Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля





(для проведения рейтинговой оценки)

Варианты контрольных работ для получения первой рейтинговой оценки. За каждый верный ответ выставляется 16,7 баллов, общее максимально возможное число баллов – 100.

1 вариант

1. Парадигма классической школы представлена ...

2. Почему величину естественной цены нельзя объяснить взаимодействием спроса и предложения ?

3. Почему для А. Смита прибыль не может быть разновидностью заработной платы ?

4. Неоклассический синтез А. Маршалла заключается в ...

5. Для К. Маркса капитализм предстает: а) естественной; б) неестественной системой хозяйства (нужное подчеркнуть).

6. Для метода Д.М. Кейнса характерен примат: а) каузального; б) функционального подходов (нужное подчеркнуть).

2 вариант

1. Парадигма неоклассической школы представлена ...

2. Справедливо ли положение Д. Рикардо о том, что изменение заработной платы не может привести к изменению стоимости товара ? Объясните ваш ответ.

3. В чем заключается логическая некорректность определения стоимости товара через издержки его произволства ?

4. С точки зрения К. Маркса наемный работник продает капиталисту ...

5. Модель общего равновесия Л. Вальраса: а) опровергает “закон рынков” Сэя; б) исходит из него (нужное подчеркнуть).

6. В модели “Вертикальной кривой Филлипса” М. Фридмэн: а) подтверждает эффективность кейнсианской макроэкономической политики; б) опровергает ...(нужное подчеркнуть).

3 вариант

1. Для Т. Мальтуса характерна: а) трудовая теория стоимости; б)факториальная (нужное подчеркнуть).

2. Для Д. Рикардо какой из доходов является самодостаточным и исходным в определении: а) рента; б) заработная плата; в) прибыль (нужное подчеркнуть).

3. Почему с точки зрения К. Маркса историческим пределом сушществования капитала выступает сам капитал ?



4. Назовите создателя маржинальное теории распределения (доходов).

5. Маржиналист, первым признавшим существование вынужденной безработицы ... .

6. С позиций современной теории предложения профсоюзы являются институтом: а) способствующим макроэкономической стабильности; б) дестабилизирующим экономику (нужное подчеркнуть).

Тематика выступлений для получения второй рейтинговой оценки. Порядок оценки выступлений:

90 - 100 баллов – продолжительность выступления 7-10 минут; презентация (при наличии в аудитории технических средств); ответы на вопросы; раскрытие темы выступления;

75 – 89 баллов – продолжительность выступления больше или меньше 7-10 минут; даны ответы не на все вопросы; неполное раскрытие темы;

60 - 74 балла - продолжительность выступления больше или меньше 7-10 минут; не даны ответы на вопросы; тема практически не раскрыта;

Менее 60 баллов - продолжительность выступления больше или меньше 7-10 минут; не даны ответы на вопросы; тема не раскрыта.

Примерная тематика выступлений (может быть изменена по желанию студента при условии согласования новой темы с преподавателем)

  1. Особенность трактовки богатства в работах Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
  2. Парадокс обмена Аристотеля.
  3. Западно-Европейский и российский меркантилизм: общее и особенное.
  4. И.Посошков – первый российский экономист.
  5. У. Петти: трактовка богатства, его источника и меры.
  6. Заработная плата и прибыль в представлении У. Петти – оценка с современных позиций.
  7. Трактовка генезивса политической экономии К. Маркса.
  8. Вклад физиократов в преодоление предрассудков исторических меркантилизма.
  9. Двойственность метода А. Смита.
  10. Учение Смита о производительном и непроизводительном труде.
  11. «Догма Смита»: содержание и методологическое значение.
  12. Предмет и метод политэкономии в трактовке Д. Рикардо.
  13. Противоречия теории стоимости Рикардо и их трактовка в современной учебной литиратуре.
  14. Противоречия теории денег Рикардо их исторические и методологические «корни».
  15. Проблема редкости и полезности благ в теории стомости Д. Рикардо.
  16. Правомерность вопроса о разложении классической школы. Точка зрения К. Маркса.
  17. Мальтус и Рикардо в политической экономии – соратники или противники ?
  18. Ж.Б. Сей – развитие наследия Смита или доведение его ошибок до теоретического абсурда ?
  19. Концепция «рабочих денег» и отношение к ней К. Маркса и Ф. Энгельса.
  20. Эмпирическое и логическое обоснование содержания стоимости товаров К. Марксом.
  21. Проблеме товарного и денежного фетишизма в теории Маркса.
  22. Проблема и значение «превращенных экономических форм» в теории Маркса.
  23. Маркс как критик вульгарной политической экономии.
  24. Основные трактовки сущности и причины маржинальной революции в политической экономии.
  25. Проблема рационального и иррационального в субъективной теории меновой «ценности».
  26. Вмененная ценность и вмененные издержки австрийской школы.
  27. Модель общего равновесия в экономике Л. Вальраса: элементы преемственности в отношении классической политэкономии.
  28. Личность и жизненный путь А. Маршалла.
  29. Причины успеха и жизнеспособности «синтеза» Маршалла в официальной политической экономии.
  30. Д.Б. Кларк и его попытка создания альтернативной теории распределения.
  31. Пересмотр экономической теории Маркса Э. Бернштейном в свете современных представлений.
  32. Современные формы финансового капитала.
  33. Финансовый капитал в современной России.
  34. Монополистический капитализм: миф прошлого или современная реальность ?
  35. Ординалистская теория потребительского поведения и проблема субъективной полезности.
  36. Концепция капитала И. Фишера: революционный подход или трансформация традиционной (неоклассической) трактовки.
  37. Вклад В. Парето в формирование теории благосостояния.
  38. Личность и научный путь К. Викселля.
  39. «Великая депрессия» как социально-политический фактор успеха «кейнсианской революции».
  40. Личность и жизнь Д.М. Кейнса.
  41. Причины эффективности кейнсианской политики макроэкономической стабилизации в 40-е – 60-е гг. ХХ века.
  42. Предупреждение социализму Ф. Хайека и современность.
  43. Кривая Филлипса: обратная связь между уровнями инфляции и безработицы или нечто иное ?
  44. Кенсианство и «сюрприз» стагфляции.
  45. Концепция рациональных ожиданий: отражение реальности или желаемая действительность ?
  46. Институционализм: «бунт» против формализма неоклассической теории ?
  47. Д.К. Гэлбрэйт и его критика неоклассики и кейнсианства.
  48. Исторические условия формирования и методологические основы теории «идеальных типов хозяйства» В. Ойкена.
  49. Й. Шумпетер и его оценка трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.
  50. Рональд Коуз: теретическое и прагматическое значение трансакционных издержек и прав собственности.

Итоговый тест по дисциплине (итоговая текущая рейтинговая оценка)

За каждый верный ответ студент получает по 1,3 балла. Максимально возможная сумма баллов 100.

1. Для Ксенофонта самым важным положительным следствием специализации труда рабов было:

- повышение производительности труда и удешевление товаров;

- повышение искусности труда рабов и улучшение потребительских свойств продукции.

(дать обоснованный ответ).

2. Из перечисленных функций денег (мера стоимости, средство обмена, средство сбережения) были известны:

- Ксенофонту:

- Платону:

- Аристотелю:

3. Определить, кто автор термина «экономика»:

- Ксенофонт;

- Платон;

- Аристотель.

4. Определить, кто автор термина «хрематистика»:

- Ксенофонт;

- Платон;

- Аристотель.

5. Для Аристотеля регулярный обмен полезными для людей вещами есть доказательство:

- приравнивания этих вещей через сведение к присущему им общему качеству;

- отсутствия эквивалентности обмена для владельцев товаров.

6. Для меркантилистов торговля представлялась:

- эквивалентным для ее сторон явлением;

- неэквивалентным для ее сторон явлением.

Дать обоснованный ответ.

7. Укажите известные меркантилистам трактовки природы денег:

- металлистическая;

- номиналистическая;

- количественная;

- товарно-трудовая.

8. Кого из ниженазванных экономистов К. Маркс относил к классической политэкономии:

- В. Петти;

- Ф. Кэнэ;

- А. Смит;

- Т. Мальтус;

- Ж.Б. Сэй;

- Д. Рикардо;

- Ж. Сисимонди.

9. Кого из ниженазванных экономистов К. Маркс относил к вульгарной политэкономии:

- В. Петти;

- Ф. Кэнэ;

- А. Смит;

- Т. Мальтус;

- Ж.Б. Сэй;

- Д. Рикардо;

- Ж. Сисимонди.

10. Истинный всеобщий знаменатель богатства для В. Петти:

- земля;

- труд и земля;

- деньги (цены);

- труд.

11. Высоту естественных цен товаров для Петти определяют:

- полезность товара;

- соотношение спроса и предложения;

- издержки производства и сбыта товара;

- рабочее время, затраченное на производство товаров.

12. Найти логическую ошибку в определении Петти заработной платы рабочих как цены их труда.

13. Проверить на предмет непротиворечивости соотношение положения Кэнэ о «бесплодности» труда в промышленности и факта эквивалентности обмена (в его «Экономических таблицах») между сельским хозяйством и промышленностью.

14. Для метода исследования А. Смита характерно:

- доминирование логической абстракции;

- доминирование эмпирического подхода;

- эклектическое сочетание вышеназванных подходов;

- историко-описательное повествование.

15. Расположите в порядке определяющей роли для богатства страны согласно Смиту:

-внешняя торговля –внутренняя торговля – промышленность - сельское хозяйство.

16. Какая из функций денег является исходной и определяющей для Смита:

- мера стоимости;

- средство обмена;

- средство сбережения и накопления.

17. Какое из определений стоимости, согласно Смиту, действительно для доклассового общества:

- трудом, затраченным на производство товара;

- трудом, воплощенном в покупаемом товаре;

- доходами .

18. Какое из определений стоимости, согласно Смиту, действительно для классового общества:

- трудом, затраченным на производство товара;

- трудом, воплощенном в покупаемом товаре;

- доходами .

19. Какое из определений стоимости товаров Смитом является логически непротиворечивым:

- трудом, затраченным на производство товара;

- трудом, воплощенном в покупаемом товаре;

- доходами .

20. Для Д. Рикардо был характерен метод:

- эмпирический;

- дедукции;

- исторический;

- восхождения от абстрактного к конкретному.

21. Из какого определения стоимости исходит Рикардо:

- трудом, затраченным на производство товара;

- трудом, воплощенном в покупаемом товаре;

- доходами;

- издержками.

22. Какая из экономических категорий для Рикардо является первичной:

- стоимость;

- доходы;

- этот вопрос для Рикардо не принципиален.

23. Что произойдет, согласно Рикардо, с величиной стоимости произведенных рабочими товаров, если при этом возросла их заработная плата:

- возрастет;

- уменьшится;

- не изменится.

24. Удалось ли Рикардо объяснить прибыль с позиций закона трудовой стоимости:

- удалось;

- не удалось.

25. Для Т. Мальтуса методологически в трактовке закона народонаселения характерен:

- внеисторический подход;

- конкретно-исторический полход;

- теологический подход.

26. В объяснении цены (стоимости) товаров Мальтус склонялся к:

- полезности товара;

- издержкам производства;

- взаимодействию спроса и предложения;

- затратам труда (рабочего времени).

27. В объяснении цены (стоимости) товаров Ж.Б. Сэй склонялся к:

- полезности товара;

- издержкам производства;

- взаимодействию спроса и предложения;

- затратам труда (рабочего времени).

28. «Закон рынков» Сэя предполагает;

- неизбежность общих кризисов сбыта;

- невозможность общих кризисов сбыта;

- не имеет отношения к проблеме общих кризисов.

29. В объяснении цены (стоимости) товаров Ж. Сисмонди склонялся к:

- полезности товара;

- издержкам производства;

- взаимодействию спроса и предложения;

- затратам труда (рабочего времени).

30. Кто из нижеприведенных экономистов является автором гипотезы, объясняющей происхождение факториальных доходов, «воздержанием» их собственников:

- Д. Рикрдо;

- Т. Мальтус;

- Ж.Б. Сэй;

- Ж.С. Сисмонди;

- Н. Сениор.

31. Маркс рассматривал капитализм («рыночную экономику») как:

- Вне историческую систему, соответствующую естественной эгоистической природе индивида;

- исторически сложившуюся систему, несущую своим развитием собственное отрицание;

- систему, определяемую национальными, религиозными и этическими особенностями населения Европы.

32. Марксу принадлежит:

- объяснение стоимости через затраты труда;

- обоснование двойственности труда товаропроизводителя, рационально объясняющую двойственность товара как потребительной и меновой стоимости;

- доказательство эксплуатации рабочих капиталистами.

33. Маркс обосновал, что объектом купли продажи между капиталистом и рабочим является:

- труд;

- свободное время рабочих;

- право потребления профессиональных способностей рабочих (рабочая сила).

34. С точки зрения Маркса, производительный капитал в рамках своего обращения распадается на:

- постоянную и переменную части;

- основной и оборотный капитал.

35. Для Маркса прибыль:

- естественное вознаграждение за предпринимательскую деятельность;

- прибавочная стоимость, созданная рабочими сверх стоимости их рабочей силы и присвоенная капиталистом-предпринимателем;

- реализованная прибавочная стоимость, воспринимаемая благодаря обращению капитала исключительно как результат его применения предпринимателем.

36. В общих кризисах сбыта («перепроизводства») Маркс видел:

- результат действия внешних и случайных для рынка сил;

- результат стремления капиталистов увеличить производство и снизить заработную плату;

- форму восстановления нарушаемой пропорциональности в развитии подразделений и отраслей общественного производства, дающую возможность для последующего экономического «восхождения» и кризиса.

37. Маржинальную революцию в политэкономии свершили работы:

- Д.С. Милля;

- У.С. Джевонса;

- К. Маркса;

- К. Менгера;

- Л. Вальраса.

38. В теории ценообразования маржиналисты австрийской школы исходили из понятия:

- трудовой стоимости;

- издержек производства в объективном смысле;

- полезности в объективном смысле;

- субъективной полезности.

- 39. Получила ли в рамках маржинализма субъективная полезность благ рациональное определение:

- не получила;

- получила.

Ответь обосновать.

40. Для австрийской школы в методологическом плане характерны:

- Логический метод, на основе каузального принципа исследования;

- Логический метод на основе функционального принципа исследования;

- историко-описательный метод.

41. Для лозаннской школы предметом исследований являлись:

- представления человека о ценности благ и ее максимизации:

- взаимодействие спроса и предложения на отраслевых рынках;

- механизм формирования равновесного состояния экономики в целом (общего равновесия).

42. Центральной проблемой для Маршалла является:

- законы формирования доходов классов современного общества;

- мотивы хозяйственного поведения изолированного индивида;

- взаимодействие спроса и предложения на отраслевом рынке.

43. Ценовая эластичность спроса это:

- открытие Маршалла;

- творческая интерпретация открытия А. Курно;

- творческая интерпретация открытия Г. Госсена.

44. Условие равновесного положения фирмы в коротком периоде (МR=МС):

- открытие Маршалла;

- творческая интерпретация открытия А. Курно;

- творческая интерпретация открытия Г. Госсена.

45. Основной научной заслугой Маршалла считается:

- защита трудовой теории стоимости и цены;

- введение дифференциального исчисления как метода исследования экономических процессов;

- создание компромиссного для маржиналистов варианта теории цены товаров, как цены по предельной полезности для покупателя и цены по предельным издержкам для продавца.

46. К научным заслугам Д.Б. Кларка относят:

- создание теории предельной полезности;

- разграничение статичного и динамического состояний экономики;

- попытку создания маржинальной теории доходв.

47. Имеет ли в определении Д.Б. Кларком специфического продукта труда или капитала ситуация прочного логического круга:

- да;

- нет

Ответ обосновать.

48. Справедливо ли утверждение Э. Бернштейна, что трудовое определение стоимости товаров у Маркса не имеет эмпирического обоснования:

- да;

- нет.

49. Теория финансового капитала Р. Гильфердинга представляет собой:

- обобщение новых явлений в сфере форм капиталистической собственности, фиктивного капитала и кредита как продолжения тенденций, открытых К. Марксом;

- обобщение новых явлений в сфере форм капиталистической собственности, фиктивного капитала и кредита как отрицание тенденций, открытых К. Марксом;

- не имеет никакого отношение к экономической теории К. Маркса.

50. Определение финансового капитала как капитала крупнейших банков, контролирующих промышленный капитал принадлежит:

- Р. Люсембург;

- К. Каутскому;

- Р. Гильфердингу;

- В.И. Ленину.

51. Определение финансового капитала как сосредоточения в одних руках (сращивание) монополистического промышленного и монополистического банковского капитала принадлежит:

- Р. Люсембург;

- К. Каутскому;

- Р. Гильфердингу;

- В.И. Ленину.

52. Концепция государственно-монополистического капитализма как сращивания капиталистических монополий и государственного аппарата ыпринадлежит:

- Р. Люсембург;

- К. Каутскому;

- Р. Гильфердингу;

- В.И. Ленину.

53. Сторонниками ординалистской концепции полезности являлись:

- К. Менгер;

- В. Парето

- А. Маршалл;

- Д.Б. Кларк;

- Д. Хикс.

54. Для неоклассического направления характерно рассмотрение природы денег с позиций:

- товарно-трудовой концепции;

- металлистической концепции;

- номиналистической концепции;

- количественной теории.

55. Идея разграничения понятий «капитала – запаса» и «капитала – потока» принадлежит:

- И. Фишеру;

- В. Парето;

- Ф. Найту;

- Д. Хиксу;

- Э. Чемберлину;

- А. Пигу;

- Д. Робинсон.

56. Создатель теории монополистической конкуренции:

- И. Фишер;

- В. Парето;

- Ф. Найт;

- Д. Хикс;

- Э. Чемберлин;

- А. Пигу;

- Д. Робинсон.

57. Создатель теории несовершенной конкуренции:

- И. Фишер;

- Ф. Найт;

- Д. Хикс;

- Э. Чемберлин;

- Д. Робинсон.

58. Создателями теории благосостояния являлись:

- В. Парето;

- Ф. Найт;

- Д. Хикс;

- А. Пигу.

- Д. Робинсон.

59. Какое историческое событие поколебало веру в справедливость «закона рынков» Сэя:

- первая мировая война;

- социалистическая революция в России;

- «Великая депрессия» 1929-1933 гг.;

- вторая мировая война.

60. К. Викселль рассматривал макроэкономическое состояние как следствие:

- состояния «реального сектора» экономики;

- состояния кредитно-финансового сектора;

- соотносительного изменения доходности в реальном и финансовом секторах экономики.

61. Для метода Д.М. Кейнса характерен:

- каузальный подход;

- функциональный подход.

62. Теория Кейнса усматривает причины депрессии и вынужденной безрабтицы:

- в стихийности рыночной экономики,

- в элементах огосударствления экономики;

- в недостаточных инвестиционных расходах предпринимателей;

- в психологических законах отношения людей к изменению потребляемой и сберегаемой частей своего дохода по мере его увеличения и высокой оценке ликвидной формы сбережений.

63. Для кейнсианства характерно:

- признание необходимости участия государства в регулировании величины совокупного спроса с целью обеспечения макроэкономической стбилизации;

- отрицание необходимости участия государства в регулировании величины совокупного спроса с целью обеспечения макроэкономической стбилизации;

- обоснование участия государства в создании «общественных товаров»;

- обоснование ключевой роли государства в обеспечении справедливого распределения доходов и богатства.

64. Кейнсианские динамические модели экономического роста разрабатывали:

- Д. Хикс;

- Е. Домар;

- Р. Харрод;

- Э. Хансен;

- Р. Солоу;

- П. Самуэльсон.

65. Второй неоклассический синтез П. Самуэльсона это соединение:

- трудовой теории стоимости и теории предельной полезности;

- в объяснении цены концепций предельной полезности и предельных издержек;

- кейнсианской макроэкономической теории с маршаллианской микроэкономической теорией;

- неоклассической и институциональной теорий.

66. Макроэкономическая ситуация, предопределившая кризис кейнсианства и выдвижение на первый план концепций, исходящих из справедливости «закона рынков» Сэя:

- «Великая депрессия»;

- послевоенный общемировой экономический подъем 40-х – 50-хг. ХХ в.;

- стагфляция второй половины 70-х г.;

- экономических подъем 80-х г.

67. Экономист, подвергший сомнению наличие обратной зависимости между уровнями инфляции и безработицы в долгосрочном периоде:

- Р. Баро;

- Р. Лукас;

- А. Лаффер;

- М. Фридмен;

- Т. Сарджент;

- Э. Прескотт.

68. Экономист, сформулировавший характер зависимости между изменением ставок налогообложения доходов и размерами налоговых поступлений в бюджет:

- Р. Баро;

- Р. Лукас;

- А. Лаффер;

- М. Фридмен;

- Т. Сарджент;

69. Экономист, сформулировавший эффект отрицательного воздействия государственных заимствований на объемы частных инвестиций и экономический рост (эффект вытеснения):

- Р. Баро;

- Р. Лукас;

- А. Лаффер;

- М. Фридмен;

- Т. Сарджент;

70. Экономист, рекомендовавший универсальный «рецепт» лечения макроэкономической нестабильности – наращивание денежной массы в пропорции естественного темпа роста экономики:

- Р. Баро;

- Р. Лукас;

- А. Лаффер;

- М. Фридмен;

- Т. Сарджент;

71. Лидер «новой классической школы»:

- Р. Баро;

- Р. Лукас;

- А. Лаффер;

- М. Фридмен;

- Т. Сарджент;

72. Экономист, заложивший основы технократического направления в институционализме:

- Т. Веблен;

- Д. Коммонс;

- У. Митчелл;

- Д.К. Гэлбрэйт;

- Р. Коуз.

73. Экономист, заложивший основы социально-правового направления в институционализме:

- Т. Веблен;

- Д. Коммонс;

- У. Митчелл;

- Д.К. Гэлбрэйт;

- Р. Коуз.

74. Экономист, заложивший основы эмпирического направления в институционализме:

- Т. Веблен;

- Д. Коммонс;

- У. Митчелл;

- Д.К. Гэлбрэйт;

- Р. Коуз.

75. Экономист, создатель институциональной концепции зрелой корпорации и критик второго неоклассического синтеза:

- Т. Веблен;

- Д. Коммонс;

- У. Митчелл;

- Д.К. Гэлбрэйт;

- Р. Коуз.

76. Укажите основные направления научных исследований Й. Шумпетера:

- теория субъективной полезности и потребительского поведения;

- экономическая динамика, циклы и роль предпринимательства;

- инфляция как форма макроэкономической нестабильности;

- теория истории экономического анализа;

- проблемы трансформации капитализма в социализм.

77. Укажите функцию государства, необходимость которой обосновал В. Ойкен:

- установление «правового поля» хозяйственной деятельности;

- содействие удовлетворения потребностей граждан в «общественных товарах»;

- недопущения макроэкономической нестабильности;

- содействие своевременной структурной перестройке экономики как формы приспособления к НТП и изменению международного разделения труда;

- защита и поощрение конкуренции на отраслевых рынках.

 

РАЗДЕЛ 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов

 

2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса:

При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание следует обратить на вопросы, вынесенные в план соответствующих тем лекций, семинарских занятий, рекомендации по изучению тем, выносимых на самостоятельную разработку. Практические задания и тесты по каждой теме позволят не только проверить уровень усвоения материала, но и его доказательную сторону. Учитывая то обстоятельство, что не существует однозначных оценок содержания и значимости тех или иных экономических теорий и школ, настоятельно рекомендуется: 1) обращаться непосредственно к текстам первоисточников (работам соответствующих экономистов); 2) использовать несколько учебников из числа рекомендованных в данном учебно-методическом комплексе.

Специфика в изучении раздела № 1 настоящего комплекса проявляется в том, что во-первых, студенты сталкиваются непривычным для них категориальным аппаратом классической школы, противоположностью ее методологических позиций, иным толкованием ключевых категорий политической экономии, неадекватным изложением логики взглядов ключевых фигур, особенно в части, касающейся трудовой теории стоимости в ее всеобъемлющем виде.

Специфика в изучении раздела № 2 настоящего комплекса проявляется в том, что студенты должны : 1) предварительно ознакомиться с его содержанием, обращаться к нему в рамках изучения его отдельных тем курса; 3) использовать его рекомендации в ходе подготовки к написанию курсовых работ и к сдаче экзамена.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.