Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Избирательные системы и права





Избирательные права занимают особое место в ряду политических прав и свобод, а избирательная система государства самым непосредственным образом характеризует природу политической власти, степень ее демократизма. Выборы и избирательные права граждан являются важнейшим институтом народовластия, свидетельствуют о степени политической свободы личности в обществе, вовлекают граждан в активную политическую жизнь. В Конституции РФ сказано: "Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме" (ст.32, ч.2.).
Принято выделять три основных типа избирательных систем:
1) Пропорциональная, - предполагает проведение выборов только в многомандатных общегосударственных округах (голосование за список, представленный партией). Ее плюсом является возможность вхождения в представительные органы власти мелких избирательных блоков, минусом - излишнее дробление политических сил. Для предотвращения последнего вводится заградительный барьер, то есть минимальное в процентном выражении количество голосов, необходимое для прохождения в парламент. Пропорциональная система может применяться только при выборах коллегиальных органов, например, парламента. Кто из списка кандидатов войдет в парламент может решаться двумя путями:
- на основе принципа очередности (мандат вручается стоящим на первых местах в списке);
- на основе принципа преференциальности (избирателю предоставляется право отдать предпочтение какой-либо кандидатуре в списке).
2) Мажоритарная (от франц. majorite - большинство) - в ее основе лежит принцип большинства, выборы проводятся по одномандатным округам, и победившим считается тот кандидат, который получает большинство голосов. Выделяют системы:
- относительного большинства (побеждает получивший любое большинство голосов) и
- абсолютного большинства (побеждает получивший более 50% голосов, если такого нет, то проводится второй тур голосования, в который выходят два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре).
Мажоритарная система является универсальной, применяется при выборах не только в парламент, но и президента.
3) Смешанная система предполагает комбинирование принципов первых двух систем с целью минимизировать их недостатки (например, когда одна часть парламента избирается по пропорциональной системе, а другая - по мажоритарной).
Избирательные права являются разновидностью субъективных политических прав граждан, т.е. тех, которые закрепляются за каждым гражданином РФ и реализуются в соответствии с индивидуальными (субъективными) политическими симпатиями или антипатиями самого гражданина. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина, с целью принудить его к участию или неучастию в выборах. Также недопустимы и какие бы то ни было формы контроля над свободным волеизъявлением граждан.
Субъективное избирательное право разделяется на активное (право избирать) и пассивное (право быть избранным). Активное и пассивное избирательное право обычно совпадают, принадлежа одновременно конкретному гражданину как избирателю или как выборному лицу. Вместе с тем существуют и дополнительные условия - избирательные цензы. В конституции присутствует два вида цензов - возрастной и ценз оседлости. Возрастной ценз депутата ГД - не ниже 21 (ст.97) г., возраст президента - не ниже 35 лет (ст.81), активное избирательное право не ограничено, и осуществляется с 18. Для приобретения пассивного избирательного права ценз выше: для президента - не менее 10 лет постоянного проживания в РФ.
Избирательное право в объективном смысле - это система нормативно-правовых актов (норм объективного права), закрепляющих избирательные права. В этом плане "избирательное право в объективном смысле" совпадает с понятием источников избирательного права. К источникам избирательного права относится разветвленная система нормативно-правовых актов. Ее основания заложены в Конституции:
"Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы", - ст.3, ч.3; ст. 43, ч.2,3;
"Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании", - ст. 81, ч.1,2;
"Государственная Дума избирается сроком на четыре года", - ст.96 и др.
"Депутатом ГД может быть избран гражданин РФ, достигший 21 г. и имеющий право участвовать в выборах", - ст.97;
Особое место занимает также Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ", в котором систематизированы основные принципы избирательного права, служащие основой для дальнейшего развития в специальном избирательном законодательстве.
Законодательные акты в области избирательного права определяют:
а) условия участия граждан в выборах депутатов всех уровней и органов местного самоуправления, Президента РФ, глав других исполнительных органов;
б) порядок организации и проведения выборов;
в) характер взаимоотношения избирателей с депутатами и другими выборными органами.
Избирательную систему РФ составляют в своей совокупности общественные отношения, характеризующие процесс выборов и последовательное решение перечисленных выше вопросов. "Избирательное право" близко по своему значению понятию "избирательная система". Однако они не тождественны.
Избирательные права, как и избирательная система, носят разноуровневый и многоплановый характер. Избирательная система представляет собой совокупность общественных отношений, регулируемых нормами избирательного права. Избирательная система в целом дает гарантии избирательных прав граждан: правовые, материальные, организационные, информационные и др. Основой этих гарантий являются принципы избирательного права, воплощающих основополагающие правовые требования: всеобщего равного и прямого тайного голосования.
Принцип всеобщего избирательного права определяет избирательный корпус - лиц, обладающих избирательным правом. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч.3 ст. 32). Лица, содержащиеся под стражей в порядке предварительного заключения, обладают избирательным правом до признания виновности судом. Ни в коем случае не допускается ограничение избирательных прав граждан по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т.д.
Принцип равного избирательного права дает каждому избирателю один голос и равные основания участия в выборах. Депутаты избираются от одинакового количества избирателей (отклонения допускаются не более 15% в труднодоступных районах).
Принцип прямого избирательного права обеспечивает избирателю непосредственные, а не косвенные (выбор выборщиков) или многостепенные (депутаты из своей среды выбирают депутатов в вышестоящий орган) выборы.
Принцип тайного голосования устанавливает недопустимость какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей, что обеспечивается самим порядком подачи голосов (закрытая кабина для голосования, опечатывание избирательного ящика и т.д.).
Принцип добровольного участия является важным условием реальной политической свободы человека, когда он, по своему желанию, может как участвовать, так и не участвовать в выборах. Вместе с тем отказ от участия в выборах (абсентеизм) свидетельствует о низком уровне политической культуры и гражданского самосознания.
Избирательные гарантии обеспечиваются также особым порядком подготовки, проведения и утверждения результатов выборов: назначение выборов, образование избирательных участков и комиссий, составление списков избирателей, выдвижение кандидатов и их регистрацию, предвыборную агитацию, сам процесс голосования и подсчета голосов, опубликование итогов выборов и регистрация избранных депутатов. Каждая стадия избирательного процесса строго оговаривается законом, имеет временные границы и т.д. В случае их нарушения, т.е. посягательства на избирательные права граждан РФ, предусмотрены меры ответственности - от административной, до уголовной.
Согласно новому закону "О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ" все депутаты нижней палаты будут избираться по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов. Ранее 225 депутатов Госдумы избираются по партспискам, 225 - по одномандатным округам. Сейчас в выборах в Думу могут принимать участие только партии. Чтобы пройти в парламент, партия должна получить не менее 7 процентов голосов. При этом преодолевших барьер партий должно быть не менее двух (сейчас - не менее четырех), а в сумме они должны получить более 60 процентов голосов (сейчас - 50 процентов). Запрещается участие в парламентских выборах избирательных блоков, допускаются только политические партии, прошедшие регистрацию до 1 января 2006 года.
Финансирование подготовки и проведения выборов будет проходить за счет средств федерального бюджета, при этом политические партии, выдвигающие списки, обязаны создавать избирательные фонды для финансирования избирательной кампании. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда партии составляет 400 млн. руб. (ранее было значительно меньше).



Политическая культура

Политическая культура является неотъемлемой частью культуры общества, она формирует представления о правилах политического поведения, значимости политической борьбы, политических идеалах и справедливом государстве. Она одушевляет формальные политические институты. Политическая культура многообразна (тоталитарная, авторитарная и либерально-демократическая), в ней выделяют такие элементы как (1) политический язык, (2) модели политического поведения (политические ритуалы) и (3) коллективные представления о политике (политическое мировоззрение).
1. Что касается языка, то он лежит в основании культуры вообще, а значит и культуры политической. Чем многообразнее становится язык, тем более развито общество. Политическая культура опирается на все многообразие языка. Политический язык органично входит в нашу жизнь, так, что мы можем не замечать этого. Так, в связи с перестройкой и введением рыночных отношений, строительством правового государства политический язык в России получил чрезвычайное развитие. Все уже понимают, что означают такие сложные понятия как власть, государство, общество, демократия, право и т.д.
Помимо специальных понятий политическая культура включает в себя символы и символику. В символику современного государства входят флаг, герб и гимн. Роль политических символов могут играть те места, откуда осуществляется власть (Кремль, Белый Дом и т.д.).
Таким образом, можно заключить, что возникновение и развитие политических отношений неразрывно связано с политическим языком, т.е. системой терминов, понятий, символов, созданных людьми для обозначения различных политических явлений и процессов. Благодаря политическому языку люди могут эффективно общаться в политике, передавать свой политический опыт другим поколениям.
2. Политическая культура включает в себя и определенные модели политического поведения, т.е. своеобразные ценностные образцы, которые выливаются в представления о правильной, желаемой, одобряемой в данном обществе форме политического действия. Эти модели представлены в традициях, обычаях, ритуалах, церемониях, этикете, стиле государственного управления и т.д.

 

 

 

 

 

1.4. Общество и природа:

Человек – часть природы, т.е. общество, как часть природы, неразрывно с ней связано.

Значение «природа» употребимо для обозначения не только естественных, но и созданных человеком условий для существования. Во время развития общества менялись и представления людей о природе и взаимосвязь человека с природой:

1) Античность:

Философы трактуют природу, как совершенный космос, т.е. противоположность хаосу. Человек и природа выступают как единое целое.

2) Средневековье:

С утверждением Христианства природа мыслится как результат творения бога. Природа занимает более низкое место, чем человек.

3) Возрождение:

Природа – источник радости. Возрождается античный идеал гармонии и совершенства природы, единения человека с природой.

4) Новое время:

Природа – объект экспериментирования человека. Природа инертна, человек должен ее покорить и подчинить. Укрепляется идея, высказанная Бэконом: «Знание – сила». Природа становится объектом технологической эксплуатации, она утрачивает священный характер, происходит разрыв связей между человеком и природой. На современном этапе возникает необходимость в новом мировоззрении, объединяющем лучшие традиции европейских и восточных культур. Необходимо понимание природы как уникального целостного организма. Отношение к природе необходимо строить с позиции сотрудничества.

 

1.7. Развитие общества, его источники и движущие силы:

Прогресс (движение вперед, успех) – представление о том, что общество развивается от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее упорядоченного к более организованному и справедливому.

Регресс – представление о таком развитии общества, когда оно становится менее сложным, развитым, культурным, чем было.

Стагнация – временная остановка развития.

Критерии прогресса:

1) Кондорсе (XVIII век) считал критерием прогресса развитие разума.

2) Сен-Симон: критерий прогресса – нравственность. Общество должно быть таким, где все люди по отношению друг к другу – братья.

3) Шеллинг: прогресс – постепенное приближение к правовому устройству.

4) Гегель (XIX век): усматривает прогресс в сознании свободы.

5) Маркс: прогресс – развитие материального производства, что позволяет овладеть стихийными силами природы и добиться социальной гармонии и прогресса в духовной сфере.

6) В современных условиях прогресс – это:

– продолжительность жизни общества;

– образ жизни;

– духовная жизнь.

 

Реформа (изменение) – изменение какой – либо области жизни, проведенное властью мирным путем (социальные изменения общественной жизни).

Виды реформ: – экономические,

– политические (изменения Конституции, избирательной системы, правовой сферы).

Революция (поворот, переворот) – коренное, качественное изменение основных каких-либо явлений.

Модернизация – приспособление к новым условиям.

 

Что движет человеческой историей (?):

1) Провиденциалисты: все в мире идет от бога, по божественному провидению.

2) Историю творят великие люди.

3) Общество развивается по объективным законам.

а) Часть ученых придерживается позиции, что это теория социального эволюционизма: общество, как часть природы развивается прогрессивно и идет однолинейно.

б) Другие придерживаются теории исторического материализма: движущей силой развития общества является признание первичности материальных потребностей людей.

С точки зрения Вебера, источником и движущей силой развития общества является протестантская этика: человек должен трудиться, чтобы стать избранным богом к спасению.

 

1.8. Формация:

В зависимости от того, что является главным источником развития общества, существуют разные подходы к рассмотрению истории.

1) Формационный подход (основатели Маркс и Энгельс). Общая экономическая формация – это определенный этап развития человечества. Маркс выделял пять формаций:

а) Первобытно – общинная.

б) Рабовладельческая.

в) Феодальная.

г) Капиталистическая.

д) Коммунистическая.

Марксизм рассматривает человеческую жизнь с точки зрения материалистического решения основного вопроса философии.

Материалистическое понимание истории:

Общественное сознание

Общественное бытие

 

Общественное бытие – материальные условия жизни людей.

Общественное сознание – вся духовная жизнь общества.

В общественном бытие Маркс выделял способ производства материальных благ

 

Производительные Производственные

силы отношения

 

Производительные силы включают в себя средства производства и людей, с их умениями и навыками.

Средства производства: – орудия труда;

– Предмет труда (земля, ее недра, хлопок, шерсть, руда, ткань, кожа и т.д. в зависимости от рода деятельности);

 

Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства, они зависят от формы собственности на средства производства.

От того, кому принадлежат средства производства зависят не только производственные отношения, но и процесс обмена, распределения и потребления благ.

Производственные силы и производственные отношения находятся во взаимодействии, а от производственных отношений зависит социальная структура общества. Закон соответствия производственных отношений к характеру и уровню развития производственных сил был сформулирован Марксом:

1 – определенному уровню производственных сил должны соответствовать определенные производственные отношения, так при феодализме собственность на землю в руках феодала, крестьяне пользуются землей, за что несут повинность (орудия труда примитивны).

2 – производственные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения.

3 – наступает момент, когда производственные силы требуют изменений производственных отношений.

4 – форма собственности меняется на новую, что приводит к изменениям во всех сферах жизни общества.

 

Маркс, исследуя способы пр-ва материалистических благ, сделал вывод, что люди создают не только материальные блага, но и воспроизводят свою социальность, т.е. воспроизводят общество (социальные группы, общественные институты и т.д.). Из вышесказанного Маркс определил 5 способов производства, сменявших друг друга (то же, что и 5 формаций /см. выше/).

Отсюда было выведено понятие общественно-экономической формации (ОЭФ):

 

* – политика, право, общественные организации, религия и пр.

 

Смена ОЭФ с точки зрения марксизма – это естественный процесс, который определяется объективными законами общественного развития.

 

Закон классовой борьбы (который является движущей силой истории):

Маркс и Энгельс, анализируя буржуазное общество, пришли к выводу, что капитализм достиг своего предела и не может справиться с производственными силами, которые вызрели на основе буржуазных производственных отношений. Частная собственность на средства производства стала тормозом в развитии производственных сил, поэтому гибель капитализма неизбежна. Он должен погибнуть через классовую борьбу пролетариата с буржуазией, в результате которой должна установиться диктатура пролетариата.

 

1.9. Цивилизация:

/Происходит от латинского civil – гражданский./

Понятие стало употребляться с XVIII века.

Значения: 1) Синоним «культурный»

2) «Ступень исторического развития человечества, следующая за варварством»

3) Определенная стадия в развитии локальных культур.

 

По Вальтеру:

Цивилизованным называется общество, основанное на началах разума и справедливости (цивилизация = культура).

 

В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось для характеристики капиталистического общества. А с конца века появляются новые теории цивилизационного развития. Автором одной из них был Данилевский, обосновавший теорию, согласно которой не существует Всемирной Истории, есть лишь теория локальных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Он выделил 10 цивилизаций и сформулировал основные законы их развития, по которым каждая цивилизация имеет циклический характер:

1) Стадия зарождения

2) Период оформления культурной и политической независимости

3) Стадия расцвета

4) Период упадка.

 

Шпенглер: («Закон Европы»):

Цивилизация проходит рождение, рост и развитие.

Цивилизация – отрицание культуры.

Признаки цивилизации:

1) Развитие индустрии и техники.

2) Деградация искусства и литературы.

3) Огромное сплочение людей в больших городах.

4) Превращение народов в безликие массы.

 

Тойнби:

Выделяет 21 локальную цивилизацию и пытается выделить связи различных цивилизаций друг с другом. В них он выделяет меньшинство людей, не вовлеченное в экономическую деятельность (творческое меньшинство, или элита):

– профессиональные солдаты;

– администраторы;

– священники; они – носители основных ценностей цивилизации.

При начале разложения она характеризуется недостатком творческих сил у меньшинства, отказом большинства от подражания меньшинству. Связующим звеном в истории, обеспечивающим новый творческий импульс в цивилизационном развитии, является универсальная церковь.

 

Питирим Сорокин:

Цивилизация – система взглядов по поводу истины, красоты, добра и объединяющей их пользы.

Выделяет три типа культур:

1) Культура, основанная на системе ценностей, связанных с представлением о боге. Вся жизнь человека связана с его приближением к богу.

2) Культурная система, основанная на рациональных и чувственных аспектах.

3) Чувственный тип культуры, основанной на идее о том, что объективная реальность и ее смысл чувственны.

 

Цивилизация - это устойчивое культурно–историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием общих этнических признаков и соответствующих географических и временных рамок.

 

 

Выделяемы цивилизации:

– Западная

– Восточно – Европейская

– Мусульманская

– Индийская

– Китайская

– Латиноамериканская

 

 

1.10. Традиционное общество:

Обычно таковым считается восточное общество. Основные черты:

1) Неразделенность собственности и административной власти.

2) Подчинение общества государству.

3) Отсутствие гарантий частной собственности и прав граждан.

4) Полное поглощение личности коллективом.

5) Деспотическое государство.

 

Основные модели стран современного Востока:

1) Японская (Южная Корея, Тайвань, Гонконг): западно-капиталистический путь развития. Характерно: - в экономике свободный конкурентный рынок

- государственное регулирование хозяйства

- гармоничное использование традиций и новаций

2) Индийская (Таиланд, Турция, Пакистан, Египет, группа нефтедобывающих государств):

- западноевропейская экономика сочетается с глубоко не перестроенной своей традиционной внутренней структурой.

- многопартийность.

- демократические процедуры.

- европейский тип судопроизводства.

3) Африканские страны: отличаются отставанием и кризисами (большинство африканских стран, Афганистан, Лаос, Бирма).

В экономике значительную роль играют западные структуры. Весомую роль занимает отсталая периферия. Скудность природных ресурсов. Неспособность к самообеспечению, низкий уровень жизни, характерно стремление к выживанию)

 

1.11. Индустриальное общество:

Характеристика западной цивилизации:

Истоки идут из Древней Греции, давшей миру частнособственнические отношения, полисную культуру, демократические структуры устройства государства. Эти черты развивались и в Новое время с формированием капиталистической системы. В конце XIX века весь неевропейский мир был разделен между империалистическими державами.

Характерные признаки:

1) Образование монополий.

2) Слияние промышленного и банковского капиталов, образование финансового капитала и финансовой олигархии.

3) Преобладание вывозов капиталов над вывозом товаров.

4) Территориальный раздел мира.

5) Экономический раздел мира.

 

Западноевропейская цивилизация – индустриальное общество. Для него характерны:

1) Высокий уровень промышленного производства, ориентированного на массовое производство товаров потребления длительного пользования.

2) Влияние НТР на производство и управление.

3) Радикальные изменения всей общественной структуры.

 

60 – 70-ые годы XX века:

Западная цивилизация переходит в постиндустриальную стадию, что связано с развитием экономики услуг. Становится доминирующим слой научно-технических специалистов. Происходит возрастание роли теоретического знания в развитие экономики. Бурное развитие индустрии знаний.

 

1.12. Информационное общество:

Сам термин пошел от Тоффлера и Белла. В качестве доминирующего рассматривается четвертичный информационный сектор экономики, следующий за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Ни труд и ни капитал являются основой постиндустриального общества, а информация и знание. Компьютерная революция приведет к замене обычной печати электронной литературой, замена крупных корпораций меньшими экономическими формами.

 

1.13. НТР и ее социальные последствия:

НТР – составная част НТП.

НТП – процесс последовательного взаимосвязанного прогрессивного развития науки, техники, производства и сферы потребления.

НТП имеет две формы:

1) Эволюционную

2) Революционную, когда происходит скачкообразный переход к качественно новым научно-техническим принципам развития производства (НТР). НТР подразумевает и социально-экономические изменения.

НТР на современном этапе охватывает:

1) Социальное устройство. Появление слоя работников с высокой квалификацией. Возникает необходимость нового учета качества труда. Увеличивается значение работы дома.

2) Хозяйственная жизнь и труд. Все большую значимость начинает играть информация, которая включается в себестоимость продукции.

3) Область политики и образования. С помощью информационной революции и расширения возможностей человека возникает опасность контроля над людьми.

4) Влияние на духовно-культурную сферу общества. Способствует культурному развитию и деградации.

 

1.14. Глобальные проблемы (дополнение к докладу):

Термин появился в 60-е годы ХХ века.

Глобальные проблемы – совокупность социо-природных проблем, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Возникают как объективный фактор развития общества и требуют объединенных усилий всего человечества для их решения.

Три группы проблем:

1) Суперглобальные проблемы (общемировые). Предотвращение мировой ракетно-ядерной войны. Развитие экономической интеграции. Новый международный порядок на условиях взаимовыгодного сотрудничества.

2) Ресурсные (общепланетарные). Общество и природа. Экология во всех проявлениях. Демографическая проблема. Энергетическая проблема, продовольственная. Использование космоса.

3) Общечеловеческие (субглобальные) проблемы гуманитарного ряда. Общество и человек. Проблемы ликвидации эксплуатации, нищеты. Образование, здравоохранение, права человека и т.д.

 

2. Человек:

2.1. Человек:

Одна из основных философских проблем – вопрос о человеке, его сущности, назначении, происхождении и месте в мире.

Демокрит: человек часть космоса, «единого порядка и стоя природы». Человек – микрокосм, часть гармоничного мира.

Аристотель: человек – живое существо, наделенное разумом и способностью к общественной жизни.

Декарт: «Мыслю, значит существую». Специфика человека в разуме.

Франклин: человек – животное, производящее орудия.

Кант: человек принадлежит двум мирам: природной необходимости и нравственной свободе.

Фейербах: человек – венец природы.

Рабле: человек – животное, которое смеется.

Ницше: главное в человеке не сознание и разум, а игра жизненных сил и влечений.

Марксистская концепция: человек – продукт и субъект общественно-трудовой деятельности.

Религиозное представление: 1) божественное происхождение человека;

2) признание души, как источника жизни, как того, что выделяет человека из царства животных;

3) человек – обладатель бессмертной души от бога, в отличие от животных.

 

Научные представления о происхождении человека:

1) Биология, анатомия, генетика.

2) Теория естественного отбора.

3) Влияние труда.

/4) Космическое происхождение (теория палеовизита)/

Проблема происхождения человека остается тайной.

 

2.2. Природные и социальные факторы о становлении человека:

Антропогенез – процесс становления и развития человека. Связан с социогенезом – становлением общества.

Современный тип человека появился 50 – 40 тыс. лет назад.

Природные факторы, повлиявшие на выделение человека:

1) Изменение климата.

2) Исчезновение тропических лесов.

Социальные факторы:

1) Трудовая деятельность (человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями).

2) Развитие речевого общения в процессе труда (развитие мозга и гортани).

3) Регулирование семейно-брачных отношений (экзогамия).

4) Неолитическая революция (переход от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию, от присваивающего к производящему).

 

Человек, по своей сути – существо биосоциальное (био – часть природы, социо – часть общества). Как часть природы, принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид. Проявляется биологическая природа в анатомии и физиологии. Человек, как социальное существо, неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком только вступая в контакт с другими людьми.

Отличия человека от животных:

1) Способность изготавливать орудия труда и использовать их, как способ производства материальных благ.

2) Человек способен к социальной целенаправленной творческой деятельности.

3) Человек преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные ценности.

4) Человек обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью.

5) Человек обладает самосознанием.

 

2.3. Личность и социализация личности:

Личность (от лат. «персона») – маска, в которой выступал античный актер.

Личность – понятие, обозначающее человека в системе общественных отношений.

Личность – субъект социальной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, свойств, качеств и т.д.

Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации.

 

Индивидуальность:

Индивид – один из людей.

Индивидуальность (биолог.) – специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.

----| |---- (психология) – целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.

Способности – индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Формирование способностей происходит на основе задатков.

Характер (от греч. «печать», «чеканка») – индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющихся в типичных способах поведения.

Индивидуальность (философия) – неповторимое своеобразие индивида, включая и природные и общественные черты.

 

В науке существуют два подхода к характеристике личности:

1) Сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Личность – активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных способностей.

2) Рассматривает личность через набор функций и ролей. Человек проявляет себя в самых разных обстоятельствах.

 

Социализация – процесс воздействия общества на индивида на протяжении всей жизни. Развитие личности идет через самоидентификацию (отождествление себя с другими людьми и обществом в целом или его группами), поиск своего «Я», субъективное переживание своей неповторимости, индивидуальности. Социальная среда оказывает влияние на формирование личности. Формирование индивидуального «Я» дополняется «Я» социальным. В этом возникают противоречия.

Развитая личность не должна иметь внешних запретов, т.к. она воспитала внутренние требования и нормы, которые делают внешние ограничения ненужными. Подлинно развитая личность всегда находится в противодействии с обществом.

 

Тема о роли личности в истории отдельных комментариев не требует.

2.4. Бытие человека:

Основные формы бытия:

1) Бытие процессов природы, а так же вещей, произведенных человеком.

2) Бытие человека.

3) Бытие духовное.

4) Социальное бытие.

Индивидуальный аспект человеческого бытия (рассматривает жизнь человека от рождения и до смерти). Бытие зависит от природных данных, от общественно-исторических условий. Первичная предпосылка бытия человека – это потребности его тела. В природном мире человек существует как тело и зависит от циклов развития природы. Чтобы дать жизнь духу, надо обеспечить жизнь телу.

Личностный аспект бытия человека – усвоение индивидом достижений человеческой культуры. Эгоизм потребностей перекрывается поступками и действиями «окультуренного существа».

 

Социальное бытие:

Жизнь общества, связанная с деятельностью и производством материальных благ. В центре социального бытия – труд.

Человеческая деятельность:

Деятельность – человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным изменением и преобразованием как внешнего мира, так и самого человека.

Структура деятельности человека:

Субъект, с его целями, мотивами и потребностями, интересами, знаниями и навыками.

Объект – то, на что направлена деятельность.

Виды деятельности человека:

1) Материальная деятельность.

2) Социально-преобразовательная деятельность (политическая и правовая деятельность, регулирующая социальную жизнь людей).

3) Духовная.

5) Коммуникативная (процесс общения).

6) Игровая деятельность.

7) Деятельность по обслуживанию людей.

 

2.5. Творчество:

Духовная деятельность человека и все другие виды деятельности включают в себя творчество, т.е. конструктивно-продуктивную деятельность по созданию нового, ни когда ранее не бывшего в человеческой культуре.

Творчество является высшей формой человеческой деятельности, оно характеризуется неповторимостью по результату, оригинальностью и уникальностью. Различные виды деятельности включают в себя элементы творчества. С этой точки зрения творческой является любая деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность в соответствии с целями и потребностями человека. Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование уже имеющихся знаний.

Процесс творчества включает в себя:

1) Воображение (позволяет опередить практику и предвидеть возможные изменения).

2) Фантазия (построение образа или наглядной модели).

3) Интуиция (знания, условия получения которых не создаются).

Бердяев: творчество – создание нового, не бывшего в мире. Бог создал мир из ничего. Человек продолжает творение мира, начатое богом, но человек, в отличии от бога, нуждается в материале. И результатом его творчества является вся материальная и духовная культура.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.