Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







История развития науки менеджмента.





 

Истоки практики управления уходят в глубину веков. Об ее эффективности в древности можно судить, представляя себе, как строились египетские пирамиды, анализируя древние письменные источники.

Полагают, что возникновение письменности в Древнем Египте объяснялось главным образом управленческими потребностями жрецов вести учет и контролировать сбор налогов.

И, хотя, само управление старо как мир, возникновение менеджмента обычно связывают с зарождением капитализма. Заводы, фабрики, массовое производство продукции вызвало потребность в научном обобщении управленческого опыта.

 

5.1. Школа научного управления.

В конце XIX – начале XX века предприятий стало так много, что для из руководителей, инженеров крайне актуальным стал поиск средств борьбы с конкурентами. Они обратили внимание на то, что труд малограмотных рабочих непроизводителен. Рационализация трудовых операций позволила бы сэкономить не только на затратах труда, но и других ресурсов.

Основателем и главным разработчиком идей научного управления является Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915). На его надгробном камне так и начертано: «Отец научного менеджмента».

Тейлор был практиком. Начав с рабочего, дорос до уровня главного инженера в сталелитейной компании. Он ставил перед собой задачу повышения производительности труда и видел ее решение в научной организации труда рабочего. Исходным для рационализации труда у него было изучение трудовых движений.

Тейлор начал применять свои принципы на примере переноски чугунных болванок. Он обучил рабочего, как правильно нести болванки, как правильно отдыхать. В результате производительность труда рабочего выросла в четыре раза, его заработная плата в 1,6 раза, он стал гораздо меньше уставать.



Тейлор исходил из того, что рабочие по своей природе ленивы и не хотят просто так работать. Поэтому он считал, что рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочим только тогда, когда и его заработная плата будет также расти.

Нормы труда и задания, устанавливаемые благодаря изучению и рационализации трудовых операций, позволили также нормировать использование машин, станков, а также сырья, материалов и других ресурсов. Стало возможным научно планировать производство на будущее. Тейлор даже считал, что завод должен управляться не столько директором-распорядителем, сколько плановым отделом.

Большой вклад в развитие тейлоризма сделали американские инженеры Фрэнк и Лилиан Гилбретт. В начале 1900-х Фрэнк и его жена Лилиан начали изучать рабочие операции, используя видеокамеру.

Фрэнк Гилбретт стал создателем нормирования труда, а его жена проявила себя как ученый, психолог, обратив внимание на значимость подготовки, обучения, отбора и распределения работников, заложив основы научного направления, которое сейчас называется управлением персоналом.

О подходах к исследованию производственных операций написано очень много, особенно среди российских ученых.

Алексей Капитонович Гастев (1882-1941), уроженец г. Суздаля Владимирской области, является основателем и первым директором Центрального института труда (ЦИТ). Руководимый Гастевым институт в 1920-30-е гг. разработал концепцию научной организации (НОТ).

 

5.2. Классическая (административная) школа.

Возникновение этой школы связывают с именем Анри Файоля (1841-1925). Его называют отцом менеджмента. Главное внимание Файоль уделял управлению персоналом, прежде всего административными кадрами. Он писал: «Управлять – значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из имеющихся в распоряжении ресурсов». Важнейшие идеи Файоля изложены в книге «Общее и промышленное управление», где заложены основы функционального управления, которые разделены на шесть групп: административная деятельность управленческого аппарата (планирование, организация, руководство, координация), коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен), технико-производственная деятельность (производство, отделка, опробование, контроль), финансовая деятельность (осуществление финансового контроля), деятельность по охране труда и технике безопасности, деятельность по учету положения дел на производстве.

Файоль разработал процессную концепцию управления, выделил шесть управленческих функций (предсказание, планирование, организация, распределение, координация, контроль).

Файоль сформировал 14 основных принципов, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления и, по его мнению, являются универсальными для любой организации: власть и ответственность, разделение труда при специализации, дисциплина, единство руководства, подчинение частных интересов общим, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, справедливость, стабильный состав персонала, инициатива, корпоративный дух.

 

5.3. Школа человеческих отношений и поведенческие науки.

Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации.

Наибольший вклад в развитие школы человеческих отношений внесли два ученых – Мэри Паркер Фоллет (1868-1933) и Элтон Мэйо (1880-1949). Они считали, что сама работа, производственный процесс имеют для рабочего мышления меньшее значение, чем его социальное и психологическое положение на производстве. Основная задача менеджмента – поставить на службу социальные и психологические мотивы деятельности, способности работников к групповому творчеству, основной мотив эффективной работы – обстановка в коллективе, хорошие взаимоотношения, а жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой. Руководители любого предприятия должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию – это способствует социальной стабильности общества, удовлетворенности индивида своей работой.

С 1927 по 1932 г. Элтон Мэйо провел большую серию экспериментов по изучению причин текучести и низкой производительности кадров на ряде электротехнических предприятий в г. Хоторне, которые положили начало исследованию неформальных групп. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы.

Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков являются в основном не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично или косвенно удовлетворены с помощью денег.

Социально-психологическим методом менеджмента во многом обязана своими успехами в 70 – 80-е гг. ХХ века японская промышленность. Исходным моментом системы управления на современных японских предприятиях является тщательное изучение мотивов трудовой деятельности всех работающих, создании таких условий, при которых каждый из них на всем протяжении этой деятельности был бы заинтересован в конечном результате работы предприятия. Отсюда и практика «пожизненного найма» рабочих на многих заводах, и участие персонала в прибылях предприятия, и личная ответственность за качество продукции, и продуманная система материального и морального стимулирования, включающая не только зарплату, но и получение жилья, и увеличение размера пенсий и т.д.

Среди российских ученых можно отметить работы одного из инициаторов новаторского движения 20-30-х гг. ХХ века Витке Николая Андреевича. Он выдвинул концепцию «человеческого фактора в управлении», высказав ряд идей, положенных в основу американской концепции человеческих отношений.

Основные идеи Н.А.Витке изложил в работе «Организация управления и индустриальное развитие» (1925).

 

5.4. Количественная школа.

Математика, статистика, инженерные науки внесли существенный вклад в теорию управления. Но до Второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно. Во время войны оформилась в качестве самостоятельной научной дисциплины новая ветвь прикладной математики, получившая название «методы исследования операций».

Применительно к экономической деятельности методы исследования операций дали менеджменту тот необходимый математический аппарат, который ему был необходим. У истоков этих методов стояли российские ученые. Еще в конце 30-х гг. ХХ века молодой ленинградский математик Леонид Витальевич Канторович (1912-1986) открыл новую область прикладной математики, которая впоследствии получила название линейного программирования. Открытие Канторовича давало возможность обосновать и наилучшим образом распределять всевозможные ресурсы, решать плановые задачи и т.д. Это открытие в дальнейшем стало одним из краеугольных камней методов исследования операций, экономико-математических методов и принесло автору Нобелевскую премию.

В середине ХХ века трудами ученых разных стран была создана особая наука об управлении сложными системами разной природы. Она получила название кибернетики. Выдающуюся роль в ее становлении сыграл американский математик Норберт Винер, а в России – академики А.И.Берг, А.Н. Колмогоров, В.М. Глушков и другие ученые. Заслуга кибернетики – раскрытие неразрывной связи управления с процессами целенаправленной переработки информации. Она стимулировала широкое внедрение в управление сложными системами, в том числе и производственными, электронной вычислительной техники. Применение точных математических методов дало возможность внести в науку управления строгую обоснованность и доказательную целесообразность.

 

5.5. Ситуационный подход.

В основе ситуационного подхода лежит мысль о том, что управленческая деятельность – это особая профессия. В отличие от профессии инженера, к которой готовит высшая школа, деятельность менеджера – это прежде всего работа с людьми.

Суть этого подхода в том, что руководство предприятием должно быть привязано к конкретной ситуации, возникающей на производстве, и иметь цель разрешить эту ситуацию, выйти из нее наилучшим образом. При этом рекомендуется действовать по следующей простой схеме, включающей ряд этапов:

- постановка диагноза ситуации, в котором должны быть определены главные проблемы предприятия, сформулированы управленческие цели и намечены принципиальные пути их достижения;

- изучение характеристики ситуации и выделения тех факторов, которые влияют на принятие решений;

- разработка альтернативных решений;

- оценка каждой альтернативы и выбор той, которая приводит к наилучшему результату;

- выработка конкретного плана действий в соответствии с выбранной альтернативой.









ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.