Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Механизм управления миграционными процессами





В целях регулирования трудовых пе­ремещений граждан Беларуси за пределы страны и иностранных граждан в Белару­си сформировано миграционное законода­тельство, отвечающее международным нор­мам и правилам. Первым шагом в форми­ровании законодательной базы для работы за границей явилось принятие в 1991 г. За­кона «О занятости населения Белорусской ССР», где зафиксировано, что одним из основных принципов государственной по­литики в области занятости населения яв­ляется «международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Белорусской ССР за рубежом и трудовую деятельность иностранных граж­дан в Белорусской ССР».

Впоследствии были приняты Законы Республики Беларусь «О гражданстве Рес­публики Беларусь», «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Респуб­лику Беларусь граждан Республики Бела­русь», «Об иммиграции».

Принятый в 1998 г. Закон Республи­ки Беларусь «О внешней трудовой мигра­ции» регулирует порядок выезда граждан Беларуси за границу для трудоустройства, привлечения иностранной рабочей силы в страну, а также въезд и пребывание в рес­публике членов семей трудящихся-мигран­тов, виды трудовой миграции - групповые перемещения, которые осуществляются на основании заключенных Беларусью между­народных договоров, маятниковую (приграничную) трудовую миграцию. Законом ус­тановлен лицензионный порядок привле­чения иностранной рабочей силы. Вместе с тем для иностранных граждан, инвести­рующих экономику страны, создающих на ее территории предприятия, в том числе совместные, благотворительные фонды, осу­ществляющих подготовку и переподготов­ку кадров на уровне современных требова­ний, принят режим благоприятствования. Это означает, что учредители, руководите­ли, консультанты, инструкторы предприя­тий с иностранными инвестициями и бла­готворительных фондов пользуются безли­цензионным порядком трудоустройства.



Важной мерой по организации внешней трудовой миграции является Положение о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на при­влечение в Беларусь иностранной рабочей силы и осуществление деятельности, связан­ной с трудоустройством наших граждан за границей. Действующая в республике зако­нодательная база обеспечивает защиту наци­онального рынка труда от неконтролируемо­го притока иностранной рабочей силы, пра­ва трудящихся-мигрантов, их социальную защиту. Она способствует поддержке деятель­ности субъектов хозяйствования, занимаю­щихся трудоустройством граждан Беларуси за границей, и, следовательно, смягчению си­туации на внутреннем рынке труда.

Одной из действенных форм организа­ции трудовой миграции, применяемой в практике международных отношений, явля­ется заключение двусторонних соглашений между заинтересованными государствами. Беларусь заключила межправительственные соглашения о временной трудовой деятель­ности с Республикой Молдова (1994г.), Украиной (1995г.), Республикой Польша (1995г.), Литовской республикой (1996г.) и Республикой Казахстан (1996г.).

В декабре 1999г. подписан Договор о создании Союзного государства с Российс­кой Федерацией, в соответствии с которым гражданам обеспечиваются равные права при трудоустройстве и получении образо­вания, в оплате труда, режиме рабочего вре­мени, времени отдыха, в охране и услови­ях труда. За гражданами обоих государств признается трудовой стаж (включая учебный) и стаж работы по специальности, приобретенные в связи с трудовой деятельно­стью на территории обеих стран. Отменен обязательный порядок лицензирования на привлечение рабочей силы из Беларуси в Россию и наоборот.

Между правительствами стран СНГ ратифицировано Соглашение «О сотрудни­честве государств - участников Содруже­ства Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией».

Для управления миграционными процес­сами в 1992г. в республике была создана Государственная миграционная служба, ко­торая до 2004г. функционировала в структу­ре Министерства труда и социальной защи­ты. Сегодня ее функции переданы Министер­ству внутренних дел (Департаменту по граж­данству и миграции). Кроме того, в 1998 г. с целью координации деятельности органов госуправления в области внешней миграции населения создана Межведомственная комис­сия по вопросам миграции при Совете Ми­нистров Республики Беларусь. По ее иници­ативе и при непосредственном участии раз­работана и реализуется Государственная миг­рационная программа на 2001-2005 гг. (это уже вторая миграционная программа - пер­вая действовала в республике в течение 1998-2000 гг.). Основными задачами программы на 2001-2005 гг. в области внешней трудо­вой миграции являются: регулирование по­токов трудовой миграции, в том числе науч­ных и научно-педагогических кадров, в ин­тересах социально-экономического развития государства; защита трудовых и социальных прав трудящихся-мигрантов, включая защи­ту интеллектуальной собственности; созда­ние благоприятных правовых условий для — поддержания процессов внешней трудовой миграции посредством заключения междуна­родных договоров (соглашений) о временной трудовой деятельности.

Для борьбы с незаконной миграцией предусматриваются меры по ее предотвраще­нию и пресечению, а также создание эффективной системы иммиграционного контроля. С этой целью необходимо выявление лиц, незаконно пребывающих на территории Беларуси, создание центра временного содержания иностранцев, задержанных за незакон­ный въезд и пребывание в стране, проведение переговоров по заключению международ­ных договоров о передаче и приеме лиц че­рез государственную границу, нарушивших правила въезда и пребывания на территории одного из договаривающихся государств.

Программа предусматривает налажива­ние более тесного взаимодействия по борь­бе с незаконной миграцией со странами выбытия, транзита и назначения незакон­ных мигрантов.

Таким образом, к настоящему време­ни в республике созданы основы цивили­зованного регулирования миграционных процессов: сформировано миграционное законодательство, отвечающее международ­ным нормам и правилам; заключены меж­правительственные соглашения о времен­ной трудовой деятельности с рядом стран; осуществляется лицензирование деятельно­сти по трудоустройству за рубежом; зак­лючены соглашения между Министерством труда и социальной защиты и департамен­том службы занятости России, отдельных областей, городов и регионов (в частности, Центрального района России) о сотрудни­честве в области занятости населения, при­нята и выполняется Государственная миг­рационная программа на 2001-2005 гг.

Несмотря на это, объемы официально регистрируемой миграции невелики и не оказывают заметного влияния на состоя­ние рынка труда страны. Однако реальные потоки трудовой миграции как в Респуб­лику Беларусь, так и из нее, которые, к со­жалению, не находят отражения в статистической отчетности, более значительны. Особенно велик поток трудящихся-мигран­тов из Беларуси в Российскую Федерацию.

В настоящее время и в предстоящем периоде в Беларуси возрастают численность и доля населения трудоспособного возраста, что увеличивает предложение рабочей силы и, следовательно, рост напряженности на рынке труда. Временная трудовая миграция способна не только смягчить ситуацию на рынке труда, но и способствовать улучше­нию использования трудового потенциала.

В этой связи важное значение имеет создание условий для свободного перемеще­ния законодательно защищенных потоков рабочей силы. Это означает, что в рамках формирования общего рынка труда Союзно­го государства необходимы дальнейшая уни­фикация законодательства в социально-тру­довой сфере, направленная на создание рав­ных возможностей и правовых гарантий граж­данам двух стран при осуществлении ими трудовой деятельности, разработка согласо­ванной системы мер в области социальной защиты граждан, условий и охраны труда.

Гарантией социальной защиты прав тру­дящихся-мигрантов из Беларуси в других странах, равенства возможностей в сфере тру­да и занятий, социального обеспечения, ин­дивидуальных и коллективных свобод, проф­союзных и культурных прав является присо­единение (или ратификация) республики к конвенциям по миграции - Конвенции 97 «О трудящихся-мигрантах» (пересмотренной в 1949г.), Конвенции 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без граж­данства в области социального обеспечения» (1962г.), Конвенции 143 «О злоупотребле­ниях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможно­стей и обращения» (1975г.), Конвенции 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обес­печения» (1982г.), Конвенции ООН о защи­те прав трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990г.).

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.