Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Принципы организации власти в демократическом правовом государстве.





Структура власти.

Структурными компонентами власти являются:

Субъект власти воплощает активное направляющее начало власти, им может быть государство, государственный орган, политическая партия, элита общества, политические и общественные лидеры, главы государств, народ. Субъект определяет содержание властных отношений через приказ, распоряжение. В приказе предписывается определенное поведение объекта власти и указываются санкции (наказание) за невыполнение приказа.

Объект власти. Власть это двухстороннее, ассиметричное явление, взаимодействие субъекта и объекта власти. Власть не возможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то и власти нет. Объектами власти являются общество в целом, классы, социальные группы, индивиды.

Источники властиили первоисточники (начало власти) отвечают на вопрос откуда и почему исходит власть. Источниками власти могут быть:

− а) традиции, мифы, освящающие носителя власти (царь – наместник Бога на земле), традиции могут долгое время поддерживать верховную власть,

− б) авторитет, харизма, то есть исключительные личные качества носителя власти,

− в) категория силы (сила физическая, экономическая, военное могущество),

− г) воля субъекта власти подчинить себе окружающих людей, народы и т.д.

Ресурсы власти– это совокупность средств и методов, с помощью которых субъект власти поддерживает и реализует свою власть. В широком смысле, ресурсы это все то, что человек или группа могут использовать для влияния на других людей.Важнейшей причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти (денег, предметов потребления, силовых ресурсов и т.д.) Люди, не обладающие ресурсами, получают их в обмен на исполнение распоряжений обладателей ресурсов. Ресурсы могут использоваться для поощрения, убеждения, наказания объектов власти.



Классификации ресурсов власти.

Существует несколько классификаций ресурсов власти.

Некоторые ученые разделяют ресурсы на утилитарные, нормативные и принудительные.

Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными нуждами и интересами человека. Они могут использоваться как для поощрения (премии), так и для наказания (понижение в должности).

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир человека, они призваны убедить подчиняться. Это право, ценностные ориентации, нормы поведения.

Принудительные ресурсы. Ими обычно являются меры наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают утилитарные и нормативные ресурсы.

Весьма распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии с делением их по сферам жизнедеятельности.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для обеспечения жизнедеятельности (деньги, продукты питания, земли и т.д.)

Социальные ресурсы – это возможность повышения или понижения социального статуса (продвижение по службе).

Культурно-информационные ресурсы – знание и информация, а также средства их получения и распространения (наука, образование, СМИ и другие). Именно знания и информация становятся важнейшими ресурсами в ХХI веке.

Силовые ресурсы – это аппарат физического принуждения. В государстве их ядро составляют армия, полиция, спецслужбы, внутренние войска, суд, прокуратура.

Различные ресурсы власти применяются ее субъектами (прежде всего государством) обычно в комплексе.

 

Виды власти.

Власть может классифицироваться в соответствии с ресурсами, на которых она основывается:

− экономическая власть,

− социальная власть,

− духовно-информационная власть,

− принудительная власть,

− политическая власть.

В зависимости от функций органов власти она делится на:

− законодательную власть,

− исполнительную власть,

− судебную власть.

В зависимости от субъекта власть можно разделить на:

− государственную власть,

− партийную власть,

− профсоюзную власть,

− армейскую власть,

− семейную власть и другие.

По широте распространения выделяют:

− мегауровень – власть международных организаций (НАТО, ООН и другие),

− макроуровень – власть центральных органов государства (парламента, правительства, главы государства),

− мезоуровень – подчиненные центру органы власти и организации,

− микроуровень – власть в малых группах, власть на предприятиях, в учреждениях.

 

Государственная власть.

Государственная власть возникает одновременно с государством и является непременным атрибутом государства. Государственная власть есть политическое руководство обществом осуществляемое с помощью органов власти в интересах либо общества в целом, либо определенного класса, либо социальных групп.

Государственная власть есть продукт внутреннего развития общества. В период своего зарождения она была распылена между членами рода, каждый мог участвовать в процессе принятия решений. Позднее государственная власть стала персонифицированной (личной), то есть принадлежала вождям, старейшинам, царям, императорам. На современном этапе государственная власть является институциализированной, то есть опирается на институты государственной власти.

Государственная власть и органы государственной власти не одно и то же. Органы власти и должностные лица пользуются определенной суммой власти для исполнения функций государства.

Государственная власть обладает следующими признаками:

− официальный характер власти, регламентированный конституцией и законами,

− всеобъемлющий характер власти, то есть распространение власти на всю территорию и на все население государства (за исключением сотрудников дипломатического корпуса иностранных государств),

− общеобязательный характер решений, принимаемых органами государственной власти,

− структурированность государственного аппарата (наличие пирамиды власти и четкое распределение функций между органами власти),

− обладание рядом исключительных прав (издание законов, налогообложение, призыв на военную службу),

− наличие права на легитимное принуждение и использование спецслужб,

− наличие права разрешать, приостанавливать, запрещать проявление любой иной власти на своей территории.

Государственная власть в институциональном смысле – это система государственных органов и учреждений, которые реализуют функции государства.

В процессуальном значении – это целенаправленная управленческая деятельность всех государственных органов по организации и упорядочению общественной жизни, обеспечению развития общества и государства.

 

Принципы организации власти в демократическом правовом государстве.

Разделение властей. Смысл идеи разделения властей в предупреждении концентрации власти в одних руках и злоупотребления властью. Задача разделения властей в том, чтобы никакая ветвь власти не имела абсолютного перевеса. Для этого законодательно закрепляется система сдержек и противовесов. Современное содержание разделения властей включает:

− четкое распределение функций между органами государственной власти, их структурными подразделениями и должностными лицами,

− независимость в оперативной деятельности каждой ветви власти,

− обеспечение механизма взаимного уравновешивания всех ветвей власти и контроля друг друга,

− общественный контроль за всеми ветвями власти.

Верховенство закона и подчиненность праву означает, что все - начиная от органов государственной власти и должностных лиц и заканчивая простыми гражданами должны подчиняться закону.

Безличность государственной власти означает, что власть принадлежит институтам государства и права, а не конкретным лицам. Лица же наделенные властью в своей деятельности подчинены правовым нормам, они являются исполнителями предписаний, которые находятся в конституции, законах, кодексах.

Ограниченность, предельность влияния государственной власти на общество. Государство имеет влияние на общество в пределах и масштабах государственных функций.

Структурная целостность государственной власти. Наличие управленческой пирамиды с подчинением нижестоящих государственных органов вышестоящим органам и законам.

Опора на современные социальные технологии в деятельности государства. Социальные технологии выступают как интеллектуальный ресурс власти. Использование социальных технологий позволяет предсказывать социальные перемены, своевременно выявлять назревающие социальные конфликты и разрешать их и т.д.

 

Форма правления

Форма правления – это организация высших органов государства, порядок их образования и взаимодействия, степень участия граждан в формировании органов власти.

Монархия – это наследственная (иногда выборная), единоличная, пожизненная власть монарха. В своем развитии монархии прошли несколько этапов характерных как для России, так и для стран Западной Европы: сословно-представительная монархия – абсолютная монархия – конституционная монархия.

В современном мире монархия остается широко распространенной формой правления. В некоторых странах сохраняются абсолютные монархии (Саудовская Аравии, Оман, Катар и другие). В султанате Оман конституции и парламента нет. Правительство формируется королем и ответственно только перед ним. Министрами обычно являются родственники короля. В Катаре, Кувейте, ОАЭ конституции есть, но они дарованы народу монархами, и устанавливают, что вся власть принадлежит монарху. Парламенты в этих государствах законосовещательные, а не законодательные. Все их решения нуждаются в одобрении монарха.

 

Конституционные монархии делятся на два вида: парламентские и дуалистические. Для парламентской монархии (Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Япония) характерны следующие черты:

− монарх юридически является главой государства, но фактически обладает лишь представительскими функциями,

− парламент формирует правительство из своего состава (эта процедура поручается лидеру партии победившей на парламентских выборах),

− правительство в своей деятельности подотчетно парламенту, а не монарху,

− в ряде государств монарх обладает правом вето на законы принятые парламентом, но практически данное право не используется.

Особенностью дуалистической монархии(Иордания, Непал, Марокко) является то, что монарх является главой исполнительной власти. Правительство формируется монархом и ответственно только перед ним.

Республика – форма правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно народом, либо формируются общенациональным представительным учреждением (парламентом).

Характерными признаками республики является широкое участие населения в формировании органов государственной власти путем выборов, а также проведение референдумов – всенародных голосований по наиболее важным вопросам государственной жизни.

На сегодняшний день сложились три основные разновидности республик: парламентские, президентские и полупрезидентские (смешанные).

Парламентские республики получили широкое распространение в Западной Европе (Австрия, Германия, Италия, Португалия). Парламентская республика предусматривает приоритетную власть парламента: парламент формирует правительство из своего состава (главой правительства, как правило, становится лидер партии победившей на парламентских выборах); парламент может выразить недоверие правительству. В парламентских республиках президент обычно избирается либо парламентом (Греция. Турция), либо специальной коллегией, в состав которой входят помимо членов парламента представители земель (Германия). Президент выполняет в основном церемониальные представительские функции. Чтобы не допустить чрезмерной концентрации власти в руках парламента, конституция предусматривает механизм сдерживания и контроля со стороны президента. Президент имеет право роспуска парламента, основанием для этого служит ходатайство премьер-министра.

Президентская республика первоначально возникла в США и была законодательно закреплена конституцией 1787 года. Широкое распространение президентская республика получила в Латинской Америке (Бразилия, Мексика, Уругвай). Главной отличительной чертой президентской республики является то, что президент одновременно занимает пост и главы государства и главы правительства. Президента избирает весь народ, но есть и исключения – в США президент избирается коллегией выборщиков. Президент в президентской республике сам формирует правительство, которое подотчетно только ему. Парламент не вправе выносить вотум недоверия правительству. Президент обладает огромными полномочиями, но при этом не имеет права роспуска парламента. Парламент может ограничивать действия президента путем принятия бюджета. Иногда у парламента есть дополнительные каналы влияния на президента и исполнительную власть – в США это процедура импичмента (досрочного отстранения от должности высших должностных лиц, в том числе и президента). Таким образом, главной особенностью президентской республики является «жесткое» разделение властей.

Полупрезидентская (смешанная) республика сложилась во Франции, Польше, Болгарии, Финляндии, России, Белоруссии, Украине и других странах. Особенностями смешанной республики является то, что президента избирает народ, президент сам формирует правительство, правительство отчитывается в своей деятельности перед президентом. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим. Президент обладает правом отлагательного вето на законы принятые парламентом. Парламент вправе выражать недоверие правительству, но вопрос об отставке правительства решает единолично президент. Президент обладает важным правом роспуска парламента. Таким образом, для смешанных республик характерна широкая система сдержек и противовесов.

В современном мире выделяют еще одну разновидность республики – суперпрезидентскую. Такие республики характерны для некоторых стран Латинской Америки, а также Африки и Азии. Их появление связано с концентрацией в руках президента больших полномочий. В Заире, Тунисе главы государств были провозглашены пожизненными президентами.









Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.