Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Советская журналистика 1945 – 1985 годов.





В этот большой период журналистика в основном продолжает выполнять те же функции, что и в 1930-е годы – пропаганда советской идеологии, оправдание всех действий советских властителей и т.д. Хотя, конечно, этот период дробится ещё на три более мелких периода, которые немного отличаются друг от друга. Общим является то, что неуклонно растёт и количество изданий, и тиражи.

С 1945 по 1956 – последний период правления Сталина (Сталин умер в 1953 г., но его эпоха продолжалась до 1956 г.), период тоталитарный, отличался той же жёсткостью, единообразием, продолжением массовых репрессий, трудового энтузиазма, что и в 30-е годы. Печально знаменито постановление оргбюро ЦК ВКП (б) – центрального комитета всесоюзной коммунистической партии (большевиков) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» 1946 года, в котором редакторам этих журналов сделан строжайший выговор за то, что они публиковали неправильных авторов, Зощенко и Ахматову, в творчестве которых недостаточно истинно советских идей.

Одно из самых ярких событий в журналистике этого периода – очерки Валентина Овечкина о советских колхозах, в которых остро критикуются недостатки колхозной системы. Но очерки Овечкина потому и стали заметны, что были единичным явлением. Общепринятым было восхваление и прославление достижений, а не критика. Особенно широко известен его цикл очерков Овечкина «Районные будни», публиковавшийся в «Правде» и в журнале «Новый мир» с 1952 по 1956 г. Но и ещё раньше Овечкин публиковал острые очерки – например, «Дума об урожае» («Правда», 1947), где рассказывается правда про колхозных передовиков производства. Оказывается, такими передовиками главы районов просто прикрывают свои другие, более существенные недоработки. Степанида Грачёва – выдающийся свекловод, у неё урожайность из года в год 700 центнеров с гектара, а в колхозе в целом – 120 ц/г. Степаниду награждают, про неё пишут в газетах, а весь колхоз в отстающих, и район также. И всех это устраивает. У секретаря райкома теперь главная забота – чтобы у него была Степанида. Для неё создаются все условия, ей помогают другие колхозники – только чтобы она ставила свои рекорды. И всем наплевать на то, что общая урожайность от этого не повышается. Это называется формальный подход к делу, показушный. Передовик производства нужен для показухи.



В «Районных буднях» Овечкин описывает, что организация труда в колхозах и система оплаты построены так, что многим колхозникам выращивать большие урожаи невыгодно. Например, комбайнёрам оплачивают количество сжатых гектаров, а плохой урожай жать гораздо легче и быстрее, чем когда зерна в колосьях много: комбайн в них вязнет. И никто из комбайнёров про это не говорит, просто никто не старается вырастить хороший урожай, а зачем – ведь урожай-то ничей, не твой, ни мой, государственный, его государство заберёт. Главная проблема колхозов – рядовой колхозник не чувствует себя реальным хозяином земли, урожая, хотя об этом во всех газетах пишут. И потому колхозник не заинтересован в своём труде.

Овечкин написал про то, что понимали все, от чего в результате колхозы и умерли.

С 1956 по 1968 - время оттепели. В 1956 г. был разоблачён культ личности Сталина, в СМИ были возвращены некоторые элементы свободы, есть возможность выражать разные мнения, критиковать недостатки и т.д. Но в целом всё остаётся в строгих рамках советской идеологии.

С 1968 по 1985 – годы застоя, в это время сокращается число критических статей и очерков. Основные тенденции остаются прежними с 1930-х годов. СМИ и реальная жизнь всё больше и больше расходятся. СМИ проповедуют энтузиазм, придумывают новые лозунги, однако в эти лозунги верит всё меньше людей, всё меньше реального энтузиазма. Если в 1930-е годы СМИ успешно создавали в умах людей новую, фантастическую реальность, реальность самого лучшего государства в мире, то в 1970-е – в начале 1980-х годов люди, с одной стороны, привыкли к журналисткой лжи, с другой стороны, она им ужасно надоела. Газет и журналов выходило настолько много и настолько они все были похожи друг на друга, что советская журналистика в целом обесценилась, прежде всего, потому что была лжива, и очень многие про это знали или догадывались. Конечно, были выдающиеся яркие журналисты, стремящиеся говорить искренне, правдиво, это очеркисты Анатолий Аграновский, Василий Песков, Анатолий Стреляный и другие. Но и им никогда не давали говорить полную правду.

Анатолий Аграновский в 1970-х считался «журналистом номер один». Он был одним из реальных авторов книги воспоминаний Л.И. Брежнева. Аграновский писал просто, понятно, искренне и обдуманно (что большая редкость в журналистике). Его слова: «Мысль - корень публицистики. Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает…» (http://vikent.ru/author/1596/). Аграновский старался глубоко, до тонкости разобраться в предмете. Постепенно у него появился авторитет в обществе. «Всё чаще и чаще можно было услышать - в коридорах учреждений, в метро, в электричке: «Вот в последней статье Аграновского...», «А Аграновский об этом верно пишет...», «Как, вы ещё не читали, непременно посмотрите в «Известиях» очерк Аграновского...» Его иронические фразы пошли гулять по свету, их стали цитировать в разговорах читатели. Он писал мало, печатался редко, для журналиста слишком редко. Были у него годы и вовсе «неурожайные». Но его помнили, интерес к нему не угасал, авторитет его рос» (http://vikent.ru/author/1596/). Его метод – увидеть нечто новое, своё в каждом предмете, событии, человеке, разглядеть то, чего ранее никто не заметил.

Василий Песков прославился тем, что очень искренно и проникновенно, лирично писал о природе, о деревне. Например, очерк «Речка моего детства», где детские воспоминания о купании в речке перемежаются с серьёзными размышлениями о гибели малых речек и о высыхании обмелении больших. О значимости малых речек для экологического баланса природы, о вырубке лесов, бессмысленной распашке пойменных лугов и т.д.

Самые популярные газеты в целом оставались те же: «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», ещё добавился «Труд». Крайне популярны были тонкие иллюстрированные журналы «Здоровье», «Работница», «Крестьянка» - каждый тиражом свыше 10 млн.

Среди толстых литературных журналов самую значимую роль играл «Новый мир», редактором которого с 1954 по 1970 был известный поэт А.Твардовский. Твардовский боролся за увеличение свободы слова, за публикацию многих запретных произведений, критикующих советскую власть. Главное его достижение – публикация повести А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962) - первая публикация о советских лагерях.

Советское радио

История радио в СССР ведёт своё начало с 1924 года, когда началось регулярное радиовещание, в самом начале оно состояло в основном из чтения газет, а потом для радио составлялись специальные номера радиогазет. Нередко бывали трансляции музыкальных концертов. С 1925 года начались трансляции радиоспектаклей. Были и специальные студийные записи для радио, и записи реальных театральных спектаклей. Однако надо отметить, что ретрансляционных станций было относительно мало, поэтому охват территории был невелик в основном столицы и крупные города. С 1928 г. выходят в эфир передачи рабоче-крестьянского радиоуниверситета – общеобразовательные программы по разным отраслям наук. Всё более широко распространяется жанр радиорепортажа, но радиорепортажи были в основном средством пропаганды. Например, в 1930 г. передавали большую 2-хчасовую передачу о строительстве гидроэлектростанции «Днепрострой», с большим количеством интервью со строителями, рабочими, инженерами, с репортажами с места строительства, однако каждое слово, прозвучавшее в эфире, не было реальным, живым, все было прочитано по бумажкам, привезённым из Москвы, прошедшим предварительную цензуру, несколько дней шли репетиции. А у слушателей должно было возникнуть ощущение реальности, документальности, живого интервью.

В 1933 году создано Всесоюзное радио, которое уже была большой организацией, состояло из нескольких редакций, которые сами производили радио программы: были редакции общественно-политического вещания, литературно-драматического вещания, музыкального вещания, а также редакция программ для детей и молодёжи и информационная программа «Последние известия».

В 1945 году была запущена Вторая программа Всесоюзного радио, которая вещала с 17 до 23 часов. В середине 1950-х появилась Третья программа радио. В 1964 г. был изменён формат Второй программы, появилось радио «Маяк»: каждые полчаса новости, а в промежутках музыка или лёгкие развлекательные передачи.

Большое место в радиоэфире занимали культурно-просветительские передачи. Звучало чрезвычайно много классической музыки, инсценировки литературной классики, научно-популярные передачи. Самой популярной радиопередачей в советское время была развлекательно-юмористическая передача «С добрым утром!» (1960 – 1990-е). Самая старая передача СССР – «В рабочий полдень» (1920-е годы – 2000), в которой зачитывали письма радиослушателей и выполняли их музыкальные заказы.

Знамениты детские передачи: «Пионерская зорька» (1925-1991), «Клуб знаменитых капитанов» (1945-1982), «КОАПП» (комитет охраны авторских прав природы, 1964 – 1990-е), «Радионяня» (1970 – 1987) – шутливые уроки познавательные и воспитательные, «В стране литературных героев» (1970-1989). Все детские передачи главной задачей имели воспитание, а не развлечение.

Советское телевидение.

История телевидения. С 1931 года начались экспериментальные очень короткие, телепередачи (12 раз в месяц по часу). С 1934 г. началось более длительное и регулярное телевещание. С началом войны телевидение прекратило свою работу. С 1945 г. началось регулярное телевещание возобновилось (хотя телевизоров было крайне мало и у них был очень маленький экран). В 1951 г. в составе Всесоюзного радио была создана Центральная студия телевидения (ЦСТ), осуществлявшая производство телевизионных передач. В 1955 году в СССР было 225 тыс. телевизоров (более миллиона зрителей). В 1956 г. запущен Второй телеканал, вещание стало ежедневным. Но оба канала вещали только в Москве и Ленинграде. С 1957 г. началось вещание на всю европейскую часть страны, а с 1967 на всю страну через спутник.

Главнейшая особенность советского телевидения – почти совсем не было передач с прямым эфиром, всё шло только в записи, пройдя цензурную проверку: все неправильные фрагменты передачи просто вырезались.

Самые популярные передачи:

Политические: «Время» (1968-1991), «Международная панорама» (1969-1991) – анализ международных событий.

Развлекательные: «Клуб путешественников» (1960-2003) – рассказ о путешествиях, дальних странах. «КВН» (1961-…), «Кинопанорама» (1962-1995) – рассказ о современном кино. «В мире животных» (1968 - …), «Утренняя почта» (1974-2001) – музыкально-развлекательная передача, «Вокруг смеха» (1978-1990) – юмористическая.

Детские передачи: «Будильник» (1965-1998), «В гостях у сказки» (1976-1992) и др.

Все эти передачи были запоминающимися, с одной стороны, потому что остальной эфир был достаточно серый, скучный, неинтересный, эти передачи выходили раз в неделю и были событием, а с другой стороны, эти передачи делались очень тщательно, долго готовились.

 

 









ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.