Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Физическая культура в Древнем Риме





Наиболее высокого развития рабовладельческий строй достиг в Древнем Риме. В отличие от Древней Греции Рим возник и разви­вался как государство централизованное, что делало его значитель­но более сильным, чем Греция, и существенным образом сказалось на развитии различных сторон общественной жизни и культуры, в том числе и культуры физической. История Древнего Рима насчи­тывает три основных,.периода: царский период, период республики и период империи. Так называемый царский период (VIII—VI вв. до н. э.)—это эпоха разложения родового строя и образования Рим­ского государства. Физическая культура этого периода мало чем отличалась от физической культуры других народов. Носила она преимущественно военный характер. Распространены были соревно­вания всадников, гонки колесниц, упражнения в метании копья, борь­ба, кулачный бой и др.

В период республики (VI—I вв. до н. э.) Римское государство вело многочисленные и успешные войны, расширяя свою территорию сначала в Италии, а потом и за ее пределами. Это привело к тому, что физическая культура, как и многие другие стороны общей культуры, приобретала ярко выраженный военный характер. Но в отличие от Греции в Риме не было обязательной государственной системы физи­ческого воспитания. К тому же на большой территории Римского государства не было возможности следить за воспитанием каждого мальчика, да и необходимости в этом не было. Из большого числа граждан всегда набиралось достаточное количество воинов. Вопрос о физическом воспитании в семье решался по воле отца. Каждый римлянин должен был быть готовым к несению военной службы, ко­торая для большинства являлась единственной возможностью занять более высокое положение в обществе. Кроме того, завоевательные войны, сопровождаемые грабежами, приносили богатства даже рядо­вым легионерам. Поэтому каждая семья была заинтересована в хо­рошей физической подготовке юношей.



В Риме существовали частные школы, в которых мальчики из зажиточных и знатных семей получали хорошую физическую подго­товку. Подростки бегали, боролись, метали копья, обучались ездить верхом, фехтовали. Кроме того, они играли в мяч и другие игры. Время от времени в Риме устраивались соревнования, на которых юноши состязались в верховой езде, фехтовании и других упражне­ниях военно-прикладного характера (троянские игры, римские игры, плебейские, т. е. народные, игры, а также соревнования по случаю


знаменательных дат и др.). Были и попытки проводить в Риме состя­зания наподобие олимпийских. Однажды консул Сулла даже заста­вил провести олимпийские соревнования в Риме (80 г. до н. э.), но они не имели успеха. В то же время влияние греческой культуры в Риме, особенно после завоевания Греции, усиливается. Римская мо­лодежь стала широко пользоваться физическими упражнениями гре­ков. Соревнования римских юношей сначала устраивались на площа­ди, посвященной богу войны Марсу (Марсово поле), а затем для них начали строиться специальные сооружения, подобия современных стадионов, — цирки.

Итак, в Древнем Риме не сложилась такая стройная система фи­зического воспитания, как в Греции. Зато система военно-физической подготовки воинов достигла здесь совершенства. Об этом много пи­сали военные историки. Очень высоко ценил эту систему и Ф. Энгельс в своих трудах по военному искусству. «Обучение воина, — писал он, — было очень суровым и было рассчитано на развитие в нем все­ми возможными способами физической силы. Помимо регулярного обучения обращению с оружием и различным движениям широко практиковались бег, прыганье, прыжки с шестом, скалолазанье, борь­ба, плавание — сначала без одежды, потом во всем снаряжении. Про­должительные марши в полном походном снаряжении, когда каждый воин нес на себе от 40 до 60 фунтов, совершались со скоростью 4 мили в час... И не только новобранцы, но и ветераны-легионеры должны были проделывать все эти упражнения, чтобы сохранить физическую бодрость и ловкость и быть привычными к утомительным занятиям и лишениям»*. v

В Римской армии широко применялись специальные снаряды для физических упражнений: деревянный конь, штурмовые лестницы, чу­чела для нанесения ударов и уколов.

В конце II в. до н. э. в Риме создается постоянная, профессиональ­ная армия. Это освобождает основную массу населения от военных обязанностей, и значение военно-физической подготовки молодежи постепенно ослабевает. Вместе с тем все 'больше возрастает интерес к разного рода цирковым зрелища'м, устраиваемым представителями римской знати в целях завоевания^ популярности у народа для до­стижения своих целей (выборы на выгодные должности и др.).

Освобожденные от военных обязанностей и физического труда, который теперь целиком лег на плечи рабов, римские граждане в большинстве своем превращаются в деклассированную толпу, имею­щую массу свободного времени. Количество зрелищ для нее непрерыв­но растет. Если вначале зрители довольствовались только пением, музыкой, борьбой и кулачным боем, то теперь появляются битвы с дикими зверями или даже казни, когда на арене цирков безоружных людей отдают на рйстерзание зверям, появляются и бои глади а-торов. Вначале это был обычай, когда на могилах знатных людей после похорон устраивали битву гладиаторов, являющуюся отголос­ком человеческих жертвоприношений, но со II в. до н. э. эти битвы стали устраиваться в цирках специально для развлечения зрителей.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 14, с. 18.


Колизей в Риме

Подготовка гладиаторов происходила в специальных школах, куда отбирались физически наиболее сильные рабы. Их обучали владению самым разнообразным оружием и сложным приемам ведения боя. Позднее на арену цирков выпускали целые'отряды гладиаторов, а за­тем стали устраивать между ними на специальных водоемах морские бои. Иногда хорошо сражавшиеся гладиаторы в качестве награды получали свободу, но большинство из них погибало.

Хорошая военная и физическая подготовка гладиаторов создава­ла опасность для Рима, особенно во время восстания рабов. Гладиа­торы всегда были передовым, наиболее боеспособным отрядом восставших. Хорошо известное в истории восстание Спартака (73— 71 гг. до н. э.) едва не сокрушило Римское государство.

Незадолго до начала нашей эры в Риме происходили граждан­ские войны, вызванные обострением противоречий рабовладельческо­го общества — восстаниями и массовым бегством рабов, борьбой за власть между различными группировками аристократии. В стремле­нии стабилизировать свое положение верхушка римского общества все более склонялась к установлению диктатуры. В Риме утвержда­ется единоличная власть императоров. Располагая государственными средствами, императоры теперь имели'возможность устраивать зна­чительно более пышные и даже многодневные зрелища для римской толпы. Несмотря на то что власть императоров была, по существу, военной диктатурой, популярность у народа, его поддержка имели для императоров большое значение. Количество праздничных дней в году к концу существования Римской империи достигало 175-ти. На­ряду с состязаниями атлетов, гладиаторскими боями и другими вы­ступлениями в цирках широкое развитие получили гонки колесниц.

Для проведения соревнований были построены грандиозные соо-


ружепия. Наиболее известны из них термы императора Каракаллы (помещения для плавания и купания) и Колизей.

Римские императоры учреждали различные соревнования и для свободной молодежи. Так, император Август неоднократно устраивал атлетические соревнования на Марсовом поле, праздники с соревно­ваниями атлетов в честь побед. Некоторые из них проводились регу­лярно раз в четыре года, наподобие греческих олимпийских состяза­ний. Много соревнований устраивал император Нерон, который да­же сам участвовал в гонке колесниц. Император Домициан учредил так называемые капитолийские игры. Для проведения этих игр на Марсовом поле был построен специальный стадион, вмещавший до 15 тыс. зрителей. Подобным образом поступали и другие императоры.

Как и в Греции, среди атлетов появляются профессионалы, кото­рые даже создают профессиональные объединения. Об одном из них, по-видимому наиболее крупном, известно, что оно имело свое рос­кошное помещение и носило название «Товарищество атлетов, увен­чанных победой на священных играх».

С IV в. н. э. с приходом в Рим христианской религии прове­дение праздников постепенно прекращается. Христианская церковь вела борьбу с этими зрелищами, так как они отвлекали людей от церкви, особенно в праздничные дни. Соревнования, посвященные языческим божествам, запрещались, как противоречащие новой ре­лигии. В 394 г. н. э. императором Феодосией были запрещены олим­пийские состязания в Греции. Последними были и 293-и агоны. В 404 г. н. э. были запрещены бои гладиаторов, которые теперь заме­нялись соревнованиями атлетов и выступлениями акробатов. В восточ­ной части Римской империи, в Византии, цирковые зрелища и осо­бенно гонки колесниц сохранялись еще очень долго. Однако в целом физическая культура рабовладельческого строя приходит в упадок, уступая место культуре нового общества.

Краткие выводы

Уже на первой стадии рабовладельческого строя, в период так называемого патриархального рабства, в странах Древнего Востока физическая культура служила в первую очередь интересам господ­ствующего класса — рабовладельцам, являясь средством их военной подготовки.

В период так называемого античного рабства в Древней Греции и Древнем Риме подчинение физической культуры интересам господст­вующего класса становится еще более очевидным. Даже привлече­ние рабов к физической культуре происходит в интересах рабовла­дельцев. У рабов, приравненных к домашнему, имуществу, не имев­ших своей семьи, своих традиций, часто говоривших на разных язы­ках, своей физической культуры не было.

В то же время при рабовладельческом строе физическая культура становится одним из средств классовой борьбы, каким и остается до тех пор, пока существуют антагонистические классы. Так, аристо­кратическая верхушка Римской империи, а затем и сами императо­ры устройством всевозможных зрелищ и соревнований -пытались от-


влечь широкие массы граждан от политической жизни, завоевать их симпатии.

В этот период физическая культура теряет непосредственную связь с трудовой деятельностью людей, как это было при перво­бытнообщинном строе. В то же время уровень развития физической культуры по сравнению с предыдущим стал значительно выше. Сло-~ жились высокоорганизованные системы физического воспитания и военно-физической подготовки. Физическая культура начинает обо­собляться в относительно самостоятельную отрасль культуры. Зарож­даются элементы науки о значении физического воспитания для че­ловека.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.