|
Домашняя работа к теме СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ
ВНИМАНИЕ! Все задания выполняются в рукописном виде. ВСЕ ТАБЛИЦЫ заполняются вручную
Задание 1.
В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.
Понятие
| №
| Содержание
| Дисфункции социального института
|
| 1. Люди и учреждения, снабженные материальными средствами и осуществляющие определенный вид деятельности.
| Экономика
|
| 2. Устойчивые модели поведения людей и социальных организаций в определенной сфере деятельности.
| Институционализация
|
| 3. Несоответствие деятельности социального института имеющимся социальным потребностям.
| Социальный институт
|
| 4. Процесс упорядочивания, формализации и стандартизации социальных связей.
| Внешняя характеристика института
|
| 5. Функции, для выполнения которых создавался данный институт.
| Наука
|
| 6. Социальный институт, деятельность которого связана с установлением, поддержанием и исполнением власти.
| Латентные функции
|
| 7. Социальный институт, направленный на получение и применение знаний.
| Внутренняя характеристика института
|
| 8. Положительные следствия выполнения явных функций, которые возникают в процессе деятельности института.
| Явные функции
|
| 9. Набор статусов и ролей, а также нормы и ценности, регулирующие данный вид деятельности.
| Политика
|
| 10. Социальный институт, занимающийся производством, обменом и распределением материальных благ.
| Задание 2.
Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.
№
| Вопрос
| Ответ
| да
| нет
| 1.
| НТУ «ХПИ» – это социальный институт?
|
|
| 2.
| С содержательной стороны социальный институт – это набор социальных норм и моделей поведения?
|
|
| 3.
| Важнейшим агентом социализации молодежи является институт образования?
|
|
| 4.
| Общественное мнение относится к социокультурным институтам?
|
|
| 5.
| Институционализация – это процесс создания социального института?
|
|
| 6.
| С формальной стороны социальный институт – это организации, учреждения и профессионалы, в них работающие?
|
|
| 7.
| Институт образования имеет дисфункции?
|
|
| 8.
| Все социальные институты выполняю коммуникативную функцию?
|
|
| 9.
| Формирование образования как социального института связано с появлением массовой школы?
|
|
| 10.
| Политические институты нужны для производства, распределения, обмена и потребления материальных благ?
|
|
| Задание 3.
Один из ведущих американских социологов Райт Миллс писал:
«Общество – это конфигурация институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действий людей. В современном обществе насчитывается пять институциональных порядков: 1) экономический – институты, организующие хозяйственную деятельность; 2) политический – институты власти; 3) семейный – институты, регулирующие, половые отношения, рождение и социализацию детей; 4) военный – институты, организующие законное наследие; 5) религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов».
Какой важный институт не назван Р. Миллсом в перечне институциональных порядков? Напишите, какой вид деятельности, который он организует и регулирует? Опишите этот институт.
Задание 4.
Американские социологи П. Бергер и Т.Лукман важнейшим условием формирования социального института называли необходимость его легитимации, то есть «пояснения» и «оправдания» его существования для новых поколений. Они отметили, что дети не могут осмыслить окружающий социальный мир, опираясь на воспоминания о тех обстоятельствах, при которых социальные институты или их части были образованы, поэтому возникает потребность в интерпретации социального института. Так, господство мужчины объясняется или физиологически – «он сильный» и сможет обеспечивать свою семью средствами существования, или мифологически – «бог сотворил мужчину, а из его ребра – женщину».
Развивающийся институционный порядок как крыша, с которым следующие поколения знакомятся в процессе социализации. Таким образом, анализ знаний человека о социальных институтах является частью социального порядка. Это могут быть знания на дотеоретическом уровне в виде пословиц, поучений, верований, мифов, а также сложные теоретические понятия. В данном случае не имеет существенного значения, отвечают ли они действительности.
Приведите известные вам объяснения (услышанные от родителей, бабушек, из телевидения, газет, учителей, друзей...), которые оправдывают существование и доказывают необходимость следующих позиций:
- утверждение национальных праздников;
- выбор депутатов;
- сохранение института президентства;
- получение высшего образования;
- регистрация брака;
- соблюдение очереди в магазине;
- переход улицы в указанном месте;
- приобретение билета в общественном транспорте.
Выполните задание (т.е. дайте объяснения) в письменном виде.
Домашняя работа к теме ИНСТИТУТ БРАКА И СЕМЬИ
ВНИМАНИЕ! Все задания выполняются в рукописном виде. ВСЕ ТАБЛИЦЫ заполняются вручную
Задание 1.
В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.
Понятие
| №
| Содержание
| Брак
|
| 1. Объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, связанное общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.
| Неолокальная семья
|
| 2. Семья, в которой молодожены проживают отдельно от родителей.
| Гражданский брак
|
| 3. Форма брака, заключаемая между одним мужчиной и одной женщиной.
| Промискуитет
|
| 4. Семья, в которой отсутствует один из супругов.
| Патриархальная семья
|
| 5. Форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, детям и обществу.
| Моногамия
|
| 6. Брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви.
| Эндогамия
|
| 7. Тип семьи, члены которой имеют одинаковые привилегии, права и обязанности.
| Неполная семья
|
| 8. Тип семьи, в котором власть принадлежит мужчине.
| Семья
|
| 9. Период в жизни общества, когда не существовало никаких запретов на сексуальные связи, и любой мужчина общества мог вступать в сексуальные отношения с любой женщиной данного общества.
| Эгалитарная
семья
|
| 10. Форма брака, при которой брачный партнер выбирается только внутри данного рода, группы, клана.
| Задание 2.
Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.
№
| Вопрос
| Ответ
| Да
| Нет
| 1.
| Нуклеарная семья состоит из родителей и детей?
|
|
| 2.
| Семья – это брачные отношения между мужчиной и женщиной?
|
|
| 3.
| Групповой брак – это брак одной женщины и нескольких мужчин?
|
|
| 4.
| Моногамия – это брак одного мужчины и нескольких женщин?
|
|
| 5.
| Традиционной семье присуща эгалитарная властная структура?
|
|
| 6.
| Увеличение количества людей, которые проживают в свободном браке – это одна из тенденций развития современной семьи?
|
|
| 7.
| В экзогамном браке выбор супруга возможен только в пределах своей группы?
|
|
| 8.
| Традиционная модель семьи характерна для аграрного общества?
|
|
| 9.
| Сущностью духовной функции семьи является получение ее членами психологической защиты, эмоциональной поддержки, удовлетворение нужд в счастье и любви?
|
|
| 10.
| Неполная семья – это семья, в которой один ребенок?
|
|
| Задание 3.
Сегодня среди ученых начинает преобладать мнение, что развод не отрицает института брака. Он отрицает определенный тип отношений в браке – отношений, построенных на нелюбви супругов, авторитарном подавлении, унижении личного достоинства и неравенстве полов. Развод играет фундаментальную роль в жизни общества. Нельзя запретить разводы, как нельзя запретить увольнение с предприятия.
Попытайтесь самостоятельно сформулировать негативные и позитивные последствия развода для общества в целом, разводящихся супругов и их детей. Аргументируйте свою позицию, приведя статистические данные, результаты социологических опросов, личные наблюдения. Ответы запишите в таблице.
Последствия
развода
| Для общества
| Для разводящихся
супругов
| Для детей
| Негативные
| 1.
2.
3.
| 1.
2.
3.
| 1.
2.
3.
| Позитивные
| 1.
2.
3.
| 1.
2.
3.
| 1.
2.
3.
| Задание 3.
Заполните схему влияния социальных факторов на семью в современном обществе:
Дестабилизирующие факторы
Фактор 1
Фактор 2
Фактор 3 дисфункция семьи – распад семьи

Фактор 4
Фактор 5
Факторы, укрепляющие семью
Фактор 1
Фактор 2
Фактор 3 удовлетворение семейной жизнью – укрепление семьи

Фактор 4
Фактор 5
Домашняя работа к теме КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
ВНИМАНИЕ! Все задания выполняются в рукописном виде. ВСЕ ТАБЛИЦЫ заполняются вручную
Задание 1.
В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.
Понятие
| №
| Содержание
| Нормы
|
| 1. Система знаков, служащая средством человеческого общения.
| Ценности
|
| 2. Тенденция оценивать обычаи, ценности и нормы других культур с позиции стандартов собственной культуры.
| Символы
|
| 3. Форма протеста, субкультура, отвергающая нормы и ценности господствующей культуры.
| Язык
|
| 4. Общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно.
| Массовая культура
|
| 5. Материальные ценности, созданные людьми: техника, сооружения, одежда, предметы быта и т.д.
| Субкультура
|
| 6. Общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой.
| Материальная культура
|
| 7. Система норм и ценностей, которые распространены в пределах отдельной социальной общности и отличают ее от других.
| Элитарная культура
|
| 8. Культурные образцы, которые создавались привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами.
| Контркультура
|
| 9. Вид культуры современного индустриального общества, характеризующийся ориентацией на усредненный массовый вкус и коммерческий успех.
| Этноцентризм
|
| 10. Понятия и вещи, которые несут в себе определенный смысл и значение для людей одной культуры.
| Задание 2.
Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.
№
| Вопрос
| Ответ
| Да
| Нет
| 1.
| В переводе с латинского слово культура означает «воспитание»?
|
|
| 2.
| Духовная культура– это нематериальные формы общественной жизни?
|
|
| 3.
| Культуре не свойственна функция социальной адаптации?
|
|
| 4.
| Понимать и оперировать символами может не только человек, но и животные?
|
|
| 5.
| Технологии – способ производственной деятельности и знания, которые помогают людям обустроить жизнь в данных условиях?
|
|
| 6.
| Культурные образцы поведения, принятые в среде программистов, можно назвать контркультурой?
|
|
| 7.
| Культурный релятивизм – это позиция, подчеркивающая своеобразие каждой культуры, которая может быть оценена только на основе принятых в ней стандартов, а не универсальных критериев?
|
|
| 8.
| Телесериал «Доктор Хауз» можно отнести к элитарной культуре?
|
|
| 9.
| Фольклор, народные сказки, мифы и песни – пример народной культуры?
|
|
| 10.
| Словарный запас того или иного языка не зависит от природных и социальных условий, в которых живет народ, разговаривающий на нем?
|
|
| | | | | | Задание 3.
Определите, к какому виду культуры – народной, массовой или элитарной – относятся перечисленные ниже произведения. Задание выполните в письменном виде. Обоснуйте свой ответ.
1. «Лунная соната» Людвига Ван Бетховена
2. Телесериал «Друзья»
3. Роман Л.Толстого «Война и мир»
4. Колядки, щедривки
5. Цирковое представление
6. Музыкальный шлягер
7. Балет П. Чайковского «Лебединое озеро»
8. Сказка «Котигорошек»
9. Танец «гопак»
10. Детективные романы Д. Донцовой
Домашняя работа к теме ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
ВНИМАНИЕ! Все задания выполняются в рукописном виде. ВСЕ ТАБЛИЦЫ заполняются вручную
Задание 1.
В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.
Понятие
| №
| Содержание
| Общество
|
| 1. Искусственный политический институт, призванный управлять социальными взаимодействиями; политическая организация общества, подразумевающая определенный тип власти и наличие аппарата управления.
| Государство
|
| 2. Упрощение социальной структуры, откат назад в развитии социального объекта.
| Страна
|
| 3. Постепенные, медленные, плавные, количественные преобразования социальных объектов
| Социальные изменения
|
| 4. Устойчивая система социальных связей и отношений между индивидами и социальными группами, которая регулируется законом, обычаями, социальными институтами.
| Инновационные изменения
|
| 5. Переход от доиндустриального к индустриальному, или капиталистическому обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени.
| Социальный
прогресс
|
| 6. Изменения социальных систем, социальной стратификации, социальных общностей, социальных процессов, институтов, организаций, их взаимодействий.
| Социальный регресс
|
| 7. Быстрые скачкообразные изменения социального устройства.
| Социальная
эволюция
|
| 8. Территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом.
| Социальная
революция
|
| 9. Усложнение форм социальной жизни, движение общества вперед.
| Модернизация
|
| 10. Социальные изменения, направленные на создание новых форм социальной жизни.
| Задание 2.
Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.
№
| Вопрос
| Ответ
| Да
| Нет
| 1.
| Современное украинское общество является аграрным?
|
|
| 2.
| Появление мобильных телефонов – пример социальных изменений?
|
|
| 3.
| Социальные изменения и социальное развитие – это слова синонимы?
|
|
| 4.
| Обществу как социальной системе присуще такое свойство как саморазвитие?
|
|
| 5.
| Теория К. Маркса развивалась в русле социального революционизма?
|
|
| 6.
| Циклические теории отрицают возможность бесконечного прогрессивного развития общества?
|
|
| 7.
| Функцию адаптации в обществе выполняет политика?
|
|
| 8.
| В постиндустриальном обществе наиболее влиятельной группой являются ученые?
|
|
| 9.
| Украинское общество переживает органическую модернизацию?
|
|
| 10.
| Основная сфера деятельности для постиндустриального общества – это сельское хозяйство?
|
|
|
Задание 3.
На ХІІ Всемирном социологическом конгрессе (1990) в качестве одной из ведущих идей была представлена концепция постмодернизма. Она является развитием теории немецкого социолога Макса Вебера о 2 типах общества – традиционном и модернистском. В традиционном обществе поведение человека регулируется традициями, по принципу: делай так, как делали до тебя. В модернистском обществе поведение регулируется принципом рациональности, разумности и эффективности социального поведения.
В постмодернистском обществе, которое, как утверждают многие западные социологи, формируется сегодня, принципом поведения становятся интересы человека, коллектива, народа, те цели, которые они себе ставят, и средства, которые выбирают.
Подумайте и напишите: какими принципами регулируется ваше поведение, поведение большинства членов украинского общества сегодня? К какому типу, по-вашему, относится наше общество? Выполните задание в письменном виде.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|