Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ





АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ"

СМОЛЕНСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА СТАТИСТИКИ И ФИНАНСОВ

С.М. Сапожникова

Финансы организаций(предприятий)

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Для специальности

080401 "Менеджмент"

Смоленск 2012

 


УДК 336.717.16

ББК 65.052.5

С 20

 

 

Рецензент:

 

С 20 Сапожникова С.М. Учебное пособие по дисциплине «Финансы организаций (предприятий)». Смоленск: СФ АНО ВПО ЦС РФ "РУК", 2012. – 180 с.

 

Учебное пособие по дисциплине «Финансы организаций (предприятий)». Сапожникова С.М. Смоленск: СФ АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации», 2012 – 180 с.

 

В учебном пособии изложены основные теоретические положения и фактический материал дисциплины «Финансы организаций (предприятий)». Особое внимание уделено финансам организаций как важнейшему направлению менеджмента, методике его проведения и организации финансов и особенностям работы финансовых служб на предприятии.

 

 

Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов специальности 080401 "Менеджмент" заочной формы обучения.

 

Учебное пособие рекомендовано к изданию кафедрой финансов и статистики и одобрено ученым советом Смоленского филиала Российского университета кооперации.

 

 

 


© АНО ВПО ЦС РФ

«Российский университет

кооперации»

Смоленский филиал

© Сапожникова С.М.., 2012


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В учебно-практическом пособии доцента С.М.Сапожниковой, изложено краткое содержание курса «Финансы организаций (предприятий)» и отражены особенности финансов организации, сущность, цель и функции финансов предприятий, принципы их организации, система финансовых взаимоотношений предприятия с инвесторами, поставщиками, покупателями, работниками, финансовыми посредниками, государством и др., их роль в системе управления предприятием.



Подробно раскрывается формирование денежных фондов, их планирование и анализ.

В конце глав приводятся вопросы для самоконтроля полученных знаний, упражнения, задачи для закрепления материала. Приведенные в пособии схемы, таблицы поясняют и дополняют лекции и способствуют более глубокому усвоению изучаемого материала.

При подготовке учебно-практического пособия были использованы законодательные акты и инструктивные материалы, регламентирующие финансовую деятельность предприятия, а также учебные пособия, монографии и материалы периодических изданий.

Цель пособия – дополнить лекционный материал и углубить знания будущих менеджеров в области финансов организации.


Модуль 1.Сущность финансов организаций (предприятий)

Особенности организации финансов различных отраслей

Финансы строительства

 

Экономическое содержание финансов в капитальном строительстве, а также функции и основные принципы их организации, подобны тем, что существуют в промышленности. Однако имеется специфика в организации финансов, обусловленная технико-экономическими особенностями данной отрасли.

В строительном производстве участвуют два субъекта — заказчик и подрядчик. В связи с этим в строительстве существуют два вида финансов: финансы подрядчика и финансы заказчика строительства.

Финансы заказчика представляют собой совокупность средств, предназначенных для финансирования затрат во вновь создаваемые, реконструируемые и обновляемые основные фонды.

Источниками формирования этих средств у заказчика являются: амортизация; чистая прибыль; прибыль и экономия от снижения себестоимости строительно-монтажных работ, выполненных хозяйственным способом; мобилизация внутренних ресурсов в строительстве; долгосрочные кредиты банков; ассигнования из бюджета; прочие источники.

Строительство конкретных объектов осуществляется строительной организацией на договорных условиях по заказу инвестора. Финансирование строительства производится в пределах сметной стоимости, установленной на основе договоров.

По каждому объекту определяется стоимость строительства. Даже при типовом строительстве стоимость объекта, как правило, исключительно своя. Это связано с тем, что нулевой цикл (возведение фундамента) является в каждом конкретном случае своим в силу привязанности к местности.

Характер строительно-монтажных работ обуславливает различную степень материалоемкости и трудоемкости выполняемых работ на отдельных технологических этапах строительства, что определяет неравномерную потребность в оборотных средствах (начало строительно-монтажных работ и отделочные работы).

Продолжительность строительства объекта вызывает наличие большого объема незавершенного производства, покрываемого оборотными средствами подрядной организации, поэтому наибольший удельный вес в структуре оборотных средств занимает незавершенное производство. Выручка от сдачи выполненных работ заказчику (за готовую строительную продукцию) поступает неравномерно.

Основными организационными формами капитального строительства являются два способа строительства – хозяйственный и подрядный.

При хозяйственном способе строительство объектов осуществляется силами заказчика или инвестора.

При подрядном способе строительство объектов осуществляется постоянно действующими строительными и монтажными организациями (подрядчиками).

При подрядном способе строительства особое значение приобретают вопросы правового и финансового регулирования взаимоотношений субъектов строительного процесса.

Взаимодействия между всеми участниками строительства регулируются Законом Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 02 февраля 2000 г. № 22 – ФЗ, Гражданским кодексом, Налоговым кодексом, а также правилами о договорах подряда на капитальное строительство, другими правовыми актами.

Состав и классификация затрат, включаемых в себестоимость строительных работ.

Себестоимость строительных работ, выполненных строительной организацией собственными силами, складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат.

Затраты на производство строительных работвключаются в себестоимость работ того периода, к которому они относятся, независимо от времени их возникновения.

С этой целью затраты на производство работ подразделяются на:

· текущие, т.е. постоянные производственные затраты;

· единовременные, т.е. однократные или периодически производимые.

В зависимости от способов включения в себестоимость работ затраты подразделяются на прямые и накладные (косвенные).

Под прямыми затратами понимаются расходы, связанные с производством строительных работ, которые можно прямо и непосредственно включать в себестоимость работ по соответствующим объектам учета. К ним относятся: затраты на приобретение и доставку материалов, деталей, конструкций, основная заработная плата рабочих, расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов, прочие прямые затраты.

Под накладными (косвенными) затратами понимаются расходы, связанные с организацией и управлением производством строительных работ, относящиеся к деятельности строительной организации в целом. К накладным расходам относятся: административно-хозяйственные расходы, расходы по обслуживанию рабочих, по организации и производству работ и прочие.

Все расходы организации, зависящие от изменения объемов выполненных работ, можно подразделить на постоянные и переменные расходы.

Планирование себестоимости строительных работ осуществляется строительными организациями самостоятельно при разработке перспективных, годовых (текущих) и оперативных планов производственно-хозяйственной деятельности на основе заключенных с заказчиками договоров на строительство и является составной частью стройбизнес-плана, определяющего направления их финансово-хозяйственной деятельности.

Планирование и распределение прибыли подрядных организаций.

Прибыль (убыток) от сдачи заказчику объектов, выполненных строительных и других работ, предусмотренных договором на строительство, определяется как разница между выручкой от реализации указанных работ и услуг, выполненных собственными силами по ценам, установленным в договоре, без НДС и других вычетов, предусмотренных законодательством, и затраты на их производство и сдачу.

В целях налогообложения выручка от сдачи объектов, строительных и других работ и услуг определяется либо по мере их оплаты в полном объеме по договорной стоимости (при безналичных расчетах – по мере поступления средств за выполненные работы (услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами – при поступлении средств в кассу), либо по мере сдачи объектов, выполнения работ и услуг и передачи их в установленном договором порядке заказчику. Расчеты могут осуществляться в форме авансов под частично выполненные работы на конструктивных элементах или этапах, или после завершения всех работ по договору.

Метод определения выручки от реализации работ (услуг) устанавливается строительной организацией на отчетный год, исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров, и является элементом учетной политики строительной организации.

Балансовую прибыль (убыток) строительного предприятия (Пб) можно рассчитать по формуле:

 

Пб = Прп + ФРос + ФРпа + Двд – Рвд, где: Прп – прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг); ФРос – финансовый результат от реализации и прочего выбытия основных средств; ФРпа – финансовый результат от реализации прочих активов; Двд – доходы от внереализационной деятельности; Рвд – расходы от внереализационной деятельности.

 

 


Прибыль от реализации сторонним организациям продукции и услуг подсобных и вспомогательных производств определяется как разница между стоимостью этой продукции (услуг) по продажным ценам без НДС и других вычетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ее собственностью.

При расчетах предприятия с заказчиками за готовую продукцию необходимо принимать во внимание разрыв между временем выполнения строительно-монтажных работ и сдачи готовой строительной продукции. В этой связи выручка от сдачи строительной продукции (Врп) определяется с учетом изменения объема незавершенного производства строительного производства по формуле:

 
 
Вгп = СМР + Нп – Нк, где: СМР – объем строительно-монтажных работ, выполняемый собственными силами; Нп – незавершенное строительное производство на начало планируемого периода; Нк – то же на конец планированного периода.  

 


Выручка определяется по договорным ценам без НДС. Доходы и расходы от внереализационных операций не включаются в себестоимость, а отражаются на счете прибылей и убытков.

Распределение и использование прибыли в строительных организациях осуществляются в обще установленном порядке.

Планирование собственных оборотных средств и источников их формирования.

К оборотным производственным фондам относятся производственные запасы (строительные, конструкторские детали, блоки, основные и прочие материалы) и средства в производстве (незавершенное производство, расходы будущих периодов).

Фонды обращения - денежные средства (расчетные и текущие счета, аккредитивы и особые счета, кассовые и прочие денежные средства) и средства в расчетах (заказчиков по счетам за выполненные работы, прочие средства в расчетах).

Особенности кругооборота средств в подрядных организациях обусловлены характером строительного производства. Строительные организации выполняют строительно-монтажные работы на основе договоров с заказчиками. Эта особенность выражается в том, что кругооборот средств в подрядных строительных организациях заканчивается по мере сдачи заказчику выполненных строительно-монтажных работ, т.е. зависит от формы расчетов за строительную продукции.

Потребность подрядных организаций в собственных оборотных средствах определяется путем их нормирования. Методы нормирования оборотных средств аналогичны методам, применяемым в других отраслях экономики.

Однако в нормировании отдельных статей имеются особенности, связанные со спецификой деятельности строительных организаций.

Норматив собственных оборотных средств подрядных строительно-монтажных организаций рассчитывается исходя из сложившейся по уточненному плану в текущем году средней нормы оборотных средств увеличения в планируемом году общего объема подрядных строительно-монтажных работ, выполняемых собственными силами и мероприятий по ускорению оборачиваемости оборотных средств.

Норма оборотных средств подрядных строительно-монтажных организаций устанавливается в процентах к годовому объему строительно-монтажных работ, выполняемому собственными силами, в сметных ценах. Эта нормавключает потребность в средствах на заготовку строительных материалов, конструкций и деталей, возмещение затрат по незавершенному производству, на расходы будущих периодов.

По подрядным строительно-монтажным организациям, рассчитывающимся с заказчиками за товарную строительную продукцию, норматив собственных оборотных средств на возмещение затрат по незавершенному производству не устанавливается.

Указанные затраты возмещаются за счет кредитов банков с использованием для этой цели средств, высвобождающихся у заказчиков в связи с переходом на расчеты без промежуточных платежей.

Содержание расходов организации

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров; с выполнением работ, оказанием услуг и осуществлением других обычных видов деятельности. К ним также относится возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.

 

 


Расходы по обычным видам деятельности формируются из:

♦ расходов, связанных с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

♦ расходов, возникающих непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи;

♦ расходов, возникающих в процессе продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, по поддержанию их в исправном состоянии);

♦ коммерческих расходов;

♦ управленческих расходов.

Для формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

♦ материальные затраты;

♦ затраты на оплату труда;

♦ отчисления на социальные нужды;

♦ амортизация;

♦ прочие затраты.

Прочими расходами являются:

♦ расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

♦ расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

♦ расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

♦ расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

♦ проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

♦ расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

♦ отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности.

Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

Планирование себестоимости реализуемой продукции

 

Размер прибыли – один из важнейших критериев оценки эффективности предпринимательской деятельности – зависит от выручки и себестоимости реализуемой продукции. Поэтому в процессе финансового планирования большое внимание уделяют прогнозированию себестоимости продукции. При этом роль основного отправного документа играет смета затрат на производство.

Следует отметить, что в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности выручка от реализации продукции и затраты, с ней связанные, отражаются по методу начисления. В финансовом планировании, в частности при планировании денежных потоков, оперативном планировании поступлений средств и платежей, важен расчет выручки и затрат по методу оплаты.

Для формирования финансового результата деятельности предприятия от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, работ и услуг.

Планирование затрат на производство продукции начинается с разработки сметы затрат на производство.

В ходе расчета сметы затрат на производство определяются 3 основных вида затрат:

1. себестоимость валовой продукции – сумма элементов всех затрат;

2. производственная себестоимость товарной продукции – разность между себестоимостью валовой продукции и изменениями остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов;

3. полная себестоимость товарной продукции – сумма производственной себестоимости товарной продукции и внепроизводственных расходов.

На основе сметы затрат и данных бухгалтерского учета переходят к расчету плановой величины себестоимости реализованной продукции. Расчет осуществляется по следующей формуле:

Зр = З 1 + Т – З 2, где Зр – себестоимость реализуемой продукции; З1 – себестоимость остатков нереализованной продукции на начало планируемого года; Т– себестоимость товарной продукции планируемого года, определяется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции; З 2 – себестоимость остатков нереализованной продукции на конец планируемого года.

 

 


Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров; с выполнением работ, оказанием услуг и осуществлением других обычных видов деятельности. К ним также относится возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.

Учитывая временные расхождения между движением материальных ценностей (продукции) и движением денежных средств (оплата отгруженной продукции) и необходимость прогнозирования притоков и оттоков денежных средств, целесообразно в остатки нереализованной продукции на начало и конец планируемого года включать не только остатки готовой продукции на складе, но и продукцию отгруженную, но не оплаченную.

 

Планирование прибыли

 

Экономически обоснованное определение размера прибыли имеет большое значение для предприятия, позволяет правильно оценить его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников. От объема прибыли, кроме этого, зависит и реализация дивидендной политики акционерного предприятия. А объем прибыли зависит, прежде всего, от учетной политики.

Таблица 3.2.-Воздействие некоторых положений учетной политики на финансовое положение организации

Методы прогнозирования и планирования финансовых результатов в настоящее время не регламентированы, но достаточно подробно описаны в литературе. Наиболее известны два традиционных способа планирования прибыли – метод прямого счета и аналитический, которые применяют с определенными ограничениями и сегодня.

Метод прямого счета. Прямой счет основан на том, что количество реализуемой продукции (объем продаж) по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно на цену реализации и на себестоимость каждой единицы. Разница между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли. По несравнимой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям. При этом используют формулу:

 
 
П = В – З или П = П1 + ПТ – П2, где П– прибыль; В – выручка от реализации продукции по оптовым ценам; З – полная себестоимость реализуемой продукции, которая включает в себя себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы; П1 и П2 – соответственно прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец планового года; ПТ – прибыль в товарной продукции планового года, определяемая исходя из плана производства по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций по каждому изделию, смет управленческих и коммерческих расходов.

 


Прибыль в переходящих остатках готовой продукции обычно рассчитывают по всей их совокупности. Поскольку остатки учитывают по условно-производственной себестоимости, то и прибыль по ним исчисляют как разницу между суммой входных и выходных остатков в ценах реализации и по производственной себестоимости. Все коммерческие и управленческие расходы условно относят на выпуск товарной продукции. Прибыль в переходящих остатках можно также исчислять исходя из производственной себестоимости и уровня рентабельности (себестоимости за 4-й квартал соответственно отчетного и планового года).

Бухгалтерский учет реализованной продукции осуществляется по методу начислений, т.е. реальное движение денег за отгруженную продукцию не совпадает с движением материальным. В финансовом планировании важно определить реальное получение прибыли, поэтому целесообразно при расчете прибыли в остатках нереализованной продукции в указанные остатки включать помимо остатков на складе товары отгруженные, но неоплаченные.

Прямой счет методически чрезвычайно прост, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость его значительно возрастает. Расчет требует:

♦ определения ассортимента по всем позициям номенклатуры;

♦ составления калькуляций по всем изделиям сравнимой продукции;

♦ исчисления плановой себестоимости и договорных цен по несравнимой продукции, что, в свою очередь, предполагает разработку сметы производства по всем элементам;

♦ установление цен реализации выпускаемой продукции.

Большим недостатком метода является то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде.

В современных условиях хозяйствования метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли.

Аналитические методы планирования прибыли

Эти методы находят применение при укрупненном (перспективном) планировании, а также на стадии составления предварительных расчетов для бизнес-плана в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу. Базой расчета могут служить затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции, базовая рентабельность, а также совокупность отчетных показателей деятельности предприятия (факторный метод).

1.С учетом затрат на 1 тыс. руб. товарной продукции прибыль планируют по всему выпуску товарной продукции «сравнимой и несравнимой» по следующей формуле:

 
 
П = Т × (1000– З)/1000, где П – валовая прибыль от выпуска товарной продукции; Т – товарная продукция в ценах реализации предприятия; З – затраты, руб., на 1 тыс. руб. товарной продукции.

 


Для определения общей суммы прибыли от продаж полученный результат корректируют на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции.

При планировании прибыли на основе базовой рентабельности рентабельность отчетного года (отношение валовой прибыли по товарной продукции к ее себестоимости) принимается за базу и корректируется на прогнозируемые изменения в планируемом году. В целях сопоставления с плановым годом всю ожидаемую валовую прибыль за отчетный год корректируют на изменение цен. Отдельно рассчитывают прибыль по несравнимой товарной продукции, прибыль в переходящих остатках нереализованной продукции и прибыль от продаж в планируемом году.

2.При расчете прибыли по сравнимой товарной продукции анализируют влияние на нее изменений по сравнению с отчетным годом отдельных факторов: себестоимости продукции, ее ассортимента и качества, цен реализации. Расчет включает девять стадий:

1. Расчет прибыли по сравнимой товарной продукции на основании базовой рентабельности. При этом в целях сопоставимости производится пересчет всей сравнимой товарной продукции планового года на себестоимость отчетного года исходя из предусмотренного ее изменения.

2. Определение влияния изменения себестоимости сравнимой товарной продукции на прибыль. Для этого сопоставляют сравнимую товарную продукцию планового года по себестоимости отчетного и планового года. Разница – сумма прибыли (убытка) от изменения себестоимости.

3. Определение влияния на прибыль по сравнимой товарной продукции изменений в ассортименте. Рассчитывают средний уровень рентабельности при структуре выпуска продукции отчетного и планового года. Разница показывает отклонение рентабельности из-за изменения ассортимента.

4. Расчет влияния качества на прибыль по сравнимой товарной продукции. Он производится на основании коэффициента сортности. Определяют удельный вес каждого сорта выпускаемых изделий в общем объеме производства и соотношение между ценами на отдельные сорта. Цену 1-го сорта принимают за 100 %, цену 2-го сорта исчисляют в процентном отношении к цене 1-го сорта и т. д.

5. Расчет влияния на прибыль изменений цен реализации товарной продукции. Определяют товарную продукцию, на которую введены новые цены, влияние рассчитывается как произведение указанной продукции в ценах реализации и изменение цен (в процентах).

6. Исчисление прибыли в переходящих остатках нереализованной продукции. Себестоимость переходящих остатков умножают на рентабельность продукции соответственно отчетного и планового года.

7. Расчет прибыли от продаж. Определяют валовую прибыль с учетом влияния рассмотренных факторов и прибыль в переходящих остатках нереализованной продукции и включают коммерческие и управленческие расходы, планируемые отдельно на основе смет.

8. Определение прибыли по несравнимой товарной продукции. Эту прибыль находят прямым методом как разницу между ценой реализации предприятия и себестоимостью изделий. Если цены не установлены, прибыль исчисляют по среднему уровню рентабельности.

9. Расчет общей прибыли от продаж. Суммируют прибыль от продаж сравнимой и несравнимой продукции.

Для исчисления конечного финансового результата кроме прибыли от продаж, рассчитывают результаты от операционных и внереализационных доходов и расходов.

3. Факторный метод планирования прибыли включает четыре этапа.

1. Определение базовых показателей отчетного периода. В качестве таких показателей применяют: валовую прибыль; прибыль от продаж; прочие доходы и расходы; себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг; выручку от продажи товаров, продукции, работ, услуг; структуру себестоимости по элементам затрат.

2. Постановка задач хозяйственной деятельности. В качестве таких задач могут выступать рост объема производства, снижение себестоимости, увеличение прочих доходов и т. д.

3. Определение индексов инфляции. Индексы инфляции рассматривают на базе собственных аналитических наблюдений, прогнозных экспертных оценок специалистов, прогнозов, публикуемых в печати, и т. д. Рекомендуется применять следующие важнейшие индексы инфляции:

♦ индекс роста цен на выпускаемую продукцию;

♦ индекс роста цен на потребляемые материальные ценности;

♦ индекс роста расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды;

♦ индекс изменения амортизационных отчислений, связанных с переоценкой основных фондов;

♦ индекс роста прочих затрат.

4. Расчет прибыли исходя из целей хозяйствования, инфляции, базовых показателей.

4.Маржинальный метод планирования прибыли

Этот метод основан на использовании показателей маржинальной прибыли (GM), удельной маржинальной прибыли (GMgm ), коэффициента маржинальной прибыли (KGM ):

 
 
Расчет прибыли от продаж: П = ΣGMпр – F или П = GM – F . Расчет прибыли до налогообложения: Пн/о = П + (ВД – ВР)., где ВД и ВР- внереализационные доходы и расходы  

 


При необходимости финансового планирования исходя из целевой чистой прибыли прибыль до налогообложения рассчитывается обратным методом. Вначале определяется необходимый размер чистой прибыли, обеспечивающий реализацию программы развития предприятия, удовлетворения интересов акционеров, мотивацию успешной деятельности работников и т.д.

 
 
Пн/о = NP/(1 – N ) +/ – отложенные налоговые активы (обязательства), где NP – чистая прибыль; N – ставка налога на прибыль.

 


Таблица 3.3. -Факторы роста прибыли

Факторы Пояснения
1. Объем продаж При высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции рост объема реализации приведет к еще большему росту прибыли за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции.
2. Рост цен В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора.
3. Снижение себестоимости Управление затратами с целью их снижения описано в соответствующей главе учебника
4. Обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции. Прибыль в рыночной экономике - движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции "жизненного цикла" продукции

Добавочный капитал

 

Наряду с уставным капиталом к собственному относится также добавочный капитал

 
 
Добавочный капитал включает в себя сумму прироста стоимости имущества при переоценке, эмиссионный доход, курсовые разницы в случае, когда задолженность по взносам в уставный капитал выражена в иностранной валюте.

 

 


Добавочный капитал образуется у организации в результате:

• прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки (Д 01 - К 83, Д 83 - К 02);

• продажи акций по цене, превышающей их номинальную стоимость, на сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью (Д 75 - К 83). Разница может возникать как при учреждении АО, так и при последующем увеличении уставного капитала.

ПБУ 6/01 разрешает коммерческим организациям на начало отчетного года переоценивать группы однородных объектов основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам, при этом следует помнить, что для целей налогообложения прибыли с 01.01.2003 г. переоценка не учитывается.

На добавочный капитал (в эмиссионный доход) предприятия, созданные в форме акционерных обществ, зачисляют при формировании уставного капитала (при учреждении общества; при увеличении уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций или повышения номинальной стоимости акций) сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной при реализации их по цене, превышающей номинальную стоимость. Курсовые разницы возникают в связи с формированием уставного капитала и представляют собой разность между рублевой оценкой задолженности учредителя по его вкладу в уставный капитал на дату поступления и дату подписания учредительных документов.

Использование добавочного капитала: 1) увеличения уставного капитала; 2) распределения части суммы между учредителями организации; 3) погашения сумм снижения стоимости основных средств по результатам переоценки.


Использование добавочного капитала может иметь место в следующих случаях:

♦ переоценка основных средств, если ранее проводилась дооценка и ее результаты нашли отражение на счете добавочного капитала;

♦ выбытия основных средств, если результаты их дооценки отражены на счете добавочного капитала;

♦ размещения дополнительных акций акционерного общества путем распределения их среди акционеров этого общества;

♦ размещения акций при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения или преобразования;

♦ выплаты доли участнику общества с ограниченной ответственностью при его выходе из этого общества в случае превышения действительной стоимости доли над ее номинальной стоимостью.

Добавочный капитал организации при уменьшении отражается в учете организации:

• при погашении суммы снижения стоимости внеоборотных активов, выявившейся по результатам переоценки (Д 83 - К 01);

• при направлении средств на увеличение уставного капитала (Д 83-К 80);

• распределения сумм между учредителями организации (Д 82 - К 75).

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.