|
Механизм управления миграционными процессами ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В целях регулирования трудовых перемещений граждан Беларуси за пределы страны и иностранных граждан в Беларуси сформировано миграционное законодательство, отвечающее международным нормам и правилам. Первым шагом в формировании законодательной базы для работы за границей явилось принятие в 1991 г. Закона «О занятости населения Белорусской ССР», где зафиксировано, что одним из основных принципов государственной политики в области занятости населения является «международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Белорусской ССР за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Белорусской ССР». Впоследствии были приняты Законы Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь», «Об иммиграции». Принятый в 1998 г. Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» регулирует порядок выезда граждан Беларуси за границу для трудоустройства, привлечения иностранной рабочей силы в страну, а также въезд и пребывание в республике членов семей трудящихся-мигрантов, виды трудовой миграции - групповые перемещения, которые осуществляются на основании заключенных Беларусью международных договоров, маятниковую (приграничную) трудовую миграцию. Законом установлен лицензионный порядок привлечения иностранной рабочей силы. Вместе с тем для иностранных граждан, инвестирующих экономику страны, создающих на ее территории предприятия, в том числе совместные, благотворительные фонды, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров на уровне современных требований, принят режим благоприятствования. Это означает, что учредители, руководители, консультанты, инструкторы предприятий с иностранными инвестициями и благотворительных фондов пользуются безлицензионным порядком трудоустройства. Важной мерой по организации внешней трудовой миграции является Положение о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на привлечение в Беларусь иностранной рабочей силы и осуществление деятельности, связанной с трудоустройством наших граждан за границей. Действующая в республике законодательная база обеспечивает защиту национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, права трудящихся-мигрантов, их социальную защиту. Она способствует поддержке деятельности субъектов хозяйствования, занимающихся трудоустройством граждан Беларуси за границей, и, следовательно, смягчению ситуации на внутреннем рынке труда. Одной из действенных форм организации трудовой миграции, применяемой в практике международных отношений, является заключение двусторонних соглашений между заинтересованными государствами. Беларусь заключила межправительственные соглашения о временной трудовой деятельности с Республикой Молдова (1994г.), Украиной (1995г.), Республикой Польша (1995г.), Литовской республикой (1996г.) и Республикой Казахстан (1996г.). В декабре 1999г. подписан Договор о создании Союзного государства с Российской Федерацией, в соответствии с которым гражданам обеспечиваются равные права при трудоустройстве и получении образования, в оплате труда, режиме рабочего времени, времени отдыха, в охране и условиях труда. За гражданами обоих государств признается трудовой стаж (включая учебный) и стаж работы по специальности, приобретенные в связи с трудовой деятельностью на территории обеих стран. Отменен обязательный порядок лицензирования на привлечение рабочей силы из Беларуси в Россию и наоборот. Между правительствами стран СНГ ратифицировано Соглашение «О сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией». Для управления миграционными процессами в 1992г. в республике была создана Государственная миграционная служба, которая до 2004г. функционировала в структуре Министерства труда и социальной защиты. Сегодня ее функции переданы Министерству внутренних дел (Департаменту по гражданству и миграции). Кроме того, в 1998 г. с целью координации деятельности органов госуправления в области внешней миграции населения создана Межведомственная комиссия по вопросам миграции при Совете Министров Республики Беларусь. По ее инициативе и при непосредственном участии разработана и реализуется Государственная миграционная программа на 2001-2005 гг. (это уже вторая миграционная программа - первая действовала в республике в течение 1998-2000 гг.). Основными задачами программы на 2001-2005 гг. в области внешней трудовой миграции являются: регулирование потоков трудовой миграции, в том числе научных и научно-педагогических кадров, в интересах социально-экономического развития государства; защита трудовых и социальных прав трудящихся-мигрантов, включая защиту интеллектуальной собственности; создание благоприятных правовых условий для — поддержания процессов внешней трудовой миграции посредством заключения международных договоров (соглашений) о временной трудовой деятельности. Для борьбы с незаконной миграцией предусматриваются меры по ее предотвращению и пресечению, а также создание эффективной системы иммиграционного контроля. С этой целью необходимо выявление лиц, незаконно пребывающих на территории Беларуси, создание центра временного содержания иностранцев, задержанных за незаконный въезд и пребывание в стране, проведение переговоров по заключению международных договоров о передаче и приеме лиц через государственную границу, нарушивших правила въезда и пребывания на территории одного из договаривающихся государств. Программа предусматривает налаживание более тесного взаимодействия по борьбе с незаконной миграцией со странами выбытия, транзита и назначения незаконных мигрантов. Таким образом, к настоящему времени в республике созданы основы цивилизованного регулирования миграционных процессов: сформировано миграционное законодательство, отвечающее международным нормам и правилам; заключены межправительственные соглашения о временной трудовой деятельности с рядом стран; осуществляется лицензирование деятельности по трудоустройству за рубежом; заключены соглашения между Министерством труда и социальной защиты и департаментом службы занятости России, отдельных областей, городов и регионов (в частности, Центрального района России) о сотрудничестве в области занятости населения, принята и выполняется Государственная миграционная программа на 2001-2005 гг. Несмотря на это, объемы официально регистрируемой миграции невелики и не оказывают заметного влияния на состояние рынка труда страны. Однако реальные потоки трудовой миграции как в Республику Беларусь, так и из нее, которые, к сожалению, не находят отражения в статистической отчетности, более значительны. Особенно велик поток трудящихся-мигрантов из Беларуси в Российскую Федерацию. В настоящее время и в предстоящем периоде в Беларуси возрастают численность и доля населения трудоспособного возраста, что увеличивает предложение рабочей силы и, следовательно, рост напряженности на рынке труда. Временная трудовая миграция способна не только смягчить ситуацию на рынке труда, но и способствовать улучшению использования трудового потенциала. В этой связи важное значение имеет создание условий для свободного перемещения законодательно защищенных потоков рабочей силы. Это означает, что в рамках формирования общего рынка труда Союзного государства необходимы дальнейшая унификация законодательства в социально-трудовой сфере, направленная на создание равных возможностей и правовых гарантий гражданам двух стран при осуществлении ими трудовой деятельности, разработка согласованной системы мер в области социальной защиты граждан, условий и охраны труда. Гарантией социальной защиты прав трудящихся-мигрантов из Беларуси в других странах, равенства возможностей в сфере труда и занятий, социального обеспечения, индивидуальных и коллективных свобод, профсоюзных и культурных прав является присоединение (или ратификация) республики к конвенциям по миграции - Конвенции 97 «О трудящихся-мигрантах» (пересмотренной в 1949г.), Конвенции 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» (1962г.), Конвенции 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения» (1975г.), Конвенции 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982г.), Конвенции ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990г.).
![]() ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|