенка.

Игра «Разные имена»

Цель: Закрепить представления детей о том, что мужчины и женщины различаются по именам, что ест общие имена. Дать представления о полных именах (видоизменение имени) .

Игра «Как я дома помогаю?»

Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В теоретической части нашего исследования мы раскрыли основные подходы к базовому понятию личности «Я - концепция», определили его родоначальников и современных исследователей. Определили, что именно в первые пять лет жизни у человека в основном формируется структура личности, закладываются основы «Я - концепции». Опираясь на эмпирические данные, выяснили, что вербальная самопрезентация есть сообщение о себе окружающим в принятых в данном языке речевых конструкциях. Одной из форм самопрезентации является самоописание, когда индивид в процессе произвольной коммуникации по заданию формулирует в речевой форме образ своего «Я».

В эмпирической части нашего исследования, на основании результатов диагностических методик мы подтвердили положение выдвинутой нами гипотезы, о том, что существуют особенности вербальной самопрезентации (самоописание в речевой форме образа своего «Я») у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Мальчики при самопрезентации образа своего «Я», имели амбивалентное отношение к себе: с одной стороны они видели себя ребенком (когда речь идет о соблюдении норм и требований), с другой -проявлялось стремление быть взрослыми; ярко идентифицировали себя с родителем своего пола; положительно оценивали себя во все временные отрезки через осознание собственных достижений и личностных качеств.

Девочки при самопрезентации образа своего «Я» акцентировали внимание на половом принадлежности, давали общую положительную недифференцированную оценку себе, отмечая при наводящих вопросах, они получают от близких; имели адекватное положительное представление о себе в прошлом, настоящем и будущем, идентифицируя себя с родителями, как по полу, так и по приписываемым им нравственным качествам.

На завершающем этапе нашего исследования, мы предлагаем рекомендации, направленные на гендерное воспитание у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. И разработанный комплекс игр поможет детям непросто узнать о наличии собственного «Я», но и научит оценивать его, т.е. ребенок сможет увидеть себя со стороны : свой внешний облик, особенности и манеры поведения, отдельные черты характера, свою половую принадлежность. Цель исследования достигнута, гипотеза исследования подтвердилась.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амбрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Г.С Амбрамова. - М: «Академия», 2009 – 467 с.

2. Амбраменкова, В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения / В.В. Амбраменкова // Вопросы психологии. - 2014. - №5 – С. 676-71.

3. Абульканова–Славская, К.А О путях построения типологии личности / К.А Абульканова –Славская // Психологический журнал. – 2005. - №7. – С. 22-26.

4. Авдеева, Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни / Н.Н Авдеева // Вопросы психологии - 2001. - №4 – С. 3-13.

5. Ананьев, Б.Г К постановке проблемы развития детского самосознания / Б.Г Ананьев. - М., 2009 – С. 8-20.

6. Асеев, В.Г. Возрастная психология: учебное пособие / В.Г. Асеев. - Иркутск, 2006 – 296 с.

7. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание / Р. Бернс. перевод с англ. - М. Наука, 2010 – 173 с.

8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение. 2001 – 201 с.

9. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: МПСИ, 2004 – 349 с.

10. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М : Издательский центр Академия, 2007 – 368 с.

11. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. Собрание сочинений. - Т.4. - М.: Союз, 2006. – 224 с.

12. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб: Питер; 2006.- 163 с.

13. Козлова, С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру / С.А. Козлова. - М.: Линка-Пресс, 2000 - 120 с.

14. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие.5-е изд. / И.Ю. Кулагина. - М.: Изд-во УРАО, 2009. - 257 с.

15. Лебеденко, Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности: Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство / Е.Н. Лебеденко. - М.: Книголюб, 2005. - 64 с.

16. Лисина, М.И., Силвестру, А.И. Психология самопознания у дошкольников / М.И. Лисина, А.И. Силвестру. - Кишинев, 2006- 173 с.

17. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - Воронеж: НПО «Модек», 2004. - 125 с.

18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. Учебник для студ. вузов.4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр Академия, 2005.- 297 с.

19. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост Урунтаева, Г.А. - М.: Издательский центр Академия, 2007.- 384 с.

20. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека./ Роджерс, К.Р - М.: Издат. Группа "Прогресс", 2004.-293 с.

21. Рылеева, Е.В. Игры и рабочие материалы к оригинальной авторской программе развития самосознания и речевой активности дошкольников «Открой себя». / Рылеева, Е.В. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 144 с.

22. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. / Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. - М.: Издательский центр Академия, 2005. - 304 с.

23. Фонарева, А.М. Развитие личности ребенка / Фонарева, А.М. пер. с англ. общ. ред., - М.: Прогресс, 2006.- 196 с.

24. Фрейд, З. Психология бессознательного. / Фрейд, З. М.: - М.:Фирма СТД, 2004. - 442 с.

25. Эльконин, Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника / Эльконин, Д.Б. // Избр. психол. тр. - М.: 2007.- 263 с.


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Список детей

1. Калков Бай-Белек

2. Калинина Лада

3. Манын-оол Марина

4. Монгуш Намзырай

5. Монгуш Агнета

6. Насак-Доржу Аслис

7. Сат Аюш

8. Сат Сенге

9. Тулуш Алина

10. Ооржак Даяна

11. Ооржак Байзаа

12. Ооржак Откун

13. Ондар Дамиран

14. Сазанова Вероника

15. Шомбул Оргаадай

16. Шыырап Алдын-Херел


Игра «Кто что носит»

Дидактический материал. Фланелеграф, фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона.

В данной игре дети должны разобраться, какая одежда нужна девочке и мальчику. Воспитатель «случайно» прикладывает юбку к фигуре мальчика или сознательно завязывает ему бант, надевает платочек на голову. Дети исправляют ошибки и самостоятельно исправляют ошибки. Также детям предлагается выбрать для фигурок подходящие предметы или игрушки: девочке скакалку, зонтик; мальчику – гимнастические кольца, удочку.

Игра «Наши прически»

Дидактический материал. Сюжетные и предметные картинки, принадлежности для ухода за волосами: расчески, заколки, резиночки, бантики, зеркало

На картинках представлены изображения мальчика и девочки с различными прическами и цветом волос. Дети угадывают, на каких картинках художник изобразил мальчика, на каких – девочку, обсуждают детали и особенности причесок. Короткая стрижка… Длинная стрижка… И кто здесь девочка, а где мальчик?

После обсуждения детям предлагается организовать «Парикмахерский салон».

Игры состязания

Игра «Надень и попляши»

Все дети ходят по кругу, девочка находится в центре и выполняет движения, соответствующим словам: по дорожке Маша шла. Маша тапочки нашла.

Дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Маша, находясь внутри круга, - влево.

Маша тапки примеряла,

чуть надела-захромала.

Стала Маша выбирать,

Кому тапочки отдать?

Диме тапки хороши,

На, надень и попляши.

Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши. В ходе игры девочки приглашают мальчиков и наоборот.

Игра «Утка и утята»

Игровой материал. Покрывало.

Ход игры.

В игре участвуют мама-утка, маленькие утята и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль берет воспитатель). В начале игры мама с малышами-утятами отдыхают, купаются в пруду. Вдруг появляется хищная птица и пытается украсть утят. Утка должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их. Укрывает покрывалом так, чтобы все дети спрятались под ним. Когда детки в безопасности, коршун еще какое – то время кружится и улетает. После этого мама-утка выпускает своих утят и вновь играют на полянке.

Сюжетно – ролевые игры

Это игры: «Дочки-матери», «У нас гости», «Идем в кукольный театр», «Переезжаем на новую квартиру».

Игра «Я и моя семья»

Дети показывают ситуации из семьи, где они поочередно берут на себя роли членов семьи и свою собственную; как они ведут себя дома или на улице; способы своего поведения вне семьи.

Игра «Назови профессии»

(Количество участников не ограниченно) .

Материал: предметные и сюжетные картинки с разными профессиями, орудия труда, результаты труда, кубик, фишки.

Ход игры: карточки раскладываются по периметру стола. Ребенок бросает кубик, отсчитывает карточки по количеству точек на кубике и называет профессию, изображенную на ней или определяет её по изображенным орудиям труда или по результатам труда. Называет, кому подходит эта профессия мужчине или женщине, или является общей. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. У кого фишек больше тот и выиграл.

Игра «Одень куклу»

Материал: фланелеграф, фигурки мальчика и девочки, предметы одежды, красный и синий квадраты (символы) .

Ход игры: участвуют 2 команды детей - девочки и мальчики (минимальное количество по 2 человека). По команде дети по одному человеку подбегаю к столу, где лежат предметы одежды и по одному прикрепляют к фланелеграфу. Побеждает команда, которая быстро и правильно справится с заданием. Усложнение: Девочки одевают куклу мальчика, мальчики-девочку.

Игра «Радио»

Материал: игрушечный микрофон.

Ход игры: воспитатель предлагает ситуацию: ребенок потерялся в магазине. Как его можно найти? (ответы детей) Воспитатель предлагает описать внешний вид ребенка, его любимые занятия, поведение.

Игра «Назови имя»

Материал: карточки с изображением предметов, из первых букв которых можно составить имя девочки или мальчика, в конце карточки изображение фигуры мальчика или девочки. 1-2 карточки с «ошибкой» (вместо девочки мальчик или наоборот).

Ход игры: воспитатель показывает карточку, вместе с детьми уточняет, какие предметы нарисованы, какой в словах первый звук и составляют из них имя. Дальше дети самостоятельно составляют имена. Выигрывает тот, кто больше составит имен, назовет кому принадлежат-мальчику или девочке.

Игра «Разные имена»

Ход игры: предложить детям назвать женские имена, затем мужские. Кто больше назовет - тот победитель.

Рассказать, что некоторые имена могут принадлежать как мужчине, так и женщине. Попросить назвать эти имена. Познакомить с такими именами: Александр-(ра, Ярославна, Фёдор-(ра, Валентин-(на, Владлен-(на, Степан-(нида). Спросить как будут звучать их полные имена? (Настя−Анастасия).

Игра «Как я дома помогаю?»

Материалы: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: дети по очереди открывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушку и др.). Можно разнообразить игру. Пусть дети перечисляют обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ «Я–КОНЦЕПЦИИ» КАК ЦЕНТРАЛЬНОГО РЯДА ЛИЧНОСТИ

1.1. Общая характеристика «Я–концепции» в психологии……………...….6

1.2. Сущность вербальной самопрезентации как когнитивного компонента «Я−концепции» в трудах отечественных и зарубежных психологов………..12

1.3. Становление «Я−концепции» у детей дошкольного возраста …………..20









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.