Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Традиции и новаторство в развитии культуры.





-- У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны. Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.

-- В традиционных обществах, люди, усваивая культуру, воспроизводят ее образцы, а если и вносят какие-либо изменения, то в рамках традиции. На ее основе происходит функционирование культуры. Традиция превалирует над творчеством. Творчество в этом случае проявляется в том, что человек формирует себя как субъекта культуры, которая выступает как некий набор готовых, стереотипных программ (обычаев, ритуалов и т.п.) деятельности с материальными и идеальными объектами. Изменения же в самих программах происходят крайне медленно. Таковы в основном культура первобытного общества и более поздняя традиционная культура.

-- Такая устойчивая культурная традиция в определенных условиях необходима для выживания человеческих коллективов. Но если те или иные общества отказываются от гипертрофированной традиционности и развивают более динамические типы культуры, это не значит, что они могут отказаться от культурных традиций вообще. Не может культура существовать без традиций:

- Насколько этот вопрос практически важен, показывает и опыт нашей страны. После Октябрьской революции и в обстоятельствах всеобщей революционной обстановки в обществе художественной культуры возникло течение, лидеры которого хотели построить новую, прогрессивную культуру на основе полного отрицания и разрушения предшествующей культуры. И это привело во многих случаях к потерям в культурной сфере и разрушение ее материальных памятников.



- Поскольку в культуре отражаются различия мировоззрений в системе ценностей в идейных установках, поэтому правомерно говорить о реакционных и прогрессивных тенденциях в культуре. Но отсюда не следует, что можно отбрасывать предшествующую культуру – на пустом месте создать новую более высокую культуру невозможно.

- Вопрос о традициях в культуре и об отношении к культурному наследию касается не только сохранения, но и развития культуры, т.е. созидание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества. Хотя творческий процесс имеет объективные предпосылки и в самой реальности и в культурном наследии, непосредственно он осуществляется субъектом творческой деятельности. Сразу же следует оговориться, что не всякое новаторство – творчество культуры. Созидание нового становиться одновременно творчеством культурных ценностей тогда, когда оно не несет в себе всеобщее содержание, приобретая общую значимость, получает отзвук от других людей.

- В творчестве культуры всеобщее органическое слито с уникальностью: каждая культурная ценность неповторима, идет ли речь о художественном произведении, изобретении и т.п. Тиражирование в той или иной форме уже известного, уже сотворенного ранее – это распространение, а не созидание культуры. Но и оно необходимо, поскольку вовлекает широкий круг людей в процесс функционирования культуры в обществе.

- Но также как не всякое новаторство есть явление культуры, не все новое, включающееся в культурный процесс, является передовым, прогрессивным, отвечающим гуманистическим интенциям культуры. В культуре существует и прогрессивное, и реакционные тенденции. Развитие культуры - противоречивый процесс, в котором отражается широкий спектр подчас противоположных и противоборствующих социально классовых, национальных интересов данной исторической эпохи.

Ценностная природа культуры.

Одной из функций культуры является аксиологическая или ценностная функция. Одной из основных категорий культуры являются культурные ценности.

-- В результате оценивающей деятельности людей фиксируются предпочтения в мире предметов, идей, видов деятельности. В ходе межличностного общения или развития отношений внутри и между социальными группами происходит сопоставление предпочтений и складываются фиксированные и разделяемые большинством людей данной социальной группы представления о некоторых ведущих явлениях культуры. Те из явлений культуры, которые в данный период времени принимаются как наиболее значимые для жизни данного общества, можно назвать культурными ценностями.

1ый вариант: Четыре уровня культурных ценностей:

1) общечеловеческие или общезначимые — ценность жизни, семьи, продолжения рода, любви, дружбы;

2) локально-групповые — конфессиональные ценности (христианские, мусульманские и др.); половозрастные — молодежные, людей среднего, пожилого возраста, женщин и мужчин; этнические и др.;

3) сословные или социально-классовые — интересы и предпочтения людей в зависимости от их социального положения в обществе;

4) индивидуально-личностные — включают предметы и идеи, соответствующие вкусам и склонностям.

Культура – мир воплощенных ценностей.

Ценности – выражают специфическое человеческое содержание культуры, воплощение духовности.

Ценности связаны с идеалом.

2ой вариант: 3х уровневое выражение ценностей:

1) Бытийные (экзистенциальные)

2) Социально- исторические

3) Социально-бытовые.

Основные понятия первобытной культуры. Мифология.

-- Культура первобытного мира — это такая форма организации жизни людей, которая соответствует слаборазвитым общественным отношениям, но она, как и любая другая из последующих культур, обладала признаком самодостаточности и самоценности.

-- Генезис культуры неотделим от генезиса человека и человеческого общества (именуемого антропосоциогенезом). Время появления человека разумного (гомосапиенс) : несколько десятков тысячелетий (примерно 40 — 28 тыс. лет назад).

-- Важную роль сыграло появление речи. Человек приобрел способность к абстрагированию. Эта способность и ее выражение — речь (язык) — стали основой возникновения и развития культуры. Начало человеческой культуры, принято связывать с появлением первого подлинно человеческого сообщества — первобытной родовой общины:

- Первобытная родовая община как первая упорядоченная форма организации общества была коллективом родственников, связанных общим происхождением по материнской линии, т.е. материнским родом.

- Женщины играли важную роль à С женщиной постепенно стало ассоциироваться само понятие жизни и продолжения рода. Это нашло выражение в поклонении женщине как хранительнице крова и очага. Возник древнейший культ матери-прародительницы.

- Экзогамия— строжайший запрет (табу) кровосмешения.

Проблема зарождения у первобытных людей религиозных представлений и искусства:

-- О времени появления религиозных представлений у первобытного человека судят в основном по захоронениям людей. Первые преднамеренные погребения встречаются в эпоху поздних палеантропов (неандертальских людей), но они еще не носят повсеместного характера.

-- Жизнь неантропа или человека разумного, уже характеризуется обязательным обычаем хоронить умерших. Этот обычай мог быть одним из источников развития впоследствии религиозных представлений, в частности, культа предков.

-- С эпохи верхнего палеолита, когда сложилась родовая община, памятники, свидетельствующие о наличии религиозных представлений и обрядов, становятся более многочисленными и убедительными. Погребение носит явные следы ритуала à складывались какие-то религиозно-магические представления о том, что умерший каким-то образом продолжает жить.

-- Появляются многочисленные памятники изобразительного искусства: скульптура, живопись в пещерах, имеющие явное отношение к религиозным представлениям и магическим обрядам, различного рода украшения, люди пели, танцевали, сочиняли музыку, но вся эта деятельность отражала магические действия à ритуальный характер первобытного искусства.

Основные формы первобытных религиозных представлений:

  1. Тотемизм- вера в родственную связь людей с каким-либо видом животных, рыб, растений, который считается тотемом (покровителем-родоначальником) данной группы людей.

· верования сложились на охотничье-собирательской стадии хозяйственного развития.

· Обычно нельзя было убивать тотемное животное и есть его мясо. Исключения делались лишь во время обрядовых церемоний, когда животное убивали и съедали с тем, чтобы получить его силу, ловкость и другие полезные качества.

· Из современных народов тотемизм в его наиболее типичной форме сохранился у аборигенов Австралии и у североамериканских индейцев. У всех других, в том числе и у наиболее развитых народов, известны лишь поздние проявления тотемизма или его пережитки, такие как пост у христиан, священные животные у индуистов и др.

  1. Магия— вера в способность человека с помощью, особых действий или слов воздействовать на окружающий мир и других людей. В зависимости от целей применения известны: промысловая, лечебная, охранительная (белая), вредоносная (черная), любовная и другие виды магии.
  2. Анимизм— вера в сверхъестественные существа в виде заключенных в какие-то тела душ и самостоятельно действующих духов, наделение окружающей природы свойствами человеческой души. Из этих верований впоследствии развилось представление о самостоятельном образе душ, об их переселении. Смерть стала считаться прекращением лишь физического существования человека. Душа продолжала жить. Так зарождалась вера в загробную жизнь.
  3. Фетишизм— вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. В качестве пережитка фетишизма принято рассматривать разного рода амулеты, талисманы, обереги.

-- Одной из особенностей первобытной культуры был синкретизм -ее слитность, неразделенность на те или иные сферы культурной деятельности. Все явления были очень тесно связаны.

-- У всех первобытных народов существует довольно богатая мифология. Мифотворчествородилось как

попытка объяснить то или иное явление окружающей действительности.

-- Примерно 9-7 тыс.лет назад произошла агрикультурная или неолитическая революция:человечество перешло от присвающего хозяйства к производящему, то есть научилось создавать пищу. Впервые в истории человечества производящее хозяйство возникло в Передней Азии. Последствия:

  • постепенный переход к отцовскому роду и патриархальной семье
  • зародились культы природы: солнца, земли, воды, огня; культы плодородия, культы вождей.
  • культы различных сил природы и вождей превратились в культы богов, возник политеизм или многобожие. Возникло и такое сложное культурное понятие как «Бог».

-- В архаическом обществе термином «бог какого-либо явления» обозначалось чаще всего само это явление. С возникновением и развитием цивилизации понятие «Бог» приобретает качественно иное значение.

Предпосылки возникновения письменности:

-- Возникла знаковая система передачи информации. Самый простой из них — рисуночное письмо, или пиктография. Именно такой вид записи рисунками на коре деревьев, коже, кости, камне и т.п. зародился у многих народов в архаическую эпоху. Затем с развитием культуры на основе пиктографии были созданы иные, более совершенные, системы письма, в частности иероглифическая письменность. Но случилось это уже в иную культурную эпоху — эпоху становления древнейших цивилизаций.

Билет №12.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.