Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экономическая безопасность как система. Институциональные основы экономической безопасности.





Экономическая безопасность - это такое состояние национальной экономики, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирова­ние в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необхо­димую обороноспособность, защиту национальных интересов.

Экономическую безопасность следует рассматривать как систему взаимосвязанных уровней: международного, национального, регионально­го, отраслевого, отдельных предприятий, личности.

Под международной экономической безопасностью понимается та­кое состояние международных отношений, при которых обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество различных стран в решении националь­ных и интернациональных экономических проблем, свободный выбор и осуществление ими своей модели социально-экономического развития и участие в международном разделении труда. Важными механизмами обес­печения международной экономической безопасности являются двух- и многосторонние соглашения государств об экономическом сотрудничест­ве. Международная экономическая безопасность обеспечивается различными структурами ООН, другими международными экономическими организациями (МВФ, Всемирным банком, ВТО и др.).

Производственная безопасность - основа экономической безопас­ности, поскольку аккумулирует в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень последней. Производственная безо­пасность определяется способностью реального сектора экономики обес­печить производство необходимой продукции для удовлетворения потреб­ности страны с учетом эффективных внешнеэкономических связей.



Для повышения производственной безопасности необходимы:

  1. структурная модернизация экономики путем приоритетного раз­вития наукоемких высокотехнологичных экспортно-ориентированных и импортозамещающих нересурсо- и неэнергоемких производств с высокой долей добавленной стоимости;
  2. повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
  3. переход на инновационный путь развития экономики;
  4. социальная ориентация перспективной структуры экономики, ус­коренное развитие сферы услуг.

Финансовая безопасность страны охватывает все секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финансовые организации, домаш­ние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деятельность. Устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и национальной валю­ты, золото­валютным запасом, развитием финансового рынка и рынка ценных бумаг, размерами внешнего и внутреннего долгов, дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной дея­тельности.

Продовольственная безопасность. В Республике Беларусь разрабо­тана и в марте 2004 г. одобрена правительством Концепция национальной продовольственной безопасности. В ней установлено, что национальное агропромышленное производство должно удовлетворять не менее 85% спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и занимать не ме­нее 80% внутреннего рынка продовольствия. По таким важнейшим про­дуктам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйцо, хлебо­продукты, картофель, сахар, нашей стране важно иметь 100%-ную обеспе­ченность, а по другим (масло растительное, рыба и рыбопродукты, овощи и фрукты) - не менее 70%.

Минимальный критический уровень сельскохозяйственного произ­водства, ниже которого наступают зависимость от импорта и ослабление экономической безопасности, имеет для Беларуси следующие значения: зерно - 5,5 млн. т, картофель - 6,0-6,5; овощи - 0,8-1,0; плоды и ягоды -0,35-0,45; сахарная свекла - 1,3-1,5; рапс - 0,13; молоко - 4,2-4,5; мясо всех видов (живой вес) - 0,9-1,0 млн. т; производство сахара-песка из соб­ственного сырья - 150-180 тыс. т и масла растительного - 40-45 тыс. т.

Энергетическая безопасность является важнейшим слагаемым эко­номической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой определение жизненно важных интересов страны в экономической сфере, выявление внутренних и внешних угроз этим интересам и разработка мер противодействия возникающим угрозам.

Главными факторами обеспечения экономической безопасности Рес­публики Беларусь являются устойчивое развитие хозяйственного комплек­са страны, повышение его эффективности и конкурентоспособности.

Энергетическая безопасность является важнейшим слагаемым эко­номической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой определение жизненно важных интересов страны в экономической сфере, выявление внутренних и внешних угроз этим интересам и разработка мер противодействия возникающим угрозам.

Для энергетической безопасности Республики Беларусь важ­на не столько минимизация энергетической зависимости, сколь­ко сокращение связанных с ней рисков. Энергетическая безо­пасность определяется как долей собственных топливно-энерге­тических ресурсов в общем энергобалансе, так и их разнообра­зием.

При закупке энергоносителей за рубежом важно обеспечить диверсификацию не только их видов, но и поставщиков. Энер­гобезопасность возрастает при развитой сети магистральных газо- и трубопроводов, линий электропередач, железных дорог, наличии резервов или хранилищ топлива.

Энергетическая безопасность Республики Беларусь — это комплекс условий, позволяющих осуществлять достаточное и надежное снабжение страны топливно-энергетическими ресур­сами для устойчивого функционирования экономики и обеспе­чения жизнедеятельности людей в нормальных и чрезвычай­ных ситуациях.

К потенциальным внутренним угрозам энергетической безо­пасности Беларуси относятся: превышающий критичес­кий уровень износа основных фондов предприятий как топлив­но-энергетического комплекса, так и потребителей энергоре­сурсов; недостаточно надежная инфраструктура (линии элект­ропередач, тепловые сети, системы газо- и нефтеснабжения), способная вызвать аварийную ситуацию в энергообеспечении; несоблюдение технологии производства электроэнергии, тепла, топлива; высокая энергоемкость отечественного производства; увеличение неплатежей за потребленные энергоресурсы, вызы­вающих рост внешнего долга за импортируемое топливо и созда­ющих угрозу бесперебойной работе системы энергоснабжения.

К внешним угрозам энергетической безопасности страны от­носятся: резкое колебание цен на нефть; монозависимость от импорта энергоресурсов; региональные конфликты в мировом сообществе; нештатные ситуации, вызванные невыполнением договоров внешними партнерами.

С целью предотвращения угроз необходимы: диверсифика­ция импортируемых топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) по видам топлива и его поставщикам на основе разработки аль­тернативных вариантов энергообеспечения и увеличение их стратегических запасов; повышение доли собственных энерге­тических ресурсов в структуре топливно-энергетического ба­ланса до 25—30 %; разработка совместных программ повыше­ния коллективной энергетической безопасности с государства­ми мирового сообщества, прежде всего со странами—поставщи­ками энергоресурсов в Беларусь.

Инфраструктурная безопасность имеет для националь­ной экономики Беларуси особое значение, так как республика занимает стратегически важное геополитическое и экономи­ко-географическое положение, располагает густой сетью же­лезнодорожных и автомобильных магистралей, газо- и нефте­проводов.

Главная задача инфраструктурной безопасности — обеспе­чение устойчивого развития экономики и благоприятных усло­вий жизнедеятельности населения.

Для Беларуси, учитывая открытый характер ее экономики и географическое положение, приоритетное значение имеют транспорт и связь. Развитие транспортного комплекса способ­ствует повышению экономической безопасности, так как он обеспечивает обороноспособность страны, жизненно важные потребности экономики и населения в перевозках и услугах во внутригосударственных и международных сообщениях.

Основной задачей в области транспортно-коммуникационной безопасности является сохранение и укрепление конкурент­ных преимуществ страны, обусловленных ее геополитическим и географическим положением.

Инновационная безопасность имеет для Беларуси первосте­пенное значение, так как в государствах с ограниченными при­родными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только эко­номической, но и национальной безопасности в целом.

В Беларуси медленно создается инновационная инфраструк­тура, нет соответствующих мировому уровню технопарков, низ­кими темпами формируется рынок научно-технической про­дукции, отсутствует законодательство по венчурной деятель­ности и вследствие этого — сопутствующие ему институцио­нальные субъекты: фонды, предприятия и страховые компа­нии.

Для сохранения и развития инновационного потенциала, обеспечивающего стратегические интересы социально-экономического развития Беларуси, необходимо: определить приори­теты государственной научно-технической политики, согласо­ванные с задачами обеспечения экономической безопасности страны; разработать государственные программы по важней­шим направлениям фундаментальных и прикладных исследо­ваний для обеспечения научно-технической независимости стра­ны; создать благоприятный инновационный климат в экономи­ке с использованием различных форм государственного стиму­лирования, распространения передовых технологий и защиты отечественных производителей наукоемкой конкурентоспособ­ной продукции.

Обеспечение экономической безопасности и решение задач по переходу к устойчивому социально-экономическому разви­тию страны могут быть достигнуты только при активизации инновационной деятельности, что требует соответствующей го­сударственной научно-технической политики в следующих на­правлениях: обеспечение инновационного пути развития эко­номики, повышение конкурентоспособности результатов оте­чественных научных исследований и разработок, ускорение их внедрения в интересах экономики, человека и окружающей среды.

Необходимо также расширить международное сотрудничес­тво с научными организациями других странах для приоритет­ных национальных производств, не имеющих достаточного на­учного обеспечения в Беларуси.

Внешнеэкономическая безопасность, учитывая открытый характер экономики Республики Беларусь, является одним из приоритетов проводимой социально-экономической политики.

Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечить со­хранение экономического суверенитета страны, рост конкурен­тоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых эко­номических процессов. К числу важнейших факторов, опреде­ляющих внешнеэкономическую безопасность, следует отнести:

• конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках;

• объемы внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, а также сальдо внешнеторговых операций и их отношение к объему ВВП;

• товарную диверсификацию экспорта и импорта;

• долю добавленной стоимости в экспорте основных видов продукции;

• внешнюю задолженность.

Серьезную угрозу внешнеэкономической безопасности рес­публики представляет низкая диверсификация экспорта и им­порта товаров.

Серьезные угрозы экономической безопасности и полити­ческому имиджу любой страны создают размер внешнего долга и тенденция к его росту.

Для расширения рынков сбыта белорусской продукции и улучшения ценовых условий внешней торговли необходимо проводить многовекторную внешнеэкономическую политику и диверсификацию внешнеэкономических связей.

Ухудшение экологической ситуации в мире, наличие на тер­ритории республики объектов повышенного риска, послед­ствия катастрофы на Чернобыльской АЭС обусловливают не­обходимость первоочередного решения проблем экологической безопасности. Она является обязательным условием устойчи­вого социально-экономического развития и отражает состояние защищенности жизни и здоровья человека и среды обитания от возможных вредных воздействий экономической или иной дея­тельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Для обеспечения информационной безопасности необхо­димы эффективное использование национальных информаци­онных ресурсов, защита безопасности информационных систем и сетей связи, поддержка современных информационных тех­нологий, национальной индустрии средств информатизации и связи. Важное значение имеют развитие современных инфор­мационных технологий, производство средств информатизации и связи, участие Беларуси в международных соглашениях, ре­гулирующих на равноправной основе мировой информацион­ный обмен, в создании и использовании международных и меж­государственных информационных сетей и систем.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.