Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Пространственно-временные пределы





«Мир варварства» размещался на севере и востоке от границ Римской империи, охватывал Север Британии, Северо-Восток Германии, Скандинавию, славянские земли, степи Причерноморья. Однако этот мир расширялся по мере ослабления Рима, надвигаясь на территорию Римской империи, пока не поглотил всю ее западную часть. Хронологически «мир варварства» достаточно долго сосуществовал параллельно римской цивилизации, пережив ее. Начальной хронологической границей «мира варварства» может выступать рубеж нашей эры, а конечной – Х в., когда племена норманнов и венгров приняли христианство.

Варварские народы Европы

«Мир варварства» составляли северные кельтские племена, сохранившие значительную самостоятельность и самобытность, избежавшие романизации. Это прежде всего пикты, предки современных ирландцев, скотты, предки шотландцев, конечно, бритты, сыгравшие важнейшую роль в формировании англичан. Затем это лузитане и астуры, повлиявшие на становление португальцев и астурийцев, и баски, сохранившие свою этническую самостоятельность до сегодняшнего дня. Это белги, эбуроны и некоторые другие северогалльские племена, предшественники современных валлонов, фламандцев, голландцев. Все они, за исключением басков, относились к кельтской языковой группе, были давно знакомы с металлургическими технологиями, знали плавку железной руды с первого тысячелетия до нашей эры, умели получать стекло, пользовались колесом и морскими средствами передвижения.

Пожалуй, наиболее развитыми из них были бритты. Они строили укрепленные поселения, главным из которых стал Lugdunum, находившийся под покровительством бога Луга. Они на протяжении столетий и даже тысячелетий поддерживали жизнь святилищ, в частности, самого авторитетного, известного под современным названием «Стоунхендж». Управляли бритами вожди, избиравшиеся народом; кандидаты на должность вождя подвергались испытаниям: они должны были промчаться на колеснице на полной скорости между двумя священными камнями; ежегодно вожди проходили обряд очищения огнем, после чего, считалось, они получали власть на следующий год: делался деревянный дворец, он поджигался, и вождь должен был пройти сквозь огонь. Характерно, что у бриттов вождем могла стать и женщина; такова Медб, упоминавшаяся в эпосе. Хранителями традиций и знаний выступали друиды – жрецы. Они пользовались особой письменностью в виде нитей, на которые нанизывались листья разных пород деревьев. Наверное, от такой манеры считывать информацию происходит глагол «листать». Существовала своеобразная «лесная школа», в которой постигались 7 дисциплин, сообразно возрасту. В детстве обучали рисованию и стихосложению, в отрочестве – письму, обычаям, ритуалу, в юности – астрономии и искусству прорицания. Был обычай награждать отличившихся в науках звездами, которые прикреплялись на подошву обуви, дабы не было гордыни.



Кроме кельтов в «мир варварства» входили германцы, которых римляне называли «немцы», от латинского nemici – враги. Самыми значительными среди германоязычных племен были готы, распадавшиеся на две ветви – остроготов и визиготов, вандалы, также делившиеся на две ветви – асдингов и силингов, затем – свевы, бургунды, франки, англы, саксы и лангобарды. Здесь мы сознательно ограничились указанием лишь тех народов, которые в дальнейшем создали свою государственность. Наиболее развитыми из германцев были готы. У них уже около 375 г. н.э. возник алфавит, созданный Вульфиллой. Была предпринята попытка записи обычного права, составлены небезызвестные «Белагины», первый свод германских законов, к сожалению, не сохранившийся. В IV в. н.э. образовалось раннее государство, так называемая держава Германариха с тенденцией установления династии.

В дальнейшем, в IV – VI вв. н.э., «мир варварства» расширялся за счет появления новых народов на исторической арене Европы: славянских (сербов, хорватов, словен, дулебов, полян и др.), тюркских (гуннов, аваров, хазаров, булгар, печенегов, половцев и др.), угорских (венгров) и некоторых иных.

Великое переселение народов

В IV – VIII вв. пространство распадавшейся Западной Римской империи стало объектом варварских вторжений: с севера наступали германцы и славяне, которых в VIII в. сменила экспансия норманнов; с востока шли гунны, вслед за которыми в VI в. вторглись булгары и авары; с юга, с VIII в. началась не менее активная экспансия сарацинов. Эту эпоху порой называют «Великим переселением народов», которое в действительности являлось не только мирной миграцией, но и военной оккупацией. Отдельные исследователи относят начало эпохи «Великого переселения» к III в. н.э., когда на обширной территории от Дуная до Дона сформировался готский союз племен. Окончание этой эпохи иногда отодвигают в X в., когда был положен конец набегам норманнов и венгров, последних «варваров» Европы.

Следует учитывать комплекс факторов, вызвавших экспансию варваров: прежде всего, неблагоприятные изменения естественно-географических и климатических условий – опустынивание в Центральной и Средней Азии, похолодание на Севере Европы; демографический взрыв и перенаселенность северных и восточных областей; экстенсивный характер экономики и природопользования; наконец, фактор политической деградации Рима, который на протяжении столетий создавал свое процветание за счет ограбления варварской периферии.

Потестарная организация

Варварские племена находились в I тыс. до н.э. – в первой половине I тыс. н.э. на стадии «военной демократии», по существу, догосударственной. Вся полнота власти была сосредоточена в собрании вооруженного народа. У германцев подобные собрания назывались тинг и альтинг. У англов и саксов в собраниях участвовали даже женщины, если они носили оружие и могли им защищать свою честь. Собрания избирали вождей – кингов, или конунгов, поднимая их, по обычаю, на щитах, и у тех же англов и саксов вождями могли быть избраны женщины, выделявшиеся неординарной воинственностью. Кроме вождей избирались еще старейшины и законоговорители – годи, обладавшие феноменальным объемом памяти и способностью к стихосложению; они рифмовали нормы обычая и в изустной форме, по памяти, воспроизводили. Вожди не обладали исключительными привилегиями и полномочиями; они выделялись военными способностями, участвовали в битвах в первых рядах; вожди не обладали принудительной властью, не имели подчиненной бюрократии, сил принуждения (полиции, тюрем, постоянной армии); они не имели устойчивых доходов, не могли устанавливать и собирать налоги. Существовал обычай добровольных приношений вождю (фирма, гафоль), которые однако не составляли собственности вождя; добровольные приношения являлись своеобразным страховым фондом, который распределялся среди соплеменников во времена кризиса. Вождь считался ответственным за бедствия и неудачи и мог быть принесен в жертву. С начала нашей эры стала формироваться дружина, основанная на псевдородстве: вождь признавался «отцом», а дружинники – его «сыновьями»; «отец» обязан был оказывать попечение о дружинниках, а те, в свою очередь, обязывались служить ему; между собой дружинники считались «братьями по оружию». Только с V в. н.э. у германцев создаются первые королевства с династической властью, впрочем, требующей народного одобрения.

Культ войны

У варваров война и военные занятия составляли основу жизни. Языческий пантеон был исключительно милитаристским. Военным богам посвящались обильные жертвы, и животные, и человеческие. Германцы превозносили воинов-героев (эйнхериев), в честь которых слагались песни и саги. Эйнхерий был самой почитаемой фигурой в обществе; только воин, погибший геройской смертью в битве, удостаивался права жить в Вальгалле, раю древних германцев. И наоборот, считались несчастными те, кто умирал от старости или от болезней.

У норманнов особым почетом пользовались берсеркеры – воины, в которых вселялся неистовый дух Одина, и они обретали особую силу и неуязвимость. Берсеркеры не нуждались в доспехах, они вступали в битву обнаженными по пояс. Их невозможно было поразить железом – мечом или копьем. Берсеркер в одиночку мог биться с сотней врагов. С берсеркером Гастингсом англо-саксы смогли справиться, только навалившись на него и сбив с ног; после Гастингс был связан и сброшен в глубокую яму, в которую затем спустили ядовитых змей.

У норманнов существовал обычай священной весны, когда юношам впервые вручалось оружие, и они благословлялись на завоевание новых земель. Именно их называли «викингами», т.е. отправившимися в военный морской поход. Назад они, как правило, не возвращались.

У лангобардов существовали особые отряды «волкоголовых», которых боялись сами лангобарды; они жили в специальных мужских домах, не имели семей, но охотно пользовались пленными женщинами; «волкоголовые» в мирное время бражничали, а в военное время утоляли свою чудовищную жажду битвы кровью. Лангобарды кормили и поили их и выпускали только в самые отчаянные моменты, когда не могли одержать верх над врагом. «Волкоголовые» бросались на противника безоружными; они способны были бегом настигнуть всадника; догнав, стаскивали его с седла, повергали наземь, выхватывали из-за голенища сапога кинжал и отрезали жертве голову, затем пили свежую кровь, садились на грудь жертвы, подымали голову кверху и выли по-волчьи, от чего противника охватывал еще больший страх. Эти отряды волкоголовых всегда приносили победу лангобардам. В дальнейшем германцы цивилизовались, утрачивали воинственность, и вместе с ней исчезал феномен воина-зверя, воина-оборотня.

Обычное право

Варвары вплоть до VI в. не знали писаного права. Общественная жизнь регулировалась неписаным обычаем, поддерживавшимся в моральном сознании племени. Хранителями обычая выступали старейшины и годи. Обычное право не знало судебной бюрократии, полиции, пенитенциарных учреждений, адвокатуры и прокуратуры. Сторону обвинения представлял сам истец, а сторону защиты – ответчик; истец должен был сам обеспечить присутствие ответчика в суде. Суд был состязательным, гласным, публичным. Принуждение осуществляла сама родовая община. Скажем, объявленный вне закона должен был быть убит тем соплеменником, кто первым встретит осужденного; каждый мог завладеть любой частью имущества осужденного. Высшей мерой наказания считалось изгнание из племени. Существовала кровная месть: долгом чести считалось мстить за убитого сородича, и наоборот, полным бесчестием считался отказ от мести; между родами и племенами, враждующими по мотивам кровной мести, велся негласный учет жертв, и надлежало поддерживать паритет среди убитых того или иного статуса с каждой стороны. Известны случаи, когда жены отказывали мужьям в супружеских обязанностях из-за лежащего на них бесчестья, т.к. их род имел на своем счету на одного убитого меньше, чем враждующий род. Практиковались ордалии – божеский суд, и талион – принцип равного возмездия за ущерб. В случаях невозможности выявить победившую в судебном состязании сторону могли прибегнуть к поединку между истцом и ответчиком; правым считался тот, кто побеждал. Если обвиняемый не мог доказать своей невиновности, то его после клятв подвергали испытанию – опусканию руки в кипяток: если рука сохраняла свои функции, то считалось, что испытуемый дал верную клятву, и обвинение с него снималось, в противном же случае он объявлялся виновным.

Обычное право различало честное и подлое убийства. Убийство открытое, публичное, лицом к лицу, не считалось преступлением. Убийство безоружного, в спину, из-за угла, спящего, находящегося в опьянении рассматривалось как тяжкое преступление.

Обычному праву известна градация правовой защиты, однако основанием для таковой были не социальное положение, не знатность или богатство, но эгалитарная родоплеменная мораль: больший уровень правовой защиты имел слабый – ребенок, беременная женщина, безоружная женщина.

Кровная месть и самосуд, самые негативные проявления обычного права варваров, исчезли только с образованием королевств и кодификацией.

Социальные отношения. Семья

В варварском обществе можно выделить три социальных состояния: свободные (фрилинги), полусвободные (лэты) и несвободные. Свободные у германцев были равноправны и полноправны. Каждый свободный имел право носить оружие, участвовать в народном собрании, в суде, в военных походах, в распределении трофеев, каждый свободный имел землю. Можно отметить появление знати (adel), из которой избирались вожди и позднее короли. Знатность имела не сословный, но родовой смысл; знатность определялась принадлежностью к наиболее древнему и многочисленному роду. У готов, к примеру, такими родами были Балты и Амалы, их мифическая родословная восходила к небесным богам – Асам.

Полусвободные, по-видимому, происходили из покоренных племен. Они могли иметь дом, землю, имущество, семью; могли носить укороченное оружие – знак приниженного положения; могли участвовать в военных походах в качестве оруженосца при господине. В то же время лэт находился в собственности господина, мог быть продан, обменен, подарен и т.д.

Несвободные или рабы были объектом вещного права. При этом несвободные были частью семьи; они могли есть за одним столом с господином, работать наравне с ним, вступать с дозволения господина в брачные отношения, иметь детей, личное имущество. Домашнее патриархальное рабство переживет варварское общество и даже доживет до позднего средневековья.

Пожалуй, реальные различия в положении свободных складывались в семье: полноправными в точном смысле слова оказывались только главы семей – отцы (fater). Они обладали правом жизни и смерти над детьми. Если отец брал новорожденного ребенка на руки и давал ему имя, то ребенку даровалась жизнь; если же отец отворачивался от младенца, не беря его на руки, то его следовало принести в жертву богам. Отец был вправе карать своей властью детей, не выполнявших его воли, вплоть до продажи в рабство и убийства. Отец определял участь детей, достигших брачного возраста, он сохранял власть над взрослыми, самостоятельными детьми вплоть до своей смерти.

Женщина занимала достойное место в семье. Мать (muter) вела хозяйство, вознаграждала за труд слуг и работников. У германцев различались две модели брака: с полным соблюдением свадебного ритуала и без его соблюдения (muntee, fridelee). В первом случае подобало заключить соглашение между родственниками жениха и невесты; жених уплачивал рейпус, дававший право покровительства над женщиной; родственники невесты подносили приданое; устраивался свадебный пир; затем следовала первая брачная ночь, после которой муж должен был поднести невесте «утренний дар» (morgengab). Такой союз заключался между равными по знатности и состоянию родами. Во втором случае могли присутствовать только отдельные элементы брачного ритуала. Такой союз имел место при неравенстве состояний; он мог выглядеть как покупка невесты женихом или как свободный союз без особых взаимных обязательств с сохранением прав женщины на свое имущество. У норманнов могли существовать парные браки, когда одна пара обменивалась брачными партнерами с другой.

В споре о том, была ли у германцев моногамная или полигамная семья, нужно отметить следующее: однажды заключенный союз muntee мог дополняться другими формами союза, вплоть до покупки рабынь-наложниц, таким образом, у германцев реально практиковалась полигамия.

Экономика

При всей критике варваров, живущих, якобы, только войной, следует признать, что им была присуща особая природосообразная экономика, не допускавшая насилия над природой. Варвары знали рыбные промыслы. Они издавна занимались скотоводством; скот долго считался у них мерилом богатства и выступал денежным эквивалентом; древние германцы особо почитали корову как теогоническое существо, создавшее первых богов. Уже в I тыс. до н.э. германцам было известно земледелие. Они придерживались подсечно-огневой и переложной систем землепользования; германцы расчищали от леса и кустарников обширные площади, выжигали пни и возделывали земли под пашню. Через 10 лет требовалось расчищать новые площади. Каких-то специальных агротехнических приемов для восстановления плодородия почвы варвары не знали.

Варварам не было свойственно отношение к земле как к собственности. Земля воспринималась ими как продолжение своей собственной телесности, как видоизмененные органы человеческого тела, его руки и ноги, которые поят и кормят, поддерживают дух. Земля давала имя человеку, сообщала ему свободный статус. Отсутствие земли означало утрату имени и свободного состояния и переживалось как социальная смерть. Варвары поэтому не допускали купли-продажи земли.

Средства денежного обмена стали появляться у варваров только с VI в. Ранее всего они появились у франков, в чем отчетливо обнаруживается римское влияние.

Материальная культура

Варвары, как уже отмечалось, имели достаточно развитые металлургические и стеклодувные технологии. В обработке железа и в получении высококачественных марок стали они, похоже, превзошли римлян. Германцы изготавливали более качественное оружие нападения и защиты.

Изготовление оружия у германцев было штучным, индивидуальным и представляло собой священнодействие. Кузнец выступал магом, подчинявшим особыми заклинаниями духов огня и металла. Кузнец сопровождал ковку сакральными песнопениями, ритмика которых, между прочим, позволяла хронометрировать процессы накаливания, ковки и охлаждения железа. Лезвия мечей делались многослойными. После охлаждения меч закапывался в землю на 9 месяцев, считалось, что он должен был донашиваться в утробе матери-земли до своего появления на свет. Обретение меча сопровождалось видениями, чудесными явлениями; меч наделялся именем; по представлениям германцев, меч обладал духовной силой, он мог предупреждать хозяина об опасности, мог повелевать хозяину вынуть его из ножен. При этом мистическом отношении к технологии изготовления оружия германцы смогли добиться феноменальных практических результатов: в ходе девятимесячной коррозии происходила последняя стадия очистки металла – все лишние, ненужные фракции выступали в виде ржавчины на поверхности; затем эта ржавчина снималась напильниками, и лезвие меча приобретало свой законченный вид. В свете солнечных лучей это лезвие излучало радужное сияние; таким мечом германец мог рассечь паутину в воздухе, волосинку в потоке воды, таким мечом германский воин мог разрубить штампованный меч римлянина. В германских песнях упоминались герои, которые одним ударом меча разрубали надвое римского воина в шлеме и панцире вместе с конем. Это, конечно, поэтическая гипербола, но археологам известны погребения римлян с рассеченными шлемами и доспехами.

Оружие защиты также изготавливалось у варваров совершенно иначе. Если римляне делали сплошные панцири, то германцы предпочитали легкие рубашки из узких пластин и колец. Германцы считали, что защищаться нужно не от видимого противника, но от невидимых духов смерти; а от них надежной защитой является не столько толстая сплошная броня, но непрерывный металлический звон, издаваемый пластинчато-кольчатой рубашкой и удерживающий духов смерти на расстоянии. Оказалось, что это иррациональное отношение к войне привело германцев к созданию более надежного защитного вооружения, чем у римлян. Дело в том, что римский панцирь был слишком жесткой конструкцией, не способной амортизировать удары большой силы; римский воин погибал порой просто от чрезмерно сильного сотрясения, от жесткой детонации, когда обрывались внутренние органы, без видимых ран и увечий. А германская кольчуга могла амортизировать удары и служила более сильной защитой. Превосходство германского оружия стало одним из факторов исторической победы германцев над Римом.

Помимо металлообработки германцы достигли немалых успехов в стеклоделии. Они умели волочить стеклянную проволоку, которую использовали для украшений; они первыми научились получать листовое стекло, которое позднее стали использовать для остекления окон.

В керамическом производстве германцам принадлежит приоритет в изготовлении керамической плитки и черепицы, которой впоследствии покрывали крыши.

В изготовлении одежды германцы использовали кройку и шитье; они различали верхнюю и нижнюю одежду, зимнюю и летнюю одежду; именно с германцами в Европе распространились брюки, рубашки, сапоги; от германцев европейцы унаследовали ношение париков, признак свободного состояния.

Но, пожалуй, наиболее впечатляющими были достижения германцев в судостроении и в навигации. Предки германцев уже в эпоху неолита делали струги и ладьи, управлявшиеся веслами. В I тыс. н.э. германцы делали гребные и парусные корабли 20 – 30 м длиной. Строительство корабля начиналось с киля, для которого выбиралось дерево 30 – 50 м. Концы этого дерева вымачивались в особых растворах и загибались, чтобы получалась форма дуги, полусферы. Затем к килю прикреплялись ребра – шпангоуты, а на них набивались рейки борта, причем рейки накладывались одна на другую внахлест, но не в стык, как было принято у римлян. Это создавало повышенную пластичность бортов и всей конструкции корабля и усиливало его амортизационные качества – корабль германцев мог плавать в открытом море и океане, мог выдерживать любой шторм. Германцы использовали не треугольный парус, характерный для римлян, но квадратный, который устанавливался поперек корабля и позволял плавать даже против ветра. Для германцев корабль имел большее значение, чем просто средство передвижения; корабль был для них жилищем и храмом, палуба корабля была ложем; корабль позволял совершить последнее мистическое плавание из посюстороннего мира в потусторонний; германцев поэтому отличала редкая преданность кораблю, палубой которого клялись, и эта клятва считалась нерушимой; с кораблем не расставались и могли совершать на нем многодневные плавания в открытом морском пространстве. Неудивительно, что германцы совершали плавания уже в VIII – IX вв. в Северный Ледовитый океан, доходили до Полярного Урала, до земли Биармии, отождествляющейся с Пермской землей. В IX в. германцы совершали плавания в Атлантический океан и достигали Гренландии, которая в то время действительно была зеленым островом. В X в. Лейв Эриксон доплыл до Америки, став первооткрывателем этого континента.

Германцы были также искусными градостроителями. Их города отличались идеальной круглой формой, подражавшей небесному городу героев – Вальгалле; улицы были прямыми, пересекались под прямым углом; дома ставились в каре; город имел четыре входа, ориентированных на четыре стороны света; город окружался стенами из дерева, валом и рвом. Самым известным из таких городов был Треллеборг, на территории нынешней Дании. Точно такой же город был обнаружен в XX в. на побережье Атлантического океана, в Канаде; он был основан в X в. северогерманскими колонистами, прибывшими вместе с Лейвом Эриксоном.

Религия. Мифология. Эпос

В I тыс. до н.э. – первой половине I тыс. н.э. варвары были язычниками, поклонялись богам природных стихий, совершали жертвоприношения. Наиболее изучен пантеон германцев. Согласно древнегерманским представлениям, в начале мироздания лежало взаимодействие двух противоположных начал: первое из них – Муспельгейм, абсолютный верх, источник огня, света, мужское начало; второе – Нифльгейм, абсолютный низ, источник холода, женское начало. От их взаимодействия появились великан Имир и мировая корова Аудумла. Корова лизала соляные камни и создала таким образом первого бога – Бури; от него пошел род небесных богов – асов, главным из которых почитался Один, бог Солнца. Кроме него выделялись Тор, бог грома и молнии, небесный кузнец, вооруженный волшебным молотом Мьелльниром, Тюр, бог войны, Видар, бог ремесленников-башмачников, Хед, слепой бог судьбы, Локи, бог огня. Асы во главе с Одином напали на великана Имира, убили его и из его тела создали Землю: кости стали горами, жилы – реками, живот – морем, волосы – лесом, череп – небесным сводом, мозг – облаками. Затем боги создали первых людей: из ясеня – мужчину по имени Аск, а из ивы – женщину, назвав ее Эбла. Они построили для людей город – Мидгард, чтобы защитить их от духов дикой природы, от великанов – Етунов и от карликов – цвергов, гномов и пр. Локи научил людей счету, рунам, изготавливать оружие, плести сети. На небесах боги решили построить город для себя – Асгард, для чего они вступили в договор с одним великаном; было решено вознаградить великана, если он построит Асгард за 1 год; ему были обещаны Солнце, Луна и жена Одина – Фрея. Великан строил город с необыкновенной быстротой, перевозя огромные камни на волшебном коне. Боги испугались, созвали собрание и на нем обвинили Локи в неудачном договоре. Локи заставили сделать все, чтобы не дать выполнить договор. Локи превратился в кобылицу и увел великанского коня. Великан не выполнил условий договора, не закончил строительства к концу года. Локи же тем временем трижды беременел и родил трех хтонических существ: мирового волка Фенрира, мирового змея Ермунганда и восьминогого коня Слейпнира. Быстроногий конь был взят Одином, который стал совершать на нем ежедневные поездки по небу; однажды в год, 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, Один вместе с Фреей приезжал на волшебном коне на Землю, одаривая людей подарками, а люди, со своей стороны, благодарили бога жертвами, развешивавшимися на вечнозеленых елях. От этой древнегерманской традиции берет начало празднование Нового года. Ермунганд опутал всю землю и кусал свой собственный хвост. В этом образе германцы метафорически предвосхитили идею сферичности Земли. Но самая мрачная роль в будущем отводилась мировому волку Фенриру. Прорицательницы предсказали богам, что придет день, когда волк поглотит их всех. Боги устрашились и решили защититься от этого бедствия. Тор выковал прочную цепь, и боги пришли к волку, заявляя, что хотят испытать его силу и просят надеть на него цепь. Волк согласился, цепь была наброшена на него, но волк с легкостью разорвал ее. Боги пришли в еще больший страх. Тор выковал еще более толстую и прочную цепь. Но во втором испытании Фенрир снова порвал ее. Боги были в панике, и им помогла Фрея, жена Одина. Она сплела веревку из всего, что есть на земле – из волос, жил, древесного лыка и пр. С этой веревкой боги в третий раз пришли к волку, раззадоривали его, уговаривая подвергнуться третьему испытанию. Волк отказывался, но потом согласился на условии, что Тюр в качестве гарантии положит ему в пасть правую руку. Веревка была надета на шею Фенрира, он пытался ее порвать, но тщетно, и тогда Фенрир откусил руку Тюра. Волк был привязан к скале, и боги на какое-то время обезопасили себя.

У Одина и Фреи был сын по имени Бальдр. Еще при рождении мать взяла клятвы у всего живого на земле, чтобы ничто не причинило вреда ее ребенку. Правда, Фрея не взяла клятвы у слабого растения омелы, паразитирующего на дубе. Бальдр отличался статью, умом, рассудительностью. Однажды боги собрались на площади и до начала собрания развлекались метанием копий, стрельбой из луков в Бальдра, стоявшего по пояс раздетым и демонстрирующего неуязвимость. И здесь обо всем ведающий Локи сделал почти невесомое копье из омелы и вложил его в руку слепого бога Хеда. Тот наугад метнул копье, оно пронзило насквозь Бальдра, и сын Одина умер. Боги набросились на Локи, после долгой погони поймали его и привязали к скале; над головой Локи прикрепили ядовитых змей, от которых он должен был умереть медленной, мучительной смертью. Жена Локи пыталась облегчить страдания супруга, она собирала яд в чашу, но когда она отворачивалась, чтобы вылить из полной чаши яд, ядовитые капли падали на лицо Локи, он содрогался, и вместе с ним содрогалась земля. Однажды Локи содрогнулся так сильно, что земля раскололась, выполз мировой змей Ермунганд, который стал все сжигать огнем своего дыхания и отравлять ядом. Спали путы с мирового волка Фенрира, он открыл свою гигантскую пасть и стал проглатывать одного бога за другим. Фенрир не смог проглотить лишь Видара, бога-башмачника. Видар наступил башмаком с толстой подошвой на нижнюю челюсть волка, а руками уперся в верхнюю и порвал пасть. Были исторгнуты назад проглоченные волком Один, Тор, Тюр и другие боги. Таким образом, после конца света, гибели богов наступило воскресение. Затем последовал последний суд, и все праведные последовали в Муспельгейм, а все грешные – в Нифльгейм. Идеи эсхатологии, воскресения и загробного суда древних германцев предвосхитили христианские идеи, и это обстоятельство объясняет предрасположенность германцев к христианству.

Судьбы варварских народов

Говоря о судьбах варварских народов, приходится констатировать, что большая часть из них подверглась романизации и исчезла, оставив память о себе в развалинах бургов вождей и в топонимии, и только отдельные из них перешли от язычества к христианству и создали устойчивые государства, ставшие основой последующих народностей и наций.

Среди варварских народов наиболее разрушительное воздействие на Европу оказали гунны – тюркоязычные кочевники, происходившие из пределов Гоби и подчинившие к моменту похода на запад несколько сотен племен от Маньчжурии до Согдианы. В 375 г. гунны сокрушили готскую державу Германариха в Северном Причерноморье и вторглись на территорию Римской империи. Панический страх, подобно эпидемии, поразил римлян. Гунны вызывали у них жуткие ассоциации своим внешним видом – косматыми волосами, обезображивающими рубцами на лицах, оставленными мечами при обряде инициации, своей, наподобие кентавра, слитностью с конем, которого они не оставляли ни для публичных, ни для частных дел, наконец, своим пристрастием к сыроедению. Само их прозвание – «гунны» – объяснялось христианскими авторами как испорченное «алиорумны», т.е. другие, «нелюди», дети готских изгоев и степных ведьм. Гунны казались одним предреченным в Сивилловых книгах возмездием за отступничество от языческих богов, другим – предначертанной в Апокалипсисе карой за приверженность языческому греху и нетвердость в христианской вере. Неслучайно известнейший вождь гуннов – Аттила – именовался «Бичом Божьим». Вот словесный портрет этого «Сотрясателя Вселенной», оставленный Иорданом (VI в.): «...рост его был невелик, грудь широкая, и большая голова, глаза узкие, редкая борода с проседью, нос вогнутый, и тело смуглого цвета...». Получив щедрые дары от Рима, Аттила вступил с ним в конфедеративные отношения. Именно он помог римлянам остановить продвижение бургундов. В середине V в. встал вопрос о его браке с Гонорией, за которую гунн намеревался получить в качестве приданого половину империи. Эти чрезмерные амбиции гуннского вождя привели к войне с Римом. В 451 г. произошла знаменитая битва на Каталуанских полях. На стороне гуннов выступили некоторые германские племена – остготы, гепиды, герулы, ругии, на стороне римлян – вестготы, франки, бургунды, саксы. Накануне битвы было проведено гадание на внутренностях животных, и была предсказана победа гуннов ценой гибели их вождя. Гадание возобновлялось во второй и в третий раз. Для последнего случая были доставлены из Азии белые священные кони, и на сей раз предсказание изменилось: поражение гуннов, но сохранение жизни Аттилы. Только после этого гунны начали битву. Редкое по ожесточенности сражение продолжалось до ночи. Был час, когда казалось, что гунны сокрушены, и Аттила готов был вступить в жертвенный огонь. И все же битва окончилась ничем, не выявив явного преимущества. Опустившаяся на поле мгла развела сражавшихся. За ночь гунны бесшумно оставили свой полевой лагерь, в то время как римляне переночевали на месте битвы и тем самым, по давнему обычаю, снискали себе славу победителей. Но для кочевников как будто дороже была жизнь их предводителя. Вообще в варварских обществах фигура вождя значила больше, чем можно было бы предположить для коллективистского сознания. Судьба вождя нередко оказывалась судьбой племени. Еще в 452 г. Аттила осаждал Рим, внимал мольбам и угрозам папы Льва I (440 – 46I гг.), а в 453 г. внезапно умер, и вместе с ним закатилась звезда азиатских завоевателей. В дальнейшем гунны были ассимилированы более развитыми кельтскими народами Центральной Европы, потомки гуннов в VI в. вошли в племенное объединение аваров.

Факт недолгого существования державы гуннов оставил в недоумении историков. Ф. Альтехейм рассматривал Гуннское государство как феодальное. Вирт указывал на признаки наследственной монархии. Я. Харматт подчеркивал наличие различных социальных стратов в гуннском обществе. Э. А. Томпсон, напротив, настаивал на деструктивном характере этого тюркского союза племен. Гунны, по его мнению, отошли от производительного труда и выродились в объединение мародеров. Венгерские историки не считают общество гуннов ни феодальным, ни раннефеодальным; оно находилось на стадии военной демократии.

Недолгую, но бурную судьбу пережили бургунды, оставившие богатую мифологию и эпическую традицию, о чем напоминает «Песнь о Нибелунгах». Они происходили с юга нынешней Норвегии, с острова Борнхольм, отличались высоким ростом, рыжим цветом волос и бород. В 417 г. бургунды во главе с тремя сыновьями Гибиха – Гундахаром, Гизельхером и Годомаром (Гибих, Гунтер, Гизельхер и Гернот «Песни о Нибелунгах») – дошли до Рейна и заняли римскую провинцию Германия Прима. Центром их владений стал Вормс. Рим вынужден был признать их федератами, даровать наследникам Гибиха римские титулы и ежегодно поставлять продовольствие. В 435 г., недовольные задержкой с поставками, бургунды решили занять провинцию Белгика и были разгромлены римским войском, на стороне которого выступили гунны, предводительствуемые Аттилой (Этцель нибелунгского эпоса). В тот роковой год погибли Гундахар и его братья, что стало основной идеей трагедии «Песни о Нибелунгах». После этого поражения бургунды были переселены на земли вокруг Женевского озера с центром в Лионе. Согласно римской традиции терций, им как воинам, расквартированным на постой, было выделено 2/3 земель, 1/3 имуществ и рабов. В ходе перераспределения земель сложилось наследственное право владения наделом (sors). При этом римское землевладение не перестало существовать. Сохранились отношения патроната и колоната. Родовые вожди бургундов были уравнены в правах с римскими офицерами. Короли вплоть до 476 г. носили титул «magister militurn». Римское влияние сказалось на записи обычного права в так называемой «Бургундской правде», составленной при короле Гундобаде (474 – 516 гг.). В частности, в ней оказались статьи о колонах, о рабах, посаженных на пекулий, о патронатных договорах. Печать романизации несет и система правовой защиты лиц, принадлежавших к различным стратам. Так, убийство знатного (optimates, nobiles) каралось пени в 300 солидов, убийство человека среднего состояния (mediocres) – 200 сол., убийство незнатного, человека низкого происхождения (minores, inferiores) – 150 сол. В 517 г. при короле Сигизмунде бургунды приняли католичество, которое, впрочем, осталось достоянием родоплеменной элиты. В 534 г. бургунды подчинились франкам.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.