Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Русская журналистика начала ХХ века.





Одним из самых главных и популярных жанров становится газетный фельетон, очерк развлекательного, юмористического или сатирического характера. А.С. Суворин, издатель одной из самых успешных газет второй половины 19 века – «Новое время», был автором популярных фельетонов, также В.П. Буренин.

13 января 1902 г. разразился один из самых громких скандалов в русской журналистике. В этот день газета «Россия», известная благодаря знаменитым фельетонам В.М. Дорошевича и А.В. Амфитеатрова, опубликовала фельетон Амфитеатрова «Господа Обмановы», содержавший незавуалированные намеки на царствующий дом. Николая II в господах Обмановых, в их сыне Нике–Милуше (это прозвище надолго осталось за русским императором) царь безошибочно узнал отца, деда и самого себя. Газета была закрыта и ее издание не возобновлялось. А.В. Амфитеатров был отправлен в сибирский город Минусинск. Так или иначе, фельетон стал главной сенсацией на долгое время.

В 1905 году началась Первая русская революция, царь в октябре 1905 г. вынужден был пойти на уступки, уступки касались и прессы. Был издан Манифест, отменяющий предварительную цензуру и заменивший её на судебную. Это и была свобода слова в европейском смысле. После этого снова начинается рост количества разных изданий. Появляется партийная печать. Например, первая легальная газета большевиков «Новая жизнь». Позицию партии кадетов выражали газеты «Речь», «Биржевые ведомости» и др.

Правда, в 1907 г. свободу слова стали снова ограничивать, многие газеты были закрыты.

Самой популярной русской дореволюционной газетой стало «Русское слово» (в 1916 г. тираж – 700 тысяч). Славу и популярность ему сделал редактор с 1902 г. Влас Дорошевич, которого называли «королём русского фельетона». По поводу Дорошевича есть разные мнения. Многие считали, что фельетоны и очерки Дорошевича слишком поверхностны, лишены глубокого серьёзного содержания, и именно поэтому они нравились широким слоям грамотного русского мещанства. Другие считали его фельетоны талантливыми, яркими, достаточно острыми и в то же время взвешенными, точными, без перехлёстов. «Русское слово» не выражало позиции какой-то конкретной партии, оно имело общелиберальное, нерадикальное, нереволюционное направление.



Главное достоинство газеты – оперативность. Благодаря хорошо и четко налаженной работе своих корреспондентов «Русское слово» снискало себе славу фабрики новостей. Разнообразные новости со всех концов России и мира были основным материалом газеты. Ну и конечно реклама.

Огромные доходы, получаемые издателем И.Д. Сытиным от рекламы в «Русском слове» (в 1908 г. – около 1 млн. руб.), позволили ему выпускать целый ряд специализированных изданий – «Вестник школы», «Для народного учителя», «Нужды деревни» и пр., хотя почти все они были убыточными. Кроме того, издательство Сытина выпускало миллионными тиражами буквари, учебники, серию «Библиотека самообразования», красочные детские книги, лубочную литературу. Впервые здесь начали выходить многотомные энциклопедии – Народная, Детская, Военная. Особой заслугой Сытина является выпуск массовыми тиражами недорогих книг классиков русской литературы – А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и многих других писателей.

Модернистские журналы

Особо стоит сказать о модернистских журналах, журналах, в которых проповедовалось новое искусство – модернизм в литературе и живописи.

В 1898 г. начал выходить тонкий иллюстрированный художественный журнал «Мир искусства» (1898-1904), в его главе стоял Сергей Дягилев, организатор и вдохновитель нового русского искусства, модернизма в живописи, музыке, балете. Деньги дал известный меценат богатый купец Савва Мамонтов (который давал деньги и русским революционерам). В журнале были два отдела – художественный и литературный. В художественном были небывало качественные репродукции картин самых лучших русских художников, не только модернистов, но модернистов в основном – Александра Бенуа, Константина Сомова и др. Журнал в целом был необыкновенно утончённо оформлен. Статьи о новой русской и европейской живописи. Литературный раздел содержал литературно-критические и философские статьи лучших писателей, критиков и философов. Например, исследование Мережковского «Л.Толстой и Достоевский», в котором он сравнил личности и творчества двух великих писателей в религиозно-философском аспекте. Исследование стало легендарным среди филологов в советское время. Да и вообще сам журнал в целом стал легендой, самым ярким, необычным, эстетским явлением русской журналистики.

«Новый путь» (1903-1904) – религиозно-философский и литературный журнал, который издавали писатели символисты Д.Мережковский и З. Гиппиус, муж и жена. «Новый путь» не зря так назывался, он проповедовал новое религиозное сознание, обновлённую религию, которая удовлетворила бы все слои общества, прежде всего мыслящую интеллигенцию, которая отошла от религии и Церкви. Мережковский и Гиппиус организовали «Религиозно-философские собрания», куда приглашались лучшие философы и богословы с целью наладить между ними диалог, компромисс. Но компромисса не получилось.

«Весы» (1904-1909) – журнал московский, два предыдущих были петербургскими. Главный редактор поэт-символист В.Брюсов планировал этот журнал как чисто интеллектуальный. критический, то есть, впервые в журнале не должно быть литературных произведений. Первые два года так и было, было много статей о символизме, о новом искусстве, но так как тираж неуклонно падал, потому что читатели не привыкли к такому, потом литература появилась. Интересен факт, что во время Русско-японской войны, «Весы» выпустили несколько так называемых «японских» номеров, посвящённых японскому искусству.

«Золотое руно» (1906-1909) – журнал, в котором сочетались принципы «Мира искусства» (роскошные иллюстрации, репродукции картин) и «Весов» (главный отдел – отдел литературной критики, проповедь символизма).

«Аполлон» (1909-1918) – журнал, ставший манифестом нового модернистского направления в литературе – акмеизма, в оформлении сохранял традиции «Мира искусства».

 

Расцвела сатирическая журналистика, часто высмеивающая царскую политику. Самыми известными сатирическими журналами были «Сатирикон» (1908-1914) и «Новый Сатирикон» (1913-1918), в которых принимали участие Аркадий Аверченко, Саша Чёрный, Надежда Тэффи.

В 1914 году была ужесточена цензура в связи с началом Первой Мировой войны.

 

Пресса в 1917 году.

В 1917 г. произошла Февральская революция, царь Николай II, лишённый поддержки общества, отрёкся от престола. Россия стала республикой. Официально власть перешла к Временному правительству, которое было сформировано из представителей основных депутатских фракций Государственной Думы, в основном либерально-буржуазного направления. Временным оно называлось потому, что оно должно было управлять Россией до решений Учредительного собрания, которое должно быть избрано всеми гражданами России и решить судьбу России, её политическое устройство и т.д. Но кроме Временного правительства в России был ещё один центр власти, не подчинявшийся этому Временному правительству и конкурировавший с ним, это Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, который поддерживали рабочие Петрограда (Петербург в 1914 г. был переименован в Петроград) и солдаты, главную роль в этом Совете стали играть большевики во главе с Лениным.

Почти сразу Временное правительство объявило полную свободу слова, правда, были закрыты самые ярые монархические газеты, но на это никто не обратил внимания. Началась полемическая война большевистских газет с газетами всех других партий. У большевиков были две основных газеты: «Правда» (осн. в 1912 г.) и «Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов», которая возникла вместо захваченной вооруженными отрядами, поддерживающими большевиков, популярной в народе газеты «Копейка» в апреле 1917 г. (большевики захватили редакцию и типографию, начали выпускать свою газету). Потом эта газета стала называться просто «Известия» и до сих пор так называется. Большевики во главе с Лениным пропагандировали прекращение войны, передачу земли в собственность крестьян, передачу фабрик в собственность рабочим, социалистическую революцию и свержение Временного правительства. Все остальные партийные газеты – меньшевиков, кадетов и многочисленная общелиберальная пресса пропагандировали войну до победного конца, и поддержку Временному правительству, ожидание решений Учредительного собрания. Возникает требование запретить партию большевиков, закрыть их газеты как экстремистские.

Большая часть народа, рабочих, солдат, которым надоела война всё больше и больше симпатизировала большевикам, веря в то, что они действительно будут защищать их интересы. В июле 1917 г. прошла большая антиправительственная и пробольшевистская демонстрация в Петрограде, которая была разогнана с помощью огнестрельного оружия, но оружие применяли и сами демонстранты. После этого Временное правительства закрывает большевистские газеты, пытается арестовать Ленина, но Ленин скрывается, а большевистские газеты продолжают выходить под другими названиями. Популярность большевиков растёт, а Временного правительства падает и в октябре 1917 года происходит вооружённый захват власти большевиками, в Петербурге просто не нашлось военных частей, готовых защищать Временное правительство. Власть перешла в руки Советов, Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые существовали во всех крупных городах страны. Правительством был Совет народных комиссаров, во главе которого был Ленин. Выражение советская власть идёт от этих всех советов.

Сразу после этого, все основные газеты, поддерживающие Временное правительство, напечатали призывы не подчиняться правительству большевиков, пришедших к власти незаконно, свергнуть их как преступников. За это большевики просто закрыли основные газеты за призыв к свержению рабоче-крестьянского советского правительства. Закрытые газеты через несколько дней стали выходить под другими названиями. Тогда большевики просто конфисковали у них типографские станки и всё имущество. Делали они это с помощью силы, никто им не мог сопротивляться. Кроме того, большевики объявили государственную монополию на печатание объявлений и рекламы, то есть, теперь объявления и реклама печатались только в государственных большевистских газетах. Остальная пресса лишилась огромной части своих доходов.

Заметным событием в русской журналистике того времени стала публикация цикла статей Максима Горького под общим названием «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь» с мая 1917 по июнь 1918 года. В этих статьях Горький писал о том, что нельзя превращать насилие в единственное или главное орудие политики. О том, что свобода – необходимое условие нормального развития общества. Писатель пытался защитить свободу слова (впрочем, как и многие другие известные писатели и деятели культуры). Главной темой Горького стала проповедь культуры, образования. Основной задачей революции является, с его точки зрения, повышение культурного уровня народа. Горький обвинил большевиков в том, что они используют в своих интересах дикость и бездуховность простого народа, натравливают его на интеллигенцию. В июне 1918 года газета «Новая жизнь» была закрыта большевиками.

 









Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.