Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Современное состояние и тенденции развития въездного туризма





К сожалению, доля России в общем количестве прибытий медународных посетителей во всех странах мира не превышает 3%. Также не высока доля въездного туризма в валовом национальном продукте РФ, она составляет всего около 1%. Для сравнения укажем, что во многих странах, ориентирующих свою экономику на развитие внутреннего и въездного туризма, эта доля превышает 10%.

Разумеется, такое положение не может устраивать ни государственные органы, ни тем более, предпринимательские и общественные структуры, занимающиеся приемом иностранных туристов в РФ. Поэтому большое удовлетворение вызывает то, что на уровне федеральных, региональных и местных органов управления проводится активная законотворческая работа, обеспечивающая правовую основу развития въездного туризма в РФ.

Так, в Федеральном Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 января 2007 , а также и в ряде других нормативных актов указывается, что приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности является поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма. В качестве поддержки этого тезиса определен большой комплекс мер, обеспечивающих достижение поставленной цели.

Различные постановления о развитии туризма и, прежде всего, въездного туризма были приняты во многих субъектах Федерации. В частности, в качестве примера следует привести активную деятельность Правительства Москвы, которое своим постановлением от 8 августа 2000 г. «О комплексной программе развития туризма в г. Москве на период до 2010 г.», определило комплекс конкретных мер по развитию въездного туризма.

Доля Российской Федерации (в 2007 г. 28521 тыс. прибытий иностранцев) в общем объеме мирового туризма пока еще остается небольшой. Но в то же время следует отметить, что количество прибытий в РФ иностранцев по туристским визам с целью экскурсий, развлечений и отдыха в 2000-2003 постепенно увеличилась. Их доля в общем количестве прибытий всех иностранцев в РФ составляла в 2005 г. 14,2%, а в 2007 - уже 17%. При этом следует добавить, что значительный наплыв в РФ граждан из стран СНГ (более 60%), большинство которых по условиям статистического учета не вписывается в категорию иностранных туристов, ведет к снижению доли прибытий иностранцев в РФ с туристскими и экскурсионными целями.



Большое количество прибытий в РФ иностранцем из Польши, Китая, Эстонии, Латвии, Литвы и Турции объясняется в первую оче­редь продолжающимися поездками из этих стран так называемых «челноков» , которые обычно не пользуются чисто туристскими услугами. При этом основным направлением поездок иностранцев в РФ из Польши и стран Балтии является Калининградская область. Несколько специфический характер носят поездки и Россию туристов из Финляндии, маршруты которых по турам «конца недели» проходят не далее Выборга и Санкт-Петербурга, где сланными объектами посещения являются местные питейные заведения.

Следует также указать, что основной поток иностранных турис­тов в Россию из года в год направляется по давно «протоптанным» маршрутам в города: Москва, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, города «Золотого кольца», путешествуют на речных круизах по Волге и круизному маршруту Москва -Санкт -Петербург. Другие многочисленные исторические и культурные центры России пока еще принимают незначительное число иностранных туристов.

Однако вышеуказанные обстоятельства не ограничивают возможности ускоренного развития въездного иностранного туризма в России уже в ближайшие годы. Наша страна по оценкам как российских, так и зарубежных экспертов может и должна принимать значительно больше иностранных туристов. По прогнозам ВТО к 2020 г. она должна выйти на 9-ое место в мире (принять около 48 млн. иностранных посетителей).

Среди стран дальнего зарубежья основными поставщиками путешественников и туристов в Россию в 2009 г. (по данным Госкомстата РФ), как показывает табл. 1, являлись следующие государства[3]:

Таблица 1.1.

Страны-поставщики туристов в РФ

Страна Общее кол-во прибытий иностранцев в РФ, тыс. чел. В том числе с целью туризма, тыс. чел.
Всего (из всех стран мира) 22521,9 3151,9
в т.ч. из Польши 1232,9 956,1
Германии 516,2 288,5
Финляндии 1154,1 242,0
Китая 679,6 203,2
США 280,8 125,5
Франции 189,1 118,5
Италии 169,7 114,4
Великобритании 176,7 90,8
Японии 86,7 55,2
Эстонии 406,0 53,8
Латвии 344,9 42,8
Испании 52,2 39,3
Южной Кореи 94,5 31,8
Турции 139,7 30,6
Литвы 873,8 29,9
Нидерландов 68,2 27,0
Швеции 63,3 26,0
Израиля 60,1 24,0
Австрии 46,9 23,0
Норвегии 45,2 20,0

 

В чем же причины замедленного до сих пор роста въездного туризма в РФ? Сошлемся опять на мнение российских и зарубежных специалистов.

Существует ряд факторов, сдерживающих развитие въездного туризма в РФ. Среди них можно особо выделить следующие:

1.Недостаточно развитая туристская материально-техническая база. Значительный моральный и физический износ существующих гостиниц и других предприятий обслуживания, малое количество средств размещения туристского класса.

2.Невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров, отсутствие достаточного опыта работы туристских предприятий в условиях рыночной экономики.

3.Недоступно высокие цены на основные туристские услуги, особенно для участников массовых туристских поездок.

4.Недостаточно приемлемая для иностранных граждан система выдачи российских туристских виз и утомительный порядок прохождения пограничного контроля, особенно для участников иностран­ных круизов. Сложная система регистрации иностранных туристов, проживающих в малых гостиницах или частных домах.

5.Отсутствие практики создания субъектами РФ благоприятных условий для привлечения российских и иностранных инвестиций в средства размещения и туристскую инфраструктуру.

6. Недостаточная защищенность иностранных туристов от криминальных и хулиганствующих элементов, нередкие случаи грабежей, воровства, мошенничества. Все это становится темой широких публикаций в зарубежных СМИ, в результате чего у населения создается образ России, как страны неблагоприятной для отдыха.

7. В то же время государственные органы РФ не предпринимают энергичной контрпропаганды, недостаточно рекламируют широкие возможности для путешествий иностранных туристов в Россию, не используют массовые каналы продвижения российского турпродукта за границей[4].

В указанной выше концепции с учетом отмеченных недостатков ставятся задачи осуществления таких мер развития иностранного туризма в РФ, как:

• формирование современной маркетинговой стратегии продвижения российского туристского продукта на внутреннем и международном рынках;

• создание организационных, правовых и экономических усло­вий для стимулирования въездного и внутреннего туризма;

• резкое повышение качества обслуживания в сфере туризма;

• выделение необходимых бюджетных средств на обеспечение государственной поддержки развития туризма.

В соответствии с указанными направлениями туристские админи­страции многих субъектов РФ, и особенно Правительство Москвы, принимают практические меры к созданию на местах современной туристской материально-технической базы и инфраструктуры. Так, например, Комитет по туризму г. Москвы проводит активную работу по привлечению инвестиций в широкое строительство новых гостиничных и других туристских объектов, проектирует новые привлекательные экскурсионные маршруты, уделяет большое внимание подготовке специалистов туристской отрасли, координирует свою работу с туристскими администрациями других регионов. Следует отметить, что центр тяжести в развитии туристского движения и создании в России современной туристской индустрии все больше переносится в российские регионы. Для координации их деятельности в масштабах страны учрежден Координационный совет по туризму, возглавляемый Комитетом по туризму г. Москвы, и в который входят главы большинства туристских администраций субъектов РФ.

Суммируя вышеуказанные особенности и значение въездного ту­ризма, надо сказать, что его массовое развитие не носит и не может носить стихийного характера. XX в. и начало XXI в. демонстрируют, что только четкая организация и оптимальное структурирование массовых туристских потоков при наличии их государственного регулирования и поддержки могут обеспечить выполнение всех целей и задач, поставленных перед современным туризмом. Прежде всего, следует подчеркнуть, что массовое развитие как въездного, так и внутреннего туризма связано с наличием в той или иной стране определенных условий, среди которых главными являются:

• наличие и правильное использование разнообразных туристских ресурсов;

• наличие современной развитой туристской материально- технической базы[5].

Рассмотрим, как обстоит дело с туристскими ресурсами и туристской материально-технической базой в нашей стране.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.