Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Международная миграция населения





В конце 2006г. население США достигло уровня 300 млн. человек. Благодаря международной миграции этот показатель увеличился на 50% с 1967г., когда он составлял 200 млн. При сохранении текущего притока иммигрантов примерно через 35 лет население США достигнет 400 млн. человек. С учетом нелегальной миграции, составляющей сейчас, по разным оценкам, порядка 11,5 млн. человек в год, новый порог населения в 400 млн. в Соединенных Штатах может быть достигнут в два раза быстрее, чем уве­личение населения с 200 до 300 млн. человек.

Основными экономическими факторами, раскрываю­щими сущность понятия международной экономической миграции населения, являются межстрановые различия в уровнях доходов и цен.

Под международной экономической миграцией понимается передвижение мигрантов с пересечением госу­дарственной границы для получения экономической выго­ды от дифференциации доходов и (или) цен. Важно пони­мать, что международная экономическая миграция предпо­лагает возможность перемещения всего населения, а не только трудовых ресурсов. Трудовая экономическая миг­рация, т.е. движение трудовых ресурсов, ориентирована на получение выгоды от разницы в доходах от трудовой дея­тельности. В свою очередь, экономическое движение насе­ления без трудовой деятельности ставит цель получения выгоды от разницы в ценах. В основе международной эко­номической миграции находится вариация трех показате­лей: производительность труда, доходы от труда и уро­вень цен. Стимулирование международной экономической миграции осуществляется несколькими вариантами:

- при одинаковой производительности, но разных ре­альных доходах (номинальных доходах, скорректирован­ных на уровень цен);



-при более высокой дифференциации в реальных до­ходах по сравнению с дифференциацией в производитель­ности труда.

При отсутствии ограничений на международную эко­номическую миграцию дифференциация в уровнях произ­водительности труда, доходах и ценах должна исчезнуть. Это и происходит до определенного момента, после кото­рого дифференциация вновь появляется и обеспечивает новый приток населения и трудовых ресурсов. Страна, притягивающая к себе иностранные трудовые ресурсы, пользуется дополнительным фактором конкурентного пре­имущества. Государство становится более конкурентоспо­собным и от этого получает экономический эффект, кото­рый в итоге сопровождается исчезновением дифференциа­ции в факторах экономической миграции и замедлением самой миграции. Появившиеся ресурсы от роста конкурен­тоспособности за счет экономической миграции страна направляет в инновации, совершенствуя иные факторы конкурентоспобности, тем самым обеспечивая в целом ус­тойчиво высокий уровень международной эффективности экономики. Это, в свою очередь, или поддерживает, или вновь создает межстрановую дифференциацию в доходах, ценах и производительности труда, что стимулирует но­вый виток международной экономической миграции.

Широкомасштабная международная экономическая миграция впервые отмечалась в первой половине XIX века. Основными географическими путями миграции населения были направления из Европы в Северную и Южную Аме­рику. Страной, в которой в тот период трудовые ресурсы состояли в основном из иммигрантов (86%), была Аргенти­на. В Соединенных Штатах этот показатель составил 14%, в Бразилии - 4%, а в среднем в странах «нового света» -40%. В свою очередь, к странам, в которых уменьшилось количество рабочей силы на число эмигрантов, следует от­нести Ирландию (45%), Британию (11%), Францию (1%). А в среднем в европейских странах этот параметр составил 13%. Необходимо отметить тот факт, что в условиях незна­чительной миграции заработная плата и производитель­ность труда была намного выше в странах «нового света», чем в европейских государствах! Например, в 1870г. сред­ний уровень реальной заработной платы в пяти странах Се­верной и Южной Америки на 108% превышал аналогич­ный показатель в 12 европейских странах. Однако уже к 1910г. этот разрыв сократился до 85%. Эмиграция повыси­ла заработную плату в Ирландии на 32%, в Италии - на 28%, в Норвегии - на 10%. С другой стороны, иммиграция снизила показатель оплаты труда в Аргентине на 22%, в Австралии на 15%, в Канаде на 16%, в Америке на 8%. Аналогичная динамика отмечалась и в разнице в уровнях цен. За период с 1820 по 1914гг. разница в ценах на товары между континентами сократилась на 81%. [10 с.14]

Первые исторические примеры массовой миграции свидетельствуют о том, что страны, в которые иммигриро­вало население, столкнулись с проблемами снижения уровня реальной заработной платы, сокращения темпов роста производительности труда, увеличения инфляции. В свою очередь, страны, из которых эмигрировало население, стали свидетелями увеличения реальных доходов, замедления инфляции и роста темпов производительности труда.

В период между двумя мировыми войнами государства стали проводить политику ог­раничений экономической миграции населения, что привело к резкому сокращению мобильности рабочей силы между странами. Вторая волна международной миграции связана с политическими преобразованиями в ми­ровом сообществе: получением независимости, войнами и пр. Приобретение независимости французскими колониями в Африке привело к увеличению иммигрантов из этих стран в Европу. В 1962г. 900 тыс. жителей Алжира мигрировало во Францию, увеличив население на 1,9% и трудовые ресур­сы на 1,6%. В 1975г. 600 тыс. жителей Анголы и Мозамби­ка прибыли в Португалию, увеличив население этой стра­ны на 7%. Политический режим в Китае вызвал движение эмигрантов в США и Канаду. Распад социалистической системы обеспечил приток населения из этих стран в США, Израиль, Западную Европу. В 1990-1991гг. 610 тыс. русских евреев эмигрировало в Израиль, что привело к приросту населения на 7%3. Массовый приток иммигран­тов из Мексики в Соединенные Штаты, а из США в Канаду был обусловлен заключением соглашения о создании Се­вероамериканской зоны свободной торговли между Мек­сикой, США и Канадой в 1994г., предусматривающей сво­боду движения товаров, капитала и рабочей силы. Военные действия в Югославии, Афганистане, Ираке увеличили ко­личество беженцев и нелегальных мигрантов из этих стран. Международная экономическая миграция, обуслов­ленная дифференциацией цен, доходов и производитель­ности труда привела к сокращению в разнице между цена­ми и производительностью труда в разных странах. Боль­шие разрывы в производительности труда между конти­нентальной Европой и США сопровождались аналогичной дифференциацией в доходах и привели к миграции евро­пейского населения в Соединенные Штаты. Вместе с этим к началу XXI столетия отмечается выравнивание в произ­водительности труда между развитыми европейскими правами, США и Великобританией. Однако вы­равнивание производительности труда не всегда сопро­вождалось выравниванием реальной заработной платы. Прибывшие иммигранты вынуждали коренное население мигрировать в другой крупный город или иную часть стра­ны, что приводило к нивелированию эффекта конверген­ции реальной заработной платы. Например, в 1980г. меж­дународная миграция 125 тысяч кубинцев в Майами не из­менила ни общий уровень безработицы, ни общий уровень реальной заработной платы, поскольку сопоставимая часть жителей Майами покинула город в поисках иной работы. При этом изменения произошли на сегменте рынка труда, представленного коренным населением. Их реальные до­ходы резко сократились, увеличилась безработица.

Важно подчеркнуть, что последствием второй волны мировой миграции населения стал рост безработицы развитых странах. Средний уровень безработицы в Европе достиг порядка 10%. При этом безработица среди иммигрантов составляет от 14%, а среди коренного населения - около 6%. Даже в такой развитой европей­кой стране, как Швеция, уровень безработицы составляет 10,3%. Приток мигрантов, вызывающий безработицу, стал финансовой проблемой для развитых стран. Работа старой системы социальной защиты не могла себе позволить обеспечить всех нуждающихся. Это ложилось дополнительным бременем на бюджет страны, для финансирования которого власти вынуждены или уве­нчивать внешний долг, или снижать свои социальные обязательства. За последнее десятилетие доходы беднейших слоев населения Швеции росли в 6 раз медленнее, чем в Великобритании, и в 8 раз медленнее, чем в Ирландии.

Рост безработицы сопровождается дефляцией. Как в мире в целом, так и в отдельных регионах отмечается сближение уровня цен на достаточно низком уровне. Страны Азии фактически сравнялись по тем­пам инфляции с США и Западной Европой. В этом направлении движутся развивающиеся страны Латинской Америки и Африки. Важно понимать, что дифференциация цен сохраняется в развитых странах, что способствует не только международной, но и внутренней миграции населения. Например, в по 25 странам ЕС отношение максимальных цен к минимальным составляет 2,48 раза. Наименьшие потребительские цены по ЕС - в Литве (54,7% к среднему уровню ЕС в 2005г.), а наибольшие - в Дании (135,8%). В свою очередь, разрыв в реальной заработной плате по 25 странам ЕС между максимумом и минимумом составляет 6,8 раза. Наименьшая реальная заработная плата в ЕС выплачивается в Латвии (менее 5 евро за час), наибольшая - в Бельгии (около 30 евро за час). Таким образом, международная экономическая миграция способствует увеличению конкурентоспособности страны, принимающей иммигрантов и использующей их как дополнительный ресурс для обеспечения устойчивости своего экономического разви­тия. Кроме этого, для стран, из которых осуществляет­ся эмиграция, очевидны преимущества увеличения ре­альной заработной платы, производительности труда и сокращения безработицы. В свою очередь, эти про­блемы мигрируют в страны, принимающие иммигран­тов. В случае, если такие факты статистически не под­тверждаются, это свидетельствует о том, что эффект негативных последствий международной миграции распространяется по всей стране за счет внутренней миграции населения. Приток неквалифицированной рабочей силы создает социальную напряженность и давление на бюджет. Реакция властей отдельных стран, проявляющаяся в ограничении международной экономической миграции, декларируется остальным мировым сообществом как нарушение прав человека, принципов свободной рыночной экономики и норм глобализации. При этом надо понимать, что дополни­тельное население за счет иммигрантов - это дополни­тельные избиратели, благодарные центральным и региональным властям за либеральный миграционный режим, поэтому во многих странах и регионах полити­ческие мотивы в проведении миграционной политики преобладают над экономическими и социальными.

Миграция со второй половины XX ст. стала одним из главных факторов со­циальных изменений не только в отдельных государствах, но во всем мире. О набирающей размах миграции свидетельствует следующая статистика: чис­ленность международных мигрантов, т. е. лиц живущих вне страны проис­хождения, увеличилась с 75 млн в 1965 г. до 180 млн в 2002 г., что составило 3 % всего мирового населения. Большинство мигрантов направляются из бедных и развивающихся стран в более развитые, влияя на общую социаль­ную ситуацию в этих государствах. В то же время миграционные процессы как фактор социальных преобразований воздействуют и на страны-доноры миг­рации, что проявляется в нехватке трудовых ресурсов, изменении половоз­растной структуры населения из-за того, что страну покидают в основном мо­лодые, здоровые, профессионально подготовленные работники.

Страны, принимающие большое количество иммигрантов (например, США), могут столкнуться с трудностями правового характера, так как боль­шая доля населения, представленная иммигрантами, не имеет гражданства, следовательно, не имеет права участвовать в выборах, а также лишена неко­торых других гражданских прав. Остроту приобретает и «территориальный вопрос»: некоторые регионы настолько плотно заселяются иммигрантами определенной национальности, что в дальнейшем может встать вопрос о фактическом отчуждении этих территорий от государств, которым они исто­рически принадлежали. Нечто подобное можно наблюдать на примере края Косово в Сербии. В свое время он был заселен албанскими поселенцами и теперь практически выведен из состава Сербии. Подобная ситуация может сложиться, например, в России, где малозаселенные восточные и южные территории будут «оккупированы» китайскими и среднеазиатскими имми­грантами.

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются государства, принимаю­щие иммигрантов, являются межэтнические отношения. Как правило, мигра­ция порождает негативные тенденции, так как этнические сообщества начи­нают конкурировать между собой, что нередко приводит к напряженной кри­миногенной обстановке. Так, в России нередки преступления на националь­ной и религиозной почве. Повышается напряженность и в связи с усилением конкуренции за рабочие места, что приводит к ситуации, когда коренные жи­тели становятся безработными. Все это в комплексе может спровоцировать социальный кризис в странах, принимающих иммигрантов.

Для стран, поставляющих мигрантов, последствия миграционных процес­сов также могут иметь ярко выраженный негативный характер. Прежде всего это связано с серьезной нехваткой трудовых ресурсов, особенно в опреде­ленных областях умственного и высококвалифицированного труда. Так, по данным Всемирного банка, в некоторых странах Западной Африки, Карибско­го бассейна более половины образованного населения становятся междуна­родными мигрантами. Нехватка трудовых ресурсов является мощным тормозом развития экономики любого государства. Появившееся в этих условиях предложение рабочих мест будет востребовано мигрантами из третьих стран. В результате страны, еще недавно бывшие поставщиками мигрантов, сами столкнутся с проблемами, актуальными для принимающих иммигрантов, но с более серьезными социальными последствиями, так как их экономический потенциал существенно ниже.

Таким образом, изучение международной миграции во всех ее проявлениях имеет не только научный, но и практический интерес, так как является вопросом национальной безопасности многих государств. Так, в международной мигра­ции выделяют такой ее вид, как нелегальная миграция, которая наносит ущерб всем сторонам миграционного процесса. Нелегальные мигранты - лица, неза­конно въезжающие в поисках работы в другие страны (так, из Мексики в США ежегодно нелегально переходят границу более 1 млн чел.), а также лица, пере­секающие границу на законных основаниях (по частным приглашениям, в качес­тве туристов и т. п.) с последующим нелегальным трудоустройством. Со второй половины 1970-х гг. наблюдается большой рост числа таких мигрантов. Опре­делить истинное их количество практически невозможно. В США, например, число подпольных мигрантов оценивается около 12 млн, в Европе (включая Россию) - от 1,3 до 5 млн, в Японии - от 300 тыс. до 1 млн и т. д. Рост неле­гальной миграции объясняется многими причинами. Одна из основных — тот факт, что мигранты, работающие нелегально, представляют для предпринима­телей самую дешевую и бесправную рабочую силу.

Изучение проблем, связанных с миграцией, может происходить на разных уровнях. Согласно теории трехстадийности миграционного процесса, выра­ботанной российскими учеными в конце 1980-х гг., миграция включает следу­ющие стадии:

подготовительная стадия представляет собой процесс формирования
территориальной подвижности населения;

основная стадия - собственно процесс переселения населения;

заключительная (или завершающая) - приживаемость мигрантов на новом месте.

Изучать саму миграцию можно, когда она уже имеет место, а можно пы­таться определить ее потенциал, характер и направленность в будущем, что поможет предотвратить некоторые негативные социальные последствия.

Прежде чем рассматривать такое понятие, как «миграционные настрое­ния», необходимо определить его место в миграционном процессе. При опре­делении сущности миграционного процесса нельзя применять к нему узкий экономический или демографический подходы, понимающие под ним терри­ториальное перемещение людей или трудовых ресурсов. Необходимо ис­пользовать понятие социального процесса как такового, поскольку миграци­онный процесс таковым и является. Социология занимается изучением соци­альных процессов, одно из определений которым дал Ж.Т. Тощенко: «...со­знание и поведение человека в конкретной социально-экономической обста­новке, которые обуславливают появление различных социально-демографи­ческих, национальных, социально-профессиональных структур»4. Таким образом, миграционный процесс включает не только перемещение мигрантов, но и формирование факторов мобильности до этого, а также и адаптацию мигрантов на новом месте жительства.

Социологический подход к изучению миграции заключается в том, что не только миграционный процесс влияет на социальную ситуацию, но и социаль­ная ситуация воздействует на особенности и масштабы миграционного про­цесса. Иными словами, он формируется под воздействием той социаль­но-экономической и политической ситуации, которая складывается как в об­ществе, теряющем население в результате процессов миграции, так и в об­ществе, принимающем мигрантов. Поясним это на примере. Ухудшение соци­ально-экономической и политической ситуаций в каком-либо государстве мо­жет спровоцировать отток населения в другие регионы (например, массовая трудовая миграция молдаван в Россию). Изменение же условий, прежде все­го политических, может привести к притоку иностранной рабочей силы из дру­гого государства, спровоцировав оттуда миграционный поток даже в услови­ях стабильности. Это, в частности, произошло в странах - новых членах Евро­пейского Союза: открытие границ привело к массовой трудовой миграции экономически активного населения в страны Западной Европы.

Прогнозирование таких явлений связано с изучением именно миграцион­ных настроений в обществе. Социологическое изучение процесса миграции начинается с определения его первоначального состояния социологически­ми средствами, т. е. собирается информация об истоках миграционного про­цесса. Формирование миграционных настроений всегда предшествует акту перемещения, хотя не всегда непосредственный переезд на новое место ра­боты, учебы или жительства будет логическим продолжением миграционных настроений, которые могут и не привести к действию, так и оставшись жела­нием. Таким образом, миграционные настроения в самом общем смысле сле­дует определить как склонность того или иного индивида к территориальному перемещению для решения своих жизненно важных проблем, невозможного (по мнению индивида) на месте нынешнего проживания.

Ввиду того, что формирование миграционных настроений - процесс соци­альный, т. е. зависящий от многих факторов (экономических, политических, культурных, личностных и др.), они формируются не сразу и не одинаково, поскольку у каждого человека есть свои причины, по которым возникает миг­рационное настроение, а также свои особенности и обстоятельства его реа­лизации. Главным базовым элементом возникновения миграционных настро­ений выступает недовольство своим уровнем жизни, материальным положе­нием, политической, экономической ситуацией в стране. Однако этого недос­таточно для появления миграционных настроений, так как необходимо опре­делить источник этого недовольства, т. е. кого или что человек считает винов­ным в сложившейся ситуации. Для формирования миграционных настроений виновником должно выступать государство, так как такие настроения связаны со стремлением покинуть страну. Таким образом, можно утверждать, что миг­рационное настроение присуще той части населения, которая, во-первых, недовольна сложившейся социальной ситуацией в стране или своим соб­ственным положением, во-вторых, обвиняет в этом государство или его от­дельные институты. Однако миграционные настроения этой части населения носят неосознанный характер. Испытывая социальный дискомфорт и недо­вольство имеющейся социальной ситуацией, некоторые группы людей будут искать различные способы изменения социальной ситуации и решения соб­ственных проблем путем проведения экономических, социальных реформ, поиска другого места работы и т. д. И только о людях, видящих для себя вы­ход из сложившейся ситуации в эмиграции, можно сказать, что они обладают осознанным миграционным настроением.

Следовательно, миграционное настроение может быть неосознанным, когда социальная ситуация и личное положение признаются неудовлетвори­тельными по вине государства и органов государственного управления, но человек не рассматривает эмиграцию как возможный для себя выход; и осо­знанным, когда к неудовлетворенности добавляется осознание того, что вы­езд за границу может быть выходом. Следует, однако, отметить, что, исполь­зуя понятие «выезд за границу», мы имеем в виду не только выезд на посто­янное место жительства, но и на временную работу или учебу.

В свою очередь, осознанные миграционные настроения могут выражаться по-разному. Одна группа людей будет активно заниматься подготовкой к вы­езду из страны (изучать иностранный язык, обращаться к специалистам, даю­щим консультации по вопросам эмиграции, искать место работы за границей и т. д.), а другая не будет предпринимать ничего, ограничиваясь лишь декла­рированием своего желания. В этом случае у первой группы лиц будет актив­ная форма осознанных миграционных настроений, а у второй - пассивная. Активная форма - это и есть потенциальная эмиграция из государства. Методы и технологии, используемые в социологических исследованиях, позволяют изучать разнообразные стороны жизни современного общества, в том числе и миграционные настроения в обществе как включенные в общую политическую и общественно-экономическую ситуацию в стране. В этом смысле изучение уровня миграционных настроений в обществе напрямую связано с оценкой общественно-политической и экономической ситуации. Су­ществует прямая зависимость между уровнем миграционных настроений и показателями политической стабильности и социальной напряженности в об­ществе. Мы не будем подробно останавливаться на методике расчета этих

показателей.

Для замера уровня миграционных настроений в обществе могут использо­ваться различные социологические методы, в первую очередь метод опроса. Если необходимо получить представление о миграционных настроениях все­го общества, то это должен быть массовый опрос населения по националь­ной репрезентативной выборке. Как уже отмечалось, основным признаком, указывающим на возможность формирования миграционных настроений, яв­ляется удовлетворенность своим личным положением и/или общественно – политической и экономической ситуацией в обществе. Даже положительная динамика, отмечаемая рес­пондентом при оценке своей собственной или общественной ситуации, не ис­ключает наличия миграционных настроений. Поэтому необходим расчет ин­декса удовлетворенности населения уровнем жизни на основе данных, полу­ченных при ответе на вопрос: «Насколько Вы удовлетворены различными по­казателями уровня жизни?» Список оцениваемых показателей может быть различным. Обычно это такие наиболее часто упоминаемые показатели, ис­пользуемые, в частности, в Центре социологических и политических исследо­ваний БГУ, как размер и регулярность выплаты заработной платы, уровень цен на продукты питания и промышленные товары, их ассортимент, уровень цен на коммунальные услуги, медицинское обслуживание, охрана правопо­рядка, экологическая обстановка, работа органов власти и управления. Естественно, полный список показателей намного шире, однако приведенный перечень является наиболее «проблемным» по итогам регулярных опросов. Шкала, по которой оценивается каждый из параметров, состоит из 5 оценок, где 1 соответствует ответу «полностью удовлетворен», 2 - «скорее удовлет­ворен», 3 - «скорее не удовлетворен», 4 - «полностью не удовлетворен», 5 -«трудно сказать определенно». Тогда индекс удовлетворенности по каждому параметру рассчитывается следующим образом:

где - индекс удовлетворенности определенным показателем, А, Б, В, Г, Д -число респондентов, выбравших соответствующий вариант ответа (А - «пол­ностью удовлетворен», Б - «скорее удовлетворен», В - «трудно сказать определенно», Г - «скорее не удовлетворен», Д - «полностью не удовлетво­рен»), 1; 0,75; 0,5; 0,25; 0 - условные корректирующие коэффициенты, отра­жающие степень удовлетворенности, Н - общее число респондентов.

На основе полученных результатов можно рассчитать общий индекс удов­летворенности по формуле

где - индекс удовлетворенности всеми показателями, - индекс удов­летворенности отдельным показателем, П - число отдельных показателей.

Следует отметить, что индекс удовлетворенности изменяется в интервале от 0 - «полная неудовлетворенность» до 1 - «полная удовлетворенность». Таким образом, интервал от 0 до 0,5 будет свидетельствовать об определен­ной степени неудовлетворенности, а от 0,5 до 1 - об определенной степени удовлетворенности.

Есть и другой вариант расчета индекса удовлетворенности. Корректирую­щие коэффициенты 1; 0,75; 0,5; 0,25; 0 заменяются на 2,1, 0, -- -1, -2, где поло­жительное число показывает степень удовлетворенности, а отрицательное - степень неудовлетворенности:

Индекс изменяется от -2 до 2. Отрицательный индекс демонстрирует сте­пень неудовлетворенности в обществе и наоборот. Стремление индекса к 0 говорит либо о крайней поляризации мнений, т. е. в обществе существуют две приблизительно равные группы с противоположными настроениями, либо об однородной оценке общественной ситуации всем обществом как неопреде­ленной, т. е. трудно сказать, удовлетворено общество или нет.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.