|
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОРМОЗНОГОСтр 1 из 20Следующая ⇒
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277 Утверждаю: Первый заместитель Министра путей сообщения О. А. Мошенко 16 мая 1994 г. ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ТОРМОЗОВ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ с дополнениями и изменениями, утвержденными указаниями МПС России от 11.06.1997 г. № В-705у, от 19.02.1998 г. № В-181у, от 06.06.2001 г. № Е-1018у и от 30.01.2002 г. № Е-72у МОСКВА • ТРАНСИНФО • 2002 УДК 629.4.077-592:004(083.13) ББК 39.26 И 72 Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава железных до- рог. М.: Трансинфо, 160 с. Ответственные за выпуск: И. В. Абашкин, Н. С. Кукусв, В. П. Светиков ВВЕДЕНИЕ Настоящей Инструкцией устанавливаются основные правила и нор- мы эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог. Порядок, установленный настоящей Инструкцией, является обяза- тельным для всех работников железных дорог, связанных с движением по- ездов. Инструкция может быть изменена или дополнена приказом (указани- ем) Министерства путей сообщения Российской Федерации. На основании настоящей Инструкции управлениями и отделениями железных дорог и депо издаются местные инструкции и указания. Организация эксплуатации, технического обслуживания тормозов подвижного состава, контроль за выполнением требований инструкции, приказов и указаний МПС по эксплуатации тормозов возлагаются на на- чальников служб и депо, а также ревизоров по безопасности движения же- лезных дорог России. При обслуживании поездных локомотивов одним машинистом кон- кретный порядок технического обслуживания и эксплуатации тормозов ус- танавливается начальником железной дороги в зависимости от типов локо- мотивов и рода поездов, а также от местных условий на основе положений настоящей Инструкции. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛОКОМОТИВОВ И МОТОРВАГОННЫХ ПОЕЗДОВ (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ) Техническое состояние тормозного оборудования проверяют локомо- тивные бригады при приемке локомотивов и моторвагонных поездов перед выездом из депо, после отстоя их без бригады, при смене локомотивных бригад и при выполнении технического обслуживания ТО-1. При других видах технического обслуживания и всех видах текущего ремонта эту про- верку производят слесари депо и пунктов технического обслуживания. Вы- полнение работ (кроме ТО-1) проверяют мастер (или бригадир) и прием- щик (проверка при техническом обслуживании ТО-2 выполняется прием- щиками по утвержденному графику) с записью в журнале технического со- стояния локомотива формы ТУ-152 об исправном состоянии тормозного оборудования. Запись заверяется подписью мастера и приемщика. Перечень работ и проверок тормозного оборудования, выполняемых локомотивными бригадами, устанавливает начальник депо и утверждает начальник службы локомотивного хозяйства в соответствии с требования- ми настоящей Инструкции. ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛОКОМОТИВОВ Перечень работ, выполняемых локомотивной Правила проверки и регулировки тормозного Оборудования 3.2.1. Уровень масла в картерах компрессоров Э-500 должен быть не ниже 15 мм от верхней кромки заливочного отверстия, а в компрессорах КТ6, КТ7, КТ8, 1КТ, ПК-35, ПК-5,25, ВУ-3,5/9, ВП 3- 4 , К-1, К-2, К-3 – между верхней и нижней рисками маслоуказателя. Уровень масла в картерах компрессоров, выходящий за пределы кон- трольных рисок маслоуказателя, не допускается. Для компрессоров электровозов применять компрессорное масло марки К-12 в зимний период и К-19 или КМ-19 – в летний; для компрессо- ров тепловозов – компрессорное масло К-19 или КС-19 круглогодично. Масло марки КЗ-10н применять для смазывания компрессоров элек- тровозов серий ЧС круглогодично до температуры атмосферного воздуха минус 30 °С, а для компрессоров электровозов остальных серий – в зимний период до температуры атмосферного воздуха минус 30 °С. Масло марки КЗ-20 применять для смазывания компрессоров тепло- возов всех серий круглогодично, а для компрессоров электровозов (кроме серий ЧС) – в качестве летнего и в переходный межсезонный период до температуры атмосферного воздуха минус 15 °С. Масленки паровоздушных насосов должны быть заправлены полно- стью. Перед пуском компаунд-насоса рукоятку пресс-масленки следует прокрутить вручную до появления масла в контрольных штуцерах масло- проводов. Для смазывания паровой части паровоздушных насосов необходимо использовать цилиндровое масло 24, воздушной части – компрессорное масло марки К-12. Запрещается применять другие виды масел для смазывания компрес- соров и паровоздушных насосов. При выпуске локомотива из депо после технического обслуживания (кроме ТО-1) и ремонта должна быть проверена производительность его компрессоров по времени наполнения главных резервуаров с 7,0 до 8,0 кгс/см2 (приложение 1). 3.2.2. Плотность тормозной и питательной сети проверять при поезд- ном положении ручек крана № 254 и крана машиниста, перекрытом комби- нированном кране и неработающих компрессорах. Снижение давления, на- блюдаемое по манометрам, должно быть: в тормозной магистрали с нор- мального зарядного давления на величину не более чем 0,2, кгс/см2 в тече- ние 1 мин или 0,5 кгс/см2 в течение 2,5 мин; в питательной сети с 8,0 кгс/см2 на величину не более чем 0,2 кгс/см2 в течение 2,5 мин или не более 0,5 кгс/см2 в течение 6,5 мин. Перед указанной проверкой локомотив дол- жен быть закреплен от ухода. 3.2.3. Произвести проверку: – плотности уравнительного резервуара у кранов машиниста № 222, 222М, 328, 394 и 395, для чего зарядить тормозную сеть локомо- тива до нормального зарядного давления, ручку крана машиниста перевести в IV положение. Плотность считается достаточной, если падение давления в уравнительном резервуаре не превышает 0,1 кгс/см2 в течение 3 мин. Завышение давления в уравнительном ре- зервуаре при этом не допускается; – на чувствительность воздухораспределителей к торможению. Воз- духораспределители грузового типа проверить на равнинном ре- жиме, а на локомотивах, у которых отпуск автоматического тор- моза обеспечивается выпуском сжатого воздуха из рабочей каме- ры воздухораспределителей, – на горном режиме. Проверку про- изводить снижением давления в уравнительном резервуаре краном машиниста в один прием на 0,5–0,6 кгс/см2, а при воздухораспре- делителе, действующем через кран № 254, – на 0,7–0,8 кгс/см2. При этом воздухораспределители должны сработать и не давать самопроизвольного отпуска в течение 5 мин. При срабатывании воздухораспределителей должна загореться, а после наполнения тормозных цилиндров погаснуть сигнальная лампа «ТМ» сигнали- затора разрыва тормозной магистрали поезда. После торможения убедиться в том, что штоки поршней вышли из тормозных цилин- дров и тормозные колодки прижаты к колесам; – на чувствительность воздухораспределителей к отпуску постанов- кой ручки крана машиниста в поездное положение, при котором тормоз должен отпустить, а колодки должны отойти от колес; – темпа ликвидации сверхзарядки. Для этого после отпуска тормоза при кране машиниста со стабилизатором ручку крана перевести в I положение, выдержать ее в этом положении до давления в уравни- тельном резервуаре 6,5–6,8 кгс/см2 с последующим переводом в поездное положение. Снижение давления в уравнительном резер- вуаре с 6,0 до 5,8 кгс/см2 должно происходить за 80–120 с; на ло- комотиве, оборудованном сигнализатором разрыва тормозной ма- гистрали с датчиком № 418, сигнализатор в процессе перехода с повышенного давления на нормальное срабатывать не должен; – вспомогательного тормоза на максимальное давление в тормозных цилиндрах. Это давление должно быть 3,8–4,0 кгс/см2, а на тепло- возах ТЭ7 и ТЭП10Л при передаточном числе рычажной передачи тормоза 10,77 и на паровозах серий П36, ФДП, CУ – в пределах 5,0–5,2 кгс/см2. После приведения в действие вспомогательного тормоза на максимальное давление в тормозных цилиндрах на ло- комотиве, оборудованном сигнализатором разрыва тормозной ма- гистрали, снизить давление в уравнительном резервуаре на 0,2–0,3 кгс/см2 и после загорания лампы «ТМ» набрать позиции контрол- лером. Схема режима тяги не должна собираться; – отсутствия недопустимого снижения давления в тормозных ци- линдрах. Для этого произвести экстренное торможение и после полной разрядки тормозной магистрали ручку крана № 254 пере- вести в последнее тормозное положение, установив в тормозных цилиндрах полное давление. После этого на локомотивах, не обо- рудованных блокировочным устройством №367, или при наличии блокировки тормоза № 267 перекрыть разобщительный кран на воздухопроводе от крана № 254 к тормозным цилиндрам, а на ло- комотивах, оборудованных блокировочным устройством № 367, перевести ключ блокировочного устройства из нижнего положе- ния в верхнее. Снижение давления в тормозных цилиндрах допус- кается темпом не более 0,2 кгс/см2 в 1 мин. На электровозах серий ЧС эту проверку производить после полной разрядки тормозной магистрали экстренным торможением, наполнения тормозных ци- линдров до полного давления при II (поездном) положении ручки крана № 254 и открытом положении разобщительного крана на воздухопроводе от крана № 254 к тормозным цилиндрам. Плотность уравнительного резервуара и время ликвидации сверхза- рядного давления при выпуске локомотива из депо после ремонта и техни- ческого обслуживания (кроме ТО-1) должны быть проверены при утечке из тормозной магистрали локомотива через отверстие диаметром 5 мм. С ука- занной утечкой проверить также работу крана машиниста при нахождении ручки в III положении. При этом давление в тормозной магистрали и урав- нительном резервуаре должно непрерывно снижаться. 3.2.4. При выпуске локомотивов из депо выходы штоков тормозных цилиндров должны находиться в пределах нормы, указанной в табл. 3.1, при давлении в тормозных цилиндрах 3,8–4,0 кгс/см2. Таблица 3.1. Таблица 3.2. ОБОРУДОВАНИЯ ВАГОНОВ Общие положения 6.1.1. Техническое состояние тормозного оборудования вагонов должно проверяться при их техническом обслуживании работниками пунк- тов технического обслуживания (ПТО), Выполнение работ контролирует старший по смене или старший осмотрщик вагонов, которые должны обес- печить техническую готовность тормозного оборудования и включение всех тормозов в составе, соединение рукавов, открытие концевых кранов, установленную норму тормозного нажатия в поезде, а также надежную ра- боту тормозов при опробовании их на станции и в пути следования. 6.1.2. Запрещается подавать под погрузку, посадку пассажиров и ста- вить в поезд вагоны с неисправным тормозным оборудованием, а также без предъявления их к техническому обслуживанию и записи в журнале формы ВУ-14 о признании вагонов годными к безопасному следованию в поездах. 6.1.3. На станциях формирования, оборота и в пути следования, где графиком движения предусмотрена остановка поезда для технического об- служивания, тормозное оборудование каждого вагона должно быть прове- рено на исправность его действия с выполнением необходимого ремонта. На станциях, где нет ПТО, порядок проверки технического состояния и ремонта тормозного оборудования вагонов при их постановке в поезда и подаче под погрузку устанавливается приказом начальника дороги. 6.1.4. Запрещается приступать к техническому обслуживанию тор- мозного оборудования вагонов в пассажирских поездах, оборудованных электроотоплением, до выключения источника питания высоковольтной цепи отопления. Таблица 6.1. Многократной тягой 7.2.1. При прицепке двух и более действующих локомотивов к соста- ву автоматические тормоза всех локомотивов должны быть включены в общую тормозную сеть. Режимы включения воздухораспределителей уста- навливаются в соответствии с п. 3.2.7 настоящей Инструкции. 7.2.2. При прицепке к составу двух и более действующих локомоти- вов машинисты локомотивов (кроме первого ведущего) обязаны перевести ручку комбинированного крана независимо от наличия блокировочного устройства № 367 в положение двойной тяги (закрытое), а ручку кранов машиниста № 222, 328, 394 и 395 поставить в VI положение. На локомоти- вах, оборудованных устройством экстренной остановки, ручка крана ма- шиниста в нерабочей кабине и рабочей кабине локомотива (кроме первого ведущего) должна быть установлена в V положение. Кроме того, при управлении электропневматическими тормозами не- обходимо дополнительно выключить источник питания этих тормозов в обеих кабинах и отключить блок управления от линейного провода выклю- чателем двойной тяги на прицепленных локомотивах. 7.2.3. В поездах, которые следуют с двумя или более действующими локомотивами по всему тяговому плечу, в голове поезда ставить локомо- тив, имеющий более мощные компрессоры (паровоздушные насосы на па- ровозе). 7.2.4. После прицепки подталкивающего локомотива в хвост поезда с включением его автотормозов в общую тормозную сеть машинист подтал- кивающего локомотива должен перевести ручку комбинированного крана в положение двойной тяги и ручку крана машиниста – в VI положение, а по- мощник машиниста после этого обязан соединить рукава тормозной маги- страли хвостового вагона и локомотива и открыть между ними концевые краны. На локомотивах, оборудованных устройством экстренной останов- ки, ручка крана машиниста должна быть установлена в V положение. По- сле этого машинист ведущего локомотива обязан зарядить тормозную сеть всего поезда. Если автотормоза подталкивающего локомотива, обслуживаемого одним машинистом, должны быть включены в общую тормозную сеть, то выполнение операций по прицепке подталкивающего локомотива к составу и отцепке его от состава поезда возлагается на осмотрщика вагонов. На станциях, где не предусмотрены должности осмотрщика вагонов, прицепка и отцепка подталкивающих локомотивов производится порядком, установ- ленным начальником железной дороги. ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГОЙ Общие положения 9.1.1. Установлены два вида опробования тормозов – полное и со- кращенное. Кроме того, для грузовых поездов установлена проверка авто- тормозов на станциях и перегонах. При полном опробовании тормозов проверяют техническое состоя- ние тормозного оборудования, плотность и целостность тормозной сети, действие тормозов у всех вагонов, подсчитывают нажатие тормозных ко- лодок в поезде и количество ручных тормозов. При сокращенном опробовании проверяют состояние тормозной ма- гистрали по действию тормозов двух хвостовых вагонов. Если сокращенное опробование выполняется после произведенного от стационарной компрессорной установки полного опробования, то ма- шинист и осмотрщик вагонов должны проверить плотность тормозной сети поезда от локомотива. В грузовых поездах плотность тормозной сети машинист обязан про- верить также при смене локомотивных бригад. При проверке автотормозов грузового поезда определяется величина возможного изменения плотности тормозной сети и действие тормозов ва- гонов головной части поезда. 9.1.2. Полное опробование тормозов производится от стационарной компрессорной установки или локомотива, сокращенное – только от локо- мотива. 9.1.3. При опробовании автотормозов в поезде управление тормозами с локомотива осуществляет машинист, а от стационарной компрессорной установки – осмотрщик вагонов или оператор. Действие тормозов в составе и правильность их включения проверяют осмотрщики вагонов. Полное оп- робование тормозов от стационарной компрессорной установки произво- дится в соответствии с типовым технологическим процессом, утвержден- ным Департаментом вагонного хозяйства. 9.1.4. После полного опробования тормозов в поезде, а также .после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов от стационарной компрессорной установки или ло- комотива, осмотрщик вагонов вручает машинисту ведущего локомотива справку формы ВУ-45 об обеспеченности поезда тормозами и исправном их действии (приложение 3). Справка формы ВУ-45 составляется под копирку в двух экземплярах. Подлинник справки передается машинисту локомотива, а копия сохраняет- ся в книжке этих справок в течение семи суток у должностного лица, про- изводившего опробование тормозов. Справку формы ВУ-45 машинист должен хранить до конца поездки и по прибытии в депо сдать вместе со скоростемерной лентой. Если производится смена локомотивных бригад без отцепки локомо- тива, то сменяющийся машинист обязан передать имеющуюся у него справку о тормозах принявшему локомотив машинисту. Последний на ско- ростемерной ленте, которую снимает сменяющийся машинист, делает по- метку «Справку формы ВУ-45 на поезд № ... получил от машиниста (фами- лия, имя, отчество сдавшего машиниста), подпись получившего машиниста (фамилия, имя, отчество), наименование депо». 9.1.5. Плотность тормозной сети от локомотива проверять должны машинист и осмотрщик вагонов при полном опробовании автотормозов и сокращенном опробовании, если оно выполняется после полного опробо- вания от стационарной компрессорной установки. При сокращенном опро- бовании автотормозов в других случаях присутствие осмотрщика вагонов при проверке плотности не требуется. При составлении и выдаче машинисту справки формы ВУ-45 резуль- тат проверки плотности тормозной сети поезда от локомотива записывает работник вагонного хозяйства, производивший опробование автотормозов; в остальных случаях результат проверки плотности тормозной сети после опробования тормозов записывает в справку ВУ-45 машинист. 9.1.6. На промежуточных станциях и разъездах, где нет штатных ос- мотрщиков вагонов, полное опробование автотормозов в поездах произво- дят осмотрщики, направленные с ближайших ПТО, или специально выде- ленные приказом начальника дороги работники, обученные выполнению операций по опробованию тормозов после сдачи ими испытания по знанию ПТЭ, Инструкции по сигнализации и настоящей Инструкции. На станциях, где не предусмотрены осмотрщики вагонов, к проверке действия автотормозов хвостовых вагонов при сокращенном опробовании в пассажирских поездах привлекаются проводники вагонов, а в грузовых – работники, обученные выполнению операций по опробованию автотормо- зов (перечень должностей устанавливает начальник дороги). В пассажирских поездах к опробованию тормозов на перегонах при- влекаются начальник (механик-бригадир) поезда и проводники вагона, а в грузовых поездах на перегонах опробование тормозов производит локомо- тивная бригада. При обслуживании локомотивов пассажирских поездов одним маши- нистом к сокращенному опробованию тормозов на станциях, где не преду- смотрены осмотрщики вагонов, и на перегонах привлекаются начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда и проводник (головного, хвосто- вого) вагона по указанию машиниста, передаваемому по радиосвязи. 9.1.7. При прицепке на станции, имеющей пункт технического об- служивания, к одиночно следующему локомотиву группы вагонов незави- симо от их количества осмотр прицепляемых вагонов и полное опробова- ние автотормозов производят осмотрщики вагонов в полном соответствии с требованиями ПТЭ и настоящей Инструкции. На станциях, где нет пунктов подготовки вагонов к перевозкам или пунктов технического обслуживания, каждый вагон перед постановкой в поезд должен быть осмотрен и подготовлен для следования до ближайшей станции, имеющей пункт технического обслуживания. Порядок предъявления поездов к техническому обслуживанию и оформлению об их готовности, а также порядок осмотра и ремонта вагонов перед постановкой в поезд на станциях, где нет пунктов подготовки ваго- нов к перевозкам или пунктов технического обслуживания, устанавливает начальник дороги. На таких станциях при прицепке к одиночно следующе- му локомотиву не более пяти вагонов осмотр и полное опробование авто- тормозов производятся без вручения машинисту локомотива справки фор- мы ВУ-45, а данные о весе поезда, тормозном нажатии с учетом веса и тормозных средств локомотива, дате, времени полного опробования тормо- зов, плотности тормозной сети машинист локомотива записывает в журнал формы ТУ-152, хранящийся на локомотиве, и расписывается вместе с по- мощником. При этом исправные автотормоза должны быть включены на соответствующий режим торможения, за исключением случаев, преду- смотренных для перевозки специальных грузов. Последние два вагона в поезде должны быть с включенными и исправно действующими автотор- мозами. Максимальная скорость движения поезда определяется по факти- ческому наличию тормозного нажатия с учетом веса и тормозных средств локомотива. По прибытии в депо машинист должен копию записи в журна- ле формы ТУ-152 сдать вместе со скоростемерной лентой. Поезд следует без справки формы ВУ-45 до первой станции с пунк- том технического обслуживания, где должно быть выполнено полное оп- робование автотормозов и машинисту выдана справка формы ВУ-45. 9.1.8. Опробование тормозов перед отправлением поезда производить после зарядки тормозной сети давлением, указанным в табл. 3.2 или в п. 3.2.6 настоящей Инструкции. Время от начала отпуска при опробовании до отправления на затяжной спуск пассажирского поезда должно составлять не менее 2 мин, грузового поезда – не менее 4 мин. 9.1.9. Опробование автотормозов в сплотках из локомотивов и ваго- нов моторвагонного подвижного состава производят осмотрщики вагонов вместе с проводниками сплоток, а там, где нет работника вагонного хозяй- ства, – проводники сплоток. После полного опробования тормозов маши- нисту ведущего локомотива выдается справка формы ВУ-45. На станции отправления, где не предусмотрены должности осмотр- щиков вагонов, в сплотках резервных локомотивов, находящихся в экс- плуатации, опробование автотормозов производят работники, обученные выполнению операций по опробованию автотормозов (перечень должно- стей устанавливается начальником железной дороги). На таких станциях полное опробование автотормозов в сплотке производится без вручения машинисту ведущего локомотива справки формы ВУ-45, а данные о коли- честве и серии локомотивов, тормозном нажатии с учетом веса и тормоз- ных средств ведущего локомотива, дате, времени полного опробования ав- тотормозов, плотности тормозной сети машинист ведущего локомотива за- писывает на скоростемерной ленте и в журнал формы ТУ-152, хранящийся на этом локомотиве, и расписывается вместе с помощником. 9.1.10. В пассажирском поезде на станции производить вначале оп- робование электропневматических тормозов, а затем автоматических. 9.1.11. Проверка действия тормозов одиночно следующего локомоти- ва производится на первой станции отправления локомотивной бригадой, которая обязана проверить действие автоматического (без 5-минутной вы- держки в заторможенном состоянии) и вспомогательного тормоза поряд- ком, установленным п. 3.2.3 настоящей Инструкции, а на промежуточных станциях – вспомогательного тормоза. 9.1.12. Ответственность за правильное опробование тормозов в поез- дах и достоверность данных справки формы ВУ-45 или журнала формы ТУ-152 по кругу своих обязанностей несут осмотрщик вагонов, машинист, а там, где нет осмотрщика вагонов, – работники, производившие опробова- ние. Полное опробование тормозов 9.2.1. Полное опробование автоматических тормозов в поездах про- изводить: – на станциях формирования и оборота перед отправлением поезда; – после смены локомотива; – на станциях, разделяющих смежные гарантийные участки следо- вания грузовых поездов, при техническом обслуживании состава без смены локомотива; – на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками, где остановка поезда предусмотрена графиком движения; перед затяжными спусками крутизной 0,018 и более полное опробование производить от локомотива с выдержкой автотормозов в затормо- женном состоянии в течение 10 мин. Перечень таких станций ус- танавливает начальник дороги. При определении затяжных спус- ков надлежит руководствоваться следующими значениями: Крутизна Протяженность от 0,008 до 0,010 8 км и более более 0,010 до 0,014 6 км и более более 0,014 до 0,017 5 км и более более 0,017 до 0,020 4 км и более 0,020 и круче 2 км и более Затяжные спуски крутизной 0,018 и более считаются крутыми затяж- ными. 9.2.2. Полное опробование электропневматических тормозов произ- водится на станциях формирования и оборота пассажирских поездов от стационарных устройств или локомотивов. 9.2.3. Полное опробование тормозов пассажирских поездов. Перед проведением полного опробования тормозов проверить цело- стность тормозной магистрали поезда и убедиться в свободности прохож- дения сжатого воздуха по ней. Для этого осмотрщик вагонов хвостовой группы обязан известить машиниста локомотива по парковой связи или ра- диосвязи о начале проведения проверки и с соблюдением личной безопас- ности открыть последний концевой кран хвостового вагона, а после сраба- тывания ускорителей экстренного торможения воздухораспределителей ва- гонов закрыть его. Проверку целостности тормозной магистрали произво- дить при полностью заряженной тормозной сети поезда. При срабатывании автотормозов локомотива машинист обязан про- тянуть ленту скоростемера и произвести ступень торможения снижением давления в уравнительном резервуаре на 0,5–0,6 кгс/см2. После окончания выпуска воздуха из магистрали через кран машиниста произвести отпуск автотормозов и зарядку тормозной сети поезда, сообщив о результатах проверки осмотрщику вагонов головной группы. В поезде, в составе которого более трети вагонов с тормозами запад- ноевропейского типа, проверку целостности тормозной магистрали произ- водить следующим порядком. После сообщения осмотрщика вагонов о на- чале проверки и открытии концевого крана хвостового вагона машинист должен перевести ручку крана машиниста в III положение. После срабаты- вания автотормозов локомотива, снижения давления в тормозной магист- рали и уравнительном резервуаре ручку крана машиниста перевести в IV положение. Затем машинист обязан протянуть ленту скоростемера, произ- вести отпуск автотормозов и зарядить тормозную сеть поезда, сообщив о результатах проверки осмотрщику вагонов головной группы. После полной зарядки тормозной сети поезда до установленного дав- ления машинист и осмотрщик вагонов обязаны проверить плотность тор- мозной сети поезда. Для проверки плотности тормозной сети в пассажирском поезде не- обходимо перекрыть комбинированный кран или кран. двойной тяги и по истечении 20 с после перекрытия крана замерить падение давления в тор- мозной магистрали; снижение давления допускается не более чем на 0,2 кгс/см2 в течение 1 мин или 0,5 кгс/см2 в течение 2,5 мин. Проверить действие электропневматических тормозов при выклю- ченном тумблере дублированного питания проводов № 1 и 2. После заряд- ки тормозной сети поезда до установленного давления включить источник электрического питания – должна загореться сигнальная лампа «О». По сигналу осмотрщика вагонов выполнить ступень торможения постановкой ручки крана машиниста в положение VЭ до получения давления в тормоз- ных цилиндрах локомотива 1,0–1,5 кгс/см2, а затем перевести ручку крана в IV положение. При тормозном положении ручки крана машиниста на све- товом сигнализаторе или пульте машиниста должна загореться лампа «Т» и напряжение источника питания должно быть не ниже 40 В, а при переводе ручки крана в положение перекрыши эта лампа должна погаснуть и заго- реться лампа «П». Осмотрщики обязаны проверить действие электропнев- матических тормозов во всем поезде и убедиться в их нормальной работе. После этого по сигналу осмотрщика «Отпустить тормоза» машинист обязан выключить тумблер цепи питания электропневматических тормо- зов, оставив ручку крана машиниста в положении перекрыши. Через 15 с, когда произойдет отпуск тормозов в поезде, включить тумблер цепи пита- ния электропневматических тормозов, после чего осмотрщики должны проверить отпуск тормозов у всех вагонов и сообщить машинисту об окон- чании проверки. Затем машинист обязан перевести ручку крана машиниста в поездное положение, зарядить тормозную сеть поезда и выключить ис- точник питания электропневматических тормозов. При опробовании элек- тропневматических тормозов от переносных или стационарных устройств выполняют такие же операции, как при опробовании от локомотива, с пи- танием тормозной магистрали сжатым воздухом постоянного зарядного давления. Допускается проверка действия электропневматических тормозов в автоматическом режиме повторных ступеней торможения и отпуска от стационарного пульта без разрядки тормозной магистрали. В этом случае в процессе проверки осмотрщиками полного отпуска в цепь питания элек- тропневматических тормозов подается напряжение перекрыши, отключае- мое по окончании проверки. После полного опробования электропневматических тормозов прове- рить действие автоматических тормозов по сигналу осмотрщика после полной зарядки тормозной сети. Для проверки автотормозов на чувствительность к торможению не- обходимо снизить давление в уравнительном резервуаре за один прием на 0,5–0,6 кгс/см2. После снижения давления в уравнительном резервуаре на указанную величину ручку крана машиниста перевести в положение пере- крыши с питанием. При таком снижении давления все автоматические тормоза в поезде должны прийти в действие и самопроизвольно не отпус- кать до момента их отпуска краном машиниста. Осмотрщики не ранее чем через 2 мин после произведенного тормо- жения обязаны проверить состояние и действие тормозов по всему поезду у каждого вагона и убедиться в их нормальной работе на торможение по вы- ходу штоков тормозных цилиндров и прижатию колодок к поверхности ка- тания колес. По окончании проверки действия на торможение отпустить автотор- моза переводом ручки крана машиниста в поездное положение. Осмотрщики должны проверить отпуск тормоза у каждого вагона по уходу штока тормозного цилиндра и отходу колодок от колес. Все выявленные неисправности тормозного оборудования на вагонах должны быть устранены и действие тормозов у этих вагонов вновь прове- рено. 9.2.4. Полное опробование автоматических тормозов грузовых и гру- зопассажирских поездов. Перед началом проведения полного опробования автотормозов про- верить целостность тормозной магистрали поезда и убедиться в свободно- сти прохождения сжатого воздуха по ней. Для этого осмотрщик вагонов хвостовой группы по парковой связи или радиосвязи обязан известить ма- шиниста локомотива о начале проведения проверки, а затем, соблюдая тех- нику безопасности, открыть последний концевой кран хвостового вагона и по истечении 8–10 с закрыть его. При срабатывании автотормозов локомотива, определяемом по заго- ранию лампы «ТМ» сигнализатора № 418, машинист обязан протянуть лен- ту скоростемера, после чего по истечении не менее 2 мин произвести сту- пень торможения снижением давления в уравнительном резервуаре на 0,5– 0,6 кгс/см2 с последующим переводом ручки крана машиниста в IV поло- жение (перекрыша с питанием), сообщив о результатах проверки осмотр- щику вагонов головной группы. По окончании выпуска воздуха из магист- рали через кран машиниста при длине поезда до 100 осей (включительно) произвести отпуск автотормозов порядком, установленным п. 9.3.3 на- стоящей Инструкции. При длине поезда более 100 осей отпуск автотормо- зов производить таким же порядком, но по сигналу или указанию, переда- ваемому по радиосвязи осмотрщиком вагонов хвостовой группы, который обязан произвести замер наибольшего времени отпуска автотормозов у двух последних вагонов в хвосте состава с момента получения информации о переводе машинистом ручки крана в I положение до начала отхода коло- док от колес. Порядок замера времени отпуска должен быть разработан на железных дорогах для конкретных ПТО и локомотивных депо с учетом ме- стных особенностей и утвержден начальниками служб локомотивного и ва- гонного хозяйств с внесением в технологический процесс опробования ав- тотормозов и местные инструкции. После полной зарядки тормозной сети поезда до установленного дав- ления машинист и осмотрщик вагонов обязаны проверить плотность тор- мозной сети. Для этого после отключения компрессоров регулятором по достижении в главных резервуарах локомотива предельного давления (на паровозах путем закрытия паровыпускного вентиля насоса) и последующе- го снижения этого давления на 0,4–0,5 кгс/см2 замерить время дальнейшего его снижения на 0,5 кгс/см2 при поездном положении ручки крана машини- ста. Для поездов с локомотивами в голове наименьшее допустимое время снижения давления при проверке плотности тормозной сети в зависимости от серии локомотива, длины состава и объема главных резервуаров указано в табл. 9.1. На грузовых локомотивах, оборудованных устройством контроля плотности тормозной магистрали (УКПТМ), проверку плотности произво- дить по показанию этого устройства. Во всех грузовых поездах осмотрщик вагонов обязан произвести за- мер зарядного давления в магистрали хвостового вагона при помощи ма- нометра, устанавливаемого на головку соединительного рукава последнего вагона, и убедиться, что зарядное давление не менее установленного п. 9.2.6 настоящей Инструкции. По окончании вышеуказанных операций при полной зарядке тормоз- ной сети по сигналу осмотрщика вагонов произвести проверку работы ав- томатических тормозов. Для этого необходимо ручку крана машиниста пе- ревести из поездного в V положение и снизить давление в уравнительном резервуаре на 0,6–0,7 кгс/см2 с последующим переводом ручки в IV поло- жение (перекрыша с питанием). ![]() Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|