Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Домашняя работа к теме СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ





ВНИМАНИЕ! Все задания выполняются в рукописном виде. ВСЕ ТАБЛИЦЫ заполняются вручную

Задание 1.

В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие Содержание
Дисфункции социального института   1. Люди и учреждения, снабженные материальными средствами и осуществляющие определенный вид деятельности.
Экономика   2. Устойчивые модели поведения людей и социальных организаций в определенной сфере деятельности.
Институционализация   3. Несоответствие деятельности социального института имеющимся социальным потребностям.
Социальный институт   4. Процесс упорядочивания, формализации и стандартизации социальных связей.
Внешняя характеристика института   5. Функции, для выполнения которых создавался данный институт.
Наука   6. Социальный институт, деятельность которого связана с установлением, поддержанием и исполнением власти.
Латентные функции   7. Социальный институт, направленный на получение и применение знаний.
Внутренняя характеристика института   8. Положительные следствия выполнения явных функций, которые возникают в процессе деятельности института.
Явные функции   9. Набор статусов и ролей, а также нормы и ценности, регулирующие данный вид деятельности.
Политика   10. Социальный институт, занимающийся производством, обменом и распределением материальных благ.

Задание 2.

Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.



Вопрос Ответ
да нет
1. НТУ «ХПИ» – это социальный институт?    
2. С содержательной стороны социальный институт – это набор социальных норм и моделей поведения?    
3. Важнейшим агентом социализации молодежи является институт образования?    
4. Общественное мнение относится к социокультурным институтам?    
5. Институционализация – это процесс создания социального института?    
6. С формальной стороны социальный институт – это организации, учреждения и профессионалы, в них работающие?    
7. Институт образования имеет дисфункции?    
8. Все социальные институты выполняю коммуникативную функцию?    
9. Формирование образования как социального института связано с появлением массовой школы?    
10. Политические институты нужны для производства, распределения, обмена и потребления материальных благ?    

Задание 3.

Один из ведущих американских социологов Райт Миллс писал:

«Общество – это конфигурация институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действий людей. В современном обществе насчитывается пять институциональных порядков: 1) экономический – институты, организующие хозяйственную деятельность; 2) политический – институты власти; 3) семейный – институты, регулирующие, половые отношения, рождение и социализацию детей; 4) военный – институты, организующие законное наследие; 5) религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов».

Какой важный институт не назван Р. Миллсом в перечне институциональных порядков? Напишите, какой вид деятельности, который он организует и регулирует? Опишите этот институт.

Задание 4.

Американские социологи П. Бергер и Т.Лукман важнейшим условием формирования социального института называли необходимость его легитимации, то есть «пояснения» и «оправдания» его существования для новых поколений. Они отметили, что дети не могут осмыслить окружающий социальный мир, опираясь на воспоминания о тех обстоятельствах, при которых социальные институты или их части были образованы, поэтому возникает потребность в интерпретации социального института. Так, господство мужчины объясняется или физиологически – «он сильный» и сможет обеспечивать свою семью средствами существования, или мифологически – «бог сотворил мужчину, а из его ребра – женщину».

Развивающийся институционный порядок как крыша, с которым следующие поколения знакомятся в процессе социализации. Таким образом, анализ знаний человека о социальных институтах является частью социального порядка. Это могут быть знания на дотеоретическом уровне в виде пословиц, поучений, верований, мифов, а также сложные теоретические понятия. В данном случае не имеет существенного значения, отвечают ли они действительности.

Приведите известные вам объяснения (услышанные от родителей, бабушек, из телевидения, газет, учителей, друзей...), которые оправдывают существование и доказывают необходимость следующих позиций:

  1. утверждение национальных праздников;
  2. выбор депутатов;
  3. сохранение института президентства;
  4. получение высшего образования;
  5. регистрация брака;
  6. соблюдение очереди в магазине;
  7. переход улицы в указанном месте;
  8. приобретение билета в общественном транспорте.

Выполните задание (т.е. дайте объяснения) в письменном виде.


Домашняя работа к теме ИНСТИТУТ БРАКА И СЕМЬИ

ВНИМАНИЕ! Все задания выполняются в рукописном виде. ВСЕ ТАБЛИЦЫ заполняются вручную

Задание 1.

В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие Содержание
Брак   1. Объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, связанное общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.
Неолокальная семья   2. Семья, в которой молодожены проживают отдельно от родителей.
Гражданский брак   3. Форма брака, заключаемая между одним мужчиной и одной женщиной.
Промискуитет   4. Семья, в которой отсутствует один из супругов.
Патриархальная семья   5. Форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, детям и обществу.
Моногамия   6. Брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви.
Эндогамия   7. Тип семьи, члены которой имеют одинаковые привилегии, права и обязанности.
Неполная семья   8. Тип семьи, в котором власть принадлежит мужчине.
Семья   9. Период в жизни общества, когда не существовало никаких запретов на сексуальные связи, и любой мужчина общества мог вступать в сексуальные отношения с любой женщиной данного общества.
Эгалитарная семья   10. Форма брака, при которой брачный партнер выбирается только внутри данного рода, группы, клана.

Задание 2.

Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Нуклеарная семья состоит из родителей и детей?    
2. Семья – это брачные отношения между мужчиной и женщиной?    
3. Групповой брак – это брак одной женщины и нескольких мужчин?    
4. Моногамия – это брак одного мужчины и нескольких женщин?    
5. Традиционной семье присуща эгалитарная властная структура?    
6. Увеличение количества людей, которые проживают в свободном браке – это одна из тенденций развития современной семьи?    
7. В экзогамном браке выбор супруга возможен только в пределах своей группы?    
8. Традиционная модель семьи характерна для аграрного общества?    
9. Сущностью духовной функции семьи является получение ее членами психологической защиты, эмоциональной поддержки, удовлетворение нужд в счастье и любви?    
10. Неполная семья – это семья, в которой один ребенок?    

Задание 3.

Сегодня среди ученых начинает преобладать мнение, что развод не отрицает института брака. Он отрицает определенный тип отношений в браке – отношений, построенных на нелюбви супругов, авторитарном подавлении, унижении личного достоинства и неравенстве полов. Развод играет фундаментальную роль в жизни общества. Нельзя запретить разводы, как нельзя запретить увольнение с предприятия.

Попытайтесь самостоятельно сформулировать негативные и позитивные последствия развода для общества в целом, разводящихся супругов и их детей. Аргументируйте свою позицию, приведя статистические данные, результаты социологических опросов, личные наблюдения. Ответы запишите в таблице.

Последствия развода Для общества Для разводящихся супругов Для детей
Негативные   1.   2.   3. 1.   2.   3. 1.   2.   3.
Позитивные   1.   2.   3. 1.   2.   3. 1.   2.   3.

Задание 3.

Заполните схему влияния социальных факторов на семью в современном обществе:

 

Дестабилизирующие факторы

Фактор 1

 

Фактор 2

 

Фактор 3 дисфункция семьи – распад семьи


Фактор 4

Фактор 5

 

 

Факторы, укрепляющие семью

 

Фактор 1

 

Фактор 2

 

Фактор 3 удовлетворение семейной жизнью – укрепление семьи


Фактор 4

 

Фактор 5


Домашняя работа к теме КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

 

ВНИМАНИЕ! Все задания выполняются в рукописном виде. ВСЕ ТАБЛИЦЫ заполняются вручную

Задание 1.

В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие Содержание
Нормы   1. Система знаков, служащая средством человеческого общения.
Ценности   2. Тенденция оценивать обычаи, ценности и нормы других культур с позиции стандартов собственной культуры.
Символы   3. Форма протеста, субкультура, отвергающая нормы и ценности господствующей культуры.
Язык   4. Общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно.
Массовая культура   5. Материальные ценности, созданные людьми: техника, сооружения, одежда, предметы быта и т.д.
Субкультура   6. Общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой.
Материальная культура   7. Система норм и ценностей, которые распространены в пределах отдельной социальной общности и отличают ее от других.
Элитарная культура   8. Культурные образцы, которые создавались привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами.
Контркультура   9. Вид культуры современного индустриального общества, характеризующийся ориентацией на усредненный массовый вкус и коммерческий успех.
Этноцентризм   10. Понятия и вещи, которые несут в себе определенный смысл и значение для людей одной культуры.

Задание 2.

Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вопрос Ответ
Да Нет
1. В переводе с латинского слово культура означает «воспитание»?    
2. Духовная культура– это нематериальные формы общественной жизни?    
3. Культуре не свойственна функция социальной адаптации?    
4. Понимать и оперировать символами может не только человек, но и животные?    
5. Технологии – способ производственной деятельности и знания, которые помогают людям обустроить жизнь в данных условиях?    
6. Культурные образцы поведения, принятые в среде программистов, можно назвать контркультурой?    
7. Культурный релятивизм – это позиция, подчеркивающая своеобразие каждой культуры, которая может быть оценена только на основе принятых в ней стандартов, а не универсальных критериев?    
8. Телесериал «Доктор Хауз» можно отнести к элитарной культуре?    
9. Фольклор, народные сказки, мифы и песни – пример народной культуры?    
10. Словарный запас того или иного языка не зависит от природных и социальных условий, в которых живет народ, разговаривающий на нем?    
         

Задание 3.

Определите, к какому виду культуры – народной, массовой или элитарной – относятся перечисленные ниже произведения. Задание выполните в письменном виде. Обоснуйте свой ответ.

1. «Лунная соната» Людвига Ван Бетховена

2. Телесериал «Друзья»

3. Роман Л.Толстого «Война и мир»

4. Колядки, щедривки

5. Цирковое представление

6. Музыкальный шлягер

7. Балет П. Чайковского «Лебединое озеро»

8. Сказка «Котигорошек»

9. Танец «гопак»

10. Детективные романы Д. Донцовой

 


Домашняя работа к теме ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

ВНИМАНИЕ! Все задания выполняются в рукописном виде. ВСЕ ТАБЛИЦЫ заполняются вручную

Задание 1.

В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие Содержание
Общество   1. Искусственный политический институт, призванный управлять социальными взаимодействиями; политическая организация общества, подразумевающая определенный тип власти и наличие аппарата управления.
Государство   2. Упрощение социальной структуры, откат назад в развитии социального объекта.
Страна   3. Постепенные, медленные, плавные, количественные преобразования социальных объектов
Социальные изменения   4. Устойчивая система социальных связей и отношений между индивидами и социальными группами, которая регулируется законом, обычаями, социальными институтами.
Инновационные изменения   5. Переход от доиндустриального к индустриальному, или капиталистическому обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени.
Социальный прогресс   6. Изменения социальных систем, социальной стратификации, социальных общностей, социальных процессов, институтов, организаций, их взаимодействий.
Социальный регресс   7. Быстрые скачкообразные изменения социального устройства.
Социальная эволюция   8. Территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом.
Социальная революция   9. Усложнение форм социальной жизни, движение общества вперед.
Модернизация   10. Социальные изменения, направленные на создание новых форм социальной жизни.

Задание 2.

Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Современное украинское общество является аграрным?    
2. Появление мобильных телефонов – пример социальных изменений?    
3. Социальные изменения и социальное развитие – это слова синонимы?    
4. Обществу как социальной системе присуще такое свойство как саморазвитие?    
5. Теория К. Маркса развивалась в русле социального революционизма?    
6. Циклические теории отрицают возможность бесконечного прогрессивного развития общества?    
7. Функцию адаптации в обществе выполняет политика?    
8. В постиндустриальном обществе наиболее влиятельной группой являются ученые?    
9. Украинское общество переживает органическую модернизацию?    
10. Основная сфера деятельности для постиндустриального общества – это сельское хозяйство?    

Задание 3.

На ХІІ Всемирном социологическом конгрессе (1990) в качестве одной из ведущих идей была представлена концепция постмодернизма. Она является развитием теории немецкого социолога Макса Вебера о 2 типах общества – традиционном и модернистском. В традиционном обществе поведение человека регулируется традициями, по принципу: делай так, как делали до тебя. В модернистском обществе поведение регулируется принципом рациональности, разумности и эффективности социального поведения.

В постмодернистском обществе, которое, как утверждают многие западные социологи, формируется сегодня, принципом поведения становятся интересы человека, коллектива, народа, те цели, которые они себе ставят, и средства, которые выбирают.

Подумайте и напишите: какими принципами регулируется ваше поведение, поведение большинства членов украинского общества сегодня? К какому типу, по-вашему, относится наше общество? Выполните задание в письменном виде.









Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.