Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Международная миграция населения в Республике Беларусь





Миграционные процессы со странами Балтии и СНГ

Современная история Республики Беларусь после
распада Советского Союза характеризуется резким увели­чением потоков эмигрантов из республики в страны даль­него зарубежья. За 1990 и 1991гг. право на выезд за грани­цу получили 56111 граждан Беларуси - это больше, чем за последние пять лет (за период 2001-2005гг. эта цифра сос­тавляла 48849 человек). В 1992г. этот процесс стабилизи­ровался, и в последние пять лет среднегодовая численность граждан Республики Беларусь, выезжающих на постоян­ное место жительство за границу, составляет порядка 9760
человек.

В Республике Беларусь за, последние четыре года наб­людается положительное сальдо миграции, то есть числен­ность прибывших из-за рубежа превышает численность выбывших за границу. Однако с 2002г.по2005г. этот пока­затель уменьшился почти в три раза. С 1991г. в Беларуси происходит положительный миграционный при­рост с государствами СНГ и странами Балтии.

В структуре внешних миграционных потоков в 1990-е гг. и в начале ΧΧΙ в. основным по объему для Беларуси являлся обмен населением со странами СНГ и государствами Балтии (табл.1). [15 с.40]

 

 

             
Таблица 1 Динамика внешней миграции населения Беларуси, тыс. чел.
        Эмиграция Миграционный прирост
  Всего страны Всего страны Всего страны ны
      СНГ и Балтии другие     СНГ и Балтии другие страны     СНГ и Балтии другие страны
53,1 50,0 3,1 56,5 47,7 8.7 -3,3 2,3 -5,6
33,3 1.6 35,1 26,1 9,0 -0,2 7,2 -7,4
31,9 30,1 1,8 22,6 14,1 8,5 9,4 16,0 Н5.7
31,4 29,9 1.5 16,7 9,7 7,0 14,7 20,2 -5,5
33,2 31,6 1,6 13,3 7,5 5,8 19,9 24,1 -4,2
30,8 29,1 1.7 13,3 7,0 6,2 17,5 22.1 -4,5
25,9 24,8 1,7 13,8 7,4 6,4 12,1 16.8 -4,7
23 4 21,8 1,5 14,3 8,3 6,0 9,1 13,5 -4,4
18,9 17,5 1,4 13,4 8,6 4,8 5,6 8,9 -3,4
18,1 16,6 1,5 12,9 8,3 4,6 5,2 8,3 -3,1
13,1 1.5 12,5 8,4 4,1 2,1 4,7 -2,6
13,0 11,9 1,1 11,1 7,7 3,4 1,9 4,2 -2,3
                           

 



В этот период Беларусь постоянно имела положительное сальдо мигра­ции с этими странами. Наибольшим оно было в 1992 г. - 66,9 тыс. чел, затем стало снижаться и в 2005 г. составило всего 4,2 тыс. чел. Основной миграци­онный обмен происходит с Россией, Украиной и Казахстаном - 91,5 % всех прибывших в страну (рис. 2). [15 с.40]

 

Рис. 1. Динамика показателя чистой внешней миграции населения по основным потокам

 

Наибольший объем внешней чистой миграции за последнее десятилетие был отмечен в 1998 г., он складывался из притока из стран СНГ и Балтии и не­большого оттока в дальнее зарубежье. В последующие годы, если приток в Беларусь из стран СНГ и Балтии сокращался быстро, то отток в дальнее зару­бежье - незначительно. Для Беларуси характерна высокая интенсивность иммиграции. Так, в 1989-2002 гг. в расчете на 10 тыс. жителей иммиграция в страну (56 человек) даже превышала среднегодовую иммиграцию в Россию (54 человека). Для сравнения: для США этот показатель равен 32, для Герма­нии - 142. В Беларуси коэффициент иммиграции особенно высоким был в первой половине 1990-х гг. Так, в 1992 г. он составил 115 человек на 10 тыс. жителей. В последние годы этот показатель резко снизился и в 2005 г. зафик­сирован на уровне менее 10 человек на 10 тыс. жителей.

На протяжении 1990-х гг. и в начале XXI в. в Беларусь из стран СНГ и Балтии постоянно приезжало большее количество мигрантов, чем выезжало из нее в обратном направлении, хотя миграционный оборот с этими странами практически постоянно снижался, Республика Беларусь единственная на постсоветском пространстве в это время имела положительное сальдо миграции со всеми без исключения странами СНГ и Балтии.

Причем если в 1990-е гг. миграционный прирост населения в города был несколько выше, чем в сельскую местность, то в первые годы XXI в. объемы выровнялись, а в 2004 г. даже поменялись местами. Однако абсолютная величина миграционного прироста снизилась до минимума, как в городах, так и в сельской местности. Тем не менее городское население Беларуси все это время постоянно увеличивалось за счет притока сельского, соответственно сельское население уменьшалось ускоренными темпами.

В начале 1990-х гг. появились потоки беженцев и переселенцев, нелегаль­ных иммигрантов, увеличился отток граждан, выезжающих в дальнее зару­бежье на постоянное место жительства и с целью временного трудоустрой­ства, широкое распространение получили репатриационные миграционные потоки. По мере стабилизации социально-экономической ситуации в стране меняются направления, объемы, структура и цели миграционных потоков.

В 1990-е гг. в Беларусь активно возвращались те, кто ранее выехал на работу или учебу в другие республики бывшего СССР и за эти годы не потерял связи с родиной. В результате в иммиграционных потоках преобладали белорусы и представители других национальностей, проживающих на территории страны.

Реэмиграция белорусов началась еще в конце 1980-х гг., но в 1990-е гг. она стала особенно интенсивной. Так, за пятнадцать последних лет (1990-2004) из государств ближнего зарубежья в Беларусь прибыло более 250 тыс. белорусов - это более 10 % всех белорусов, проживавших на территории бывшего СССР. Следует отметить, что в эти же годы белорусы не только приезжали, но и выезжали в государства СНГ и Балтии, но этот поток был значительно меньшим (табл. 2). [15 с.42]

 

Таблица 2

Реэмиграция белорусов из стран СНГ и Балтии

 

Страна Численность лиц белорусской национальности по данным переписи 1989 г. тыс. чел. Сальдо миграции белорусов за 1989-2004 гг. чел. Доля белорусов, выехавших из страны, от проживающих в 1989 г. %
Азербайджан 7,8  
Армения 1,1 97,2
Грузия 8,6 33,2
Казахстан 182,6 9,1
Кыргызстан 9,2 10,7
Молдова 19,6 10,8
Россия 1206,2 66 585 5,5
Таджикистан 7,2 21,2
Туркменистан 9,2 17,8
Узбекистан 29,4 13,4
Украина 14 573 3,3
Латвия 119,7 15 716 13,1
Литва 63,2 14,2
Эстония 27,7 14,1

 

Конечно, величина потока белорусских реэмигрантов в значительной степени зависела от того, сколько их проживало в той или иной республике. Поэтому мы рассчитали сальдо миграции за 1989-2004 гг. по отношению к численности белорусов, которые проживали на территории той или иной страны по данным переписи 1989 г. (рис. 2).

Наиболее активно белорусы возвращались из Армении - практически все. Из всех остальных государств отток в Беларусь был значительно меньшим.

Так, из Грузии и Азербайджана выехал каждый третий, из Таджикистана и Туркменистана - каждый пятый, из стран Балтии - каждый седьмой, из Молдовы и Казахстана - каждый десятый, из России - каждый двадцатый, а из Украины только каждый тридцатый белорус, живший там в 1989 г.

Следует учитывать, что белорусы выезжали не только в Беларусь, но и также в другие славянские государства - Россию и Украину.

 

Эстония

Литва

Латвия

Украина

Узбекистан

Туркменистан

Таджикистан

Россия

Молдова

Кыргызстан

Казахстан

Грузия

Армения

Азербайджан

 

0 20 40 60 80 100 Доля

□ оставшихся белорусов

Рис. 2. Сальдо миграции белорусов за 1989-2004 гг. по отношению к численности белорусов, проживавших на территории стран бывшего СССР поданным переписи 1989 г.

 

 

Реэмиграция белорусов была вызвана целым рядом причин. Основные из них - распад СССР и связанные с этим процессы, а также обострение конкуренции на рынках труда с населением титульных национальностей, национальные конфликты в ряде республик бывшего СССР. В целом для миграционных потоков в Беларусь были характерны примерно те же причины, которые стимулировали выезд из неславянских государств русскоязычного населения в Россию и Украину.

В условиях нестабильности политического и социально-экономического развития действовали как силы, притягивающие мигрантов в страну, так и силы, побуждающие их выезжать с других территорий. Таким образом, динамика миграционных потоков со странами СНГ и Балтии была обусловлена рядом разнонаправленных факторов. Население, которое ранее свободно переезжало по территории СССР, удерживали на местах, не только экономические факторы (разъединение валютных систем, обнищание населения и в результате нехватка средств для переезда, отсутствие перспектив иметь жилье, опасения по поводу возможных трудностей с трудоустройством), но и административные - проблемы с гражданством, боязнь потерять возможность поддерживать связь с родственниками, сложности с исчислением стажа работы и получением пенсии и т. д. Эти же силы притягивали бывших жителей Беларуси на родину.

Активизировали миграционные потоки такие причины, как опасения потерять гражданство той страны, на территории которой они собирались жить; военные конфликты, возникшие на территории ряда стран СНГ; стремление жить рядом с родственниками, а также изменения национальной и языковой политики в ряде государств после обретения ими суверенитета. Принятие рядом новых независимых государств законов о гражданстве,

государственном языке, проявление новой национальной политики побуждало выходцев из Беларуси и другое русскоговорящее население к возвращению. Повлияло на направление и интенсивность миграционных потоков также разделение Вооруженных Сил и перевод военнослужащих в места призыва.

Последние 15 лет Беларусь имела положительное сальдо миграции не только по белорусам, но практически и по всем другим национальностям, кроме евреев, которые в эти годы активно выезжали за пределы бывшего Советского Союза.

К середине 1990-х гг. сальдо миграции стало сокращаться. Снижению при­тока из стран СНГ и Балтии способствовало также прекращение военных де­йствий в основных зонах вооруженных конфликтов, спад националистических настроений, стабилизация социально-экономического развития и адаптация населения к новым условиям жизни.

Следует отметить, что в зависимости от особенностей социально-эконо­мического и политического развития отдельных государств изменялись и об­ъемы миграционных потоков между Беларусью с этими странами.

Особенности миграционных процессов в Республике Беларусь в рассмат­риваемый период были вызваны как исторически сложившимся размещени­ем белорусского населения по территории СССР, так и рядом особенностей в социально-экономическом и экологическом развитии страны в перестроеч­ные годы.

Так, Беларусь - единственная из стран, где не было серьезных межнацио­нальных конфликтов. Спад экономического развития был несколько мень­шим, чем по СНГ, важным явилось и то, что после референдума 14 мая 1995г. в Беларуси русский язык получил статус второго государственного, что спо­собствовало повышению привлекательности для русскоязычного населения. Повлияла также открытость восточных границ и наличие свободных рабочих мест в ряде районов страны.


Миграционные потоки с другими странами

 

Резкое ухудшение социально-экономической и экологической ситуации в Беларуси, а также либерализация жизни в конце 1980-х - начале 1990-х гг. су­щественно увеличили отток преимущественно городского населения за гра­ницы бывшего СССР. Процессы внешней миграции населения Беларуси со странами дальнего зарубежья активизировались в 1986-1990 гг. с разреше­нием свободной этнической эмиграции и упрощением порядка выезда и въез­да по другим причинам. Беларусь постоянно теряет свое население, т. е. чис­ленность выезжающих постоянно превышает приток граждан из-за границы.

Когда выезд был выборочным и ограниченным, наблюдалось очень не­большое положительное сальдо миграции. После того как ограничения были сняты и порядок выезда за границу упростился, сальдо миграции стало отри­цательным. В конце 1980-х и в первой половине 1990-х гг. поток эмигрантов в дальнее зарубежье состоял в основном из евреев, для которых получение виз на выезд и въезд в другие страны был облегчен. Максимальный объем эмиграции был отмечен в 1990 г., когда сальдо миграции составило-34,1 тыс. чел. В последующие годы объемы эмиграции резко сократились, что связано, во-первых, с тем, что значительная часть семей, твердо ориентированных на выезд, уже выехала, а также с введением более жестких требований «прие­ма» граждан Республики Беларусь за границей. В результате последние 10 лет в миграционном обороте практически постоянна численность приезжаю­щих в страну и довольно равномерно снижается численность выезжающих из страны.

Это обусловлено как ужесточением иммиграционной политики ряда евро­пейских государств, так и нормализацией, упорядочением эмиграционного процесса внутри страны. Упрощение процедур выезда за границу в личных целях на короткое время (посещения родственников и т. д.) способствовало устранению побуждения покинуть Беларусь.

В последние годы наблюдается изменение в составе и характере внешних миграционных процессов. Среди эмигрантов растет доля представителей бе­лорусской и русской национальностей, уменьшается - еврейской. Выезд на постоянное жительство все в большей степени замещается поэтапной фор­мой эмиграции. Поток эмигрантов из Беларуси молодеет, в нем увеличивает­ся доля студентов.

Государствами традиционной эмиграции являются Израиль, США, Кана­да, Германия, Польша и Австралия. Наибольшую долю в объеме эмиграции занимают Израиль, США и Германия. Направление и состав эмиграции под влиянием различных факторов (политических, экономических) быстро меня­ются. Так, в 1989-1990 гг. более 95 % всех получивших разрешение на выезд на постоянное место жительства направлялись в Израиль, в 1992 г. в эту страну было выдано 32,5 % всех разрешений на выезд, а в 2004 г. этот поток сократился до 16,4%. В США в 1989 г. выехали всего 1 % эмигрантов, в 1992 г. доля выезжающих в США составила уже 57,5 %, а в 2004 г. снизилась до 32,1 %. Довольно устойчиво увеличивается число получающих разрешение на вы­езд в Германию. Если в 1989 г. их было 0,3 %, то в 2004 г. уже 27,9 %. Резко возрос за последние годы поток эмигрантов в другие страны мира.

Происходят важные изменения и в мотивационных причинах выезда: раньше они имели преимущественно этнополитический характер, теперь -экономический и социальный. Выезд за границу (уезжают в основном в стра­ны с наиболее высоким уровнем жизни населения) можно рассматривать как поиск нашими соотечественниками более обеспеченного материального положения для себя и своей семьи.

Данные текущей статистики, которая фиксирует регистрацию (прописку и выписку) населения, подтверждают это. Так, за 2000-2004 гг. примерно треть чистой миграции имела направление в США, чуть меньше трети - в Герма­нию, немногим более четверти - в Израиль. Все другие страны вместе составили всего 8,4 %.

Наиболее активно в дальнее зарубежье уезжают люди в молодом трудос­пособном возрасте (20-24 года) и в возрасте наибольшей профессиональной активности (30-49 лет). Более 90 % выезжающих имеют высшее и среднее специальное образование. Если среди всего населения Беларуси лица с вы­сшим образованием составляют 14 %, среди выезжающих за границу они со­ставляют около 25 %. Такое положение выливается в серьезную проблему «утечки умов» и «элитных мускулов».

Росту эмиграции существенно препятствуют недостаточное знание боль­шинством потенциальных мигрантов иностранных языков, отсутствие про­фессионального опыта взаимоотношений в условиях рыночного хозяйство­вания, низкая конкурентоспособность на мировом рынке труда, а также ограничительная политика ряда зарубежных стран по отношению к иммигра­ции, которая в 1990-е гг. еще более ужесточилась. Некоторое влияние оказы­вают и различные экономические санкции нашего государства (рост цен на транспорт, на визы, паспорта и т. д.). Одной из основных причин уменьшения эмиграции следует признать и значительное облегчение возможности выез­да и въезда в страну: стали широко практиковаться туристические и коммер­ческие поездки в Польшу, Турцию, Китай, Германию, Италию, Болгарию, Францию и другие страны.

Спецификой международной миграции населения Беларуси также является ее экологический оттенок. Рес­публика Беларусь, особенно в первые годы после аварии на Чернобыльской АЭС, столкнулась с таким принципиально новым явлением, как экологическая миграция. За период с
1986г. по 2000г. с загрязненных территорий нашей респуб­лики было эвакуировано 24000 человек, переселено 111000 человек, подлежит отселению 7000 человек. Например, Хойникский район Гомельской области, который считают одним из наиболее загрязненных районов, покинуло 47%
населения.

В процессе международной миграции Республика Бе­ларусь столкнулась с проблемой беженцев, когда в начале 90-х годов из бывших союзных республик прибыло около 32000 вынужденных мигрантов. Законодательная база Бе­ларуси была не готова к тому, чтобы обеспечить этим лю­дям реальную защиту. В настоящее время соответствующие нормативные акты существуют, а по оценкам Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, система защиты беженцев является одной из лучших в СНГ. По состоянию на 1 октября 2006г. количество признанных беженцев в Беларуси составило 796 человек. Демографическую проблему, а также проблему уменьшения численности населения в трудоспособном возрасте (в 2005г. доля населения в возрасте 65 лет и стар­ше составила 14,5% при 7-процентном пороговом значе­нии этого показателя по шкале ООН) Республика Беларусь пытается решать за счет международной миграции, в том числе экономической. Действительно, среди иммигрантов, как и среди эмигрантов, наибольший удельный вес (порядка 65%) занимают лица трудоспособного возраста. Однако если в 1999г. и 2000г. в Беларуси миграционный прирост населения трудоспособного возраста составил 11762 и 8248 человек соответственно, то в 2005г. численность прибывшего населения в рабочем возрасте превысила численность выбывшего населения этого же возраста лишь на 440 человек. В результате исследования, проведенного ООН в 2000г., было установлено, что потоки мигрантов не смогут ни предотвратить снижения населения в будущем, ни омолодить население и, следовательно, не помогут решить проблему нехватки трудовых ресурсов в европейских странах, если эти потоки не будут составлять около миллиона мигрантов ежегодно. И поскольку в Беларуси наметилась устойчивая тенденция снижения миграционного прироста, следовательно, «заместительная миграция» не может слу­жить источником решения социально – демографических и экономических проблем.

Численность выезжающих из Беларуси на работу за рубеж в другие страны постоянно увеличивается, составив в 2004 году 5041 человек против 1986 человек в 1996 году. По договорам и контрактам трудовые мигранты выезжали на работу более чем в 20 стран мира - Великобританию, Австрию, Германию, Чехию, Швейцарию, Финляндию, Францию, США, Российскую Федерацию, Молдову, Украину и др. До 2000 года самым многочисленным был поток трудовых мигрантов в Российскую Федерацию. С 2000 года увеличился выезд в США. Так, в 2002 году на основе подписанных договоров и контрактов на работу в Соединенные Штаты выехали 1574 человек, в 2004 году – 2026 человек, в то время как в Россию - 1 147 и 916 человек соответственно. На работу в США выезжают в основном студенты (на сезонные работы), в то время как в Россию едут на более длительное время лица, занимающиеся преимущественно физическим трудом. Проблема качественной международной экономической миграции также волнительна для Республики Беларусь. В Беларуси доля иммигрантов (прибывших) с высшим образованием составля­ет 23%, а эмигрантов (выбывших) - 35%. С 2002г. в нашу республику приезжает меньше специалистов с высшим об­разованием, чем выезжает за ее пределы. При этом эмиграция высококвалифицированных работников осуществляется преимущественно в дальнее зарубежье (Германия, Израиль, США). Иммигранты с высшим образованием приезжают в Беларусь в основном из приграничных стран (Россия, Украина, Литва, Латвия) (см. табл. 3).


Таблица 3

Миграционный прирост населения Республики Беларусь

               
Миграционный прирост              
в том числе за счет:                          
стран СНГ              
Азербайджан              
Армения              
Грузия              
Казахстан              
Кыргызстан             ПО  
Молдова              
Россия              
Таджикистан              
Туркменистан              
Узбекистан              
Украина              
государств вне СНГ   -4112   -3737   -2785   -2591   -2181   -1957  
Афганистан              
Германия   -861   -1259   -1188   -1246   -1125   -740  
Израиль   -2302   -1494   -119   -270   -220   -409  
Италия   -181   -115   -154   -210   -204   -15  
Канада   -119   -119   -141   -170   -121   -104  
Китай     -102         -159  
Латвия              
Литва              
Польша   -39   -32   -42   -20   -39   -61  
США.   -1498   -1248   -1042   -1253   -981   -604  
Швеция   -37   -48   -54   -60   -37   -16  
Эстония              
другие страны     -122   -96   -6   -2   -19  

 

Часть граждан Республики Беларусь, выезжающих за границу, занимается незаконной трудовой деятельностью. Одним из явлений, которое сопутствует незаконной трудо­вой деятельности граждан Республики Беларусь за грани­цей, является торговля людьми. Только за 200 1 -2004 годы в Республике Беларусь зарегистрировано 1758 преступле­ний, связанных с торговлей живым товаром. Жертвами торговли людьми, совершенной в целях сексуальной эксплуатации, только в 2004 году стали более 400 женщин и девушек, среди которых были и несовершеннолетние.

Официально регистрируемая численность трудящихся-мигрантов, прибывших на работу в Республику Беларусь, невелика: максимальное количество прибывших наблюдалось в 1998 году (2969 человек). В последние годы их численность сократилась: в 2003 году составила 1252 человека, а в 2004 году - 530. Прибывают трудовые мигранты более чем из 30 стран мира, но наиболее значителен поток из стран Содружества Независимых Государств - 43 1 человек (81,3%), в том числе из Украины - 306 (57,7%) и России -94 (17,7%). Трудящиеся-мигранты, работавшие в Республике Беларусь в 2004 году, в большинстве своем (68,3%) были заняты на работах с применением преимущественно физического труда. На должностях, связанных с применением преимуществен­но умственного труда, работало 167 человек. Из них 25 человек - руководители предприятий и организаций – как правило, совместных, с участием капитала из своих стран.

Приграничная (маятниковая) экономическая мигра­ция является потенциальным источником обеспечения по­ложительного притока населения из-за рубежа. Сопостав­ление уровней доходов и цен Республики Беларусь с при­граничными странами позволит сделать вывод об условиях приграничной экономической миграции в Республике Бе­ларусь. В исследовании использовались данные по России, Польше, Литве и Молдове (информация по Украине отсут­ствует). При сравнении уровней потребительских цен в % к уровню цен в Беларуси получается, что индекс в России на конец декабря 2005г. составил 135,2%, индекс в Польше на январь 2006г. - 199,8%, индекс в Литве на январь 2006г. - 189,4%, индекс в Молдове на декабрь 2005г. – 110,3%. Та­ким образом, потребительские цены в приграничных стра­нах на10-100% превышают цены в Беларуси. Важно пони­мать, что при сравнении, например, цен с Россией оцени­вать целесообразно не всю Россию, а лишь граничащие с Беларусью Смоленскую и Брянскую области. В Смоленской области в июне 2006г. цены на товары и услуги сос­тавляли 86% к среднему ценовому уровню России, а на продукты питания -101%. В Брянской области эти показате­ли составили 85% и 86% соответственно. Поэтому оче­видно, что цены на товары и услуги в России (Смоленской и Брянской областях) будут ниже, чем в Беларуси, а на про­дукты питания - выше в Смоленской и ниже в Брянской областях. По ценовому показателю Беларусь выглядит на­иболее привлекательным Государством в регионе, однако для миграции более важным является индикатор заработ­ной платы, особенно реальных доходов.

Номинальная заработная плата в Беларуси во втором квартале 2006г. составила 271 USD, в России- 380, в Лит­ве-552, в Польше- 773, в Молдове-128. При рассмотре­нии реальной заработной платы, скорректированной на разницу в ценах, видно, что в Беларуси этот показатель сос­тавил 271 ШЬ/в России - 281, в Литве – 291, в Польше – 386, в Молдове-116. Важно отметить, что разница в ценах рассчитывалась по отношению к товарам и услугам типичным для внутреннего потребительского рынка соответствующей страны. Поэтому близость покупательной спо­собности заработной платы означает лишь способность приобретения одинакового количества товаров и услуг, но, безусловно, различного по качеству. Очевидно, что качес­тво товаров и услуг в России значительно отличается от ка­чественных стандартов на потребительских рынках стран ЕС (в Польше и Литве). Интересен тот факт, что по сравне­нию с приграничными странами пенсия в Беларуси являет­ся одной из самых высоких. По итогам 2005г. пенсия в Рес­публике Беларусь составляла 89 USD, в России с учетом разницы цен - 61, в Литве - 80, в Польше -143, в Молдове 27. Привлекательность Беларуси для нетрудоспособного населения других стран ложится дополнительным бреме­нем для республиканского бюджета. При сопоставлении заработной платы с учетом разницы цен в приграничных областях Беларуси и России видно, что все белорусские об­ласти выигрывают у российских. Заработная плата в Псковской области с учетом дифференциации цен состав­ляет 79,7% от заработной платы в Витебской области, в Смоленской - 91,6% от Витебской и 98,3% от Могилевской, в Брянской - 82,2% от Могилевской и 71,8% от Гоме­льской. Во многом благодаря такой дифференциации обеспечивается высокий прирост населения из пригранич­ных областей России. Однако ситуация остается сложной при сравнении с Польшей и Литвой как по количествен­ным, так и по качественным показателям. Несмотря на то, что Литва остается основным поставщиком иммигрантов не из стран СНГ для Беларуси, это положение может изме­ниться. Кроме того, очевидные ценовые и доходные преи­мущества Беларуси над Молдовой не оказывают достаточ­ного влияния на приток иммигрантов из этого государства. Молдова лишь пятая из стран СНГ по притоку миграции в Беларусь. Это объясняется прямым доступом Молдовы к ЕС и соответствующими предпочтениями мигрантов.

Международная экономическая миграция в Респуб­лике Беларусь представляет собой формирующуюся тен­денцию в движении населения в развитые страны дальнего зарубежья для получения более высоких доходов от более высокой производительности труда с учетом возможнос­тей осуществления качественных расходов в сопоставимых ценах. В отличие от западно-европейских стран, стра­дающих от негативных последствий миграции, Беларусь находится на этапе привлечения иммигрантов для извлече­ния преимуществ от миграции. Главным экономическим фактором для привлекательности международной мигра­ции населения выступает система оплаты труда. Измене­ние внутриреспубликанского отношения к оплате труда повысит внутреннюю эффективность работы экономики, что автоматически повысит ее внешнюю привлекатель­ность. Прозрачность перспективы и мотивация карьерного роста и повышения заработной платы должны быть обес­печены за счет установления четкой иерархии в оплате тру­да. Определение разрывов в заработной плате между ис­полнительным и управленческим аппаратом повысит производительность труда. Рабочий будет стремиться к повы­шению квалификации, четко представляя изменения в за­работной плате, которые произойдут в связи с повышени­ем в должности. Это также позволит планировать жизнь и карьеру как иммигранта, так и коренного жителя, отдавая предпочтение школе и университету, которые в дальней­шем позволят занять высокооплачиваемую должность. Разрыв в заработной плате должен предполагать существо­вание достойной минимальной заработной платы. Разница в заработной плате рабочего и начальника среднего уровня должна быть как минимум трехкратной, а рабочего и руко­водителя предприятия - десятикратной. В 1976г. в Соеди­ненных Штатах в заработной оплате рабочего и руководи­теля одного и того же крупного предприятия существовал 36-разовый разрыв. В 1993г. этот показатель составил 131, а в 2006г. достиг уровня в 369 раз. При расчете среднего разрыва в заработной плате между типичным американ­ским рабочим и типичным руководителем крупной корпо­рации в 2006г. значение достигало уровня в 179 раз.

Фактически это разрыв между минимальной и макси­мальной заработной платой в сфере бизнеса, которая явля­ется определяющей в развитии экономики государства. Разрывы оплаты труда государственных чиновников дол­жны также быть ощутимыми, хотя их количественное зна­чение должно быть ниже заработной платы руководителей компаний.

Интеллектуальная миграция

По данным обследова­ния, проведенного Центром мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров, общая чис­ленность ученых и преподавателей вузов, выехав­ших из страны на постоянное место жительства за период 1996-2000 гг., составила 378 человек (из них 28 докторов наук, 165 кандидатов наук). География выездов белорусских ученых характеризуется замет­ным приоритетом стран с высокоразвитой наукой: Франция, Германия, Великобритания, США, Изра­иль, некоторые страны Восточной Европы. При этом структура потоков научной эмиграции не соответству­ет структуре потоков общей эмиграции населения Беларуси. Интенсивное выбытие специа­листов создает сложные проблемы не только на со­временном этапе, но и для будущего обеспечения устойчивого экономического развития республики, так как необходимо быстро подготовить большое чис­ло новых специалистов и квалифицированных рабо­чих для различных отраслей. Отметим, что помимо количественного ущерба, связанного с затратами на подготовку специалистов, страна несет и качествен­ные потери. Отток ученых и специалистов ухудшает качественные характеристики трудовых ресурсов, наносит урон интеллектуальному уровню, что прак­тически не поддается количественной оценке.

Изучая причины выезда белорусских специалистов за рубеж необходимо отметить, что данный миграционный поток испытывает на себе воздействие всего набора общих факторов - экономических, полити­ческих, социальных, этнических, экологических, профессиональных, психологических, семейных. При этом, как отмечают исследователи, основным фактором, определяющим интеллектуаль­ную миграцию из Беларуси, является уровень опла­ты труда. Дополняют его факторы, характерные для современного состояния науки в нашей стране. В их числе - низкий престиж туда ученого, невостребованность результатов его научной деятельности, ото­рванность от мировой науки, ограниченность возможностей дальнейшего роста.

Как показывают исследования, частичному решению проблемы интеллектуальной миграции может помочь расширение форм сотрудничества с мировым науч­ным сообществом, в числе которых можно назвать участие в международных конференциях, стажиров­ках, работу по контрактам или грантам, обучение в аспирантуре или докторантуре за рубежом. Помимо сохранения интеллектуального потенциала и приоб­ретения нового профессионального опыта, такие контакты позволяют подготовить научные кадры в тех областях и такой квалификации, которые не дости­жимы для каждой отдельной страны без участия в международном разделении научного труда.

В то же время, как показывает опыт, временный вы­езд научных работников за границу предопределяет реальную возможность «утечки умов». Зарубежная стажировка или работа по временному контракту в ряде случаев рассматривается как первый шаг, ве­дущий к долговременному отъезду. О достаточно высоком уровне потенциала интеллектуальной миг­рации говорят и данные социологических исследо­ваний, проведенных Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси в октябре-ноябре 1999 г. По полученным данным, твердо ре­шили эмигрировать в ближайшем будущем 2,6% опрошенных научных работников и преподавателей вузов. Хотели бы поработать за границей по контракту 11,2%, из них 34,2% - научные работники в возрас­те до 35 лет.

Вынужденная миграция









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.