Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: пер. с нем. – М.: Мысль, 1993. – 620 с.





4. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.: Политиздат, 1978. – 240 с.

 

ТЕМА 2. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

 

Учебные вопросы:

1. Природные условия развития древнеегипетской цивилизации.

2. Додинастический (IX-IV тыс. до.н.э.) и ранний династический периоды (первая половина III тыс. до н.э.).

3. Древнее царство (вторая половина III тыс. до н.э.).

4. Среднее царство (первая половина II тыс. до н.э.).

5. Новое царство (вторая половина II тыс. до н.э.).

6. Поздний период (первая половина I тыс. до н.э.).

7. Духовная культура.

8. Социальная организация.

9. Материальная культура.

 

1. Природные условия развития древнеегипетской цивилизации

Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, долине Нила. Относится к речному типу первичных цивилизаций.

Природные условия стали существенным фактором развития древнеегипетской цивилизации. По словам Геродота, Египет – дар Нила, ибо Нил был источником неиссякаемого плодородия, основой хозяйственной деятельности населения. Также Нил и другие географические факторы оказывали непосредственное воздействие на политическое развитие страны и формирование мировоззрения древних египтян. Страна протянулась на 1120 км с юга на север: от первого нильского порога в Асуане до дельты Нила, впадающего в Средиземное море. В эпоху Нового царства власть фараонов распространялась до четвертых нильских порогов на юге и на значительные территории в восточном Средиземноморье, а также на побережье Красного моря. Весь Египет с раннединастического периода делился на Верхний и Нижний (по течению реки).

Ежегодно разливы Нила приносили бурый ил, служивший естественным удобрением. В Нильской долине египтяне собирали по два урожая в год, причем урожай был обильным – до 100 ц с одного гектара. Однако эта долина составляла 3,5% территории Египта, на которой проживало 99,5% населения. Остальная территория представляла собой бесплодную и практически необитаемую пустыню (Красная земля). Жизнь там была возможна только в оазисах.



Египет занимал выгодное географическое положение: Средиземное море соединяло его с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил представлял собой важнейшую судоходную нить, связывавшую Верхний и Нижний Египет с Нубией (Эфиопией).

В Египте и соседних с ним областях имелось почти все ему необходимое. Горы, замыкавшие Нильскую долину, были богаты различными породами камня: гранитом, диоритом, базальтом, алебастром и т.д. В самом Египте металлов не было, поэтому они добывались в прилегающих к нему областях: на Синайском полуострове – медь, в пустыне между Нилом и Красным морем – золото, на побережье Красного моря – свинец.

Численность населения Египта не превышала пяти миллионов человек во все периоды его истории.

Долговременность существования цивилизации объясняется, прежде всего, ее местоположением: страна как бы стоит особняком, в стороне от других государств и империй. Зажатая с обеих сторон пустыней, она получила возможность развиваться в плодородной долине Нила без всякого влияния и вмешательства извне.

 

2. Додинастический (IX-IV тыс. до н.э.) и ранний династический периоды (первая половина III тыс. до н.э.)

Египетская цивилизация уходит своими корнями в IX тыс. до н.э. В то время более обильное, чем сегодня выпадение осадков в долине Нила способствовало образованию плодородных почв и распространению саванн по обе стороны реки. Кочующие племена охотников постепенно концентрировались в пойме реки, так как более отдаленные земли выжигались солнцем, превращаясь в пустыни. Заселение долины Нила шло в основном за счет спустившихся с предгорий неоли­тических земледельцев. Для древнейших археологических культур Египта характерны: зерновое земледелие (ячмень, пшеница-полба), кремневые орудия, грубоватая керамика, первые из­делия из привозной синайской меди. IV тыс. до н.э. было периодом активного развития древнейшего Египта (иррига­ционные сооружения; глинобитные строения; металлургия меди; имущественное неравенство; овладение практикой строи­тельства из сырцового кирпича). Тем самым был заложен материальный фундамент, соответствую­щий уровню первичных протогосударств.

Первые протогосударства в Египте возникали в виде объединений вокруг храмов – номов. Как можно полагать, жрецы-правители номов по мере укрепления их власти вступали в ожесточенное соперничество друг с другом, результатом чего была постепенная концентрация власти в руках наиболее удачливых из них. К V тыс. до н.э. возникли два четко разграниченных политических объединения – Нижний и Верхний Египет, борьба между которыми на рубеже IV-III тыс. до н.э. привела к победе правителя Вер­хнего Египта, короновавшего себя обеими коронами. Первым центром объединенного государства стал Мемфис.

Столь раннее объединение всей страны под началом единого царя, равного которому по объему власти в то время еще не знало человечество, сыграло свою роль в ускорении процесса институционализации власти, становлении эффективной централизованной администрации, опиравшейся на мощный и разветвленный иерархическо-бюрократический аппарат. Одной из главных функций царской власти была организация оросительной системы в Нильской долине и поддержание ее в порядке. В результате развивались сельскохозяйственная деятельность, включавшая в себя искусство возделывания винограда, скотоводство, ткацкое ремесло, а также осуществлялись пробы изготовления первой бумаги – папируса и, как следствие, началось распространение письменности. Уже в ранний период своей истории Египет окончательно вступил в медный век, египтяне стали постепенно продвигаться за пределы своей страны: в Нубию, Ливию, на Синайский полуостров. Окруженные ореолом величия и легендами фараоны этого периода почитались как некие божества, сошедшие с небес на землю. В это время начинается возведение в их честь гигантских монументов – пирамид. Таким образом, Древний Египет превратился в огромное, хотя политически еще не очень устойчивое государство.

 

3. Древнее царство (вторая половина III тыс. до н.э.).

Это был первый длительный период стабильной и эффективной централь­ной власти в Египте. Египетская цивилизация вступила в полосу своего расцвета: развивалась торговля, искусство, письменность на основе иероглифического письма, окончательно сложилось и упрочилось древнеегипетское государство как единый и до предела жесткий хозяйственный организм, в рамках которого садоводческий и скотоводческий север удачно сочетался с земледельческим югом, а также повсеместно поддерживался заданный регулярными разливами Нила водный режим. Государство приобретало черты централизованной деспотии, опиравшейся на разветвленный бюрократический аппарат, чьей основой являлись обширные ресурсы земли, рабочей силы и продуктов питания. Первым лицом после фараона был верховный сановник, он же главный судья, исполнявший множество разных функций. Фараоны были уже не просто обожествленными царями – они считались равными богам. Существовал строгий ритуал поклонения им, была выработана прак­тика их захоронений.

Этот период характерен стремительным ростом каменного строительства, апогеем которого явилось возведение огромных пирамид с поминальными храмами и городами вельможеских гробниц. Строительство пирамид отнимало много сил и средств, но содействовало уско­рению темпов экономического развития, накоплению опыта и умения работников. На постройке пирамид наряду с квалифицированными мастерами использовались рабочие отряды из числа отбывавших тру­довую повинность египтян.

Фараоны вели достаточно активную внеш­нюю политику, совершая время от времени походы на соседей. Военная добыча и торговые экспедиции обеспечивали Египет немалым притоком золо­та, серебра, благовонных смол, слоновой кости, полудрагоценных камней, строительного леса и т.п.

Со временем верховная власть стала терять свой ореол величия, так как сильно возрос культ солнца, затмевая власть фараона. На первый план выдвинулась, обретая независимость, местная аристократия, и царство распалось на ряд враждующих между собой княжеств. Междоусобицы и беспорядки ослабляли мощь Египта, оросительная система пришла в негодность, население страдало от жестокого голода. Во время смут на египетский престол претендовали два объединительных центра: Гераклеополь на севере и Фивы на юге. Победителями из этой схватки вышли Фивы.

 

4. Среднее царство (первая половина II тыс. до н.э.).

Объединив Египет, фиванские фараоны положили начало Среднему Царству. История Среднего царства характеризуется ослаблением власти фараонов. Так, например, пирамиды строились из кирпича и дошли до нас в виде холмов. Вообще устройство страны несколько напоминало феодализм, так как правители отдельных номов имели собственные вооруженные силы.

Несмотря на это, постепенно была восстановлена централизованная администрация, и усилилась власть центра. Цари стали пользоваться поддержкой чиновничьего сословия, сводя на нет власть местных правителей. На передний план заметно выдвинулось служилое чиновничество, заместившее собой наследственную вельможную знать и даже несколько оттеснявшее влиятельное жречество. Большую силу при дворе стала играть армия.

Укрепление власти центра, создание эффективной администрации с наибольшей силой проявилось на примере строительства гигантского водохранилища, когда были освоены путем искусственного орошения тысячи акров пахотной земли. Кроме того, была освоена бронза, снова развивались торговые связи и расцветало искусство, строились крепости и храмы.

Среди богов на первое место выдвинулся Осирис, властитель подземного царства: его культ распространился по всему Египту, одинаково привлекая к себе и богатых и бедных. Культ бога солнца Ра также пользовался огромной популярностью.

Совершались ус­пешные походы на соседей – в Нубию, Ливию и Азию, откуда шли потоком драгоценности (золото, медь, благовония), нужные стране материалы (ливанский кедр) и пленники-рабы, число которых в период Среднего царства увеличилось. Египет установил отношения с островом Крит (знаменитой крито-микенской цивилизацией, чье искусство имеет с египетским много общего).

Однако рас­цвет был уже позади, страна распалась на две части. Ослабление страны способствовало вторжению в Египет азиатских племен гиксосов, захвативших район Дельты и основавших там свою династию. На востоке Дельты гиксосы основали свою столицу – Аварис, откуда они управляли своими азиатскими землями. Остальная часть Египта платила завоевателям дань. Гиксосы по­знакомили египтян с боевыми колесницами, запряженными до того вовсе неизвестными в Египте лошадьми. Этот период не был отмечен ни политическими, ни экономическими успехами. Скорей напротив, это – время упадка и деграда­ции: многие храмы были разрушены, старые знатные семьи разорены. Нашествие гиксосов в древ­неегипетской традиции было принято рассматривать как великое не­счастье, страшный погром, полный упадок.

Владычество гиксосов было непрочным. В Фивах практически па­раллельно с гиксосами существовала египетская дина­стия, контролировавшая почти весь Верхний Египет и ведшая успешные войны с гиксосами.

 

5. Новое царство (вторая половина II тыс. до н.э.).

После изгнания гиксосов Египет вступил в период своего наивысшего могущества, став по сути первой в истории великой империей. Власть фараонов чрезвычайно усилилась. Теперь фараоны располагали постоянной армией и, чтобы прокормить ее, вели активные захватнические войны.Они расширили границы империи, которые теперь уже простирались далеко за пределы долины Нила как на севере (Сирия и Палестина), так и на юге (до четвертого нильского порога).

История Египта Нового царства по своему блеску вполне сопоставима с эпохой Древнего царства. Поскольку в страну с востока непрерывным потоком шли награбленные трофеи и пленники, Египет снова превратился в процветающее и открытое общество, отказавшись при этом от многих своих старых обычаев. В искусстве и архитектуре наступил период возрождения, были построены грандиозные храмовые комплексы.

Во времена Нового царства отмечалось широкое применение труда рабов, но основным производителем материальных благ по-прежнему оставалось трудовое население Египта, опутанное всевозможными видами повинностей.

Успехи внешней политики вызвали необходимость во внутренних реформах и, прежде всего, системы управления. Страна была разделена на две части, север и юг, во главе которых были поставлены подчиненные фараону наместники, облеченные широкими полномочиями. Произошло перемещение центра тяжести администрации и всей опоры власти фараонов на нетитулованные слои выходцев из чиновников, воинов, земледельцев Результатом этого процесса было заметное ослабление позиций сепаратистской вельможно-жреческой знати.

Соци­ально-политический конфликт был разрешен в ходе радикальной религиозной реформы фараона Аменхотепа IV (Эхнатона). Опираясь на служилых людей, он официально ввел культ Атона, удобного тем, что за ним не стояли какие-либо влиятельные силы. Стремясь решительным рывком порвать с традицией, Эхнатон предпринимал отчаянные попытки все обновить. Это проявилось и в создании нового бога, и в строительстве новой столицы, и в выдвижении новых людей, и в создании новых культово-канонических норм, даже в новой, причем весьма художественно совершенной, школе искусства – Амарнской (например, портрет Нефертити).

Период Нового царства завершился тем, что на Египет обрушились волны завоевателей – народов моря и ливийских племен. С трудом отразив натиск врага, страна оказалась на пороге серьезных потрясений, которые проявились в частой смене правителей, усилении власти храмово-номовой знати, частых мятежах и заговорах, утрате Египтом своих иноземных владений, а также владычестве чужеземных династий. Так, на севере Египта усилилось влияние наемных воинов из Ливии, а Нижний Египет распался на отдельные области.

Важным внутриполитическим событием этого периода стали реформы фараона Бокхориса, обусловленные ростом товарного хозяйства, внутренней и внешней торговли, денежного обращения. Их суть сводилась к ограничению произвола собственников и, в частности, к запрету порабощения за долги.

 

6. Поздний период (первая половина I тыс. до н.э.)

В середине VIII в. до н.э. усилившиеся и многое вобравшие из египетской культуры правители Нубии завоевали Верхний Египет. Местное жречество оказало поддержку завоевателям, надеясь с их помощью вернуть себе господствующее положение.

В VII в. до н.э. в Египет вторглась армия Ассирии, захватившая к тому времени весь Ближний Восток. На некоторое время север Египта подпал под власть ассирийского царя. Однако Ассирия не закрепила своей победы из-за внутренних распрей. В Египте наступил короткий период спокойствия, расцвели ремесла и торговля, он вновь превратился в сильную державу.

Примерно с этого времени огромную роль в истории Египта и в его связях с внешним миром начали играть греки – торговцы и ко­лонисты. Вместе с финикийцами они стали активно обживать средиземноморское побережье страны. Фараоны, вначале ориентировав­шиеся на слабеющую Ассирию и пытавшиеся противопоставить союз с ней усилившемуся Нововавилонскому царству, затем взяли курс на сближение с греками. Египет некоторое время даже снова властвовал над Сирией и Палестиной.

Однако в VI в. до н.э. персы во главе с царем Камбизом II захватили Египет и надолго установили в Египте свое господство. Они превратили страну в свою провинцию. В IV в. до н.э. Персия сама пала под ударами армий Александра Македонского, который покорил соответственно и Египет и, тем самым, перевернул последнюю страницу истории великой египетской цивилизации.

В Поздний период произошли изменения в сфере производства (с помощью ассирийцев и греков египтяне познакомились с металлургией железа), а также заметный рост товарного хозяйства, внутренней и внешней торговли, денежного обращения. Это оказало воздействие на укрепление частнособственнического хозяйства. В целом, несмотря на некоторый экономический и политический упадок, Египет в I тыс. до н.э. оставался одной из богатейших стран мира. В период персидского завоевания он выплачивал в казну ахеменидских царей наибольшую дань.

Важной новой особенностью социальной структуры Египта Позд­него царства стало усиление корпоративности. По-прежнему существовали и имели немалую силу храмовые хозяйства, но теперь они все явст­веннее становились хозяйствами жреческо-культовых учреждений и тем самым исключались из сферы государственного хозяйства и соот­ветственно большой политики.

 

7. Духовная культура

Для религиозных верований древних египтян было характерно многобожие (политеизм). Политеизм объединенного Египта – вполне закономерное следствие слияния местных номовых религий додинастического Египта. В каждом номе и городе был собственный особо почитаемый бог и пантеон богов, олицетворявших силы природы или различные виды человеческой деятельности. Одним из важнейших богов был Ра – бог Солнца. Осирис – бог смерти, олицетворявший умирающую и воскрешающуюся природу, отвечал за урожайность полей. Египтяне верили, что после смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства. Хатор была богиней женщин и детей. Анубис был богом мертвых. Бог Гор был связан с живущим фараоном. Бог Луны был одновременно и богом письменности. Богиней истины и порядка считалась Маат. Изначальная девятка богов называлась Энеадой. Великий пантеон богов в разных формах почитали везде.

Поклонялись не только богам, но животным и растениям. Они считались воплощениями божества и часто изображались в виде существ с телом человека и головой животного. Существовали специальные захоронения культовых животных.

Важнейшей чертой древнеегипетской культуры является сакрализация государственной власти, т.е. наделение ее священными свойствами. Объединение Египта в конце IV тыс. до н.э. ускорило создание института поклонения, примером чему служат ритуальные каноны, обряды и строительство гробниц фараонов. В Египте в отличие от всех существовавших цивилизаций, сакрализация достигла максимально возможного уровня. В ее основе лежала доктрина божественного происхождения фараона, который считался богом, а не верховным жрецом, как это было в других древневосточных государствах.

Египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства. Фараон Аменхотеп IV выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем Атона. Столицей государства он сделал город Ахетатон и сам принял имя Эхнатон, что означало «угодный богу Атону». Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными. Консерватизм, присущий мировосприятию египтян, одержал верх. Преемники фараона-реформатора вскоре вынуждены были пойти на примирение со жрецами. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились.

Процесс мироздания, как он представлялся древним египтянам, может быть представлен следующим образом: 1) водная бездна, водный хаос; 2) витающий над ней дух; 3) сотворение света; 4) появление из бездны первозданной суши. В представлении древних египтян, процесс сотворения мира, в котором обитает человеческий род, – первый акт божества. Созданный божеством мир постоянно находится под угрозой гибели, уничтожения его силами мрака и хаоса. Бог, создавший мир, ведет постоянную борьбу за его бытие против стремящихся поглотить мир сил хаоса и мрака. Борьба за бытие мира мыслилась как нечто вполне конкретное и материальное. Хаос, первобытный океан, находящийся вне созданного богом мира, стремится уничтожить этот мир и даже его создателя - солнце (бог Ра). Каждый раз, когда солнце скрывается за западным горизонтом и погружается в подземный мир, оно сталкивается с силами тьмы и хаоса и вступает с ними в ожесточенную борьбу. Всякий раз оно побеждает и восходит на восточном небосклоне, озаряя своими лучами, перед которыми отступают силы тьмы и хаоса, как бы возрожденный, обновленный, заново утвержденный мир. Итак, бытие мира – это извечная, непрекращающаяся борьба между силами хаоса и порядка, тьмы и света. Созданию людей в древнеегипетской космогонии уделяется внимание явно недостаточное. Люди существуют уже в самом начале творения, т. е. хронологически до богов. По одной версии, люди возникли из слез бога Ра, по другой – их создавал бог Хнум на своем гончарном круге.

Высокого уровня в Древнем Египте достигли различные виды искусства, которые были, прежде всего, составной частью заупокойного ритуала. С древности развивались музыка, изобразительное искусство, скульптура и архитектура. В более поздний период развились религиозная драма и светский театр. Раннее изобретение письменности способствовало развитию высокохудожественной словесности во всех ее основных литературных жанрах. До нас дошли древние мифы, сказки, повести, басни, дидактические произведения, философские диалоги, гимны, молитвы, плачи, эпитафии, любовная лирика. В Египте появился уникальный литературный жанр – книги мертвых – религиозные тексты, которые помещали в гробницу. Кроме того, подобные надписи были обнаружены на стенах гробниц и саркофагов. Эти религиозно-магические тексты были призваны указывать умершему путь на том свете, помогать избегать всевозможных ловушек.

Высокого художественного уровня достигли живопись и скульптура, которым присущи следующие основные черты: реализм, портретность, иерархичность и каноничность. В скульптуре с одной стороны, обязательно присутствовали опознавательные знаки социальной принадлежности, правильная передача анатомии и, особенно, подчеркивание мощной мускулатуры в изображении фараона; с другой – предполагалась портретность только вполне определенных статуй, чтобы одно из состояний вечной души – ка – могло узнать своего владельца. Другие статуи в той же гробнице могли быть «официальными», т.е. от них требовалось показать определенное социальное положение изображаемого. Изображение на плоскости – рельефы и росписи – не столько смотрелось, сколько читалось. Композиция была упорядочена, построчна, рисунок подчинен письму, характерен принцип фризового развития сюжета, разворачивающегося сцена за сценой. Художник показывал предмет не таким, каким видел его, а стремился отразить сразу все его характерные признаки. Предметы изображались как бы прямо и сбоку. Поэтому египетский рисунок необычен на наш взгляд: голова, локти и низ тела повернуты, плечи и глаз нарисованы прямо. Всем фигурам присуща величавая неподвижность, надмирное спокойствие, что являлось воплощением идеи постоянства, вечности загробной жизни.

Египетское искусство существовало в жестких рамках канона (системы точных правил изобразительного искусства). Художественный эффект в каноническом искусстве достигался за счет незначительного варьирования форм внутри канонической схемы. Дальнейшее развитие эти приемы найдут в искусстве и эстетике Средневековья. Однако в развитии древнеегипетского искусства были периоды, внесшие значительный вклад в становление его самобытности. Так, особое место в культуре Нового царства отводится амарнскому периоду, когда создается совершенно новое как по форме, так и по содержанию искусство. Сюжеты передают повседневную жизнь царской семьи, индивидуальные портретные черты, интимные переживания, возникает новая форма некультовой пластики (скульптурный портрет Нефертити). В это время расцветает любовная лирика и появляются пародии. Расцвет амарнского искусства был кратким, однако оно повлияло на всё последующее развитие египетского искусства, в котором светские сюжеты заняли впоследствии прочное место.

Искусство как искание и выявление одного только прекрасного было неизвестно в Древнем Египте. Древний египтянин любил красоту в природе, он хотел быть окруженным такой красотой у себя дома и за его стенами. Было стремление придать красоту всем предметам, но эти предметы служили какой-нибудь полезной цели. Так, в скульптуре преобладало практическое начало: великолепные статуи были сделаны не для украшения рыночной площади, а для того, чтобы быть замурованными в гробницах, где они могли быть полезны для умершего в загробной жизни. Этой же цели служила и настенная живопись в гробницах.

В Древнем Египте все специальные знания концентрировались в небольшой группе жрецов. В частности, достаточно развитыми были астрономические знания (например, знание периодичности солнечных затмений), математические знания (например, создание десятеричной системы исчисления, оригинальной, антропоцентричной системы мер длины), медицинские знания (например, описание симптомов болезней, способов их лечения, типологизация болезней). Древние египтяне совершили целый ряд важных изобретений. Они изобрели часы (солнечные, водяные, песочные), внесли существенный вклад в развитие хирургии, создали плуг, лопату, мотыгу, составили один из первых календарей.

Природный ритм оказал огромное влияние на развитие египетской цивилизации. Для предсказания наводнений был создан довольно надежный календарь. Было замечено, что разлив Нила наступает сразу же после того, как на ночном небе появляется Сириус – ярчайшая звезда. Восход Сириуса дал египтянам возможность оценить промежуток времени между двумя разливами Нила. Первоначально они определили длину года в 360 дней. Оставшиеся пять дней приобрели религиозный, культовый характер, они праздновались в конце года как время рождения богов. Создание такого календаря свидетельствует о довольно высоком уровне астрономических знаний в Египте.

Египтяне создали своеобразную систему письма, включавшую в себя и идеографические (обозначающие понятия), и фонетические (обозначающие звуки) знаки. Первоначально каждый иероглиф соответствовал слову или даже целому понятию. Текст представлял собой комбинацию из идеограмм и фонограмм. Свитки, на которых производились записи, изготовлялись из папируса, росшего в болотистых низменностях Нижнего Египта. Писцы играли в египетском обществе роль верховных контролеров, которые должны были регистрировать любого рода информацию – от предсказаний урожая до штрафов, налагавшихся на преступивших закон. В целом, труд писцов имел огромное значение для сохранения и передачи египетской культуры.

 

 

8. Социальная организация

Древнеегипетское государство имело черты централизованной деспотии, опиравшейся на разветвленный бюрократический аппарат, чьей основой являлись обширные ресурсы земли, рабочей силы и продуктов питания.

Институт власти фараона сложился в Египте в период объединения Верхнего и Нижнего Египта. Фараон являлся главой государственной и военной власти, верховным собственником земли, которую жаловал своим чиновникам, храмам и лично жрецам, главой культа и посредником между землей и небесами. Религиозный институт был неразрывно связан с институтом власти. Одной из главных функций царской власти была организация оросительной системы в Нильской долине и поддержание ее в порядке.

В Египте были сильны традиции матриархата. Первоначально право на престол передавалось по женской линии, и многие фараоны были вынуждены заключать браки со своими родными или двоюродными сестрами, чтобы их власть признавалась законной.

Уже в период Древнего царства в Египте сложилась раз­витая, всеохватывающая и строго иерархированная система администрации, которая, по сути дела, заполонила собой все сферы жизни. Наместниками фараона чаще всего назначались его родственники. Они управляли провинциями и одновременно, владея пожалованными или принадлежащими им землями, являлись крупными собственниками. Это придавало египетской деспотии патриархальный характер.

Высший уро­вень власти являл собой разветвленную и специализированную систему управления. Во главе ее стоял министр чати (джати), должность которого возлагалась на одного из самых близких родственников фараона или наиболее титулованного сановника-вельможу. Чати держал в своих руках все рычаги администрации и лично возглавлял судебное ведомство, протокольное (архивы, документация и т.п.), государст­венную сокровищницу, отвечал за деятельность централизованных хранилищ и мастерских, за организацию крупных строительных про­ектов, включая возведение пирамид, наконец, за деятельность регио­нальной и местной администрации. Ему подчинялись руководители специализированных управлений, каждое из которых имело свой штат и подразделения.

Уже во второй половине IV тыс. до н.э. древнеегипетское общество несло явные черты глубоко зашедшей дифференциации. В этот период возник и институт рабства. Тем самым, наметились контуры основных прослоек древнеегипетского общества: 1) потомки родоплеменной знати, жречество, титулованное и нетитулованное чиновничество, воинство; 2) крестьяне и ремесленники; 3) зависимые подневольные – слуги царя, а также увеличивающаяся прослойка рабов.

При всем спектре полномочий фараона, успешное достижение политической стабильности в египетском государстве зависело от того, насколько умело он сможет балансировать между выгодами господствующего класса общества и своими собственными интересами.

Светская номовая знать, владевшая землями, пожалованными за службу фараону, и наследственными землями («личный дом»), была силой, оспаривавшей власть у фараона. Особенно укрепляла свои позиции во времена смут, создавая деспотии в миниатюре. Однако отсутствие сильно единоличной власти тут же сказывалось на экономическом состоянии страны, что снова вызывало острую необходимость в централизации.

Жреческое сословие на протяжении всей истории Египта представляло опасность для фараона как сильнейший конкурент за реальную власть в государстве. В отличие от светских владык жреческое сословие практически не знало внутренних расколов. Жрецы были хранителями тайных знаний, поэтому тайная борьба между фараоном, его приближенными и мощной корпорацией жрецов отличалась крайней жестокостью и изощренностью. Фараоны, опасаясь влияния светской аристократии, задабривали жрецов, отдавая им в собственность земли и города.

Высокое положение в обществе занимал многочисленный аппарат чиновников всех уровней, необходимый для управления государством. В период Среднего царства появился новый пласт работников, который полностью состоял из нетитулованного чиновничества. Данный слой сформировался из людей незнатного происхождения, которые привыкли повиноваться и не претендовали на то, чтобы вершить большие дела. Благодаря нетитулованному чиновничеству вокруг фараона сформировался «защитный барьер», что давало ему возможность сохранить свои политические позиции.

Особую категорию составляли воины, находившиеся на постоянной службе и получавшие снабжение от государства. После удачных походов устраивалась раздача земель, рабов, кроме того, воины жили за счет разграбления захваченных земель. В мирное время их часто привлекали к тяжелым работам.

Крестьянская община была поглощена властью и входила в состав царских, храмовых и вельможных хозяйств. При этом община не исчезла полностью, а постепенно трансформировалась в постоянные сельские поселения.

Слуги царя – «хемуу» были лишены прав собственности на оружие и средства производства, но владели небольшим личным имуществом. Их труд использовался в царском, храмовом и частном хозяйстве, за что они получали скудное пропитание.

В эпоху Нового царства, в связи с развитием частного землевладения, товарно-денежных отношений, с расширением внутреннего и внешнего рынков, из «слуг царя» выделилась новая социальная группа – торговцы. Развитие хозяйства позволило торговцам и ремесленникам за счет продажи продукции на рынке значительно повысить свой статус. Началось постепенное размывание сословных границ в древнеегипетском обществе, в котором главную роль для занятия положения и получения влиятельного социального статуса каким-либо членом общества играло не только происхождение, но и материальное благосостояние. Зародилась новая категория египетского общества «немху», правовой статус которых мог варьироваться от низшего к более высокому. В эту категорию входили земледельцы, ремесленники, воины, мелкие чиновники.

Рабы – «баку» («говорящие орудия»), известные еще в эпоху Древнего царства, формировались как из внешних (военнопленные), так и внутренних (бывшие соплеменники) источников. Они становились собственностью центральной и местной власти, знати, храмов, ремесленников, составляли лишь часть личного имущества собственника и могли быть куплены или проданы. Особенно широко труд рабов применялся во времена Нового царства, хотя основным производителем материальных благ по-прежнему оставалось трудовое население Египта, обложенное повинностями.

 

9. Материальная культура

Египетская цивилизация возникла на основе «бассейнового» урегулирования разливов Нила. Экономика основывалась на надежном и продуктивном земледелии, что обеспечивалось привязанностью к природному циклу.

Выращивали главным образом зерновые: полбу, из которой пекли хлеб и ячмень для изготовления пива. Они составляли основу рациона и хорошо сохранялись. Главными техническими культурами были лен, сильно истощавший почву, но необходимый для изготовления множества вещей, от канатов до тончайших тканей, а также бывший предметом экспорта папирус – болотное растение (неизвестно, было ли оно культурным или дикорастущим). Корни употребляли в пищу, а из стеблей делали всевозможные предметы: от лодок и циновок до писчего материала. Кроме того, на небольших участках выращивали разнообразные фрукты и овощи, воду приходилось носить из реки в горшках, так как вплоть до середины II тыс. до н.э. никаких механических приспособлений для подъема воды не существовало. Водоподъемные «журавли» для поливки огородов стали широко применять в эпоху Нового царства. Некоторые растения, например, финиковые пальмы, плоды которых созревали в конце лета, забирали воду из подпочвенного слоя и не требовали дополнительного ухода. Основной масличной культурой был кунжут. В эпоху Среднего царства наблюдался значительный подъем всего сельского хозяйства за счет освоения новых площадей и появления более удобного плуга, который был усовершенствован в эпоху Нового царства. Благодаря масштабным работам по мелиорации, дельта Нила стала центром садоводства, виноградарства и пчеловодства.

Органическим дополнением земледелия было разведение мелкого и крупного скота (коров, овец, коз, ослов, свиней), особенно на обширных затопляемых пространствах Дельты, изобилующих сочными травами. В эпоху Среднего царства были выведены новые породы крупного рогатого скота, а также тонкорунных овец, дававших ценную шерсть. В эпоху Нового царства особой отраслью животноводства стало коневодство. Мясо крупного рогатого скота занимало сравнительно небольшое место в рационе питания, зато на болотах охотились на птиц, а Нил в изобилии давал рыбу, служившую главным источником животного белка для большинства населения.

Характер и продуктивность пойменного земледелия позволяли в летние месяцы высвобождать множество рабочих рук для общественных работ, а также способствовали развитию определенных проф









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.