Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Нормативно-правовая подсистема





 

Методологические подходы и ключевые понятия, отражающие неразрывность управления и права

 

Мораль право закон (как инструмент политики): содержание и соотношение понятий • Право как система • Нормы права, их признаки, классификация • Система права система законодательства: соотношение понятий

 

Известно, что важнейшим инструментом социального управляющего воздействия являются нормы — общеобязательная модель, правило поведения. Во всем многообразии установленных обществом предписаний наибольшим регулятивным свойством обладают нормы моральные, правовые, политические. Отсюда и возникает потребность соотнести понятия и явления в системе «мораль — право — политика».

 

Мораль, право, закон

Мораль можно рассматривать как совокупность норм и принципов, созданных обществом в историческом процессе, регулирующих отношения человека к обществу и другим личностям с точки зрения идеалов добра и зла, должного, справедливого и т.п.

Право — система правил (норм, принципов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством как мера свободы поведения личности.

Можно сказать, что право — это система моральных норм, взятых государством под свою охрану и гарантию. Становление права обусловлено потребностью упорядочить повседневные процессы производства, распределения, обмена, присвоения продуктов, придать им формально-легитимное значение, установить в обществе единые для всех порядки. На природу и сущность права оказывают влияние господствующая идеология, исторические традиции и национальные особенности страны, экономический строй общества, характер социальных отношений.



Между данными социальными регуляторами есть общие признаки:

1) у них единый объект управления — общественные отношения;

2) оба действуют с помощью стимулов и ограничения;

3) и тот и другой исходят в конечном счете от общества, т.е. у них единый субъект формирования, источник.

В то же время между правом и моралью существуют и весьма существенные различия, которые можно провести по следующим признакам:

1) по происхождению, ибо нормы морали возникли раньше норм права и имеют более древние корни;

2) по форме выражения, ибо нормы нравственности не фиксируются в специальных актах, а «живут» в сознании людей, в то время как нормы права закрепляются государственными органами в специальных нормативных актах и образуют единую систему;

3) по времени действия, ибо если нормы права вводятся в действие официально и вступают в силу в точно установленное время, то нормы нравственности распространяются постепенно, по мере их усвоения общественным мнением;

4) по сфере действия, ибо есть такие отношения, которые право урегулировать просто не в состоянии и которые упорядочиваются только моралью (например, отношения дружбы, товарищества, любви и т.д.);

5) по способу обеспечения, ибо если нормы нравственности обеспечиваются силой общественного мнения (одобрение, осуждение), то нормы права — силой государственного влияния и юридическими санкциями: поощрением, наказанием;

6) по отношению к человеку право в целом можно рассматривать как дозволение, возможность, стимул, а мораль — в качестве обязанности — как долженствование, ограничение. В отношении правового государства различия между этими регуляторами следующие: право, создавая режим благоприятствования для гражданина, ограничивает политическую власть, а мораль ограничивает власть отдельного человека, его инстинкты и пороки.

Мораль содержит, разумеется, и стимулирующее начало (сеять разумное, доброе, вечное), но не оно играет главную роль. Мораль направлена не на развитие, что является призванием стимула, а прежде всего на сохранность, специфическое позитивное консервирование устоев, тех общественных отношений, в которых заинтересовано общество. Поэтому нельзя преувеличивать нравственные стимулирующие возможности.

Слабость нравственных норм дает о себе знать сегодня. Думается, не случайно провозглашенный принцип «дозволено все, что не запрещено законом» не может полноценно осуществляться и занять достойное место в нашей жизнедеятельности. Причина этого заключается, прежде всего, в том, что у этого принципа нет нравственного фундамента. Законопослушное поведение в основе своей имеет нравственные качества — честность, порядочность и т.п. Но если в обществе мораль не выполняет должную роль регулятора общественных отношений, особую значимость приобретают право и закон.

Право и закон. В научной литературе есть несколько подходов (направлений) к объяснению этих дефиниций, чем каждый из основных подходов к пониманию права и закона может быть полезен управленцу.

Не одно поколение юристов в нашей стране было воспитано на позитивистском (т.е. созданном «сверху») понимании права, в основе которого лежит представление о праве как системе норм (правил, моделей поведения), изданных государством и поддерживаемых его принудительной силой. В последнее время оно подвергается серьезной критике со стороны социологического и естественно-правового (нравственного) направлений.

Позитивистское понимание права в качестве главных, определяющих признаков права выделяет:

• классово-волевой (императив определенного класса) характер права;

• его нормативно-общеобязательный характер;

• его государственно-регулятивный (публичный) характер.

Итак, государство берет на себя роль инициатора норм, регулятора на их основе общественных отношений и процессов, охранителя норм. Не отрицая сушностно-содержательную значимость этих признаков права, отметим, что к издержкам позитивистского понимания права следует отнести то, что правовые явления представляются сверху в свете должного, а это должное не всегда соответствует реальным общественным потребностям, процессам, отношениям. И тогда возникает неизбежный разрыв между правом, закрепленным в законе, и его реальным осуществлением. Разрыв, который зачастую заполняется декларациями, лозунгами, обещаниями, призывами, вызывающими у правоприменителей и граждан сомнения в возможностях и социальной ценности права-закона вообще.

Социологическое направление обращается к «сущему» — реальным общественным отношениям и главным, определяющим признаком права выделяет его генетическое и функциональное соответствие (связь) общественным отношениям. Социологический подход позволяет законо(нормо)дателю понять тенденции и закономерности развития общественных отношений, «сигнализирует» об их правовом характере. Право начинает складываться из взаимосвязи и взаимодействия естественно рождающихся и устойчиво повторяющихся общественных отношений (правовых по своей сути) и творческих усилий законодателя, а также судебной и административной практики и конкретных указаний правомочных должностных лиц. Конечно, необходимо признать, что закон обладает огромным правотворческим потенциалом, но он не всемогущ. В силах законо(нормо)дателя только закрепить существующие реальности, в лучшем случае дать возможность взрасти росткам нового, желаемого, но ввести что-либо, учредить он не в состоянии.

Сторонниками естественно-правовой школы право рассматривается как специфическое субъективное отражение объективной реальности, когда правовые явления, проходя через психику индивида, оцениваются. То же самое происходит на всех уровнях общественного сознания. Правовые оценки и нормы становятся мысленными моделями поведения. Неслучайно в обыденный и профессиональный язык вошло выражение «буква и дух» закона, причем они могут противопоставляться друг другу. Иными словами, право живет в сознании, вне его не существует. Явно недостаточно, чтобы о законе знали юристы и специалисты в своих областях, закон должен быть запечатлен в массовом сознании. Заслуживает внимание тот факт, что нравственное понимание права по традиции, идущей от Дж. Локка и других представителей естественного права, акцентируется на юридическом равенстве, обеспечении прав и свобод личности. Сегодня это закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в России 22 ноября 1991 г., Конституции РФ. Права и свободы, честь и достоинство человека утверждаются как высшая ценность общества и государства, признаются принадлежащими человеку от рождения.

С социологической и естественно-правовой концепциями связана актуальная проблема о соотношении права и закона. Когда нормативное закрепление получает несправедливая идея, то законом она становится, а правом — нет. Такое правопонимание восходит еще к концепции Цицерона, согласно которой законы государства должны соответствовать требованиям естественного права (Цицерон. Диалоги. — М.,1966. — С. 113). Различие права (jus) и закона (lex) было в основе споров между легистами и конфуцианцами. Право напрямую связано с праведным, добрым, справедливым, должным, с удовлетворением естественных потребностей и реализацией актуальных интересов человека. Закон в принципе сочетает два взаимоопределяющих момента: момент права, справедливости и момент политической силы. Сущностные изменения законодательства связаны с изменениями соотношения этих двух составляющих.

Итак, теоретически право и закон — не тождественны, а на практике различия еще глубже, чем в логической конструкции, в теории. У юристов появился термин «правозаконность» (проф. С.С. Алексеев) как попытка их сблизить, как ориентир на то, чтобы создавать нормы, законы справедливые, совпадающие с правом, понятные всем (или большинству) в обществе, разделяемые всеми, легитимные. Если закон не поддерживается народом, он остается только юридической нормой (de-jure), а не фактической нормой поведения и отношения людей — (de-facto).

Вместе с тем, нельзя право противопоставлять закону, ибо любая правовая (справедливая) идея является субъективной конструкцией. Нельзя призывать людей следовать этой идее, а тем более управленцу руководствоваться ею, пока идея не овладела массами и не приняла форму принятого государственными органами закона. В противном случае в обществе будет анархия, а не правозаконность. С помощью закона реализуется государственная политика.

Закон — политико-правовой, нормативный акт высшей юридической силы в государстве, принятый в установленном конституцией порядке, как правило, представительными, законодательными органами государственной власти. Законы составляют основу нормативной системы общества, обеспечиваются проведением в жизнь государственным аппаратом и защищаются судебной властью. В государстве любые нормативные и индивидуальные административные и судебные акты должны приниматься на основе и в соответствии с законом. В то же время сами законы призваны исходить из принципов социальной справедливости, гуманности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Соблюдение законов формирует в обществе состояние законности.

Возникает тесно связанная с этим проблема соотношения права и политики государства (как института власти), первичности и верховенства одного из этих социальных институтов.

В истории известны три модели этого соотношения: тоталитарная — государство выше права и им не связано; либеральная — право выше государства; и прагматическая — государство создает право, но связано им.

Если тоталитарная модель нашла воплощение в практике целого ряда государств, то либеральная существует пока только в теоретической конструкции, выражает более желаемое, чем действительное. Ближе к реальности третья модель — прагматическая — с ее формулой: право создается государством, но государство связано правом. Первую часть формулы не следует, видимо, толковать упрощенно. Если исходить из признания Права как системы правосознания и правоприменения, то, разумеется, государство не создает правосознание (идеологию), хотя и влияет на нее непосредственно и в большей части правовых отношений. Но оно создает центральное «ядро» права, а именно: юридические нормы, без которых не существует право вообще.

Далее надо принять во внимание, что процесс создания правовых норм, как правило, проходит длинный путь. Он начинается с возникновения объективных общественных отношений, закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через различные институты гражданского общества и государства и реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих правовым нормам формах.

Особая значимость заключена во второй части формулы, из чего следует, что правовые акты обязательны для всех: не только для граждан и их объединений, но также для органов самого государства и их должностных лиц. Государство не вправе нарушить им же изданный закон, не говоря уж о конституции как волеизъявлении народа. Этим и обеспечивается связанность государства и права. И любые отступления от конституции и закона в центре и на местах нельзя оправдать никакими ссылками на политическую целесообразность или юридический формализм закона.

Прагматическая модель не только ближе, чем две другие, к нашим реалиям, но может воплотиться в конституционный каркас правового государства. Необходимо только твердо отстаивать единство духа и буквы закона.

Остановимся на определении понятий. Есть развернутые и краткие определения права.

 

Право как система

 

В самом общем виде право можно представить как особым образом сознаваемые общественные отношения, которые находят свое выражение в правовых нормах. Иными словами, право — это правоотношения, которые отражены в правосознании и закреплены в юридических нормах.

Таким образом, право как система включает в себя сущностные компоненты, представленные на рис. 18.1.

Каждый из четырех компонентов является в свою очередь сложной системой со своими системообразующими элементами и их логическими внутренними структурными связями. Рассмотрим каждую из составляющих правовой системы.

Рис. 18.1. Право как система

 

Субъекты права — индивидуумы, физические или юридические лица, а также организации, которые в соответствии с законодательством могут выступать в качестве носителей субъективных прав и юридических обязанностей. Субъекты права — понятие юридическое, так как включает лишь тех участников социальных взаимоотношений, которые имеют специальные юридические признаки: внешнюю обособленность, персонификацию (наименование, выступление в качестве единого лица-персоны), способность вырабатывать и осуществлять индивидуализированную волю.

Все субъекты права условно делятся на три группы: физические лица, юридические лица, государственные органы (должностные лица). Субъектами административного права и процесса, например, являются:

• органы исполнительной власти всех уровней;

• органы управления организациями, предприятиями и учреждениями;

• должностные лица и служащие государственных организаций;

• граждане;

• другие органы госвласти, реализующие нормы административного права и вступающие во взаимоотношения с основными, своего рода первичными субъектами административного права;

• общественные объединения граждан, обладающие свойствами административно-правового статуса.

Субъекты права — необходимый элемент всяких правоотношений, но в разных отраслях права их положение имеет свою специфику. В последнее десятилетие в России появились новые субъекты права: частный предприниматель, частный нотариус, частный детектив и т.д. От того, насколько точно регламентирована законодательством их деятельность, зависит правильное, обоснованное и законное применение правовых предписаний.

Признавая гражданина основным субъектом права, государство определяет его правовой статус (положение по отношению к государству, другим лицам, объем прав и свобод, обязанности). Содержание понятия «субъект права» зависит от многих факторов и прежде всего от типа государства и формы правления. Так, в древнеримском государстве субъектами права считались только свободные люди (рабы определялись как instrumentum vocale — говорящее орудие), причем объем прав зависел от гражданства и пола. В феодальную эпоху объем прав зависел в первую очередь от принадлежности к тому или другому сословию. В эпоху буржуазно-демократических революций все граждане провозглашались равными независимо от пола, расы, социального происхождения. Однако и сегодня законодательство ряда стран знает определенное ущемление прав женщин, устанавливает определенные ограничения по партийно-профессиональным критериям. Во Франции, например, на родине демократических лозунгов и принципов, до 1938 г. женщина по своему правовому статусу приравнивалась к душевнобольным и несовершеннолетним. Правовой статус российских граждан определен Конституцией РФ (гл. 2), а также специальным законодательством, равно как и других субъектов права. Все равны перед законом и судом (ст. 19). Мера участия субъектов в правоотношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью. Государственная защита прав и свобод гарантируется Конституцией (ст.45 и др.). Запрещаются любые формы дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19). Содержание субъекта права раскрывается через понятия «правоспособность» и «дееспособность». Правоспособность — это способность лица быть носителем прав и обязанностей. Правоспособность физического лица в большинстве случаев возникает с момента рождения, но иногда связана с достижением определенного возраста, например, право вступать в брак, право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Правоспособность юридических лиц возникает на основаниях и в порядке, предусмотренном законом, с момента его образования. Дееспособность в отличие от правоспособности почти всегда возникает по достижении определенного возраста, предусмотренного законом. Это — способность физического лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему субъективные права и юридические обязанности. Вопрос о моменте наступления дееспособности физического лица решается по-разному в зависимости от отрасли права, с учетом предмета и метода регулирования. Так, в административных правоотношениях общая дееспособность наступает с 16 лет, а специальная — с 14; в гражданском праве предусмотрена частичная дееспособность в возрасте от 6 до 14 и от 14 до 18 лет. Лицо может быть ограничено в дееспособности только в судебном порядке и только на основаниях, предусмотренных законом. Известен гражданскому праву институт эмансипации, который предполагает приобретение полной дееспособности ранее достижения возраста, предусмотренного законом (18 лет), но не ранее 16 лет.

Из правоспособности вытекает другое понятие «деликтоспособность» как способность отвечать за совершенные правонарушения.

Правоотношения — одна из центральных категорий теории права, важнейший компонент системы права. Это объективные общественные отношения, которые развиваются для удовлетворения потребностей и интересов людей под воздействием и при урегулировании их нормами права. В обществе складываются различные виды отношений между людьми — экономические, политические, нравственные, религиозные, национальные и другие. Термин «правовые» применительно к отношениям подчеркивает юридический характер взаимоотношений, их участники наделены субъективными правами и юридическими обязанностями.

В системе права правоотношения выполняют три функции:

1) фиксируют круг субъектов, на которых в конкретной ситуации распространяется действие конкретных норм права;

2) индивидуализируют применительно к данным субъектам вид поведения, модель которого содержится в юридической норме, носящей общий (абстрактный) характер;

3) выступают условием приведения в действие, в случае необходимости, юридических средств защиты (обеспечения) субъективных прав и юридических обязанностей.

Различают так называемое материальное и юридическое содержание правоотношения. Материальное — то фактическое поведение, которое совершают участники правоотношения; юридическое — совокупность субъективных прав и обязанностей, сформулированных в нормах права в общем виде.

Субъективное право — это вид и мера дозволенного (управомоченного) поведения лица. Юридическая обязанность — это указанная в нормативном акте мера должного, необходимого поведения субъекта права.

Изучение, осмысление права как социального института, регулятора отношений — это особое направление в науке — правопознание, правопонимание. Практики, прежде всего управленцы, свою общественно значимую функцию, предназначенность должны видеть в формировании, развитии отношений людей и с людьми на основе права как норм и представлений о справедливости, правильности.

Реализация права (осуществление права) — это процесс превращения идеальных юридических моделей в практическую действительность, в существующую систему отношений. В реализации права задействованы многие факторы: привычки и сознание людей, заинтересованность субъектов права и деятельность должностных лиц, органов государства; добровольность исполнения закона и принудительные рычаги власти. Совокупность этих факторов дает характеристику конкретной реализации права. Существует многообразие видов реализации права и различный набор юридических средств его обеспечения.

Известно, что конечные цели права выходят за рамки его реализации. Реализация права осуществляется и заканчивается только в границах допускаемых законом действий. Пока норма не отменена в установленном порядке, реализующие ее субъекты не могут уклониться от совершения предписываемых действий. В этой связи несостоятельна полемика по поводу невыполнения требований законодательных актов, которые несут в себе элемент сомнений в их законности и целесообразности.

Правомерность выступает необходимым качеством правореализационного процесса. О реализации права можно говорить лишь там и тогда, где и когда налицо правомерный характер складывающихся правовых отношений, соответствующих режиму законности. Правомерность можно представить не только как конечный результат процесса претворения права в жизнь, но и как внутренне присущее качественное состояние правовых связей и отношений, выражающих юридическое содержание правового воздействия (регулирования).

В основу классификации видов реализации права можно взять критерий, под воздействием которого субъекты начинают действовать в соответствии с требованиями норм права — методы осуществления права. К таковым относятся: а) метод добровольного соблюдения и пользования гражданами, должностными лицами, учреждениями, организациями норм права; б) метод договорного соглашения, автономного решения вопросов субъектами права; в) метод государственно-властного предписания.

Исполнение права включает в себя активные действия субъектов права по выполнению возложенных на них актуальных обязанностей, в отличие от соблюдения (обеспечивается правомерным поведением сторон, в ходе которых реализуются многие запреты и предписания) предполагает возникновение и наличие конкретных правовых отношений, т.е. наличие не менее двух субъектов и установление между ними четкой правовой связи на основе предусмотренных в гипотезах норм права юридических фактов. Например, при вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей Конституционного Суда РФ — тем самым исполняется ст. 82 Конституции РФ

Использование права выражается в осуществлении возможностей, оставленных субъектам нормами-дозволениями, субъект сам властен избирать необходимый вариант поведения. Использование права складывается не иначе как в форме конкретных правовых отношений. При этом виде реализации права существуют конкретные или общие правоотношения, но отсутствует государственное вмешательство.

Применение как вид реализации права обычно понимается следующим образом: это осуществление в специально установленных законом формах властная, организующая деятельность компетентных государственных органов, общественных объединений, органов местного самоуправления и должностных лиц по принятию решений, предписаний и индивидуально-конкретному регулированию правовых отношений.

Характерная черта первых трех видов реализации права состоит в том, что они осуществляются самими участниками, субъектами прав и обязанностей. А при правонарушении возникает еще один субъект — властный орган, который как бы вступает в процесс реализации права, обеспечивает его, доводит до конца претворение юридических норм в жизнь.

Семантическое значение всех указанных терминов (соблюдение, использование, исполнение, применение) почти совпадает и они часто используются как тождественные, что свидетельствует о несовершенстве терминологического аппарата. Правда, в жизни все сложнее, чем в теории, и в «чистом» виде образцы осуществления правовых предписаний встречаются редко. Каждый субъект права и особенно правоприменитель находится в различных правовых связях. По отношению к закону — он его соблюдает, по отношению к государству — исполняет (использует), по отношению к правоприменяемому лицу — применяет. (Правоприменение как форма реализации права и вид административно-управленческой деятельности будет рассматриваться в последующих главах).

Итак, реализация права представляет собой совершение в известной последовательности, в сроки и в месте, предусмотренных нормами права, правомерных действий с применением соответствующих орудий и средств осуществления правовых предписаний — это объективная сторона процесса.

Субъективная сторона реализации права характеризует отношение субъекта к правовым требованиям и состояние его воли в момент совершения предписываемых действий.

Правоотношения — это особое социальное явление, источником своим оно имеет ценностно-идеологическую сферу. Люди всегда связывали право со стремлением к социальной правде, справедливости, правильности. Идет вечный поиск социальных ценностей, идеалов в рамках той или иной эпохи общества, культуры. Представления о праве и характер проявления их в отношениях людей — явление конкретно-историческое: правовые отношения, институты законодательства задаются направленностью и смыслом каждого нового этапа жизни социума. Отсюда следует признать, что изучение правосознания людей — важнейшая составляющая процесса правопонимания, реализации права, а правовое сознание и правовая культура — сущностный компонент системы права.

Правосознание как неизбежный спутник права — это совокупность представлений и чувств, выражающих отношения людей (индивидов, коллективов) к действительному и желаемому праву. Оно складывается из двух основных элементов: правовых знаний и теорий, а также правовых чувств, эмоций.

Можно без преувеличения утверждать, что правовое государство возможно тогда, когда человек с детства, еще на подсознательном уровне (что называется с молоком матери) будет впитывать правовые знания, в процессе образования усваивать максимы, постулаты, национальные и международные правовые установления, овладевать правовыми теориями. Правовые теории — это совокупность (синтез) знаний, идей, убеждений, понятий, доктрин, выражающая отношения людей к действующему и желаемому праву. Они как бы оценивают право, юридическую практику как правильную или ошибочную, относятся к правовой идеологии, которая в свою очередь выполняет ведущую роль в формировании правовых чувств и эмоций.

Правовые чувства (эмоции) — переживания, которые люди испытывают в связи с изданием (или неизданием) юридических норм, их реализацией, правонарушениями и др. Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или неудовольствия практикой применения закона, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушителям закона — все это относится к правовым эмоциям и составляют область правовой психологии.

По содержанию правосознание характеризуют как:

обыденное,, т.е. массовые представления людей, чувства, настроения по поводу права и законности. Они возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, жизненного опыта;

профессиональное, т.е. понятия, идеи, убеждения, традиции, складывающиеся у профессионалов — юристов, управленцев под влиянием правовой науки и практики (юридической, управленческой);

научное (правоведение), т.е. идеи, понятия, концепции, доктрины, выражающие теоретическое освоение права.

Особое значение в соблюдении законности имеет правосознание должностных лиц — профессиональное правосознание и правовое поведение государственных служащих, работников госаппарата. Они пользуются (в разной, конечно, мере) большими полномочиями в отношении граждан, решая жизненно важные для них вопросы и применяя (в случае необходимости) меры государственного принуждения. Профессиональное сознание связано с приобретением специальных правовых знаний, необходимых для четкого осуществления компетенции того или иного должностного лица. Глубокое изучение правовых норм, регулирующих определенную сферу служебной деятельности, правильное их понимание, убежденность в необходимости строгого соблюдения законности составляют главные черты профессионального правосознания. Нужно, чтобы отрасли науки, имеющие основополагающее значение для формирования правового государства и соответствующего ему аппарата — государствоведение и правоведение, политология и социология, психология и история, теория администрирования и коммуникации — практически участвовали в профессиональной подготовке государственных управленцев, муниципальных служащих. К сожалению, до сих пор доминирующую роль в госуправлении играют лица, имеющие техническое (не социально-гуманистическое) образование и технократическое сознание, для которых закон выглядит чем-то надуманным, излишним. В России без становления госслужбы как авторитетного и действенного социально-правового института не может быть правового государства.

Известно, что уровень правосознания определяет уровень правого поведения, в целом правовой культуры.

Правосознание человека становится элементом законопослушания и правовой культуры только тогда, когда опирается на убежденность в необходимости соблюдать нормы права. Лица, неоднократно совершающие правонарушения, а тем паче преступления, имеющие дело с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, как правило, неплохо знают отдельные его нормы, т.е. имеют в этой области довольно высокий уровень правосознания. Но убеждением в необходимости соблюдать закон они не обладают, а, следовательно, не обладают и правовой культурой. Правосознание, как и само право, — явление неоднозначное. В правосознании нашего общества нет полного единства. Отдельные люди и определенная часть общества не всегда одобрительно относятся к существующим или принимаемым юридическим нормам, демонстрируют свое негативное правосознание, или так называемый правовой нигилизм. Правосознание существует до, после права и параллельно с ним и является, во-первых, его источником, во-вторых, одним из обязательных инструментов реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения нормам права.

Правовое сознание материализуется в правовом поведении и правовой культуре.

Правовая культура — это глубокое знание и понимание права, высокосознательное использование его предписаний как осознанной необходимости и внутренней потребности.

Правовая культура предстает как сложная система, включающая не только социально-психологические элементы правосознания, но и юридически значимое поведение людей, высокий уровень правотворчества и совершенство законодательства, законность и эффективность юридической практики, четкость и ясность правовых предписаний и т.п. Другими словами, элементами правовой культуры являются правосознание народа, умение и навыки эффективного исполнения и использования права в социальной практике, в деятельности граждан и должностных лиц, их правовая активность.

Правовую культуру, как и правосознание, можно подразделить на правовую культуру общества, групповую и индивидуальную правовую культуру, а также профессиональную правовую культуру должностных лиц.

Право можно рассматривать и как системную совокупность социальных норм, правил общественной жизнедеятельности, поведения людей и отношений между ними, определяющих свободы, права и ответственность личности, создание и функционирование которых обеспечивается государственной властью в целях достижения стабильности и развития общества, государства.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.