Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные направления художественной культуры 20века.





Рубеж xx-xx вв. - переломный момент в существовании культуры.Основные направления в художественной культуре первой половины XX века

В культурологии и искусствоведении под авангардом, или авангардизмом, подразумевается совокупность различных художественных направлений, сформировавшихся в 1-й трети ХХ века, объединенных желанием ниспровергнуть реалистическое искусство.

Никто точно не знает, когда авангард родился. Однако известно, что сам термин "авангард" (фр.) был перенесен из сферы политики в область художественной критики в 1885 г. французом Т. Дюре. Авангардистское искусство отрицает требование правдоподобия и стремится к восприятию действительности в другом аспекте. Искусство, основанное на принципе сходства, рассматривается представителями авангарда как исчерпавшее свои возможности, мертвое, не приносящее нам ничего нового в отношении к миру.

Все авангардистские течения имеют общее: они отказывают искусству в прямой изобразительности, отрицают познавательные функции искусства. В этой дегуманизации искусства - их уязвимость. Одно из главных стремлений художников модернизма сводилось к подчеркнутому выражению своей индивидуальности. Этим продиктованы постоянные поиски ранее не использовавшихся изобразительных средств и материалов, ибо важным условием успеха является способность создать нечто совершенно новое и невиданное. Некоторые исследователи и критики тот феномен, который большинство обозначает как авангард, называют "модернизмом". Термин этот менее удачен. В нем нет необходимого разрушительного пафоса.

Следующим течением модернизма стал экспрессионизм, одно из самых сложных направлений авангарда, признающее единственной реальностью субъективный мир человеческих ощущений, а задачей искусства - его отражение. Название "экспрессионизм" употребляется преимущественно по отношению к немецкому искусству, где он получил наиболее точное воплощение. Под воздействием резких перемен в жизни и культуре общества резко изменяется и архитектура. Новым направлением архитектуры западных стран в 20-е годы явился конструктивизм (функционализм), архитектурное направление, сложившееся в 10-е - 20-е гг.



Серебряный век русской культурыоказался удивительно коротким хронологически,но чрезвычайно содержательным и значимым. Продолжалась эта эпоха в развитии культуры менее четверти века: 1900-1922 гг. Начальная дата совпадает с годом смерти великого русского религиозного философа и поэта B.C. Соловьева, а конечная — с годом высылки из уже Советской России большой группы философов и мыслителей (так называемый «философский пароход»). Название «Серебряный век» является поэтическим и метафорическим. Его придумали сами представители Серебряного века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...»

Как социокультурная эпоха — Серебряный век представляет собой переход от доиндустриального, докапиталистического образа жизни к капиталистическому.Как культурная эпоха серебряный век включает в себя два главных духовных явления: русское религиозное возрождение,представляющее собой религиозно-философские искания и известное также под названием «богоискательства» и русский модернизмкак новое понимание роли искусства, давший множество течений и направлений.

В начале XX века выдающиеся произведения создают классики русской литературы: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, A.M. Горький, М.М. Пришвин. На небосклоне русской изящно вспыхнули десятки звезд первой величины — от К.Д. Бальмонта и А.А. Блока до Н. С. Гумилева и совсем молодых М.И. Цветаевой, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой.

Вторым крупным течением в русской поэзии начала XX в. был акмеизм(от греч. аkте — высшая степень чего-либо, цветущая сила). Его представители (СМ. Городецкий, М.А. Кузмин, ранние Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам) провозглашали освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов,

»). Одним из главных культурных центров России XIX—XX веков, сыгравшим важную роль в становлении русского искусства, являлось Абрамцево— усадьба в Сергиево-Посадском районе Московской области.

Наряду с Врубелем родоначальником русской живописи XX века признают также В. А. Серова(1865—1911). Прославившие его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» появились в конце 80-х годов, когда художнику едва исполнилось 20 лет.

Архитектором, творчество которого во многом определило развитие русского, особенно московского, модерна, стал Ф.О. Шехтель(1859—1926). В процессе строения особняка 3. Морозовой на Спиридоновке (1893) Шехтель сотрудничает с Врубелем, который изготовляет панно, ставит на лестнице скульптурную группу, делает рисунки для витражей. Высшей точкой в шехтелевском творчестве и развитии особнякового строительства в русской архитектуре стал дом А. Рябушинского на Малой Никитской в Москве.

 

41."ЗОЛОТОЙ ВЕК" РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Вторую половину 19 века по праву называют "золотым веком" в развитии русской культуры. Московская культурная жизнь этого периода целиком оправдывает эту характеристику. В Москве работало немало выдающихся учёных - Вернадский, Жуковский, Ключевский, Сеченов, Соловьёв и многие другие. Их имена увековечены в названиях московских улиц. В 1872 году в Москве была открыта первая всероссийская политехническая выставка, в дальнейшем на основе её экспонатов был создан политехнический музей.

Огромный успех достигла в то время живопись и литература. Левитан, Перов, Репин и Суриков - без этого созвездия великих имён, без их творений, созданных в Москве, невозможно представить себе отечественную культуру. Выражение «золотой век русской литературы» переосмыслено и применяется к литературе всего XIX в., когда творили ее крупнейшие представители — Пушкин, Гоголь, Тургенев, Гончаров, Достоевский и Толстой. Салтыков-Щедрин.

Западники стояли на позициях культурного универсализма и рационализма. Они высоко ценили петровские реформы, выступали за развитие России по западному пути, считая его общим и неизбежным для всех народов. Западники были сторонниками европейской образованности, науки и просвещения, буржуазных преобразований, которые могли претворяться в жизнь, по их мнению, только путем реформ.

 

Славянофилы, напротив, стояли на позициях культурного релятивизма и православия. Они отрицательно оценивали петровские преобразования, нарушившие, по их мнению, естественную эволюцию России.. Славянофилы настаивали на самобытном развитии России, делая акцент на ее религиозно-историческом и культурно-национальном своеобразии.

В культуре «золотого века» литература сыграла главную стабилизирующую и созидательную роль. Классическая литература XIX в. была больше чем литература. Она стала синтетическим художественным явлением, оказалась, по сути, универсальной формой общественного сознания, выполняя функции других видов искусства. На характер и содержание русской культуры существенное влияние оказало движение декабристов, которое придало ей особые черты гражданственности и политического вольнолюбия. Это влияние послужило причиной для появления нового способа воспроизведения действительности, получившего впоследствии название критического. Идеи борьбы и свободы личности нашли свое отражение в творчестве передовых русских писателей Пушкина, Гоголя, Лермонтова.

Начиная с Пушкина и Гоголя, русские писатели и поэты -- И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и др. постоянно стремились воплотить в своем творчестве высокий социально-гуманистический нравственный идеал.

Столичное дворянство было основным носителем культуры примерно до середины столетия, когда в России выдвинулись новые общественно-политические силы -- разночинцы, выходцы из новых общественных слоев и революционно настроенная интеллигенция. Эти силы видели свою историческую миссию в решении двух основных проблем -- образ России и судьба человека

Переосмысление и переработка старых принципов и форм изображения жизни привели к развитию жанра социально-бытового романа и повести. Выдающиеся достижения в этом жанре принадлежали И.С. Тургеневу, Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому.

Начало творческой деятельности Ивана Сергеевича Тургенева относится к 40-м гг., когда писатель увлекался философией романтизма. Под ее влиянием сформировалось жизненное кредо Тургенева -- он был противником насильственных мер решения любых проблем, в том числе и социальных. Однако увлечение романтизмом прошло довольно быстро, и уже с середины 40-х гг. Тургенев становится писателем-реалистом.Совсем иную роль в русской культуре сыграл Федор Михайлович Достоевский, который внес неоценимый вклад в мировую культуру. Обладая уникальным даром пророчества и способностью к анализу человеческой души, писатель исповедовал идеи, выходящие за пределы представлений конкретного исторического времени в сферу «вечных» интересов людей.

Достоевский вошел в русскую литературу как сложившийся мастер. Уже в своих первых романах («Бедные люди») писатель обратился к проблеме «маленького человека». Лев Николаевич Толстой вошел в историю русской и мировой культуры не только как писатель-реалист, но и как основоположник русского нигилизма, создатель своеобразной философии и педагогики. Толстой видел свое предназначение в критике общественно-исторического опыта, а также философских, религиозных, этических учений.

Однако особую роль в музыкальной культуре пореформенного периода сыграл кружок петербургских композиторов, организованный М.А. Балакиревым и вошедший в историю под названием «Могучая кучка», или «Новая русская музыкальная школа». Этот коллектив, творческое содружество единомышленников, состоял из пяти русских композиторов -- М.А. Балакирева, А.П. Бородина, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.