Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экономическая оценка ущерба от загрязнения земель





Остановимся несколько подробнее на вопросе экономической оценки ущерба от загрязнения земель.

Ущерб от ухудшения и разрушения почв и земель под воздействием антропогенных факторов выражается прежде всего в деградации почв и земель, загрязнении земель химическими веществами. Например, имеет место загрязнение почвенного покрова ртутью (с ядохимикатами и отходами промышленных предприятий), свинцом (при выплавке свинца и от автотранспорта), железом, медью, цинком, марганцем, никелем, алюминием и другими металлами (вблизи крупных центров черной и цветной металлургии), радиоктивными элементами, стойкими органическими соединениями, применяемыми в качестве ядохимикатов [7].

В Красноярском крае в связи с большим объемом промышленного производства, в первую очередь алюминиевой промышленности, происходит загрязнение почвы фтором. К основным загрязнителям относятся: Красноярский и Саянский алюминиевые заводы (КРАЗ и САЗ), Ачинский глиноземный комбинат, Назаровская ГРЭС и Назаровский угольный разрез [8], расположенные в зерносеющих районах края.

Очень быстро идет процесс захламления несакционированными свалками (особенно в пригородных зонах), другими видами отходов.

Высокое и чрезвычайно опасное загрязнение почв химическими веществами и отходами вызывает необходимость выявления прежде всего ареалов и степени загрязнения земель, а вслед за этим экономической оценки величины ущерба от загрязнения.

В этом направлении в России ведутся интенсивные исследования. Ниже предлагается одна из формул экономической оценки величины ущерба от деградации почв и земель [9].

Узем = Нс ∙ Ś ∙ Кэ ∙ Кос ,

где Нс - норматив стоимости земель, тыс. руб./га; Ś - площадь почв и земель, деградировавших в отчетном периоде времени, га; Кэ - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории; Кос - коэффициент для особо охраняемых территорий.



Коэффициент (Кэ) экологической ситуации и экологической значимости территории определен для Восточно-Сибирского региона 1,1.

Для особо охраняемых территорий коэффициенты (Кос) устанавлены от 3 до 1,0 в зависимости от назначения территории.

Экономическая оценка ущерба от загрязнения земель химическими веществами проводится по формуле [10]

Узем = с Śi Кэ Ко) Кхим ,

где Śi - площадь земель, загрязненных химическим веществом i - го вида в отчетном году, га; Кхим - повышающий коэффициент при загрязнении земель несколькими (n) химическими веществами.

Кхим = (1+ 0,2 (n - 1) при n ≤ 10 ;
3 при n > 10

.

Экономическая оценка ущерба от захламления земель несанкционированными свалками производится по формуле [11]

Узем = с Si Кэ Ко ) ,

где Si - площадь земель, захламленных в отчетном периоде отходами i-го вида, га.

Выводы

1. Экономическая оценка ущерба от загрязнения окружающей среды предполагает денежную оценку негативных изменений в широком спектре последствий:

· социальными ущербами;

· экологическими ущербами;

· экономическими ущербами.

2. Экономическая оценка ущерба от загрязнения окружающей природной среды складывается из следующих затрат: дополнительных затрат общества в связи с изменениями в окружающей природной среде; затрат на возвращение природной среды в прежнее состояние; дополнительных затрат будущего общества в связи с безвозвратным изъятием части дефицитных ресурсов. При оценке ущерба окружающей природной среде учитываются затраты на снижение загрязнений; затраты на восстановление окружающей среды; дополнительные затраты из-за изменения качества окружающей среды; затраты на компенсацию риска для здоровья людей; затраты на дополнительный природный ресурс для обезвреживания потока загрязнителей.

3. Экономическая оценка ущербов, причиняемых загрязнением окружающей среды, осуществляется по видам загрязнений: от загрязнения атмосферного воздуха, загрязнения водоемов, загрязнения земель, загрязнения природы физическими факторами, определяется ущерб, наносимый биоресурсам. Учеными разработаны методики определения всех видов ущерба от загрязнения природной среды.

Контрольные вопросы

1. От загрязнения каких объектов окружающей природной среды должна производиться экономическая оценка?

2. Из каких затрат складывается экономическая оценка ущерба от загрязнения окружающей природной среды?

3. В чем смысл коэффициента приведения к монозагрязнителю?

 

Тема 3.2. Методы регулирования
загрязнения окружающей среды

3.2.1. Методы управления охраной окружающей среды

3.2.2. Система платежей за загрязнение окружающей среды в России

3.2.3. Плата за загрязнение атмосферы стационарными и передвижными источниками

Выводы

Контрольные вопросы

3.2.1. Методы управления
охраной окружающей среды

Механизм управления природоохранной деятельностью на Западе отрабатывался с конца прошлого века, и каждая из развитых стран разработала свою модель. Этот механизм представляет собой весьма разветвленную систему, включающую правовое обеспечение, административные и экономические методы управления качеством окружающей среды. Все методы охраны окружающей природной среды можно разделить на три группы:

1. нефискальные методы - это введение природоохранных обязательных условий; изменение правовых условий с учетом экологического фактора; кооперация деятельности на широкой основе; непринудительное побуждение природопользователей к природосовместимым действиям; обеспечение приемуществ природопользователям, использующих природосберегающие продукты и способы производства;

2. методы, связанные с государственными доходами (лицензирование природопользования; налоги на загрязнение окружающей природной среды);

3. методы, связанные с государственными расходами - это природоохранные целевые инвестиции; госбюджетное финансирование мероприятий, имеющих косвенное отношение к охране окружающей природной среды; экологонаправленная политика занятости населения; непосредственное стимулирование экологонаправленной частной хозяйственной инициативы; государственная поддержка экологических направлений НИОКР; государственное финансирование учреждений охраны окружающей среды.

Экономические методы управления, представленные в таблице, позволяют предпринимателю предоставить свободу в совершении природоохранных действий в соответствии с его выгодой.

Таблица 14

Экономические методы управления охраной окружающей среды [12]  
Страна Плата за загрязнение (загрязнитель платит) Плата потре- бителя Плата за продук- цию Стра- ховая плата Диффере циация оборотного налога
воз- духа во- ды отхо- дами шу- мом
Австрия   + + + +   +  
Великобритания       + + +    
Германия + +   + + +    
Дания         + + + +
Италия   +     + +    
Канада         +      
Нидерланды   + + + + + + +
Норвегия         + + + +
США     + + +   +  
Франция + +   + + +    
Финляндия         + +    
Швеция         + + + +
Япония +     +        

 

Эти методы нацеливают на улучшение состояния окружающей среды в соответствии с требованиями общества. В то же время сами экономические методы основываются на своеобразных ценах и важно правильно их установить.

Платежи, например, выполняют перераспределительные функции, так как их уровень обычно относительно низок, чтобы повлиять на поведение природопользователей, а перечисленные средства обычно используются на строительство очистных сооружений, научные исследования. Поскольку они не выполняют стимулирующей функции, а соответствуют принципу "загрязнитель платит", то используются в редких случаях, о чем свидетельствуют данные таблицы. Платежи за загрязнение окружающей среды во Франции составляют лишь 0,03% от ВНП, в Германии - 0,015% от ВНП.

В отношении крупных предприятий-загрязнителей применяется "плата потребителя" - плата за пользование очистными сооружениями (плата за услуги местных властей). Этот метод используется почти во всех странах (см. таблицу).

Метод "плата за продукцию" представляет надбавку к цене продукции, которая в процессе производства или потребления загрязняет окружающую природную среду (например, моторные масла).

"Страховая плата", к которой прибегают некоторые страны, это система залогов. Плата включается в цены на потенциально опасную продукцию. При сборе, утилизации страховая сумма (залог) возвращаются потребителю (сбор тары, аккумуляторов, электрических батареек и так далее). К этому же методу следует отнести принцип "пузыря". Напомню, что этот принцип состоит в покупке и продаже прав на фактическое или потенциальное загрязнение окружающей природной среды.

"Дифференциация оборотного налога" - это значительный набор льготных налогов на производителей "чистой" продукции и завышенные нормативы налога на предприятия, выпускающие "грязную" продукцию.

Рассмотренные выше экономические методы управления охраной окружающей среды могут быть использованы и в России, но с поправкой на экономическую нестабильность и сложность экологической обстановки.

По мнению многих экономистов, наиболее эффективным средством могут стать государственные субсидии в виде мягких кредитов и налоговых льгот. Принцип "пузыря" также считается (несмотря на отрицательные нравственные корни) перспективным методом.

3.2.2. Система платежей за загрязнение
окружающей среды в России

Плата за загрязнение окружающей среды в нашей стране начала вводится в виде эксперимента в 29 регионах с 1990 года. Было предложено установить платежи за выброс в атмосферу загрязняющих веществ, сброс в водные объекты загрязняющих веществ, размещение твердых отходов.

Кратко представим эту систему в целом и по объектам загрязнения.

За выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов устанавливались два вида нормативов платы:

1. за допустимые (в пределах установленных лимитов) объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение твердых отходов;

2. за превышение допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение твердых отходов.

Источником платы за допустимые выбросы и сбросы становилась прибыль, а платы за сверхнормативные выбросы (сбросы) - хозрасчетный доход предприятия.

В ходе эксперимента намечалось решить ряд задач и опробировать три базовых метода и несколько их модификаций. На практике было применено два метода: 1) ставки платежей рассчитывались, исходя из экономического ущерба от загрязнения окружающей среды; 2) исходя из затрат, необходимых для достижения определенных экологических целей (вариант Госкомприроды СССР) [13].

Как показал эксперимент, первый метод оказался непосильным для предприятий. Однако использование этих экономических методов показали их действенность и эффективность в решении экологических вопросов.

После проведения эксперимента в России в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 9.01.91 г. № 13 повсеместно была введена плата за загрязнение окружающей природной среды. В общем виде действующая система представлена на рис. 5 [14].

Рис. 5

 

При расчете нормативной платы за загрязнение принят затратный подход (второй метод по эксперименту).

Базовые нормативы платы за загрязнение (дифференцированные ставки) корректируются с помощью коэффициентов экологической ситуации и значимости, а также ежегодно коэффициентом индексации (с учетом изменений экологической ситуации, цен и инфляции).

Все согласование предельно допустимых нормативов, определение лимитов осуществляется на региональном уровне исполнительными органами в лице комитетов по охране природы. С учетом накопленного опыта взимания платежей были внесены изменения в порядок их определения и взимания.

· В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещения отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхнормативная.

· Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы, размещение отходов включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Таким образом, платежи в этой части возмещаются потребителями.

· Платежи за превышение предельно допустимых величин загрязнения осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. А при отсутствии прибыли - за счет всех имеющихся средств у предприятия.

В настоящее время в силу реально существующих экономических условий действуют ограничения. Так, если рентабельность не превышает 25%, то максимальный процент от прибыли, в пределах которого взимаются платежи составляет 20%, при рентабельности до 50% - 50%, а свыше 50% - 70%. Введение такой нормы представляет собой льготу природопользователям, носит временный характер до улучшения экономической ситуации [15].

Полное освобождение от платы распространяется на природопользователей, деятельность которых финансируется из бюджета любого уровня.

Частичное освобождение от платы за загрязнения распространяются на природопользователей, деятельность которых связана с оказанием услуг населению по линии ЖКХ, если природопользователи не выходят за рамки установленных норм и требований.

В целях стимулирования природоохранной деятельности применяется снижение платы за загрязнение с учетом освоения природопользователем средств на выполнение природоохранных мероприятий в диапазоне 0-100% размера платы.

В настоящее время корректировка в среднем по России составляет 35-40% от общего размера начислений платы за загрязнение окружающей среды.

Представленная выше методика платы за загрязнение установлена на следующих принципах:

· стимулирования осуществления природоохранных мероприятий;

· платы за каждый ингредиент выбросов (сбросов);

· единого межотраслевого подхода;

· учета региональных особенностей (регион мог установить коэффициенты в зависимости от экологической ситуации и значимости);

· простоты и удобства порядка взимания.

Плата за загрязнение выступает в двух формах: 1) налоговой и 2) вненалоговой (плата во внебюджетные фонды). В России основная часть платы (90%) поступает в государственные внебюджетные экологические фонды, что соответствует мировой практике.

Главный недостаток существующей системы платежей - низкий уровень. И поэтому предприятиям гораздо выгоднее платить за загрязнение, чем осуществлять природоохранные мероприятия. В России, например, базовые ставки за сброс фосфора и азота в водные объекты соответственно в 165 и 900 раз меньше, чем в Германии [16].

К недостаткам действующей системы следует отнести еще и такие:

1. нормативы платы установлены не на все загрязняющие вещества;

2. многие предприятия (особенно небольшие) обладают слабой материальной базой контроля, поэтому плата за загрязнение оказывается заниженной;

3. нуждается в уточнении нормативная база платы за загрязнения;

4. коэффициенты индексации платы отстают от изменения цен и темпов роста инфляции;

5. текущая ситуация неплатежей приводит к трудностям в сборе денег;

6. системой платы не охвачены некоторые распространенные виды негативного воздействия на окружающую среду (бактериологическое, радиационное и другие);

7. действующая ныне система мониторинга выбросов является дорогостоящей и требует совершенствования.

В настоящее время ставки базовых нормативов за загрязнение, как было уже сказано, низкие, и в себестоимости продукции плата составляет лишь 0,06-0,08%.

Повышение уровня базовых нормативов в 10-15 раз приведет к восстановлению до 1% доли платы за загрязнение в себестоимости промышленной продукции, который был в начале 1991-1992 гг.

Для сравнения, в Польше нормативы платы за загрязнение в 10-100 раз выше, а в Швеции, где плата за загрязнение взимается только по трем веществам (СО, SО2, N02), размер собираемых средств составляет около 1% ВВП [17].

По мнению экономистов-экологов, система платного природопользования должна включать как платежи, так и налоги. Налог должен устанавливаться за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах стандарта, а платежи за выбросы (сбросы) - в пределах между стандартом и лимитом и сверхустановленного лимита [18].

Экологический налог должен представлять своеобразную плату за пользование ассимиляционным потенциалом территории (правом размещать в окружающей среде определенное количество вредных отходов), взиматься в бюджет и использоваться на социально-экономические нужды общества.

Платежи должны направляться в экологические фонды и использоваться на природоохранные цели.

Экологический налог на выбросы загрязняющих веществ в пределах стандарта должен включаться в себестоимость продукции и, соответственно, в цену. В этом случае он распределяется между потребителем и загрязнителем. Это позволит стимулировать внедрение в практику новых экологически чистых технологий и видов производств.

3.2.3. Плата за загрязнение атмосферы
стационарными и передвижными источниками

Выше было отмечено, что существует множество факторов, загрязняющих атмосферный воздух, и проводится экономическая оценка ущерба от их действия. Обратимся теперь к вопросу платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников. Имеется формула, по которой определяется плата за выброс. Используем ее для расчета величены платы за загрязнение атмосферного воздуха сажей. Расчет представлен в таблице [19].

При определении платы от передвижных источников учитывается объем загрязняющих веществ, определяемый через использование топлива.

Плата за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками тоже подразделяется на плату за допустимые выбросы и плату за выбросы, превышающие допустимые. Базовые нормативы платы установлены в зависимости от вида передвижного источника загрязнения (автомобили, тепловозы), от вида сжигаемого топлива (дизельное, бензин (марки), сжиженный газ, керосин).

Таблица 15

Вари- ант Установлено, т Факти- ческий выброс, т Норматив платы руб./т Сумма платы, руб.
ПДВ Лимит (ВСВ)
- 2 руб, × 5 т. + 2 руб. × 5 раз (8 т - 5 т) = 40 руб.
2 руб. × 4 т =8 руб.
2 руб. × 5 т +2 руб. × 5 раз (8 т - 5 т) + 2 руб. × 25 раз × × (10 т - 8 т) = 140 руб

 

По определенным формулам рассчитывается размер платы за сброс некоторых загрязняющих веществ в водные объекты, а также плата за размещение и хранение отходов [20].

Выводы

1. Механизм управления природоохранной деятельностью довольно хорошо разработан в развитых странах. Он представляет разветвленную систему правовых, административных и экономических методов. Все эти методы можно разделить на три группы:

· нефискальные методы;

· методы, связанные с государственными доходами;

· методы, связанные с государственными расходами.

2. Экономические методы управления охраной окружающей среды, включающие в себя плату за загрязнение (загрязнитель платит), плату потребителя (например, плату за пользование очистными сооружениями), плату за продукцию (загрязняющую окружающую среду), страховую плату (систему залогов), дифференциацию оборотного налога (льготное налогообложение на производителей чистой продукции), нацеливают на улучшение состояния окружающей среды в соответствии с требованиями общества.

3. В России система платежей за загрязнение окружающей среды была введена вначале в виде эксперимента в 29 регионах с 1990 года, а затем Правительство 28 августа 1992 года приняло Постановление № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". Это постановление в дальнейшем было дополнено рядом нормативно-методических документов, определяющих применение базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих в том числе и инфляцию. Базовый норматив платы, например, для азота диоксида был установлен в пределах ПДВ - 456 руб./т, а ВСВ - 2280 руб./т, пыль неорганическая с содержанием SО2 - 121 и 605 руб./т и т.д. Нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в природную среду определены как произведение годового удельного экономического ущерба на показатель относительной опасности конкретного ингредиента. Для выбросов были установлены платежи для 217 веществ, а для сбросов в поверхностные водоемы - 198.

4. За выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов устанавливались два вида нормативов платы:

· допустимые (в пределах установленных лимитов);

· за превышение выбросов (сбросов) и размещение твердых отходов.

Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы), размещение отходов включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и оплачиваются таким образом потребителем, а платежи за превышение предельно допустимых величин загрязнения осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

5. Плата за загрязнение выступает в двух формах:

· налоговой;

· вненалоговой (плата во внебюджетные фонды).

В России основная часть платы (90%) поступает в государственные внебюджетные экологические фонды, что соответствует мировой практике. К сожалению анализ показывает, что в последние годы плата за загрязнение окружающей среды не выполняет функции по стимулированию природоохранных мероприятий и аккумулированию средств на охрану природы. Предприятиям гораздо выгоднее платить за загрязнение, чем осуществлять природоохранные мероприятия. Существуют и другие недостатки действующей системы платы за загрязнение природных объектов.

6. По мнению экономистов-экологов, система платного природопользования должна включать как платежи, так и налоги. Налог должен устанавливаться за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах стандарта, а платежи - в пределах между стандартом и лимитом и сверхустановленного лимита.

7. Существуют методики определения платы за загрязнение атмосферы стационарными и передвижными источниками, за выбросы некоторых загрязняющих веществ в водные объекты, а также плата за размещение и хранение отходов.

Контрольные вопросы

1. Укажите административные методы, которые используются при построении механизма управления природоохранной деятельностью.

2. Назовите экономические методы, которые используются при построении механизма управления природопользованием.

3. Когда в России была введена система платежей за загрязнение окружающей среды и как она совершенствовалась?

4. Какие два вида нормативов платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов установлены в РФ?

5. Почему плата за загрязнение окружающей среды, существующая в России в настоящее время, не выполняет функции стимулирования природоохранных мероприятий?

6. Чем отличаются экологические налоги от платежей?

7. Назовите действующие источники платы за загрязнение окружающей природной среды.

 

Тема 3.3. Методы управления
рациональным природопользованием

3.3.1. Экономический механизм землепользования

3.3.2. Экономический механизм водопользования

3.3.3. Экономический механизм недропользования

3.3.4. Экономический механизм лесопользования

3.3.5 Экономический механизм пользования животным миром

Выводы

Контрольные вопросы

3.3.1. Экономический механизм
землепользования

Начнем с того, что земельно-ресурсный потенциал России - это 1709 миллионов гектаров земли (12,5 процента мировой территории и 420 миллионов гектаров континентального шельфа). На территории России сосредоточено 55 процентов черноземных почв мира, 50 процентов запаса пресной воды и 60 процентов запасов древесины хвойных пород. Разведанные запасы энергоносителей, которые находятся в земле, составляют около 30 процентов мировых запасов [21]. Приведенная статистика характеризует землю в широком смысле как природного фактора производства. В данном вопросе нам необходимо сосредоточить внимание на земле как основном факторе производства в сельском хозяйстве.

За 90-е годы ХХ века в земельных отношениях страны произошли существенные изменения: ликвидирована монополия государственной собственности на землю. В частную собственность передано более 130 миллионов гектаров, более 43 миллионов граждан получили земельные участки. В ходе реорганизации колхозов и совхозов 11,9 миллиона человек стали собственниками долей общей площадью 117,6 миллиона гектаров, в ведение органов местного самоуправления передано 36,4 миллиона гектаров земель. Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры [22]. Однако все названные выше процессы имеют своим результатом усиление негативных тенденций в использовании и охране сельскохозяйственных земель. Было уже отмечено, что в настоящее время в России десятки миллионов гектаров выведены их сельскохозяйственного использования, идут деградация и уничтожение плодородия почв. На сегодня из 11,9 миллиона собственников земельных долей более четырех миллионов не смогли разумно ими распорядиться. Невостребованными остались более одного миллиона земельных долей общей площадью 9,2 миллиона гектаров. Почти половина площади приватизированных сельхозугодий оказалась в собственности практически недееспособного населения и лиц, не обрабатывающих землю [23]. Все это в итоге привело к забрасыванию земли и ее последующей деградации.

Даже эта, далеко неполная характеристика эколого-экономической обстановки по использованию сельхозугодий, требует создания нового экономического механизма землепользования. В плановой экономической системе нашей страны существовал хозяйственный механизм, который показал свою несостоятельность. В новой российской рыночной системе должен быть создан такой механизм, который стимулировал бы более эффективное (рациональное) использование земли, улучшение ее качественных характеристик.

Основу хозяйственного механизма землепользования составляет кадастровая оценка земли. Земельный кадастр представляет систематизированный свод данных, включающий качественную и количественную опись земельного участка. Качественное состояние земель оценивается на основе материалов почвенного обследования земель сельскохозяйственного назначения, включая геоботаническое изучение кормовых угодий. Кадастр позволяет прежде всего оценить природно-ресурсный потенциал земли отдельной территории и страны в целом. Составным и очень важным элементом кадастра является экономическая оценка земли. Экономическая оценка - это определение полезности земли для многих потребителей, то есть ее вклад в удовлетворение потребностей. Мерой любой экономической оценки является труд либо затраченный на воспроизводство, сохранение, поддержание продуктивности, либо сэкономленный благодаря использованию того или иного участка земли.

В общем плане экономическая оценка, применяемая в землепользовании - это определение экономического значения данного природного ресурса в денежном выражении (собственно экономическая оценка земли), в баллах или натуральных величинах (балльная, агрономическая оценка), а также изменение их параметров.

В главе 6 настоящего учебного пособия уже отмечалось, что существует ряд подходов к определению экономической ценности природных ресурсов, которые базируются на ренте, затратном подходе, альтернативной стоимости, общей экономической ценности (стоимости). Наиболее известными и применимыми (и конечно наиболее разработанными) в нашей стране являются рентная и затратная оценки ресурсов природы. Рентный подход учитывает значимость и дефицитность ресурсов, фиксирует ограниченность, неэластичность совокупного предложения природных объектов, разделение субъектов на собственников и хозяев. Активным (изменяющимся) фактором является спрос на ресурс, определяющий его цену. Цена ресурса определяется как капитализированная рента. Рента предстает в двух формах: абсолютной и дифференциальной, и при оценке ресурса учитывается ее общая величина.

Если необходимо оценивать неосвоенные еще земли, которые пока не приносят ренту, то можно говорить об ожидаемых доходах от эксплуатации (Ri) и издержках по освоению (Кi).

Рентная оценка отражает сравнительную продуктивность, эффективность использования участков земли, в том числе с одинаковым плодородием (местоположением).

О затратном подходе к оценке земли тоже было сказано в главе 6. Этот метод используется для оценки стоимости воссоздания природных ресурсов (в том числе сельскохозяйственных земель) при их утрате (изъятии сельхозугодий для несельскохозяйственных нужд) или деградации. Иногда затратный метод называют методом замыкающих (наиболее высоких) затрат. Через замыкающие затраты можно определить величину ренты (вычитанием из них индивидуальных затрат).

Как было уже отмечено, любой земельный участок сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения должен иметь кадастровую оценку.

В Красноярском крае работы по кадастровой оценке начались в 1998 году после выхода постановления Правительства РФ от 15.03.97 г. № 319 "О порядке определения нормативной цены земли". В последующие годы был принят ряд нормативных правовых актов по кадастровой оценке земель. Одним из последних документов явился закон Красноярского края от 30.06.2003 г. № 7-1195. "О краевой целевой программе «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Красноярском крае на 2003-2007 годы»".

Кадастровая оценка земель в крае проведена по определенным методикам, утвержденным Росземкадастром.

В целом за период выполнения земельно-оценочных работ в крае оценка кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения проведена в 494 крупных сельскохозяйственных организациях, подсобных сельских хозяйствах, на землях фонда перераспределения, всего на площади 5061 тыс. га, в 68 городах, а также 1630 сельских населенных пунктов на площади 176,6 тыс. га. Оценка земель промышленности и иного специального назначения вне черты поселений выполнена на территории 216,9 тыс. га, земель садоводческих, огороднических объединений в границах 1120 обществ, в том числе 886 пригородных.

Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений и сельскохозяйственных угодий были утверждены постановлением Совета администрации края. Аналогичные процессы определения кадастровой стоимости земли идут и в других регионах России.

Кадастровая оценка земли позволяет развернуть широкомасштабные работы по мониторингу земель. В Красноярском крае институтом "ВостсибНИИгипрозем" совместно с другими заинтересованными организациями разработана "Система ведения мониторинга земель до 2005 года". В рамках этой программы на территории края проводились работы по созданию базового мониторинга техногенного загрязнения земель в пригородных зонах промышленно развитых городов края: Красноярск, Канск, Минусинск, Назарово, Шарыпово (в основном фтором и тяжелыми металлами, а также радионуклидами) [24]. В крае идет процесс формирования банка данных мониторинга земель. Однако из-за недостаточного финансирования работы по мониторингу земель ведутся не по полной программе.

Таким образом, можно констатировать, что в России формируется хозяйственный механизм землепользования.

Одним из элементов хозмеханизма землепользования является нормативная цена земли. В названном выше постановлении Правительства "О порядке определения нормативной цены земли" сказано, что размер нормативной цены земли не должен превышать 75% ее рыночной стоимости. В нормативную цену на землю должны ежегодно вноситься изменения на основе анализа рыночных цен на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

В Красноярском крае нормативная цена установлена на все земли, включая пашню (от 1000 до 6100 руб. за 1 гектар), кормовые угодья (от 400 до 1100 руб. за 1 гектар) [25]. Нормативная цена земли используется при передаче земли в собственность, передаче по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка и в некоторых других случаях.

Возможность определения нормативной цены любого земельного участка позволяет ускорить процесс формирования в России земельного рынка. Прежде всего развитие получает первичный рынок. Так, в 2003 году в Красноярском крае органами государственной власти и местного самоуправления было продано 1023,6 га земель, из них гражданам для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и садоводства 377,1 га, гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности 13,4 га, юридическим лицам 633,1 га [26].

При продаже земельных участков местные власти применяют нормативную цену земли, ориентированную на средние цены. Вторичный рынок земли (купля - продажа участков земли между гражданами и юридическими лицами) в крае, да и в стране в целом, развивается медленно. Так, в Красноярском крае в 2003 году общий объем сделок был на 37,5% меньше, чем в предыдущем.

Другие сделки с земельными участками, связанные с их дарением, передачей по наследству, залогом не столь значительны.

Нормативная цена земли является, таким образом, основной формой платы за землю при осуществлении сделок с земельными участками. Кроме указанной выше, формами платы за земельные объекты выступают земельный налог и арендная плата.

Из всех перечисленных платежей за землю наибольшее распространение получил земельный налог в силу того, что более 90% сельскохозяйственных угодий перешло в частную собственность граждан в виде земельных паев в коллективных хозяйствах, либо в индивидуальную собственность.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.