Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Порядок проведения сертификации средств измерений.





Постановление от 26 июня 1995 года № 608 устанавливает общие принципы организации систем сертификации средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, всеми ведомствами Российской Федерации, наделенными законом правом проводить подобную сертификацию.

Статьи постановления определяют: участников системы сертификации средств защиты информации; их права и обязанности; схемы проведения сертификационных испытаний; порядок выдачи, приостановления и аннулирования сертификатов; порядок оплаты услуг по сертификации; порядок контроля за качеством сертифицированных изделий; ответственность сторон за выполнение ими своих обязательств в системе сертификации.

Сертификацияэто процесс, осуществляемый в отношении такой категории, как “изделие” (товар, средство), когда в результате выполнения комплекса мероприятий, определенных правилами и порядком ее проведения, устанавливается, удостоверяется или подтверждается качество изделия. Таким образом, сертификация есть деятельность некоторой третьей стороны, независимой от изготовителя (продавца) и потребителя продукции или услуг, по подтверждению соответствия этих продукции или услуг установленным требованиям.

Сертификация средств защиты информации осуществляется Гостехкомиссией России и ФАПСИ. При этом сертификация средств, отнесенных к компетенции ФАПСИ, определяется “Системой сертификации” средств криптографической защиты информации (СКЗИ)” РОСС.RU.0001.030001.

Данный документ представляет собой нормативный акт, который включает в себя положения и нормы, определяющие правила и общий порядок проведения сертификации в рассматриваемой предметной области. Он базируется на Законе Российской федерации “О сертификации продукции и услуг”, иных нормативных актах, утвержденных Госстандартом России, и соответствует вытекающим из них требованиям к порядку, схеме проведения, а также организационной структуре систем сертификации. Тем самым учитываются сложившиеся к настоящему времени международные правила организации и проведения работ по сертификации продукции. Кроме того, в нем учтены и обобщены особенности и накопленный многолетний опыт работы в области защиты информации, оценки качества разрабатываемых и производимых средств защиты.



Порядок проведения сертификации средств защиты информации основан на следующих принципах.

1. Обязательность сертификации изделий, обеспечивающих защиту государственной тайны или подлежащих сертификации в соответствии с нормативными актами Российской Федерации. В настоящее время такое требование установлено для средств защиты информации в системах электронного документооборота, используемых для обмена с Центральным Банком России, а также для средств и систем государственных предприятий или предприятий, на которых размещен государственный заказ.

2. На сертификацию принимаются изделия только от заявителей, имеющих лицензию на соответствующие виды деятельности. Оформление установленным порядком права на осуществление деятельности в области защиты информации является первичным. Разрабатывать алгоритмы и средства защиты на их базе как продукцию, товар, предлагаемый на рынок, могут только предприятия, имеющие лицензию. В различных публикациях специалисты неоднократно указывали, что сами по себе даже высоконадежные средства защиты, в том числе криптографические алгоритмы или отдельные блоки и модули (аппаратные, аппаратно-программные и программные), реализующие часть процесса защиты, не могут обеспечить требуемый уровень защиты информации в комплексе. Например, без реализации специальных мер эти средства могут быть просто обойдены или необходимая информация может быть получена за счет побочных электромагнитных излучений и наводок. Для систем и комплексов, включающих совокупность явно различимых как самостоятельные изделия функционально и конструктивно законченных элементов, возможно оформление сертификата на каждый из них.

3. Процедура сертификации осуществляется в отношении только технических средств или технической части системы защиты с учетом условий их эксплуатации.

4. Двухступенчатость процесса сертификации при независимости организаций, проводящих экспертизу и сертификационные испытания: сертификация средств защиты информации осуществляется Центральным органом по сертификации, а испытания проводятся в аккредитованных испытательных центрах (лабораториях).

5. Дифференцированность подхода к уровню защиты различных видов
информации.

6. Обязательность использования криптографических алгоритмов, являющихся стандартами или ранее рекомендованных либо разработанных ФАПСИ.

Специально подчеркнем, что факт одобрения ФАПСИ алгоритма до его технической реализации является одним из основных требований к представляемым на сертификацию изделиям криптозащиты. Это одобрение может быть осуществлено путем утверждения алгоритма: в качестве государственного стандарта; Правительством Российской Федерации; ФАПСИ. Следовательно, изделия, созданные на базе собственных оригинальных алгоритмов, ранее не представлявшихся в ФАПСИ, а также изделия, реализующие алгоритмы иностранной разработки или импортные шифровальные средства, на сертификацию не принимаются.

В зависимости от полноты реализуемой защиты для системы конфиденциального электронного документооборота устанавливаются три уровня обеспечения безопасности (сертификации):

· уровень “А” – сертификат выдается на систему защиты в целом и подтверждает соответствие реализации средств шифрования заданным криптографическим алгоритмам, комплексное выполнение требований ФАПСИ к шифровальным средствам с учетом их программного окружения, наличие защищенной (без недокументированных возможностей) аппаратно-программной среды;

· уровень “В” – сертификат выдается на систему защиты, включающую шифровальные средства и их программное окружение, и подтверждает соответствие реализации средств шифрования заданным криптографическим алгоритмам и требованиям ФАПСИ, выполнение требований ФАПСИ к программному окружению шифровальных средств;

· уровень “С” – сертификат выдается только на шифровальные средства и подтверждает соответствие реализации средств шифрования заданным криптографическим алгоритмам и требованиям.

7. Принятие Центральным органом по сертификации и испытательными центрами (лабораториями) ответственности за выполнение возложенных на них функций в соответствии с действующим законодательством и договорными обязательствами.

8. Сертификационные испытания средств защиты информации могут осуществляться только аккредитованными испытательными сертификационными центрами. Действительное соответствие изделия государственным стандартам и гарантию удовлетворения требований по безопасности удостоверяет только сертификат Гостехкомиссии или ФАПСИ.

9. Принятие и неуклонное соблюдение заявителем правил, установленных в системе сертификации.

Задачи Международного бюро мер и весов, международной организации законодательной метрологии.

На современном этапе ускорение процесса развития более тесных международных научно-технических и торгово-экономических связей становится все более очевидным. При этом роль источника, подтверждающего достоверность информации о параметрах и характеристиках продукции, а также научных исследований, проведенных в странах мира и представляющих взаимный интерес, по праву остается за достоверностью и сопоставимостью измерений.

Важным элементом в борьбе за устранение технических барьеров в международной торговле и промышленном сотрудничестве является обеспечение единства измерений и развитие международного согласования требований к методам измерений и техническим характеристикам измерительных приборов. Все перечисленные доводы способствуют вступлению различных стран в международные метрологические организации.

В 1955 году была создана Международная Организация Законодательной Метрологии (МОЗМ), объединяющая сегодня более 80 стран мира. Среди основных целей и задач этой межправительственной организации - установление взаимного доверия к результатам измерений технических характеристик сырья, полуфабрикатов и промышленной продукции, получаемых в каждой отдельной стране-участнице МОЗМ.

В компетенцию высшего органа МОЗМ - Международной конференции законодательной метрологии - входит решение вопросов по финансированию общих направлений деятельности и утверждение Международных рекомендаций, принятых Международным Комитетом Законодательной метрологии (МКЗМ).

Международный Комитет Законодательнойметрологииработает над решением следующих задач:

§ представляет основную техническую программу МОЗМ;

§ определяет приоритетные направления;

§ рассматривает предложения стран-участниц по разработке Международных рекомендаций;

§ организует и координирует деятельность технических комитетов и подкомитетов;

§ осуществляет контроль деятельности технических комитетов;

§ занимается рассмотрением спорных вопросов, возникающих между станами-членами (МОЗМ).

Каждая из стран-участниц МОЗМ направляет своего представителя для участия в работе комитета. Представители избирают президента и двух вице-президентов. Заседания МКЗМ проходят не реже одного раза в два года.

Технические комитеты по направленности деятельности можно разделить на три группы:

§ рассматривающие общие вопросы метрологии;

§ занимающиеся отдельными видами измерений;

§ решающие вопросы метрологического обеспечения областей.

Международная Организация Законодательной Метрологии имеет тесные контакты с международными техническими организациями и обществами по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссией (МЭК). МОЗМ осуществляет сотрудничество и с другой межправительственной организацией по метрологии -Международным бюро мер и весов (МБМВ).

Обмен информацией и опытом между всеми этими международными организациями, занимающимися вопросами метрологии, направлен на то, чтобы избежать дублирования в работе.

Представляет Российскую Федерацию в Международной Организации Законодательной Метрологии Госстандарт России. Россия курирует деятельность комитетов, осуществляющих разработку общих вопросов метрологии, а также конкретных видов измерений. Наша страна в МОЗМ занимает активную позицию.

Отечественные нормативно-технические документы в подавляющем большинстве согласованы с Международными рекомендациями и Международными требованиями нормативной документации, что в свою очередь позволит российским предприятиям, эксплуатирующим и производящим средства измерений, быстрее войти в международную систему сертификации МОЗМ.

Международная организация мер и весов (МОМВ),созданная в 1875 году решением Метрической конвенции (17 стран, включая Россию), в настоящее время является наиболее старейшей и представительной международной организацией.

Ее высший орган - Генеральная конвенция по мерам и весам, собирающая не реже одного раза в четыре года представителей стран-участниц. Сегодня членами Метрической конвенции являются 47 стран мира.

В 1988 году создана Общеевропейская метрологическая организация (ЕВРОМЕТ), которая занимается решением следующих вопросов:

§ разработка национальных эталонов единиц измерений и их исследование;

§ организация исследований в области разработки первичных эталонов;

§ развитие поверочных служб на высшем метрологическом уровне.

Следует отметить несколько обособленное положение в международной метрологической системе таких организаций, как ИСО, МЭК и МКО. Формально они не относятся к метрологическим, хотя и разрабатывают стандарты и дают рекомендации по метрологической терминологии и методикам выполнения измерений при испытаниях продукции, по установлению измерительных шкал.

В свое время в рамках сотрудничества стран-членов бывшего Совета Экономической Взаимопомощи был накоплен большой положительный опыт, создан значительный научно-технический потенциал, расширена и укреплена интеграция в метрологической деятельности. Поиск новых форм и методов многостороннего сотрудничества в области метрологии был реализован в подписанном в 1991 году в Варшаве Меморандуме о создании Организации сотрудничества государственных метрологических учреждений стран Центральной и Восточной Европы (КООМЕТ). Эта международная организация открыта для вступления метрологических учреждений стран других регионов на правах ассоциированных членов.

Среди целей КООМЕТ назовем главные:

- помощь эффективному решению задач единообразия мер, единства и необходимой точности измерений;

§ помощь в устранении препятствий технического характера и содействие развитию сотрудничества в области народного хозяйства;

§ помощь в работе по сближению и координации деятельности метрологических служб европейских стран.

Россия представлена в Организации сотрудничества государственных метрологических учреждений стран Центральной и Восточной Европы Госстандартом РФ. Ведение Национального Секретариата России в КООМЕТ осуществляет ВНИИ метрологической службы.

Организационная структура КООМЕТ во много сходна со структурой международных метрологических организаций стран Западной Европы.

В заключении отметим, что большое место в деятельности КООМЕТ занимает взаимодействие с международными метрологическими организациями, а также другими организациями, имеющими отношение к метрологии. Осуществление этого взаимодействия является важнейшей задачей этой международной организации.

В настоящее время в КООМЕТ представлены метрологические учреждения и организации Болгарии, Германии, Республики Куба, Польши, России, Румынии, Чехии, Словакии. В стадии решения - вопрос о вступлении Венгрии, Монголии и Югославии.

 

Схема передачи единиц средствам измерений.

 

Рис. 1.4. Структура передачи размеров единиц физических величин

 

На рис. 1.4 показана метрологическая последовательность передачи размеров единиц физических величин от первичного эталона рабочим, от рабочих эталонов — рабочим мерам и изме­рительным приборам (рабочим средствам измерений).

Совокупность всех перечисленных эталонов образует эта­лонную базу Российской Федерации.

 

Рабочие средства – применяют для измерений, не связанных с передачей размера единиц.

Не разрешается применять рабочие средства измерения для проведения поверочных работ, точно также запрещается использование образцовых средств для измерений, не связанных с поверкой.

 

Первичный эталон — эталон, обеспечивающий воспроизве­дение единицы с наивысшей в стране точностью. Первичные эта­лоны — уникальные средства измерений, часто представляющие собой сложнейшие измерительные комплексы. Они составляют основу государственной системы обеспечения единства измере­ний и могут быть специальным, государственным, национальным и международным.

Специальный эталон обеспечивает воспроизведение едини­цы в особых условиях и заменяет для них первичный эталон. Он

служит для воспроизведения единицы физической величины в условиях, когда первичный эталон нельзя использовать, и прямая передача размера единицы от первичного эталона с требуемой точностью технически неосуществима (например, на сверхвысо­ких частотах).

Первичные и специальные эталоны являются исходными для страны, их утверждают в качестве государственных.

Государственный — первичный (или специальный) эталон, признанный решением уполномоченного Государственного орга­на в качестве исходного на территории государства. Госу­дарственные эталоны создают, хранят и применяют центральные метрологические научные институты страны.

Национальный — эталон, признанный официальным реше­нием в качестве исходного для страны.

Международный — эталон, принятый по международному соглашению в качестве международной основы для согласования с ним размеров единиц, воспроизводимых и хранимых нацио­нальными эталонами.

Вторичный эталон — эталон, значение которого устанавли­вают по первичному эталону. Вторичные эталоны являются ча­стью подчиненных средств хранения единиц и передачи их размеров, создаются в тех случаях, когда это необходимо для ор­ганизации поверочных работ, а также для обеспечения сохранно­сти и наименьшего износа государственного эталона. По назначению вторичные эталоны делят на эталоны-свидетели, эта­лоны-копии, эталоны сравнения и рабочие эталоны.

Эталон-свидетель служит для проверки сохранности и не­изменности государственного эталона и замены его в случае пор­чи или утраты. В настоящее время только эталон килограмма имеет эталон-свидетель.

Эталон-копия предназначен для передачи размера едини­цы рабочим эталонам. Его создают в случае необходимости про­ведения большого числа поверочных работ с целью предохранения первичного или специального эталона от преждевременного изно­са. Эталон-копия представляет собой копию государственного эталона только по метрологическому назначению.

Эталон сравнения применяют для взаимного сличения эта­лонов, которые по тем или иным причинам нельзя непосредственно сравнивать друг с другом (например, международные сличения эталонов).

Рабочие эталоны предназначены для поверки образцовых и наиболее точных рабочих средств измерений. Рабочие эталоны применяют во многих территориальных метрологических цен­трах. Передача размеров единиц физических величин от эталонов рабочим мерам и измерительным приборам осуществляется с по­мощью рабочих эталонов (до недавнего времени в Российской Федерации вместо термина «рабочие эталоны» использовали по­нятие «образцовые средства измерений», которое в других стра­нах не применяют).

Рабочие эталоны при необходимости подразделяют на 1 -, 2-й и последующие разряды, определяющие порядок их соподчине­ния в соответствии с поверочной схемой. Различным видам из­мерений, исходя из требований практики, устанавливают различное число разрядов рабочих эталонов, определяемых со­ответствующими стандартами на поверочные схемы для данно­го вида измерений.

 

Поверочные схема.

Обеспечение правильной передачи размера единиц физических величин во всех звеньях метрологи­ческой цепи осуществляется посредством поверочных схем.

Поверочная схема — нормативный документ, который уста­навливает соподчинение средств измерений, участвующих в пе­редаче размера единицы от эталона к рабочим средствам измерений с указанием методов и погрешности, и который ут­вержден в установленном порядке. Поверочные схемы делят на государственные, ведомственные и локальные.

Государственная поверочная схема распространяется на все средства измерений данной физической величины, имеющиеся в стране.

Ведомственная поверочная схема распространяется на сред­ства измерений данной физической величины, подлежащие ве­домственной поверке.

Локальная поверочная схема распространяется на средства измерений данной физической величины, подлежащие поверке в отдельном органе метрологической службы.

Государственную поверочную схему разрабатывают в виде государственного стандарта, состоящего из чертежа поверочной схемы и текстовой части, содержащей пояснения к чертежу. Ве­домственную и локальную поверочные схемы оформляют в виде соответствующего чертежа. Ведомственные поверочные схемы не должны противоречить государственным поверочным схемам. Поверочная схема устанавливает передачу размера единиц одной или нескольких взаимосвязанных величин. Она должна включать не менее двух ступеней передачи размера. На чертежах повероч­ной схемы должны быть указаны:

• наименования средств измерений и методов поверки;

• номинальные значения физических величин или их диапазоны;

• допускаемые значения погрешностей средств измерений;

• допускаемые значения погрешностей методов поверки.

Правила расчета параметров поверочных схем и оформления их чертежей приведены в соответствующих документах.

Чертежи поверочной схемы состоят из полей, расположен­ных друг под другом, и имеют такие наименования: «Эталоны», «Образцовые средства измерений п-го разряда», «Рабочие средст­ва измерений». Упрощенная структура чертежа поверочной схе­мы представлена на рис. 1.5.

Методы поверки (градуировки) средства измерений (СИ), указываемые в поверочной схеме, делят на прямые или косвен­ные измерения, непосредственные (с масштабным преобразова­телем или без него), сличение при помощи средств сравнения (например, компаратора). Наименования СИ заключают в прямо­угольники, а методов поверки — в горизонтальные овалы, передачу размеров единиц «сверху вниз» изображают сплошными линиями, соединяющими объекты поверки с соответствующими средствами, откуда передается размер единицы.

Рис. 1.5. Упрощенная структура чертежа поверочной схемы









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.