Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Монополистическая конкуренция: понятие, основные черты.





МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – это такая структура рынка, при которой действуют многочисленные фирмы, продающие близкие, но не совершенные товары – заменители. Монополистическая, так как каждый производитель является монополистом над своим вариантом товара и конкуренция, поскольку существует значительное число конкурентов, продающих подобные товары. Основу модели и ее название были разработаны в 1933 году Э. Чемберленом в работе «Теория монополистической конкуренции».

Основные черты:

1) Дифференциация продукции. Может быть основана на:

а) физических характеристиках товара;

б) место расположения;

в) «мнимые» различия.

Кроме того, дифференциация бывает вертикальная и горизонтальная. Вертикальная – по качеству. Горизонтальная – по предпочтениям.

2) Большое количество продавцов (производителей):

- это исключает возможность сговора между фирмами с целью ограничения объема выпуска и повышения цен.

- не позволяет фирме существенным образом влиять на рыночные цены.

3) Относительно низкие барьеры вхождения и выхода из отрасли, так как существует малый эффект масштаба производства, требуются небольшие первоначальные инвестиции, на рынке уже действуют небольшие предприятия.

Однако требуются дополнительные издержки на усиление дифференциации продукции, и также реклама и стимулирование сбыта.

4) Жесткая неценовая конкуренция

- усиление дифференциации товара по техническим характеристикам, качеству, услугам и прочим аналогичным показателям;

- усиление дифференциации товара в области стимулирования сбыта (реклама).

5) Несовершенная информация (на рынке монополистической конкуренции даже абсолютно достоверные рыночные показатели (цены, объемы продаж и т.д.) становятся менее информативными, поскольку товары качественно разнородны).



5. Условия максимизации прибыли в условиях монополистической конкуренции. Преимущества и недостатки.

Условия максимизации прибыли:

В условиях монополистической конкуренции отдельная фирма имеет дело с убывающей кривой спроса (в отличие от совершенной конкуренции), что объясняется дифференциацией продукции.

Поскольку каждый товар фирмы обладает отличительными характеристиками, фирма обладает определенным влиянием на рыночные цены. Назначая цены несколько ниже цен конкурентов, фирма может ожидать некоторого роста объема продаж, так как ее товар является хорошим заменителем товаров конкурентов. И наоборот, повышая цену, фирма может столкнуться с сокращением объема продаж, так как ее покупатели перейдут на более дешевые товары.

Кроме того, наличие большого количества хороших товаров-заменителей делает кривую спроса отдельной фирмы высоко эластичной в соответствующем диапазоне цен.

Степень эластичности по цене определяется степенью дифференциации продукции конкурентов и числом фирм, действующих в отрасли. При прочих равных условиях, чем больше число конкурентов и меньше дифференциация продукции, тем выше эластичность спроса по цене на продукцию отдельной фирмы в соответствующем ценовом диапазоне.

Для упрощения анализа сделаем предположение:

o Фирма – монополистический конкурент действует в краткосрочном периоде, т.е. число фирм в отрасли есть величина постоянная;

o Структура ее издержек задана кривыми ATC, MC и TC;

o Фирма производит неизменную продукцию;

o Объем ее издержек на рекламу и стимулирования сбыта также неизменен.

1. Метод совокупных издержек – совокупного дохода

Как известно, экономическая прибыль представляет собой разницу между совокупными доходами и совокупными издержками фирмы, или

П=TR – TC

Следовательно, для достижения экономического равновесия монополистический конкурент должен обеспечить такой объем выпуска, при котором совокупный доход максимально превышает совокупные издержки.


 

 

 

Рис.4. Условия максимизации прибыли монополистического конкурента.


Как видно из рисунка 4, в диапазоне выпуска Ql — Q3 фирма имеет положительную экономическую прибыль, достигающую своего максимума при объеме производства Q2. Геометрически функция TR максимально превышает функцию ТС при объеме, когда касательная к кривой TR имеет тот же наклон, что и касательная к кривой ТС, т.е. эти касательные параллельны.

2. Метод предельных издержек — предельного дохода.

Прибыль максимизируется при таком объеме выпуска, когда предельные издержки равны предельному доходу (MC=MR), а прибыль от последней проданной единицы товара (предельная прибыль) равна нулю (Мп=0).

Если MR>MC, т.е. пока каждая дополнительная единица выпуска увеличивает доход, а не издержки, прибыль от этой единицы (предельная прибыль) будет положительной, и рост объема выпуска вызовет дополнительное увеличение совокупной прибыли. Если же MR<MC, то предельная прибыль будет отрицательной, и совокупная прибыль будет увеличиваться лишь за счет сокращения объема выпуска.


 


Рис.5. Условия максимизации прибыли монополистического конкурента.


Как видно из рис 5, наивысшая цена, которую фирма может взимать с потребителя Р2 (она определяется кривой спроса на продукцию фирмы). Цены Р1 и Р3 обеспечивают нормальную прибыль предпринимателя и могут рассматриваться как цены безубыточности, а объемы выручка Q1, Q3 – как объемы безубыточности.

Условия получения прибыли в краткосрочном периоде

Анализ деятельности фирмы на рынке протекает в два этапа. На первом этапе фирма находит оптимальные для себя объем и цены, соотнося свои предельные издержки и предельные доходы.

На втором этапе фирма определяет, будет ли она производить свою продукцию в существующих рыночных условиях или более разумно закрыть предприятие. Конечный ответ зависит от того, насколько велик рыночный спрос и сможет ли он покрыть ее переменные издержки. Другими словами фирма сопоставляет рыночные цены и средние совокупные издержки при оптимальном объеме выпуска.

Можно выделить условно следующие варианты развития:

· TR>TC, или Р>АТС — фирма получает положительную экономическую прибыль:

· TR=TC, или Р=АТС — фирма получает лишь нормальную прибыль, так называемое безубыточное производство, когда экономическая прибыль равна нулю;

· отрицательная экономическая прибыль (убытки) в краткосрочном периоде, но предприятие может продолжать свое производство в надежде на изменение рыночных условий;

· VС=TR

Если спрос на продукцию фирмы слабый, и совокупный доход не покрывает переменных издержек фирмы, как это видно в последнем случае, то наиболее разумным решением будет остановка предприятия, так как только в этом случае фирма сможет минимизировать свои убытки (убытки будут равняться совокупным постоянным издержкам фирмы).

Максимизация прибыли в долгосрочном периоде

Если в краткосрочном периоде у фирмы может существовать как прибыль, так и убытки, то в долгосрочном периоде ситуация меняется. Достаточно свободный вход и выход фирм на рынке, подобно тому, как это происходит на рынке совершенной конкуренции, порождает тенденцию к усреднению получаемой фирмами прибыли на уровне нормальной прибыли.

Процесс корректировки прибыли на рынке монополистической конкуренции аналогичен тому же процессу при совершенной конкуренции.

Если отрасль в краткосрочном периоде будет прибыльной, т.е. прибыль выше нормальной, то в условиях низких барьеров для входа на рынок новые фирмы постараются начать производство в данной отрасли.

v Если фирмы отрасли не получают в краткосрочном периоде нормальной прибыли, то наименее эффективные предприятия скорее всего начнут покидать отрасль. Оставшиеся фирмы постараются снизить свои издержки, стимулировать спрос, повысить эффективность своего производства. Кривые индивидуального спроса сместятся вправо, их эластичность из-за снижения числа товаров-заменителей понизится. В результате оставшиеся фирмы отрасли смогут зарабатывать хотя бы нормальную прибыль.

Таким образом, в долгосрочном периоде на рынке монополистической конкуренции возникает тенденции выравнивания прибылей отдельных фирм на уровне нормальной прибыли.

Рыночный механизм выравнивания действует при монополистической конкуренции не так сильно, как при совершенной конкуренции. С одной стороны, отдельные фирмы могут получать экономическую прибыль и в долгосрочном периоде, если они:

• имеют патент на товар с уникальными характеристиками:

• размещаются в географически выгодном положении (мотели, станции техобслуживания, кафе, рестораны).

• разработали новую продукцию и применяют' новую технологию.

С другой стороны, вход на рынок может быть затруднен из-за необходимости дополнительных инвестиций, связанных с дифференциацией продукции и необходимости стимулирования сбыта, что также дает возможность получения долгосрочной прибыли.

Вместе с тем могут достаточно долго существовать условия, при которых прибыль оказывается ниже нормальной (привычка к существующему образу жизни, любовь к своему занятию могут привести к нежеланию менять сферу своей деятельности даже при невыгодных рыночных условиях).

Преимущества этого рынка:

1) дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя;

2) сильная конкуренция удерживает цены на минимально возможном уровне для дифференцированной продукции;

3) так как рыночная власть отдельной фирмы мала, фирмы зачастую получают, а не устанавливают цену;

4) наиболее благоприятный рынок для покупателей.

Недостатки:

1) нестабильность рыночных условий, неопределенность малого бизнеса (если D слабый Þ финансовые потери, банкротство, выход из отрасли, если спрос сильный Þ приток новых фирм в отрасль и ограничение прибыли действующих фирм).

2) малые размеры фирм, жесткое действие рыночных сил, ограничивают финансовые возможности для риска и проведение НИОКР, инновационной деятельности.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.