Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психолого-педагогическое образование





(магистерская программа «Социальная психология в образовании»)

 

Вопросы по ПЕДАГОГИКЕ:

1. Педагогика как наука, ее предмет. Категориальный аппарат педагогики. Научные исследования в педагогике. Методы и логика педагогического исследования.

Краткое содержание. Общее представление о педагогике как науке. Объект, предмет, функции и задачипедагогической науки. Источники педагогической науки. Понятийно-терминологический аппарат педагогики. Образование, воспитание, обучение, самовоспитание как основные категории педагогики. Социализация как категория педагогики: ее сущность, стадии.

Направления в современной педагогике (традиционное и гуманистическое направления).

Научное исследование как особая форма познания. Педагогическое исследование. Методология педагогического исследования. Типология научных исследований в педагогике: методологические, теоретические, эмпирические (прикладные, опытно-конструкторские разработки). Монографическое исследование. Язык педагогической науки, ее понятийный состав. Характеристика понятий: проблема, цель и задачи исследований, гипотеза, предмет и объект. Основные элементы и логика педагогического исследования. Оформление результатов педагогического исследования.

Понятие о методе исследования в педагогике. Классификация методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования в педагогике. Методы эмпирического исследования. Методы рейтинга и ранжирования. Методы изучения результатов деятельности. Методы независимых характеристик и педагогического консилиума. Математические и кибернетические методы в педагогике. Возможности и границы их применения. Выбор и применение методов исследования.



 

2. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Содержание образования. Инновации в современном образовании.

Краткое содержание. Феномен образования. Образование как социальное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Соотношение понятий «образовательный процесс», «педагогический процесс», «учебно-воспитательный процесс». Сущность, структура и движущие силы педагогического процесса. Основные характеристики педагогического процесса. Функции педагогического процесса. Логика и условия построения целостного педагогического процесса. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса.

Педагогическое взаимодействие. Сущность педагогического взаимодействия. Стратегии педагогического взаимодействия и их характеристика. Феномены педагогического взаимодействия. Коммуникативные задачи педагогического взаимодействия. Позиция учителя в педагогическом процессе. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. Психологические барьеры в педагогическом взаимодействии и пути их преодоления. Психологическая защита учителя.

Педагогические цели и образовательные стандарты. Документы, регулирующие содержание образования в Российской Федерации. Стандарт образования, его основные функции. ФЗ «Об образовании в РФ» (2012г.)

Понятие об инновациях в образовании, их классификация.

 

3. Обучение как целостный педагогический процесс. Принципы обучения. Структура и логика дидактического процесса. Формы и методы обучения. Контроль в процессе обучения. Современные теории, концепции и технологии обучения.

Краткое содержание. Дидактика как наука об обучении и образовании. Предмет задачи и функции дидактики. Категориальный аппарат дидактики. Сущностные характеристики процесса обучения. Законы и закономерности процесса обучения. Принципы обучения. Функции процесса обучения. Структура и логика дидактического процесса. Движущие силы процесса обучения. Структура процесса усвоения. Понятие и сущность метода и приёма обучения. Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике и характеристика одного из них.

Понятие контроля за учебно-познавательной деятельностью, оценки качества образования, эффективности образования, мониторинга качества образования.

Модели и технологии организации обучения.

Современные теории, концепции и технологии обучения. Ассоциативные, условно-рефлекторные, операциональные, знаковые модели обучения. Парадигма традиционной системы образования. Проблемное обучение: суть, достоинства и недостатки. Программированное обучение: суть, достоинства и недостатки. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов). Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Личностно-ориентированное обучение (И.С. Якиманская). Педагогика сотрудничества. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.

 

4. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Закономерности, принципы и направления воспитания. Система форм и методов воспитания. Коллектив как объект и субъект воспитания.

Краткое содержание. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Цель и задачи воспитания. Содержание воспитания в современной образовательной организации. Закономерности и принципы воспитания. Формирование базовой культуры личности. Воспитывающая среда и ее развитие. Процессуальная сторона воспитания. Формы и методы воспитания. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитательная система образовательной организации. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Семейная педагогика.

 

5. История педагогики и образования как область научного знания. Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры.

Краткое содержание. Теория и практика античного воспитания Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века и в эпоху Возрождения. Развитие школы и педагогики Западной Европы в XVII-XVIII вв. Развитие воспитания, обучения и педагогической мысли в России до XVIII века. Развитие школы и педагогики Западной Европы в Х1Х веке. Развитие школы и педагогической мысли в России в XIX веке. Зарубежная школа и педагогика в конце XIX-начале XX веков. Образование и педагогическая мысль в России в конце Х1Х-начале ХХ вв. Развитие школьного образования и теоретических основ педагогики в США, в странах Западной Европы и Востока в ХХ веке. Становление и развитие советской школы и педагогики. Современная школа и педагогическая наука в Российской Федерации.

 

6. Образовательные программы для детей дошкольного возраста и начальной школы.

Краткое содержание. Стандарт образования, нормативные документы, регламентирующие содержание дошкольного образования и начального общего образования. Общие положения образовательной программы ДОУ. Структура образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Содержание разделов образовательной программы ДОУ. Требования к образовательной программе дошкольного образовательного учреждения. Комплексные программы дошкольного образования. Парциальные программы дошкольного образования.

Требования ФГОС начального общего образования второго поколения к основной образовательной программе начального общего образования. Основная образовательная программа начального общего образования. Примерные программы начального общего образования. Традиционные программы: «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». Программы развивающих систем: Л. В. Занкова; Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова.

 

7. Поликультурное образование как социально-культурное и педагогическое явление. Работа психолога в многонациональной школе.

Краткое содержание. Подходы и концепции к поликультурному образованию и воспитанию. Цели, задачи и содержание, отличающие поликультурный подход от традиционного образования и интернационального воспитания. Культурологический подход в образовании. Гуманистическое содержание поликультурного образования. Этнопедагогическая компетентность в поликультурном образовании. Средства и методы формирования поликультурно- образованной личности. Структура поликультурной компетентности педагога.

Поликультурное образование как фактор формирования толерантных отношений. Типы культур и субкультур. Культурный плюрализм. Культурная и гражданская идентичность в условиях поликультурализма. Этнокультурные отношения. Нормы и правила поведения в поликультурном обществе. Социализация, инкультуризация, культурная трансмиссия. Культурная дистанция и межкультурные конфликты. Сущность, предпосылки возникновения и виды этнических конфликтов. Содержание этнических конфликтов и формы образования.

Психолого-педагогические предпосылки и проблемы поликультурного образования. Взаимосвязь культуры и психологии. Кросс-культурная психология.

Особенности работы психолога в многонациональной школе.

 

Список литературы:

1. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. - 2007. - № 2. - С. 105-107.

2. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.

3. Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 256 с.

4. Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие / И.О. Карелина. - Рыбинск: фил-л ЯГПУ, 2012. - 71 с.

5. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. / В.В. Краевский. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 256 с.

6. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Серия «Педагогическое образование» / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002.

7. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие для вузов / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д: МарТ, 2002. - 320 с. - (Педагогическое образование).

8. Латышина Д.И. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие. / Д.И. Латышина - М.: Гардарики, 2007.- 320с.

9. Педагогика: Учебник для вузов. / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 432 с.

10. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 6-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2007. - 576 с. - (Высшее проф. образование).

11. Супрунова Л.Л. Поликультурное образование: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Л. Супрунова, Ю.С. Свиридченко; под ред. Л.Л. Супруновой. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240 c. - (Сер. Бакалавриат).

12. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е.П. Шабалина / Бийский пед. гос. ун-т. им. В.М. Шукшина. - Бийск: БПГУ им В.М. Шукшина, 2003. - 131 с.

13. ФатееваН.И.Образовательные программы начальной школы. Учебник для учреждений высшего профессионального образования / Н.И. Фатеева. - М.: Изд-во Академия, 2013. - 171 с.

14. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие для вузов: учебное пособие для вузов / И.Ф. Харламов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 519 с.

 

Вопросы ПО ОБЩЕЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ:









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.